Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи

Основным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

— Договор купли-продажи. Определялся регламент для следующего: продажа ценных предметов (напрмер скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной.

Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь еще одну побочную жену.

Законы Хаммурапи — свод законов старовавилонского периода, который был создан во времена царя Хаммурапи в 1750х годах до нашей эры. Один из самых древних памятников права в мире. Современные ученые исследователи делят Законы на 282 параграфа, которые регулируют вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, гражданского и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы в древности, а в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

Преступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. За преступления против семьи наказание — смертная казнь или членовредительство.

Какие из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи

Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.

Самым большим вкладом в развитие Вавилона стало создание государственных законов, которые были найдены археологами в 1901-1902 годах в столице стародавнего Элама – городе Сузы. Они были высечены на большом базальтовом столбе, который захватили эламиты во время набега на Вавилон.

Судья должен вынести решение на основании статьи №9 ЗХ. Покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Все свидетели должны рассказать перед Богом то, что они знают, и тогда продавец – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца. Так как нам не известно, предоставили ли покупатель и хозяин пропавших рабов свидетелей, то можно сделать дополнение: если покупатель не приведет продавца, продавшего ему рабов, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то по статье №10 ЗХ покупатель – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить вещь назад. По статье №11 ЗХ, если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, его должно убить. Статья №13 ЗХ дает право сторонам привести свидетелей в течение 6 месяцев. Если на 6-й месяц свидетелей не приведут, то наказание. Ст 279, 281, 282, 12

22. На поле Нур-Сина находилась плотина. Надеясь на ее хорошее состояние, он не производил никаких ремонтных работ. Однако, в плотине произошел прорыв, и земля всей общины была затоплена, что повлекло за собой гибель урожая. Несет ли ответственность за случившееся Нур-Син?

24. Муж подарил своей жене поле, дом с садом и движимое имущество, о чем был составлен соответствующий документ, скрепленный печатью. Через некоторое время после смерти мужа ее дети в судебном порядке потребовали ту часть имущества, которая им причитается. Решите спор.

10. Тамкар Курди-Иштар продал двух взрослых сыновей должника Шамаш-Гамиля, отрабатывавших долг своего отца в хозяйстве тамкара. По прошествии трех лет, Шамаш-Гамиль узнал об этом и потребовал их возврата. Поскольку тамкар отказался выполнить требование, Шамаш-Гамиль обратился в суд. Каково должно быть решение судьи на основании Законов Хаммурапи?

5. Авилум Мардук-Мубаллит нанял строителя Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом был уже построен, обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша. Какова будет санкция суда на основании Законов Хаммурапи?

18. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время военного похода. Пробыв 5 лет в плену, он был продан тамкару Иддин-Мардуку. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Балунда, от которого прижила двух детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?

Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи

Перечень законов Хаммурапи не предусматривал особого, юридически привилегированной позиции элитарных слоёв населения: дворцовой и храмовой верхушки, командующий армией — их права и обязанности перед страной не отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоев населения, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. Более дорого ценилась лишь честь представителей верхнего сословия вавилонского общества.

Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.

Еще почитать --->  Как составить завещание чтобы его не оспорили в Москве

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, — оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.

В судебном процессе также главную роль играла доказательства, предоставленные спорящими сторонами. При рассмотрении имущественных споров, особенно по сделкам о купле-продаже земли, займе, залоге, поклаже, требовалось представлять суду расписки, письменные договоры и другие документы. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

После этого проанализируйте основные виды преступлений и наказаний, встречающихся в документе. Ответьте на вопрос: Почему Судебник Хаммурапи практически не затрагивает преступления против государства и религиозных преступлений. Особое внимание следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Попытайтесь установить, рассматривает ли Судебник фактор вины правонарушителя, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необходимо также обратить внимание на назначение наказания в зависимости от принадлежности преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе, тяжести содеянного. [3]

