Методические Рекомендации Для Судебных Экспертов 2023

Методические Рекомендации Для Судебных Экспертов 2023

Рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России. Они могут быть использованы другими экспертными организациями и специалистами при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

Рекомендации содержат типовые методики по определению и фиксации повреждений транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков транспортного средства), а также методики определения стоимости (оценки) транспортного средства, оценочные процедуры определения стоимости транспортного средства, а также пример оформления результатов оценки.

Методические рекомендации вступили в силу с 1 января 2023 года. Одновременно прекращено действие методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (в ред. от 22.01.2023).

4.5.5. В некоторых случаях (работа по договору со страховыми компаниями, ремонтными организациями: составление смет ремонтных работ, служащих основанием для оплаты услуг ремонтной организации), когда целью расчета является определение стоимости ремонта в конкретной ремонтной организации, расчет может быть выполнен по условиям указанной ремонтной организации (по указанным расценкам).

Для правильного решения поставленных вопросов эксперт должен четко понимать предмет спора, разрешаемый судом, поэтому необходимо особо тщательно изучать исковое заявление, с которого начинаются материалы гражданских и арбитражных дел, а также другие материалы дела.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра АМТС, эксперт должен заявить ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра АМТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

5.1.10. Если при определении стоимости объекта исследования (оценки) использовалось несколько подходов, то результаты, полученные по каждому из них, согласовываются. Целью согласования является определение наиболее вероятной стоимости объекта исследования (оценки) через взвешивание преимуществ и недостатков примененных подходов. Согласование позволяет определить окончательную величину стоимости.

4.4.2. При определении стоимости деталей, узлов, агрегатов и при составлении заключения эксперт должен указывать не только наименование заменяемых деталей, узлов и агрегатов, но и их номера по каталогам завода-изготовителя (производителя аналогичных комплектующих), поскольку цена зависит от варианта их исполнения и фирмы-производителя.

2.10 Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и т.п.), подписываются экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследования, заверяются печатью СЭУ, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, рекомендуется хранить в СЭУ на бумажных носителях в виде наблюдательного производства. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

2.11 Заключение и материалы, иллюстрирующие его (приложения), составляются в двух экземплярах, первый из которых с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.

2.7 При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это рекомендуется указывать в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами заключение целесообразно оформлять в соответствии с настоящих Рекомендаций.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким, тесно связанным между собой, вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.

2.8 При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы заключение составляется учреждением, организующим работу комиссии экспертов, на основе обобщения и оценки результатов исследований, самостоятельно проведенных экспертами, и подписывается в соответствии с , настоящих Рекомендаций.

при определении средней цены предложения недопустимо использование цен на АМТС, заведомо отличающиеся по конструкции, состоянию и комплектации от рассматриваемого (среднего) варианта. В случае существенных различий между ОИ и его аналогами эксперт должен руководствоваться п. 5.3.1.2 «б»;

5.3.1.1. Рыночная стоимость (стоимость покупки) АМТС зависит от различных факторов: потребительских свойств АМТС, наличия в регионе представителя изготовителя, наличия сети технического обслуживания данной марки АМТС, уровня цен на запасные части, на работы по обслуживанию и ремонту АМТС данной марки; престижности марки, конъюнктуры рынка; географического положения и общей экономической ситуации в регионе и т.п.

5.3.1.5. Рассчитанная средняя цена предложения является в данном методе исходной ценой . Средняя цена предложения должна быть скорректирована, если при покупке возможен торг. Поэтому после корректировки на торг составит 0,90 0,95 от средней цены предложения (помимо корректировки по состоянию, пробегу и комплектности АМТС):

5. Пробег для автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании, принимать на основании показания одометра только в случае предоставления гарантийной или сервисной книжки. Для автомобилей, бывших в употреблении, значение фактического пробега принимается в случае предоставления аукционного листа на данный автомобиль.

10. Определение величины утраты товарной стоимости и стоимости годных остатков производить в соответствии с методическими рекомендациями «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» М., ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2013 (с изменениями и дополнениями или в новой редакции).

8. Работы, связанные с восстановительным ремонтом, принимать на основании программных продуктов, разработанных на основании действующей нормативно-технической и технологической документации завода-производителя ТС (программные продукты Audatex AudaPad Web, AutoSoft, «ПС:Комплекс» и др.).

