Признание Связи Между Инвалидностью И Чернобыльской Аварии

Статья 29

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ
от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н
«Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы»

1. Утвердить прилагаемый Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5489; 2005, N 26, ст. 2650) приказываем:

2. Установить, что Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, утвержденное Госкомчернобылем России, Минздравом России, Минсоцзащиты России, Минобороны России, МВД России, МБ России, Минатомом России (письмо Госкомчернобыля России от 22 марта 1993 г. N ВД-8-1278) (зарегистрировано Минюстом России 29 марта 1993 г., регистрационный N 194), не применяется в отношении граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно части второй статьи 29 вышеназванного Закона, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК (с 1 января 2005 года федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы) через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 21.04.2005 № 289 было утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Согласно пункту 3 данного Положение межведомственным экспертным советом устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф и инцидентов.

В связи с этим полагаем, что при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания ветерана подразделения особого риска с воздействием радиации ему может быть установлена причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

Вышеназванный Закон является специализированным для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим полагаем, что при установлении данной категории граждан срока инвалидности федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы следует руководствоваться именно этим Законом.
Заместитель директора Департамента развития социальной защиты

Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2123-1 «О распространении действия Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: «увечье связано с аварией на ЧАЭС», для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

Оценивая конституционность данных изменений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на конституционном принципе равенства всех перед законом и вытекающем из него равенстве ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации. С конституционными предписаниями согласуется также то, что инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, не предоставляется возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия в отличие от лиц, получавших до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из заработка, которые вправе осуществить выбор — получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную из заработка, дохода, денежного довольствия.

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Еще почитать --->  Исковое заявление о праве на наследство по факту принятия

Иное истолкование оспариваемых норм вступало бы в противоречие не только с требованиями стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, запретом умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, но и с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предоставление гражданам возможности адаптироваться к вносимым изменениям и который должен соблюдаться при изменении законодателем ранее установленных условий социальной защиты, направленной на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан в связи с деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергетики (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П).

В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 8 статьи 3) была изложена в новой редакции статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в которой право инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размерах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности, было закреплено в пункте 15 ее части первой. Нумерация пунктов части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» названным Федеральным законом была скорректирована также в части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержание которой не претерпело изменений.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона в новой редакции, вступившей в силу 2 марта 1996 года, инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности.

Признание Связи Между Инвалидностью И Чернобыльской Аварии

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительности периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопросов об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «»О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»», в зависимости от категории гражданина необходимы документы:

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, = 2,5 * 3 626 рублей 71 копейка в месяц.

а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
б) о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в зонах радиоактивного загрязнения;
в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы;
г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости.

— гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
— гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Об обязании установить причинную связь заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской кат

Из акта освидетельствования (пункт 33) ФИО3 Номер обезличен от Дата обезличена года усматривается, что Решение экспертного совета и Решение военно-врачебной комиссии в Филиал Номер обезличен ФГУ «ГБ МСЭ по Владимирской области» ФИО3 представлено не было. л.д.60-64)

В судебном заседании ФИО3 поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, указав, что Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» является правопреемником ВТЭК, поэтому обязано установить причинную связь заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке.

экспертизы причин инвалидности»» «Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО “Маяк“; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО “Маяк“; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Причина инвалидности с формулировкой “общее заболевание“ определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении».

В соответствии со ст.7 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п.2, 25 Постановления Правительства №95 от 20.02.2006г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом», медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2023 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Еще почитать --->  Заявление В Вск По Осаго Возмещение Ущерба Здоровью В 2023 Году

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Эксперт отметила, что начиная с 2003 г. медико-социальные экспертные учреждения продлевали инвалидность чернобыльцам, но вопрос по определению (продлению) степени утраты трудоспособности экспертами не затрагивался. «Это давало незаконные основания снижать объем суммы возмещения вреда такой категории граждан и переводить инвалидов-чернобыльцев на суммы возмещения в твердых размерах в зависимости от имеющейся у них группы инвалидности, что на практике составляло гораздо меньшие суммы выплат, нежели те, которые ликвидаторы получали до введения изменений в законодательство», – указала Марина Сомова.

В обоснование своей позиции суды указали, что действующее правовое регулирование не предусматривает изменения размера возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности, а при введении в действие поправок в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, которые были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы до его вступления в силу (то есть до 15 февраля 2001 г.), было предоставлено право на сохранение ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме, но не право выбирать способ определения размера ежемесячных выплат в возмещение вреда.

Конституционный Суд опубликовал Постановление от 8 февраля 2023 г. № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с жалобой на которые обратился гражданин, в 1987 г. принимавший участие в работах по ликвидации последствий катастрофы.

Конституционный Суд подчеркнул, что законодатель, сообразуясь с конституционными нормами и принципами, предоставил равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после 15 февраля 2001 г.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд указал, что гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Выдача удостоверения инвалидам Чернобыльской АЭС В избранное

  1. Получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
  3. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующих поколений детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.
  4. Члены семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также семей умерших инвалидов, на которых распространились меры социальной поддержки, указанные статье 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.
  1. Получает копии документов и реестр документов из МФЦ:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел получателей государственной услуги);
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного представления оригиналов документов).
  2. Проводит сверку реестра документов с представленными документами.
  3. Проверяет сведения в ЭСРН.
  4. Пополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями из АИС ЭСРН.
  5. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  6. В случае необходимости обеспечивает подготовку и направление межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) Санкт‑Петербурга, исполнительные органы государственной власти (организации) субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти (организации), местные администрации муниципальных образований (в том числе иных субъектов РФ) о предоставлении необходимых сведений (документов), а также получение ответов на них.
  7. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  8. Формирует комплект документов для принятия решения Администрацией.
  9. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку распоряжения о выдаче удостоверения (о выдаче дубликата удостоверения).