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

до н. э., т. е. до I Вавилонской династии.
Позднее дочери были уравнены в наследственных правах с сыновьями. Вместе с тем при отсутствии у умершего нисходящих (детей или внуков) наследниками стали признаваться братья умершего, а при их отсутствии наследство стало переходить к братьям отца.
Если кого-либо из сыновей к моменту смерти наследодателя не оказывалось в живых, вместо них призывались к наследованию дети умершего сына — внуки наследодателя.
Дети наследовали имущество отца или матери поровну. Старший сын не имел никаких преимуществ перед остальными. Дети усыновленные наследовали наравне с собственными детьми умершего. Если у отца было две или несколько жен, то все дети наследовали поровну. Дети от рабыни, если отец признал их своими детьми, наравне с остальными детьми наследовали движимые вещи

Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи

Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и от¬дал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора, а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор об имуществе по Законам царя Хаммурапи?

Катур купил у своего соседа повозку, о чем стал сожалеть на следую¬щий день. Он обратился к соседу с просьбой расторгнуть сделку и вер¬нуть все в изначальное состояние: Катур возвращает соседу повозку, а тот деньги. Как должен быть разрешен спор по Законам Ману?

Какое из перечисленных видов наследования отмечены в законах хаммурапи

Женатые сыновья, получившие при жизни отца средства для предбрачного взноса — тирхату, обязаны были при разделе имущества отца выделить своим неженатым братьям помимо их доли средства, необходимые для уплаты тирхату (ст. 166). Дочь наложницы, получившая приданое при выдаче ее замуж, не участвовала в наследовании имущества отца (ст.

Дети наследовали имущество отца или матери поровну. Старший сын не имел никаких преимуществ перед остальными. Дети усыновленные наследовали наравне с собственными детьми умершего. Если у отца было две или несколько жен, то все дети наследовали поровну. Дети от рабыни, если отец признал их своими детьми, наравне с остальными детьми наследовали движимые вещи

О завещаниях законы Хаммурапи прямо не упоминают. Однако за наследодателем, несомненно, сохранялось право создавать преимущества в пользу одних наследников в ущерб другим. Так, например, ст. 150 предусматривает право вдовы передать нудунну любому из своих детей, ст. 165 предоставляет отцу право своим дарением, сделанным при жизни, увеличить долю какого-либо из сыновей в имуществе отца в ущерб остальным.

Дочь-жрица, получившая от отца приданое — шерикту, имела лишь право пользования этим имуществом, но не имела права отчуждать его, если только по условиям дарения отец не предоставил ей этого права. Поэтому по смерти отца предоставленное ей в виде шерикту недвижимое имущество переходило к ее братьям, а они обязаны были давать ей пропитание в соответствии с величиной ее доли. Если они отказывались это сделать, она вправе была использовать свое недвижимое имущество по-иному, но не вправе была его продавать, и по ее смерти оно переходило к ее братьям (ст. 178). Иное положение создавалось для жрицы, если отец, давая ей шерикту, вместе с тем предоставлял ей право распоряжаться им по своему усмотрению (ст. 179). Если дочь-жрица не получила от отца шерикту, она наследует отцу наравне с другими детьми, но она вправе лишь пользоваться, но не отчуждать свою долю, и по смерти ее эта доля переходит к ее братьям (ст. 180).

Имелись, однако, такие разряды жриц, представительницы которых получали не полную наследственную долю, а лишь Уз доли (ст. 181). Но при этом некоторые из них (жрицы бога Мардука), в отличие от всех других жриц, получали право не только пользоваться, но и распоряжаться своей наследственной долей (ст. 182).

Наследования по законам хаммурапи

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Женщина в Вавилоне не была бесправной; она могла, например, принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, а также занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало её равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для неё возможен лишь, как редкое исключение. Речь могла идти, прежде всего, о функциях в храмовой службе, которые сохраняли за собой женщины, принадлежащие к царскому двору или к высшим слоям общества. В семейной жизни женщина была в значительной мере подчинена мужчине.

