Завещание патриарха алексия второго

Православный приход Петро-Павловского собора рополя Республики Крым

Вы будете жить в новой России. В той России, которая сейчас уходит, в России коммунистической, мы не только многое теряли, но нечто и приобретали. В частности, в условиях, когда внешняя, общественная активность была опасна, когда государство обжигало холодом, люди особенно учились дорожить теплом человеческого общения, теплом семейной жизни, учились мудрому умению жить миром своей собственной души. Люди боялись открываться всем — но зато до конца раскрывались перед немногими близкими. Люди испытывали голод правды и нехватку информации — но зато всей глубиной души честно переживали каждую крупицу правды.

Я — монах, и у меня нет семьи и нет детей. Но я знаю, ради чего я отказался от этой величайшей земной радости. Можно отказаться от любви к одному человеку и к тем, кто появляется на свет как плод этой любви, ради другой, большей любви — любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению всем людям. Но мне чрезвычайно горько видеть, как много молодых людей сегодня отказываются от детей ради совсем иных, абсолютно несоизмеримых целей — ради житейского «благополучия». И не просто отказываются от детей, а убивают их, не дают им даже родиться, убивая их в материнском чреве… Мир, в который вы вступите, может стать миром нераскаянных убийц, убийц, которые даже не поняли, что они совершили, на что они дали согласие. Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее.

Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир. Да, в Православии чрезвычайно много значат старцы, умудренные опытом духовные руководители. Но если кому из вас выпадет радость общения с подлинно духовным священником, со старцем, вы увидите, сколько молодости, сколько радости, света, внутренних сил и мира живет в нем. «Я пришел для того, — сказал Христос, — чтоб имели жизнь и имели с избытком». (Ин. 10. 10). И если молодость — это символ полноты жизни, то христианство — это поистине путь молодых.

Пусть вас не смущает то, что в наших храмах больше старушек, чем молодых. В Церкви есть место и для вас. И в вашей душе, в душе каждого из вас есть место, которое создал Бог для того, чтобы Ему Самому пребывать в вас. И если это место будет заполнено Богом Живым, а не идолами — в том числе идолом самолюбия и попечения о собственном благополучии, — то в вашей душе вы обретете и Мужество, чтобы перенести тяготы завтрашнего дня, и милосердие, чтобы их смягчить, и любовь, чтобы не бояться людей, нуждающихся в вашей заботе. Избави вас Бог от себялюбия и дай нам Бог дух молитвы!

Сегодня у нашего общества по сути нет общенациональных ценностей, а у людей, творящих новый образ жизни, нет религиозных вдохновений. Поэтому, боюсь, тяжким катком прокатятся перемены — необходимые и неизбежные перемены — по очень и очень многим судьбам, В той числе и вашим. Дай Бог вам мужества и терпения, умения самим переносить невзгоды, а главное — дай вам Бог умение замечать, когда вы сами причиняете боль другим.

Завещание патриарха алексия второго

Многие верующие и при жизни почитали его святым, ведь именно в годы его правления рухнул коммунистический режим, начался расцвет православия. И именно Алексий II уберёг Россию в 1993 году от новой гражданской войны, став посредником между президентом Ельциным и мятежным парламентом.

«Денег нет, но вы держитесь!» – такие слова могут сказать многие из паломников, приезжающих в Пюхтицкий монастырь. Среди них всё меньше знакомых мне лиц. Причина простая, как наш похудевший рубль: россиянам приезжать в Эстонию стало дорого, православных граждан Евросоюза тоже подкосил экономический кризис. В нынешнем году Пюхтицкому Свято-Успенскому ставропигиальному женскому монастырю исполнилось 125 лет, но юбилей отметили весьма скромно.

Управлять своим домашним хозяйством Алексий II взял монахиню Филарету из Пюхтицкого монастыря. И именно она (в миру ее зовут Александра Васильевна Смирнова) стала наследницей трехсот миллионов патриарха. Эта монахиня была рядом с ним многие годы, но сохранила тесную связь с родным монастырём, приезжала туда вместе с патриархом. А игуменья Варвара, руководившая Пюхтицкой обителью четыре десятка лет, была духовной матерью монахини Филареты.