Для приведения расчетной базы по определению стоимости восстановительного ремонта ТС при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств к единой форме, в соответствии с требованиями Положения № 432-П от 19.09.2014 Банка России «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», Положения № 433-П от 19.09.2014 Банка России «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», а также в соответствии с требованиями Методических рекомендаций для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», утвержденных в 2013 году по решению научно-методического совета РФЦСЭ при Минюсте России М., ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2013 (с изменениями и дополнениями или в новой редакции), руководствоваться следующими условиями:

Для случаев превышения расчета величины страхового возмещения (страховой выплаты, величины ущерба) за пределы лимита ответственности, предусмотренного законодательством об ОСАГО, расчет величины возмещения ущерба производить в соответствии с Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 58 от 26 декабря 2023 года.

О действии во времени новой методики проведения судебных автотехнических экспертиз

К сожалению, не каждому юристу известно, что с 01 января 2023 г. решением секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ введены в действие новые «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая.

Возникает вопрос, какие Методические рекомендации подлежат применению для установления величины ущерба, возникшего в результате ДТП, произошедшего до введения в действие новых Методических рекомендаций, если судебная автотовароведческая (автотехническая) экспертиза назначена после 01 января 2023 г.

Таким образом, изданные в 2013 г. (с изменениями от 2023 г.) прекратили свое действие и не могут применяться государственными судебными экспертами и экспертами, прошедшими соответствующую добровольную сертификацию в системе Минюста России, при производстве судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований объектов и событий, имевших место до 01 января 2023 г.

Методические рекомендации по оценке стоимости юридических услуг по представительству интересов в судах

Понятно, что Методические рекомендации как первый в своем роде документ подобного характера имеет мощный маркетинговый эффект. Однако это, конечно, совсем не про “срубить денег по-легкому”. Будем считать, что большинство колких комментариев — от зависти к создателям этого маркетингового “ракетного топлива”, ведь Методические рекомендации будут так или иначе использоваться на практике.

Никто не запретит по-прежнему пользоваться в суде презентациями Анны Смолы или Елены Трусовой, расчетом коэффициентов сложности дел для судей, использовать данные адвокатских палат или Росстата (не верю в этот инструмент), а также всякие методики трудозатрат экспертов при работе с документами (не знаю, что это такое, но говорят, что такое есть и это утверждено Минюстом или каким-то еще госорганом).

Дополнительно будет довольно удобно также сослаться на документ с подписями и печатями — Методические рекомендации. Кроме того, если в деле фигурирует отчет оценщика, то он будет выглядеть солиднее в глазах судьи, если будет понятно, что оценка проводилась не на основе некой собственной методики, а в соответствии с методическими рекомендациями саморегулируемой организации.

Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Еще почитать --->  Постановление Правительства Астрахани Матери Одиночки

Рост количества автомобилей и автомобилистов влечёт за собой и соответствующий рост дорожно-транспортных происшествий, в которых очень часто необходимо установить фактический размер материального ущерба, нанесенного владельцу транспортного средства, а также фактический размер страхового возмещения.

Наряду с производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам, значительную часть деятельности экспертов-автотовароведов РФЦСЭ занимает составление актов оценки транспортных средств физическим лицам для органов нотариата при оформлении наследства. Данный вид деятельности регламентируется подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ.
Информационное письмо нотариусам

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
  • установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
  • определение износа транспортного средства, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;
  • определение размера страхового возмещения.
  • транспортные средств в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
  • программные комплексы;
  • данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

Возникает вопрос, какие Методические рекомендации подлежат применению для установления величины ущерба, возникшего в результате ДТП, произошедшего до введения в действие новых Методических рекомендаций, если судебная автотовароведческая (автотехническая) экспертиза назначена после 01 января 2023 г.

К сожалению, не каждому юристу известно, что с 01 января 2023 г. решением секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ введены в действие новые «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая.

Таким образом, изданные в 2013 г. (с изменениями от 2023 г.) прекратили свое действие и не могут применяться государственными судебными экспертами и экспертами, прошедшими соответствующую добровольную сертификацию в системе Минюста России, при производстве судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований объектов и событий, имевших место до 01 января 2023 г.

