Приведите Примеры Норм-Принципов, Норм Дефиниций, Норм Деклараций На Основе Статей Конституции Рф.

Рекомендательные нормы содержат в себе пожелание, совет придерживаться определенного поведения; при этом субъекты вовсе не обязаны неукоснительно его выполнять. Как правило, в национальной правовой системе рекомендательные нормы занимают весьма незначительное место; гораздо больше таких норм существует в международном праве. Примером рекомендательных норм являются, например, Типовой договор о выдаче преступников, разработанный органами ООН, Типовой договор об оказании взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам и т.п.

Охранительные нормы содержат либо непосредственный запрет на совершение каких-либо действий, либо указание на наказание, которое ждет правонарушителя; большинство норм особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях являются охранительными. Например: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенниче­ства, присвоения или растраты влечет наложение административно­го штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного иму­щества, но не менее одного минимального размера оплаты труда» (ст.7.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Нормы материального права определяют права и обязанности лиц, устанавливают что должен или может сделать субъект права, процессуальные – определяют процедуру осуществления прав и обязанностей, как нужно выполнять права и обязанности. Как правило, процессуальные нормы содержатся в специальных процессуальных нормативных актах – в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и т.п. кодексах.

Регулятивные нормы содержат в себе указание на права, либо обязанности: «На период осуществления полномочий доверенного лица работодатель… обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск» (ст. 31. Закона Волгоградской области «О выборах депутатов областной Думы 2003 г.).

Императивные нормы закрепляют строго определенный вариант поведения, которого неукоснительно должен придерживаться адресат нормы; выбора в этом случае у субъекта нет. Императивный характер присущ большинству норм конституционного, уголовного, административного и некоторых других отраслей права, например: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст.116 Конституции РФ).

Декларативные нормы и их примеры

Правовая норма обладает общим характером. Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту. К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего. Установленная модель регулирует действия лица. Нора обращается к воле субъекта, его сознанию, поведению, но не к желаниям, настроению или эмоциям. Для утвержденной модели главной целью выступает внешнее проявление внутренних порывов субъектов. Правовая норма наделена общеобязательным характером. Ее должны исполнять все граждане и организации. Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто. При этом любая норма рассчитана на многократное применение. Она используется в течение всего времени своего действия. Правовые нормы присутствуют в законах и иных юридических актах. Они предусматривают определенную ответственность лиц в случае неисполнения ими установленных правил.

Декларативные (целевые) нормы обладают особенной юридической природой. Существует ряд признаков, в которых она выражается. В первую очередь положения Основного Закона направлены на особый круг общественных взаимодействий. Они выступают предметом конституционно-правового регулирования. Установочные положения присутствуют в разных источниках. Однако самым главным из них является Конституция. Немаловажное значение имеет и учредительный характер положений. Декларативные нормы закрепляют и оформляют ключевые социально-политические институты. В первую очередь они регулируют непосредственно сам процесс создания моделей поведения. Данный признак считается самым характерным для конституционных норм. Стоит также обратить внимание на разнообразие положений Основного Закона. Декларативные нормы охватывают все ключевые сферы деятельности граждан и юрлиц в государстве. Они устанавливают приемлемые модели взаимодействия населения и власти.

Декларативные нормы, примеры которых будут приведены далее, как правило, включают в себя положения, обладающие программным характером. Они определяют функции и задачи регулирования конкретных видов отношений. Декларативная норма права – это юридическая конструкция, содержащая объявление. Так, во второй части 1 статьи Основного Закона указано, что названия Россия и Российская Федерация являются равнозначными.

Дифференциация норм проводится по самым разным признакам. В зависимости от субъектов, устанавливающих их, выделяют модели, исходящие от государства и от гражданского общества. Первые – нормы, утверждаемые уполномоченными представительными, исполнительными структурами, а также судебными органами (в странах, где имеют место соответствующие прецеденты). Во втором случае модели поведения устанавливаются населением определенного административного образования или всего государства. Например, 12.12.1993 всенародным референдумом была утверждена Конституция России. Классификация правил проводится также в зависимости от их социального значения и роли в юридической системе. По этим признакам выделяют:

Декларативные нормы, закрепляющие личные неимущественные и имущественные права, предусматривают возможность применения мер ответственности к лицам, нарушающим эти положения. Механизмы защиты могут иметь самый разный характер. Так, законодательство предусматривает политические, юридические меры. Кроме этого, для обеспечения защиты прав могут организовываться общественные акции. Охрана юридических возможностей может осуществляться во внутригосударственных структурах. Например, в случае нарушения декларативной нормы, фиксирующей неприкосновенность жилища, потерпевший может обратиться в суд. Аналогичная возможность есть у субъекта при ущемлении и других его интересов, гарантированных государством. Кроме того, защита прав может осуществляться и в международных инстанциях.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общие нормы — фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности – ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