«Тогда у будущего патриарха зародилось особое отношение к Пюхтицкому монастырю, которое потом проявлялось с его стороны всё время, – вспоминает митрополит Корнилий. – Власти хотели превратить обитель в дом отдыха, но Алексий был хорошим дипломатом, по его инициативе в Пюхтицкий монастырь стали приезжать одна за другой иностранные делегации. Закрывать монастырь, получивший международную известность, коммунисты не решились».

Эти птицы до сих пор гнездятся в округе: местам, где они появились на свет, журавли верны всю жизнь. Так и душа патриарха Алексия II всегда стремилась в Пюхтицкий монастырь. Впервые он побывал тут совсем маленьким, а в шесть лет, одетый в стихарь, прислуживал на богослужениях в здешнем Успенском соборе.

В день кончины Святейшего во время утренней службы в церкви села Устьянчики под Алапаевском огромными слезами заплакала икона преподобного Алексия, человека Божия. Капли божественного мира проступили на нимбе святого и потекли ручьем по лику. Потеки на святом образе заметила одна из прихожанок. Увидев, как по холсту маленькой струйкой сочится вода, она попыталась смыть капли, однако слезы появлялись снова. Так таинственно святой Алексий, человек Божий, предвестил о невосполнимой утрате. Весь православный мир, все святые скорбят…

Был упразднен Поместный собор как орган церковного управления и церковного суда, его полномочия переданы Архиерейскому собору — епископскому совету. Вопреки опасениям, это не привело к бюрократизации церковной жизни. Напротив, РПЦ обеспечила усиление административной автономности и самоуправляемости приходов за пределами России;

В тяжелые 90-е годы Патриарх не раз выполнял миссию миротворца, сводя конфликтующие стороны к переговорам. В октябре 1993 года ему не хватило буквально одного дня, чтобы предотвратить кровавые события в Москве. Алексий II запомнился миру своими миротворческими инициативами в ходе последних войн на Балканах, армяно-азербайджанского противостояния, конфликта в Преднестровье, событий на Северном Кавказе;

В мае 2007 года после многолетних трудных переговоров удалось покончить с почти 90-летним расколом в российском православии — произошло историческое объединение РПЦ и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), основанной эмигрантами, вынужденными покинуть страну после гражданской войны;

Однажды, когда мне было не больше пяти лет, я по какой-то причине оказалась дома совсем одна. Стояла у окна и плакала от страха, от того что чувствовала себя покинутой всеми и очень-очень несчастной. Вдруг ощутила, что меня кто-то очень осторожно обнял за плечи, как будто пожалел. В то же мгновение стало так хорошо, что даже оглядываться не хотелось, чтобы это обволакивающее прикосновение не кончалось. Оно было необычным – особенно теплым, проникшим насквозь. Помню, я почему-то нисколько не удивилась происходящему и тут же успокоилась, перестала глотать слезы…

Еще почитать --->  Северная надбавка 2023 год

При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны.

Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников — Синодальных отделов — в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.

Накануне интронизации, возведения на Престол Московских Патриархов, Святейший Владыка совершил панихиду на могилах своих предшественников и произнёс Первосвятительское слово, ставшее лейтмотивом всего его без малого 20-летнего Патриаршего служения: «В дни усобиц и смут они выступали как миротворцы и хранители национального единства. Будем учиться их ревности о православной вере, их терпению, смирению и любви».

В отличие от Денисенко, который, по свидетельствам многих знающих его людей, десятилетиями мечтал о Патриаршестве, митрополит Алексий (Ридигер) к власти не стремился и всегда воспринимал её именно как послушание. И когда в 1964 году будущий Патриарх, а на тот момент – 35-летний архиепископ Алексий, возглавил Управление делами Московской Патриархии (фактически став «церковным премьер-министром»), это удивило многих, в том числе и его самого.

Многие верующие и при жизни почитали его святым, ведь именно в годы его правления рухнул коммунистический режим, начался расцвет православия. И именно Алексий II уберёг Россию в 1993 году от новой гражданской войны, став посредником между президентом Ельциным и мятежным парламентом.

У Кирилла был жесткий разговор с экономкой Алексия, она поделилась частью заначек

«Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии. Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса», – написал Кураев.