Методические рекомендации

Пособие посвящено одной из самых востребованных в настоящее время в уголовном, гражданском и арбитражном процессах экспертизе – установлению времени (даты) заполнения документа, рассматриваемой в рамках судебно-почерковедческой экспертизы, где объектом исследования является подпись

Пособие написано на основе анализа литературных источников, посвящённых вопросам назначения и производства трасологических экспертиз следов животных, обобщения опыта проведения данных видов судебных экспертиз в экспертных подразделениях правоохранительных органов. В пособии изложена технология их выполнения, рассмотрены особенности проведения отдельных видов трасологических исследований.

Письмо Минюста России от N 23-301; О Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

4 декабря 2014 года в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России состоялось заседание секции по судебной автотехнической экспертизе научно-методического совета РФЦСЭ, где, в том числе, были рассмотрены вопросы, связанные с порядком использования в экспертной практике Положения Банка России N 432-П от 19.09.2014 «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

1) Рекомендовать судебным экспертам и экспертам, прошедшим добровольную сертификацию в СЭУ Минюста России, использовать «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» только при проведении судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по определению размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, или стоимости восстановительного ремонта в рамках договора ОСАГО (возмещение причиненного вреда в натуре).

б) сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ в информационных базах данных (справочниках) отличаются более чем на 10% от стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ, рассчитанных экспертом с учетом подходов и принципов, указанных в п. 7.2 Методики Банка России, по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.

При проведении судебных автотехнических экспертиз по установлению стоимости восстановительного ремонта вне ОСАГО (превышение лимита ответственности страховщика, иные виды страхования, нестраховые случаи) определять износ для всех запасных частей транспортного средства (в том числе для комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, для которых устанавливается нулевое значение износа при определении страховой выплаты в рамках ОСАГО), в соответствии с главой 5.2 действующих Методических рекомендаций для экспертов СЭУ Минюста.

4) При определении стоимости годных остатков с использованием формулы, указанной в п. 5.5 Единой Методики Банка России, использовать табличные данные из приложения 6 «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Методические рекомендации для судебных экспертов — М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2013.

— полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая;

Вторая часть содержит типовые методики по определению и фиксации повреждений колесных транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного колесного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков колесного транспортного средства).

— стоимость запасных частей, материалов и нормо-часа работ принимается на основании соответствующих справочников с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Единой методикой предусмотрены случаи возможного применения других источников информации о стоимости запасных частей;

01 января 2023 г., с одновременным прекращением действия методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», изданных в 2013 году (с изменениями от 2023 года), вступают в силу «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее — «Методические рекомендации»). Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Методические рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

— учет износа составных частей или расчет убытков без износа застрахованного имущества определяется договором о страховании, который должен быть предоставлен эксперту в качестве исходного данного. Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику расчета износа;

Методические рекомендации для судебных экспертов 2023

«Нас обвиняют и в нарушении прав граждан, и в потакании коррупционерам, а также в том, что лицензии будут стоить баснословных денег», — заявила «Ъ» Ольга Микляева. По ее словам, получаемый сейчас на добровольной основе трехлетний сертификат стоит 50 тыс. руб., а сама процедура прозрачна. Помимо этого, отмечает госпожа Микляева, некоторые из тех, кто так или иначе принимал участие в разработке и обсуждении этого законопроекта, пытались включить в него и свои интересы. Например, нотариусы и адвокаты просили наделить их полномочиями назначать судебные экспертизы. «Ни тех ни других среди уполномоченных их назначать нет. Да и каким образом адвокаты, например, смогут обеспечить чистоту исследуемых объектов — они же не имеют права изымать вещдоки», — отметила Ольга Микляева.

делу N 2-102/06 по иску П. к К. о возмещении вреда, причиненного ДТП, руководителем экспертного учреждения в соответствии со ст.14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.85 ГПК РФ.

Установить стоимость экспертного часа при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, в размере 2082 (две тысячи восемьдесят два) рубля 40 копеек (в том числе НДС) с 11.02.2023 (Приложение N 1).

2. Утвердить перечень платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам в действие по делам об административных правонарушениях (Приложение N 2) и ввести его в действие с 11.02.2023. 3. Стоимость производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае рассчитывать исходя из фактически затраченного времени.