Еще почитать --->  Список Документов Необходимых Для Подачи Документов На Подтверждение Статуса Многодетной Семьи

Законы Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н. э.

Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не продоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит. [1]

Древние законы
Один из самых подробных древних кодексов был составлен в 1758 г. до н. э. о Хаммурапи, царя Вавилона. Весь код, состоящий из 282 пунктов, был высечен в большой каменный столб, который был создан в храме вавилонского бога Мардука, чтобы он мог быть прочитан каждому гражданину.
Столба, потеряли на протяжении веков после падения Вавилона в 16 веке до нашей эры, был заново открыт французским археологом в 1901 году на развалинах города персидское Сузы. Слова Хаммурапи еще читаемыми. Колонна сейчас находится в Лувре в Париже.
Законы, установленные Хаммурапи были более обширными, чем те, которые ушли раньше. Они покрывали преступления, развод и брак, права рабовладельцев и рабов, урегулирование долгов, наследственных и имущественных договоров, не было даже положения о налогах и ценах на товары.
Наказания под кодовым часто суровы. Жестокий принцип мести не наблюдалось: око за око и зуб за зуб, а это означало, что преступники должны были получить — наказание именно те травмы и повреждения они нанесли на свои жертвы. Не только убийц, но и воры и клеветники грозит смертная казнь. И ребенок, который ударил его отец мог ожидать потерять руку, ударил удар. Код запрещены частные распри крови и запретили традиции, по которым человек может похитить и держать женщину, которую он хотел для своей невесты. Кроме того, новые законы были учтены обстоятельства правонарушителя, а также преступления. Так нижестоящих гражданина, который потерял гражданского дела будут оштрафованы меньше, чем аристократ в том же положении — хотя он также будет награжден меньше, если бы он выиграл.
Тем не менее, законы Хаммурапи представляли собой шаг вперед по ранее племенные обычаи, потому что наказание не может быть сложнее, чем преступление.
В седьмом веке до нашей эры, Draco1 составил первое письменное код Греции законов. Под кодом смерть Драко было наказанием за большинство преступлений. Законы Драко было шокирующе тяжелым настолько серьезными, что они были сказаны, были написаны не чернилами, а кровью. Таким образом, термин обычно применяется драконовские крайне жесткие меры.
Несколько десятилетий прошло, прежде чем Солон — поэт, военный герой и в конечном итоге законодатель Афин — разработал новый свод законов. Суд присяжных, древней греческой традиции, был сохранен, но порабощение должникам было запрещено, как и большинство суровых наказаний код Драко. В соответствии с законом граждане Солона в Афинах были переизбраны на собрании, и суды были созданы в которой они могли бы апеллировать на решения правительства. Солон пересматривается каждый закон, за исключением, что на убийство и сделали афинского права в целом более гуманной.

53 Хаммурапи, излагая свои благодеяния каждому городскому богу и каждой городской общине по отдельности, на символическом уровне рисует тем самым свою державу как своего рода личную унию всех городов-государств Месопотамии. По той же причине в перечне городов священный Ниппур и древнейший Эреду идут перед Вавилоном. Это, конечно, не мешало державе Хаммурапи быть унитарной, в высшей степени централизованной монархией (полную аналогию этому расхождению условности и реальности дает русский императорский титул с его отдельными царскими титулами для Казани и Астрахани и т.д.). Впрочем, реальность тоже отражена во введении ЗХ (там, где говорится о вечной царственности, укорененной в Вавилоне).

(§ 141) Если жена человека, которая проживает в доме человека, захочет уйти и начнет вздорничать, разорять свой дом и унижать своего мужа, то ее должны уличить, и, если ее муж сказал: «Я ее оставлю»,— он может ее оставить и ничего ей не дать с собой за оставление ее. Если ее муж сказал: «Я ее не оставлю», то ее муж может взять в жены другую женщину, а эта женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

(§ 178) Если жрице энтум, надитум или же зикрум 157 , которой ее отец дал приданое и написал ей документ, в документе, который он ей написал, он не записал, чтобы после ее смерти отдавать что останется куда ей угодно, и не дозволил ей совершать желаемое, то после того, как отец умрет, ее поле и ее сад могут забрать ее братья и по размеру ее доли они должны давать ей выдачи зерном, маслом и шерстью и удовлетворять ее сердце.