Ранее игуменья Филарета подала заявление суд с требованием включить ее в список кредиторов «Внешпромбанка». Патриарх Алексий II составил завещание в 1976 году, назвав своей наследницей Филарету. Сейчас она является настоятельницей московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии.

Диакон добавил, что Филарета, вероятно, пропустила сроки, в которые составляются «списки кредиторов» при банкротстве банка, которые нужны для выплаты страховой компенсации.
«Если бы Филарета получила страховую выплату – она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится – значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла», – подытожил он.

«Это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не обо всех счетах и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным). Мы знаем, что спустя восемь лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном «Внешпромбанке» оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах восемь лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела – мы не знаем», – подчеркнул он.

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев в «Живом журнале» рассказал свою версию о происхождении около 300 млн руб. (приблизительно $4,7 млн) личных сбережений патриарха Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II (Алексей Ридигер), зависших на счетах лишившегося лицензии российского «Внешпромбанка».

Завещание патриарха алексия второго

«Согласно материалам Арбитражного суда Москвы, на счетах Внешпромбанка, у которого в начале 2023 года была отозвана лицензия, хранились личные сбережения покойного патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (Алексея Ридигера). Сейчас на них претендует наследница патриарха — настоятельница московского подворья одного из эстонских монастырей Александра Смирнова (игуменья Филарета), которая была ближайшей сподвижницей Ридигера с середины 1960-х годов.

В суде против Внешпромбанка интересы игуменьи Филареты представляет адвокат Кравцов. Он же представляет на процессе интересы сопредседателя «Союза православных женщин России» Анастасии Оситис. Она познакомилась с игуменьей Филаретой и будущим патриархом еще в 1970-х годах в Эстонии. Анастасия Оситис и ее дочь Ирина Федулова как минимум до 2008 года были акционерами Внешпромбанка. В приемной Оситис от комментариев отказались»

Кстати, устрицы, съеденные обычным богачем, тоже не могут быть переданы по наследству. Как и средства, потраченные им на круизный вояж. Или всевозможные услуги. Или машины, купленные им не в последние 2-3 года его жизни. Так что – все это не будем считать предметами роскоши?

В 2005 году в интервью изданию «Газета» Алексий II рассказывал, что послушание в резиденции патриарха несут монахини из Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря. «Руководит ими игуменья Филарета, которая свыше 40 лет ведет хозяйство. Она и подбирает домашний персонал», — говорил патриарх. Именно Филарета была первой, кто узнал о смерти Алексия II, — она нашла патриарха мертвым 5 декабря 2008 года.

Замечу также, что официальную зарплату себе епископы, как правило, назначают небольшую – чтобы исключить просьбы подчиненных им сотрудников епуправления о просьбе повысить им их зарплаты (даже патр. Алексий однажды именно так отреагировал на мою просьбу). Мол, не можешь же ты получать больше меня! То, что епископ живет вовсе не на зарплату, выносится при этом за скобки. Соответственно, и все их личные траты они делают не из заработанного ими. Это тот случай, когда «государственная» шерсть в принципе неотличаема от личной. И, значит, приобретаемая ими личная недвижимость – это трата именно церковных денег. Тех денег, которые священники отрывали от своих семей и своих приходов.

Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя. Боюсь, что сегодня человек воспитывается так, что он воспринимает самого себя как некое единое «чувствилище», услаждению которого должен служить весь окружающий мир. Я должен предупредить, что христианство иначе видит место человека в иное. Вспомните Распятого Христа, вспомните, как Он возлюбил мир. Или вспомните слова Пастернака о человеческой жизни: «Жизнь ведь тоже только миг, только растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье».

Вы будете жить в новой России. В той России, которая сейчас уходит, в России коммунистической, мы не только многое теряли, но нечто и приобретали. В частности, в условиях, когда внешняя, общественная активность была опасна, когда государство обжигало холодом, люди особенно учились дорожить теплом человеческого общения, теплом семейной жизни, учились мудрому умению жить миром своей собственной души. Люди боялись открываться всем — но зато до конца раскрывались перед немногими близкими. Люди испытывали голод правды и нехватку информации — но зато всей глубиной души честно переживали каждую крупицу правды.