Бумага передается в канцелярию суда, который будет заниматься разбирательством. Представители учреждения проверят иск на правильность заполнения. Если бумага составлена с соблюдением норм, ее примут. В случае наличия ошибок документ отправляется на доработку.

Методические рекомендации для судебных экспертов 2023

Увеличивается из года в год также количество совершаемых сделок с автотранспортом, имущественных споров и правонарушений. В этих случаях к экспертам-автотовароведам РФЦСЭ за помощью обращаются суды, нотариусы, следователи, дознаватели, юридические и физические лица. При этом проводятся судебные экспертизы и экспертные исследования.

М54 Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях опре­деления размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оцен­ки / Е. Л. Махнин, И. Н. Новоселецкий, С. В. Федотов и [др.]; науч, руков. С. А. Смирнова, В. Г. Григорян; М-во юстиции Рос. Федерации, Федер. бюджет, учреждение Рос. федер. центр судеб, экспертизы. — М.: ФБУ РФЦСЭ при Ми­нюсте России, 2023. — 326 с.

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
  • установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
  • определение износа транспортного средства, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;
  • определение размера страхового возмещения.
Еще почитать --->  Стаж Для Получения Ветерана Труда Костромской Области

В 2023 году в рамках темы № 5/2023 Плана основных научно-методических работ в области судебных экспертиз, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, РФЦСЭ были разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Методические рекомендации).

Настоящие методические рекомендации устанавливают методику проведе­ния автотехнических экспертиз и исследований по специальности 13.4 «Иссле­дование транспортных средств в целях определения стоимости восстановитель­ного ремонта и оценки» в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:

МР2023 не оспаривает саму возможность получения УТС и в принципе не является нормативно-правовым или законодательным актом. О необходимости компенсации УТС говорится во многих решениях ВС РФ. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации под номером 2 от 2023 года «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС» говорится, что такая выплата должна осуществляться и на это имеется гарантия договора. В п. 37 ППВС РФ 58 от 26.12.17 также оговаривается необходимость возмещения УТС.

Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
» (далее по тексту МР2023). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).

Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).

Но ни одно ППВС РФ не регламентирует методику оценки УТС. Если говорить об ОСАГО, то «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), используемая для целей ОСАГО не рассматривает расчёта УТС и для определения УТС используются другие методики.

Рекомендации содержат типовые методики по определению и фиксации повреждений транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков транспортного средства), а также методики определения стоимости (оценки) транспортного средства, оценочные процедуры определения стоимости транспортного средства, а также пример оформления результатов оценки.

Рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России. Они могут быть использованы другими экспертными организациями и специалистами при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

Методические рекомендации вступили в силу с 1 января 2023 года. Одновременно прекращено действие методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (в ред. от 22.01.2023).

Авторским коллективом ФБУ Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России, ФБУ Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России и ФБУ Приволжского регионального центра судебной экспертизы Минюста России разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».

В соответствии с решением Научно-методического Совета ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России указанные Методические рекомендации вступают в силу с 1 января 2023 года,
с одновременным прекращением действия методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», изданных в 2013 году (с изменениями от 2023 года).

В настоящее время обучение в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России по применению разработанных Методических рекомендаций среди экспертных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области прошли только сотрудники:
ФБУ Северо-Западного РЦСЭ Минюста России (191104, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 8);
ЧЭУ «ГОРОДСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» (191123, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д.18);
ООО «Центр судебных экспертиз Северо-Западного округа» (191104, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 21).

В связи со сказанным по заданию ПККН рабочая группа Комитета оценила ранее разработанные методические рекомендации и представила на утверждение Постоянному комитету, который их утвердил на своих заседаниях после подготовки окончательной редакции. Список утвержденных методических рекомендаций прилагается.

Верховный суд СССР, а затем Верховный суд РФ на своих пленумах, рассматривая вопросы судебных экспертиз в области контроля наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ специально оговорили, что «. для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные познания, суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями, полученными в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков».

19. О порядке приобретения в установленном порядке, хранения, учета, использования и передачи аналитических стандартных образцов и образцов субстанции фармакопейной чистоты наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, при формировании и ведении их натурной справочной коллекции в Экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел РФ.

Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ (утв

2.6. При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты, придя к общему мнению, составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов. При этом вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований. Кроме того, вопрос, поставленный по инициативе эксперта (ст. ст. 204 УПК, 77 ГПК, 86 АПК), приводится после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);

2.2. Сведения о поручении руководителем СЭУ производства судебной экспертизы эксперту (экспертам), разъяснении прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК) или об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в необходимых случаях за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 Уголовного кодекса Российской Федерации рекомендуется указывать перед вводной частью заключения.

В случае расхождения результатов повторной и предыдущей судебной экспертизы (экспертиз) копии заключения повторной судебной экспертизы с приложениями рассылаются в судебно-экспертное учреждение (учреждения) Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в Российский федеральный центр судебной экспертизы.

При производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы во вводной части указываются сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия, инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы, а также основания и мотивы ее назначения, содержащиеся в постановлении (определении).

СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Т.П. МОСКВИНА, А.И. УСОВ
Москвина Т.П., заместитель директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных служб Минюста России.
Усов А.И., заместитель директора Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России.
В адвокатской практике нередко возникает необходимость оценки достоверности заключений судебных экспертов, правильности выбранной методики, методов и средств исследования. Такая оценка всегда была затруднена в связи с отсутствием эталонов, стандартов, детальных описаний средств и методов исследования. Методики судебных экспертиз были достоянием ведомственных судебно-экспертных учреждений, нередко имели гриф «Для служебного пользования», что делало их недоступными не только для таких участников процесса, как потерпевший и обвиняемый, но и для адвокатов, выступающих в уголовном, гражданском и арбитражном процессе в качестве представителей или защитников. Законодательное закрепление принципа состязательности и равноправия сторон в отечественном судопроизводстве потребовало обеспечения доступа к судебно-экспертным методикам. На протяжении последнего десятилетия было достаточно много сделано для систематизации, унификации и стандартизации судебно-экспертных методик. О том, как эта работа ведется в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции России, рассказывают авторы.
В последние годы в Минюсте России много внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее — СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ, направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз, и приведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности).
Необходимо особо отметить, что в настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) не только традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических и экономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая, экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления — лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.
На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.
Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Механизм обеспечения такого единого подхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведение поверки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой является аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всех названных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря, паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебных экспертиз учреждения или специалиста, — дело будущего.
Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.
Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующих следствие иди суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.
Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:
определение компетентности эксперта путем прохождения им профессиональной аттестации;
применение при производстве судебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.
Учитывая развитие состязательного процесса в судопроизводстве, в том числе в области производства судебных экспертиз, негосударственные организации, выполняющие экспертизы и заинтересованные в повышении своего статуса, все чаще проводят работу по аттестации экспертов и подтверждению надежности применяемых методик, внедряют новые формы и методы подготовки экспертов, проводят их аттестацию и выдают квалификационные свидетельства. Кроме того, в различных системах стандартизации утверждаются экспертные методики, разрабатываются и внедряются системы качества, дающие право на соответствующую аккредитацию по одному из международных стандартов.
В целях обеспечения реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста России норм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.
Необходимо особо отметить, что в международной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное с аккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, уже длительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным на проведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопрос применительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт принят у нас в стране как ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Госстандартом России также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию по данному ГОСТу.
Подробное изучение данного стандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чем требования аналогичного международного «подстандарта» по судебной экспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос о порядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международного стандарта ИСО 17025 «Общие требования к судебно-экспертным лабораториям».
Анализ европейской практики в области организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдение подобных требований является одним из основополагающих условий деятельности и судебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сети судебно-экспертных учреждений.