(§ 137) Если человек захочет оставить шугетум, которая родила ему детей, или же надитум, которая дала ему детей, то этой женщине должны вернуть ее приданое, а также ей должны дать половину поля, сада и имущества, и пусть она растит своих детей; после того, как она вырастит своих детей, ей должны дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям, а затем муж, который ей понравился, может взять ее замуж.

Пусть Шамаш — великий судья небес и земли, направляющий на верный путь всех живых существ, моя опора — сокрушит его царство, не разберет его тяжбы, запутает его дорогу, сотрясет до основания его войско; пусть определит ему при гаданиях плохое предзнаменование об уничтожении его страны; пусть его быстро настигнет злое слово Шамаша, пусть он исключит его из живых наверху и заставит его дух жаждать воды внизу, в преисподней.

Особое внимание законы уделили договору аренды земельных участков; по-видимому, арендой прикрывались особые отношения условного владения сельскохозяйственными угодьями. Арендатор обязан был добросовестно обрабатывать поля, в любом случае (есть урожай, нет ли) платить условленное за аренду. Арендодатель не имел права отнимать данное в аренду в первый год, даже если не получал платы. В договоре земельной аренды активно участвует тамкар, который предоставляет посреднические ссуды серебром в целях обработки полей.

Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если. »). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь. Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона: «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.

Еще почитать --->  Как Узнвть Лигон Ли Я Родительских Прав

ТЕМА 16

1. Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и от­дал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора, а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор об имуществе по Законам царя Хаммурапи?

10. Катур купил у своего соседа повозку, о чем стал сожалеть на следую­щий день. Он обратился к соседу с просьбой расторгнуть сделку и вер­нуть все в изначальное состояние: Катур возвращает соседу повозку, а тот деньги. Как должен быть разрешен спор по Законам Ману?

A)«Новым курсом» осуществлялись мероприятия по стабилизации про­мышленности с помощью специального государственного органа -Национальной администрации по восстановлению промышленности, а так же введение предпринимательскими ассоциациями самоогра­ничений различных отраслей промышленности, в установлении строго определенных норм производства и сбыта продукции, уровне цен, условий кредитования и т.д.;

Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих; мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.

Стела из древнего Элама, с записанными на ней законами Хаммураппи Хаммурапи был царем Вавилона (1792—1750 г.г. до н.э.), незаурядным государственным деятелем и удачливым военным организатором, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 г до н.э. он, в союзе с

до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность. Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то: Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий). Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.

Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий “Законов”, записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке .

4. Какие новые формы регулирования общественных отношений используют возникающие государства? а) закон; б) традиции; в) мораль; г) религию. 5. Понятие «Древний Восток» в исторической науке означает: а) часть света; б) цивилизацию; в) форму правления; г) название государства.

Развод для мужа был достаточно легким, хотя и требовал обоснования (бесплодие, расточительство, дурное поведение жены); жена имела право на развод лишь при наличии серьезных причин (длящаяся измена мужа, смена им места жительства, необоснованное обвинение жены в супружеской неверности).

Определенное развитие получил договор личного найма. В Судебнике подробно регламентировалась заработная плата. Устанавливалась строгая ответственность наемного работника за невыполнение условий договора. Нанесенный хозяину ущерб компенсировался высокими штрафами (обычно в 10 кратном размере). Если наемный работник был не в состоянии уплатить такой штраф, он подвергался мучительной смертной казни (разрывание тела на части).