Мне 62 года. Вам приблизительно в три раза меньше. Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, в котором я прошел всю свою жизнь за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка. Общество, в котором будете жить вы, будет более жестким. Я надеюсь, в нем будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жестко, всегда трудно.

Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир. Да, в Православии чрезвычайно много значат старцы, умудренные опытом духовные руководители. Но если кому из вас выпадет радость общения с подлинно духовным священником, со старцем, вы увидите, сколько молодости, сколько радости, света, внутренних сил и мира живет в нем. «Я пришел для того, — сказал Христос, — чтоб имели жизнь и имели с избытком». (Ин. 10. 10). И если молодость — это символ полноты жизни, то христианство — это поистине путь молодых.

Еще почитать --->  346 Косгу Что Относится

Общество, в которое вы войдете (или в которое введут вас), будет небывалым еще в истории. Это не похвала ему. Это предостережение вам. Дело в том, что впервые общества конкурентной экономики будет создаваться в УСЛОВИЯХ духовной разрухи. Общество рыночного хозяйствования в Европе возникло в среде строгого протестантского пуританизма, который давал моральную и религиозную оценку хозяйственной и социальной деятельности человека. В свою очередь, Католическая Церковь, вышедшая из Контрреформации более сильной, нежели она вошла в нее, помогала человеку избавиться от экономической «одномерности», напоминала ему, что и он и другие — прежде всего чада Божии, и лишь затем — предприниматели или работники. Это и много других необходимых духовных напоминаний может дать людям и наша Русская Православная Церковь. Но многие ли готовы услышать нас?

Послание Патриарха Алексия II

Свя­щен­ный Синод нашей Церкви отклик­нулся на эту обес­по­ко­ен­ность паствы, сде­лав 7 марта 2000 года осо­бое Заяв­ле­ние, в кото­ром при­звал ува­жать чув­ства веру­ю­щих и хра­нить хри­сти­ан­ское трез­во­мыс­лие. Оно ока­за­лось свое­вре­мен­ным, и за про­шед­ший год мно­гое в упо­мя­ну­той про­блеме про­яс­ни­лось, а мно­гое пре­тер­пело изме­не­ние. Госу­дар­ство со вни­ма­нием отнес­лось к голосу Церкви: состо­ялся вза­имно ува­жи­тель­ный и пло­до­твор­ный диа­лог Свя­щен­но­на­ча­лия и вла­стей пре­дер­жа­щих. Пер­вые плоды этого диа­лога одоб­рил Юби­лей­ный Архи­ерей­ский Собор, состо­яв­шийся в авгу­сте про­шед­шего года, кото­рый счел удо­вле­тво­рен­ной просьбу Церкви об изме­не­нии формы при­сво­е­ния нало­го­вых номе­ров. Ныне мы можем уве­ренно ска­зать, что вопросы, сму­щав­шие совесть веру­ю­щих в связи со вве­де­нием инди­ви­ду­аль­ных номе­ров нало­го­пла­тель­щика, бла­го­по­лучно раз­ре­шены, а резуль­таты дого­во­рен­но­стей между Цер­ко­вью и госу­дар­ствен­ными орга­нами, как мы наде­емся, будут закреп­лены в нор­мах закона.

Свя­той апо­стол Иоанн в своем посла­нии также гово­рит о наступ­ле­нии “послед­него вре­мени” и о том, что с самого начала бытия Церкви у нее появи­лись про­тив­ники ( 1Ин.2:18 ). Силы зла дей­ство­вали и про­дол­жают дей­ство­вать вокруг нас, но хри­сти­а­нам нечего стра­шиться. Свя­той апо­стол Петр нази­дает: “И кто сде­лает вам зло, если вы будете рев­ни­те­лями доб­рого?” ( 1Пет.3:13 ). Сам Гос­подь ска­зал Своим уче­ни­кам и после­до­ва­те­лям: “Да не сму­ща­ется сердце ваше и да не устра­ша­ется” ( Ин.14:27 ); “В мире будете иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир” ( Ин.16:33 ). А потому хри­сти­ане должны являть при­мер свет­лой и креп­кой веры в силу победы Хри­сто­вой. Цер­ковь за две тысячи лет сво­его зем­ного бытия не раз пере­жи­вала труд­ные вре­мена, когда ее тер­зали рас­колы и ереси или когда могу­ще­ствен­ные силы мира сего воз­дви­гали гоне­ния на хри­стиан. По чело­ве­че­скому разу­ме­нию, беды, обру­шив­ши­еся на нее, должны были ее уни­что­жить. Но этого не про­изо­шло по нелож­ному обе­то­ва­нию Хри­ста Спа­си­теля: “Сози­жду Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее” ( Мф.16:18 ). Мно­го­чис­лен­ные ереси и раз­де­ле­ния были побеж­дены, и ныне мы празд­нуем Тор­же­ство Православия.