Отмеченные особенности подхода к подтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальности проведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечения судебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертных исследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующих экспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинакового научно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности даст реальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатов при экспертном исследовании одних и тех же объектов.
Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы в общем случае может быть формой подтверждения органом, осуществляющим сертификацию, соответствия методического обеспечения требованиям нормативных правовых актов, призванных регулировать вопросы в области организации и производства судебной экспертизы.
В связи с тем что методы и средства судебной экспертизы в основном нацелены на применение специальных знаний в области науки и техники при отправлении правосудия, вопросы стандартизации и сертификации методов и средств решения конкретных экспертных задач регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со ст. 20 данного Федерального закона определены процедуры подтверждения качества в форме как обязательной, так и добровольной сертификации.
Необходимо отметить, что обязательная сертификация продукции, работ и услуг определяется Перечнем, утвержденным Постановлением Госстандарта России N 64 от 30 июля 2002 г., однако методическое обеспечение судебной экспертизы в этот Перечень не включено. Всесторонняя проработка проблемы позволила в полном соответствии с законодательством подготовить вопрос о создании системы добровольной сертификации методического обеспечения в РФЦСЭ при Минюсте России. За основу при разработке этой системы были взяты нормативные правовые акты Минюста России.
Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы была разработана и зарегистрирована как «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы — РОСС RU.В175.04ОЭОО от 2 марта 2005 г.». Названная система прошла аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России).
РФЦСЭ при Минюсте России определен Госстандартом как руководящий орган системы и орган по сертификации. При проведении данной аккредитации РФЦСЭ учитывалось прежде всего наличие государственной аккредитации как научной организации (имеется свидетельство N 5452 от 25 февраля 2004 г. — выдано Минпромнауки и технологий России) и лицензии на ведение образовательной деятельности (N 24 Н-0575 от 1 сентября 2000 г. — выдана Министерством образования России). Была учтена ведомственная нормативная правовая база, регламентирующая сертифицируемую область, а также соответствующие функции, предусмотренные Уставом РФЦСЭ при Минюсте России.
При подготовке пакета документов были разработаны соответствующие правила функционирования системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, которые зарегистрированы в Государственном реестре.
В рамках разработанной системы проводятся работы:
— по испытанию и выдаче рекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы;
— по оценке и подтверждению компетентности судебных экспертов в использовании методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы в рамках определенной экспертной специальности.
Объектами сертификации являются:
— экспертная методика (в том числе автоматизированная методика); методическое издание;
— учебные программы подготовки экспертов по экспертным специальностям;
— метод и средства судебной экспертизы.
Для регистрации участников системы, а также выданных, приостановленных и отмененных сертификатов и организационно-методических документов системы создан единый реестр.
Система предназначена для проведения независимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия как методического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям системы. Заявителем на сертификацию могут быть юридические или физические лица.
Задача сертификации в системе — повышение качества судебно-экспертной, научно-методической, образовательной, опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических и юридических лиц, а также повышение эффективности использования научно-технических достижений в области судебной экспертизы.
В заключение хочется отметить, что выбранный подход к оценке специальных познаний эксперта в области судебной экспертизы путем проведения сертификации научно-методического обеспечения сегодня позволит на должном уровне решать сложные теоретические и практические задачи с использованием специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, исключить возможные экспертные ошибки. Этот подход направлен прежде всего на обеспечение проведения всесторонних, научно обоснованных и объективных экспертных исследований в области производства как традиционных, так и новых видов судебных экспертиз и станет гарантом высокой компетентности государственных судебных экспертов.
ПРАВИЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(Извлечения)
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает цели, назначение, структуру, основные правила организации Системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы и правила проведения сертификации в системе.
Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы (далее — Система) образована государственным учреждением «Российский Федеральный центр судебной экспертизы» при Министерстве юстиции Российской Федерации. Местонахождение: 119034, г. Москва, Пречистенская набережная, д. 15, стр. 1.
Настоящий документ разработан на основе:
— Федерального закона от 27 декабря 2004 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
— Положения о регистрации системы добровольной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32;
— Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
— нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации по судебной экспертизе.
Настоящие правила являются основополагающим документом Системы, на основе и в развитие которого могут разрабатываться другие документы Системы, определяющие отдельные аспекты ее практического функционирования.
2. Определения
В настоящем документе используются следующие основные термины и определения:
Государственный судебный эксперт — судебный эксперт, являющийся работником государственного судебно-экспертного учреждения.
Государственное судебно-экспертное учреждение — специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Испытание (апробация) методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы — проверка на экспериментальном (а в случае положительного результата — на экспертном) материале положений и выводов научно-методических разработок, в результате которой

Еще почитать --->  Принципы завещания контрольная работа

Adblock
detector