При бездетности женщины муж мог взять наложницу (даже при безупречном поведении жены) ,а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть её», но при непременном условии возврата ей приданого. Супружеская неверность со стороны жены жестоко наказывалась (виновную бросали в воду). (ст. 129). Муж же мог не только взять себе вторую жену, если первую постигла болезнь, но и открыто сожительствовать с рабыней, которую ему предоставляла бездетная жена. Наконец, он имел право узаконить детей, рожденных от этого сожительства; такая рабыня не могла быть продана женой в другой дом, а после смерти хозяина получала свободу вместе с прижитыми детьми (ст. 171). Если муж, отправившийся в военный поход, попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у неё не оставалось средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена, жена должна была вернуться к нему. Вдова, оставшаяся с малолетними детьми, могла выйти замуж вторично только с разрешения суда; при этом ни она сама, ни её второй муж не могли распоряжаться имуществом, оставшимся от первого мужа, -все оно шло в наследство детям от первого брака.

К 3й группе относились преступления против семьи и нравственности: кровосмешение (связь матери с сыном, отца с дочерью), супружеская неверность (только со стороны жены), изнасилование, кража ребенка, увоз замужней женщины и др. Есть также упоминания о преступлениях, которые можно отнести к воинским (мародерство) и должностным (взяточничество судьи).

Купля-продажа оформлялись письменно, но в выдержанной форме, с перечнем свидетелей (2 – 3 и более) и приложением печати, тексты договоров писались на глиняных табличках, которые затем обжигались. Допускались купля-продажа в кредит или с рассрочкой долга оплаты. После уплаты покупной цены договор купли-продажи в течение одного месяца мог быть расторгнут при наличии серьёзных изъянов в вещи, преднамеренно скрытых продавцом (раб, страдающий эпилепсией).

Наследование из законов хаммурапи

Самым важным источником исследования Старовавилонского периода в жизни государства Месопотамия является свод законов «Законы Хаммурапи», признанный самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли и юриспруденции (рисунок 1). Люди занимались их переписью и изучением в Месопотамии более тысячи лет; этим обусловлено оказанное ими ощутимое влияние на формирование правового мировоззрения жителей не только Древнего Востока, но и всего мира Античности.

Вполне полноправной личностью с точки зрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина-хозяин, глава патриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений — такого законы называли авилум («человек»). Другую категорию в целом полноправных и свободных людей составляли мушкенум (от «падающий ниц», т. е. поступивший в услужение); они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского (государственного) фонда. Авилум в основном были подвержены действию обычного права, и законы регулировали только общие для всех либо очень своеобразные ситуации. Мушкенум же представляли предмет особой заботы и охраны царской юстиции. На условной социальной лестнице они стояли несколько особняком от авилум: законы «дешевле» оценивали их имущество, возможные телесные повреждения, взаимные оскорбления. Однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду храмовой и дворцовой, они платили только треть той суммы, что полагалась полноправным общинникам в случае развода с женой. Такие отличия были одновременно и привилегиями. Вероятно, это было связано с тем, что мушкенум порывали с общиной и выступали исключительно как единоличники, тогда как авилум сохраняли связи с общиной и могли рассчитывать на поддержку соседей и родственников в случае разных конфликтов.

Семейно-брачные отношения регулировались по законом Хаммурапи в виде брачного договора между женихом и отцом невесты. Приданое, которая была дана при замужестве женщине, не являлось собственностью мужа после смерти жены. Ее наследовали дети. В Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака являлись свободными.В древневавилонской семье господствует муж, он ведет общее хозяйство семьи. Он представляет ее в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. Для него не существует юридических препятствий для развода. Они существуют для жены. Для нее установлены 3 законных основания для развода: прелюбодеяние мужа, оставление им дома , неосновательное обвинение в неверности. В то же время жена сама вправе распоряжаться своим имуществом ,нажитым ею в браке, полученным по наследству , дарению и тд. мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться без её согласия.

Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Вот соответствующий пример: «Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню».

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1–5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) — правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26–41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42–67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) — торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127–195) — семейному праву; 7-й раздел (ст. 196–214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215–282) — правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Adblock
detector