Мы же с вами должны пом­нить, что мир и его исто­рия нахо­дятся в руках Божиих, а наше спа­се­ние, как и наша духов­ная поги­бель, не могут совер­шиться сами собой, по каким-либо внеш­ним при­чи­нам, без нашего лич­ного уча­стия. Только глу­бо­кая живая вера, созна­тель­ный духов­ный труд, дея­тель­ное сора­бот­ни­че­ство Хри­сту могут стя­жать нам спа­се­ние. И, напро­тив, только воль­ное и созна­тель­ное отре­че­ние от Гос­пода и Спа­си­теля при­во­дит к поги­бели. Поэтому судьба мира и судьба нашего Оте­че­ства сего­дня в зна­чи­тель­ной сте­пени зави­сит от нас, хри­стиан, от нашего духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния, от нашей молитвы и пока­я­ния, от нашей спо­соб­но­сти нести бла­гую весть и тво­рить дела милосердия.

Мы только что пере­шаг­нули сим­во­ли­че­ский рубеж XXI сто­ле­тия, оста­вив в про­шлом, пожа­луй, самый тра­ги­че­ский век. Он знал гоне­ние и воз­рож­де­ние Церкви, радо­сти и горе­сти народа. В этом веке про­изо­шли мно­гие пере­мены в жизни людей. Раз­ви­ва­лись науки и тех­но­ло­гии, неко­то­рые плоды кото­рых вызы­вают у веру­ю­щих смя­тен­ные чув­ства, а ино­гда – страхи и опа­се­ния. Так, в цер­ков­ной среде воз­никла дис­кус­сия по поводу вве­де­ния в нашей стране новой тех­ни­че­ской системы нало­го­вого учета, в эле­мен­тах кото­рой неко­то­рые усмот­рели при­знаки послед­них времен.

Но нелишне напом­нить: одна из при­чин рас­ко­лов и нестро­е­ний состоит в том, что отдель­ные хри­сти­ане и даже пас­тыри дер­зостно почи­тают себя непре­взой­ден­ными зна­то­ками цер­ков­ного уче­ния, непо­гре­ши­мыми тол­ко­ва­те­лями Свя­щен­ного Писа­ния, судьями Церкви, носи­те­лями неко­его осо­бого дара, пре­вы­ша­ю­щего дан­ное Богом в Таин­ствах Кре­ще­ния и Свя­щен­ства. Сего­дня такие “рев­ни­тели не по разуму” не сознают опас­но­сти при­дать своим огра­ни­чен­ным суж­де­ниям харак­тер “обще­цер­ков­ного учения”.

Кураев пролил свет на наследство Алексия

По мнению Кураева, в 1976 году, когда Алексий составил завещание, он еще не был богат. Лишь после распада СССР состояние патриарха начало расти. Дьякон предполагает, что претендующая на его наследство игуменья Филарета просто выполняла обязанности доверенного лица и ездила от имени Алексия по банкам.

По мнению дьякона, найденные на счетах Алексия миллионы не могли быть «черной кассой» церкви, так как в этом случае его апологеты уже предъявили бы документы о том, на что были потрачены деньги. Кураев отмечает, что патриарх делал накопления исключительно «во имя свое», то есть для личного пользования.

Именно таким образом монахиня и узнала информацию о счетах патриарха. «Но вновь скажу: это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней (Филарете. – Прим. ред.) наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не про все счета и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным)», – пишет Кураев в своем блоге в «Живом Журнале».