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Все реквизиты бланка удостоверения (дубликата удостоверения) подлежат обязательному заполнению черными чернилами. Внесение исправлений в удостоверение (дубликат удостоверения) не допускается. Удостоверение с внесенными исправлениями считается недействительным.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости.

а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
б) о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в зонах радиоактивного загрязнения;
в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы;
г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

— инвалидам I группы — 2,5 * 7 253 рубля 43 копейки в месяц;
— инвалидам II группы — 2,5 * 3 626 рублей 71 копейка в месяц;
— инвалидам III группы, в том числе на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, в размере = (2,5 * 3 626 рублей 71 копейка в месяц + 1 208 рублей 90 копеек в месяц * на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более 3) — (1,25 * 3 626 рублей 71 копейка в месяц).

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, = 2,5 * 3 626 рублей 71 копейка в месяц.

Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «»О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»», в зависимости от категории гражданина необходимы документы:

Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

Еще почитать --->  Росгвардия проити тест охранника 4 разряда

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ.При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

  • проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов;
  • принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов (п. 4 Положения о МЭС).

До вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или участия граждан в действиях подразделений особого риска» от 26 января 2007 г. N 46 обязанность по установлению причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возлагалась на Медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, созданную в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» от 11 декабря 1992 г. N 958.

Гражданин, не согласный с заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий и заболеваний с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, имеет право обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса (п. 46 Положения).

  1. Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе федерального государственного учреждения «Российский научный центр рентгенорадиологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (117837, г. Москва, ул. Профсоюзная, 86), — обслуживание Центрального федерального округа, Российской Федерации в целом.
  2. Новосибирский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Государственного новосибирского областного клинического диагностического центра (630082, г. Новосибирск, ул. Жуковского, 98/2), — обслуживание Дальневосточного федерального округа и Сибирского федерального округа.
  3. Ростовский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Ростовского медицинского университета (344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29), — обслуживание Южного федерального округа.
  4. Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 4/2), — обслуживание Северо-Западного федерального округа и Приволжского федерального округа.
  5. Челябинский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Челябинской областной клинической больницы (454076, г. Челябинск, медгородок), — обслуживание Уральского федерального округа.

Признание Связи Между Инвалидностью И Чернобыльской Аварии

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. № 253 «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» установлен порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, а также лицам из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности указанным лицам с последствиями радиационного воздействия осуществляется межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями и медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
Заключения межведомственных советов, военно-врачебных комиссий и медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ о причинной связи заболевания (травмы, увечья) с последствиями радиационного воздействия являются основанием для вопроса об установлении причины инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, возмещения вреда, причиненного здоровью гражданам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае признания инвалидами вышеназванных лиц причина инвалидности при наличии заключений межведомственного совета о причине инвалидизирующих заболеваний (последствий увечья, травмы) устанавливается — » связано с последствиями радиационных воздействий «, а в отношении военнослужащих и военнообязанных — в точном соответствии с постановлением военно-врачебной комиссии. При этом одновременно определяется степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
Учитывая, что пенсия гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие радиационных воздействий, назначается в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18.06.92 в размере возмещения фактического ущерба либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, им также устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности.
Справка о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах выдается пострадавшему, выписка из акта освидетельствования во ВТЭК пересылается в орган, назначающий пенсию или выплачивающий ранее назначенную пенсию.
Переосвидетельствование инвалидов производится врачебно-трудовыми экспертными комиссиями через пять лет .
В случаях, если до направления на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС больной страдал профессиональным заболеванием или получил травму, по последствиям которых ему ранее устанавливалась степень утраты профессиональной трудоспособности, ВТЭК при освидетельствовании должна раздельно определить степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах для возмещения вреда, причиненного здоровью по последствиям профессионального заболевания или трудового увечья, и для назначения пенсии по инвалидности вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.
Вопросы причины смерти лиц, пострадавших от радиационных воздействий, в том числе принимавших участие в ликвидации последствий аварии на АЭС (независимо от времени пребывания), причины заболеваний и инвалидности населения, эвакуированного из зоны отчуждения в зоны отселения, проживающего в зоне отселения, в том числе детей, рассматриваются межведомственными экспертными советами (приложение 1 к указанию Минсоцзащиты РФ от 18.12.92 № 1-109-У).
(ч.10) Одновременно в связи с поступающими запросами, в дополнение к указанию Министерства от 11.09.92 № 1-76-У, сообщаем, что врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке (по любому заболеванию) без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;


граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 года участие в работах по ликвидации чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1986-1990 годах в работах по объекту «Укрытие» , а также младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений. (ч.10 Утратила силу письмом Заместителя Министра труда и социального развития РФ А.И. Осадчего № 7124-АО от 28.10.99 г)

Adblock
detector