Напомним, ранее стало известно, что игуменья Филарета обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием включить ее в список кредиторов Внешпромбанка, лицензия которого была отозвана в текущем году. Монахиня утверждает, что является наследницей состояния Алексия II. По информации игуменьи, на его счету в кредитной организации находилось 300 миллионов рублей.

Наследство патриарха алексия 2 откуда

Патриарху наследует игуменья московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря Филарета (мирское имя – Александра Смирнова), ближайшая сподвижница покойного патриарха с середины 1960-х годов. Арбитражный суд Москвы включил требования игуменьи в реестр кредиторов банка и частично удовлетворил ее требования.

В статье, которая опубликована в восьмую годовщину кончины патриарха, говорится, что на счетах во «Внешпромбанке» находилось около 300 млн рублей, принадлежащих патриарху — 2,92 млн долларов, 8829 евро и 9,37 млн рублей. Игуменья Филарета претендует на эти деньги согласно завещанию, которое патриарх составил еще в 1976 году.

Еще почитать --->  Может ли банк обратить взыскание на подаренную машину

Ранее газета «Ведомости» выяснила, куда вкладывали деньги совладельцы Внешпромбанка. По информации издания, структуры Ларисы Маркус и Георгия Беджамова владеют имуществом на миллиарды долларов — в частности, у них есть недвижимость в Москве, Юрмале и в Нью-Йорке.

… По смерти патр. Алексия была создана комиссия по описи его личного имущества. Работы было много (мшелоимство не было чуждо покойному). Все устали. И уже во втором часу ночи вдруг у него под кроватью находят ящик, наполненный панагиями. Все с ужасом смотрят друг на друга: описывать каждую вещицу по отдельности – дело крайне долгое. Тогда владыка Арсений ногой задвигает ящик назад под кровать и говорит секретарю: «Пиши: «ящик с панагиями!»». Этот поступок вл. Арсения я нахожу вполне человеколюбивым.

Как же может быть, что доходы у священника, пусть даже патриарха, таковы, что за годы и десятилетия службы могут накопиться миллионы? Вопрос повис в воздухе, потому как никто из опрошенных нашей газетой лиц, причастных к церкви, не пожелал комментировать эту тему. Причем ни официально, ни анонимно – распространяться о доходах служителей церкви никто не стал.

Мировой бренд «Соловки» тянут на себя историки, археологи, ученые и, конечно, православные. Монастырь, ГУЛАГ, уникальная природа, лабиринты Соловков – как это все разделить, сейчас ломают голову в Минрегионразвития. Среди местных ходят страшилки, что Соловки закроют, всех выселят, а доступ на остров будет исключительно в ведении церковников.

Это только кажется, что война музейщиков и церковников – это такие «пыльные» битвы в вековой тиши исторических памятников. На самом деле иногда бывают реальные жертвы, а в результате – миллионные суммы из государственного бюджета перетекают в церковный.

Калашников и его сотрудники уже давно держат оборону, а главный объект у них отбили силой. В буквальном смысле: пришли казаки с нагайками, выгнали сотрудников из Войскового Воскресенского собора, построенного в XVIII веке для казаков. Отдать уникальные иконы XVIII века Калашников наотрез отказался – как матценность, они висят на Минкультуры, да и на нем лично. И еще Калашников методично капает новым хозяевам на мозги – чтобы соблюдали температурный режим в храме, не ставили лампады близко к окладам и так далее. Хоть понимает, что уже не свое, а жалко до боли.

Незадолго до своей смерти, в начале ноября 2008 г., патриарх Алексий Второй направил президенту Дмитрию Медведеву письмо, в котором он сформулировал необходимые меры «обеспечения стабильности финансового положения РПЦ в новых финансовых условиях». Так аккуратно был назван кризис. Патриарх просил многого:

«Соловкам как уникальному месту, может, повезет», – думаю я и лезу в документы. Чтобы раз и навсегда снять напряжение, Соловкам решено придать госстатус «достопримечательного места». Хорошо. Но дальше странно: разработка документов поручена только одной из заинтересованных сторон – Соловецкому монастырю, на что им из бюджета уже выделен 1 миллион рублей.

В начале ХХ века было произведено описание усадьбы, согласно которому на первом этаже насчитывалось тринадцать светлых комнат, четыре темных чулана и коридор; деревянная лестница вела в мезонин, в котором имелись три светлых комнаты и одна тёмная, балкон. В каменном подвальном этаже находились помещения людской, кухни, столовой и поварской. За главным зданием располагались небольшой сад и хозяйственный двор с двумя каменными амбарами и служебными постройками — конюшнями, погребами, кладовыми, сторожками и дворницкими. Правый деревянный флигель состоял из шести комнат на первом этаже, двух светлых комнат в мезонине и четырёх в антресолях. Дом снабжался печным отоплением, водопроводом и канализацией.

С этими словами он вручил Алексию II образ святой равноапостольной Нины. Затем с приветствиями выступили представители братских Церквей — Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской, Болгарской. Произнеся ответное слово, Святейший вышел из храма на залитую июньским солнцем площадь и благословил всех верующих.

На следующий день наступили сороковины Патриарха Пимена, и Святейший совершил в Елоховском соборе литургию и панихиду. Затем он вместе с Патриархом Илией II и соборянами направился к тому, в чьём лице мы чтим всех, кто пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны. Патриарх и соборяне возложили венок к могиле Неизвестного солдата у кремлёвской стены. И это было его первое внецерковное действие в патриаршем сане.

В соответствии с принятой процедурой голосования каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трёх архиереев, вычеркивая остальных из списка. Итоги тайного голосования оказались несколько неожиданными: митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) — 37 голосов, митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) — 34 голоса, митрополиты Киевский Филарет (Денисенко) и Крутицкий Ювеналий (Поярков) — по 25 голосов каждый. Поскольку соискателей долженствовало выбрать троих, прошёл второй тур тайного голосования отдельно по кандидатурами Филарета и Ювеналия, и Филарет получил теперь 34 голоса, а Ювеналий всего на один голос меньше — 33. Итак, завтра предстояло голосовать за Алексия, Владимира и Филарета, из которых первый неожиданно оказался лидером.

В конце дня соборяне проголосовали по поводу обращения в Верховный Совет и Совет Министров СССР, в котором должны содержаться три основные группы пожеланий о законе совести: признание юридических прав за Церковью в целом, а не только за ее общинами, предоставление права факультативного преподавания религиозных предметов в школах, признание за Церковью права собственности на церковные здания и другое имущество, которое пока лишь арендуется.

Алексий II оставил в наследство тайну вкладов

Признанный банкротом и лишившийся в январе с.г. лицензии Внешпромбанк был одним из крупнейших банков России. Он обслуживал государственные компании и чиновников, однако работал и с физическими лицами. Одним из которых, как выяснилось, был и патриарх Русской православной церкви.

Патриарху наследует игуменья московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря Филарета (мирское имя – Александра Смирнова), ближайшая сподвижница покойного патриарха с середины 1960-х годов. Арбитражный суд Москвы включил требования игуменьи в реестр кредиторов банка и частично удовлетворил ее требования.

Протоиерей Владимир Вигилянский, во время патриаршества Алексия II бывший руководителем его пресс-службы Московской патриархии, отказался комментировать ситуацию: «Здесь я ничего не могу сказать. Я впервые прочитал об этом, так же как вы, и даже не знаю, завещаны ли ей какие-то личные сбережения, или это счет, которым она должна пользоваться. Пока участники не выскажутся – о чем здесь гадать?» Священник Александр Волков, нынешний руководитель патриаршей пресс-службы, также заявил, что не в курсе этой темы и не готов ее комментировать.

Филарета (Смирнова) поступила в монастырь двадцатилетней девушкой в 1956 году и в 1966-м была отправлена на послушание к архиепископу Таллиннскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру) – будущему патриарху. Она же 5 декабря 2008 года первой обнаружила, что патриарх скончался. «Три десятилетия находится под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием… С его стороны это был настоящий подвиг, и монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние. Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители», – пишет о патриархе Алексии II сайт монастыря.

В разорившемся Внешпромбанке «зависло» наследство патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщают информационные агентства. Его сумма составляет почти 300 млн руб., и на него претендует наследница покойного главы РПЦ. Эта история вызвала обсуждение вопроса о том, как разделить собственность Церкви и ее служителей.

Adblock
detector