императивные – когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

Нормы и принципы конституции

  1. укрепляющие и регулирующие базисы конституционного строя РФ – гл. 1 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
  2. формирующие правовой личностный статус, свободы и права гражданина и человека — гл. 2 Конституции, законодательные акты «о гражданстве Российской Федерации», «о статусе иностранных граждан»;
  3. укрепляющие федеративную устроенность — гл. 3 Конституции, нормы Федеративного Договора;
  4. контролирующие порядок деятельности и формирования системы органов власти государства гл. 4-8 Конституции, законодательство о выборных мероприятиях, о депутатском статусе.

Нормы конституционного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Источники конституционного права подробнее обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т. п.

  1. управомочивающие нормы, представленные статьями 20, 83 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее ;
  2. обязывающие нормы, представленные статьями 58, 59 Конституции РФ;
  3. запрещающие нормы, представленные статьей 13 Конституции РФ.

Конституционно-правовые нормы могут объединяться в правовые институты по признакам урегулирования однородных и взаимно связанных общественных отношений, которые имеют относительную обособленность. Такими представляются институт гражданства, институт избирательного права и пр.

Принципы Конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Юридические свойства Конституции подробнее представляются основными идеями, руководящими (основополагающими) положениями (началами),определяющими содержание и направленность правового урегулирования. Они формируют основу образования и реализации конституционного права, ориентируются на последующую демократизацию всех областей жизни общества, установление правовой государственности.

Классификация норм Конституции

Нормы Основного закона различаются по степени конкретности. Одни формулируют лишь основные положения и принципы — все, что, например, касается правосудия. Другие закрепляют права и свободы с пределами их ограничения. В этих случаях Конституция устанавливает только основы, в процессе реализации которых может возникать бесчисленное разнообразие вариантов поведения. И тогда требуется один или даже несколько законов или других актов, устанавливающих порядок и процедуры их применения. Некоторые конституционные нормы содержат более или менее конкретные предписания, например, ограничения депутатского статуса, для которых необходимы лишь небольшие процедурные уточнения.

Еще одна часть конституционных норм сформулирована предельно конкретно — «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства» или «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», и эти нормы действуют напрямую. Поэтому любые попытки их конкретизации, за исключением усиления запрета или установления ответственности за его неисполнение, должны восприниматься как искажение конституционного смысла.

Еще почитать --->  Скачать бесплатно за 2023 год на ноутбук тестирование охранника 4 разряда 2023

В конституции любой страны также присутствует еще одна разновидность норм — так называемые «статутные» нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов, включая разграничение полномочий. По отношению к ним описанные выше правила применяться не могут. Более того, в этом случае действует совершенно другой, разрешительный, метод метод правового регулирования, основанный на диаметрально противоположном принципе — «разрешено только то, что разрешено», и ничего другого.
[tag:teaser:81]
То есть никакого разнообразия действий и никаких иных вариантов поведения, кроме установленных законом, не существует. Поэтому там, где речь идет о статусе государственно-властных субъектов, перечень их полномочий носит закрытый характер, не может быть изменен, дополнен, расширен или ограничен. Для них Конституция является ϲʙᴏего рода «стоп-сигналом» — больше или иначе того, что в ней записано, делать не позволено. Стоит вспомнить, что судья Конституционного суда Виктор Лучин указал (особое мнение к постановлению Конституционного суда РФ от 31.07.1995 № 10-П) на недопустимость распространять принцип «разрешено все, что не запрещено» на сферу действия публичной власти.

В процессе конкретизации большинства норм из этих двух групп применяется общедозволительный или диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципе «разрешено все, что не запрещено законом». Но при этом государство все равно не вполне свободно в своей конкретизирующей деятельности. Во-первых, потому что практически в любой конституционной норме заложены «тонкие материи» — понятия и значения, которые не могут трактоваться произвольно в зависимости от сиюминутных прихотей чиновников и депутатов парламента. Например, термин «собираться» (статья 31, свобода собраний) не может быть сведен до значения одиночного незаявляемого пикета, потому что глагол «собираться» любой толковый словарь и здравый смысл трактуют как сосредоточение группы людей в одном месте. Во-вторых, Конституция устанавливает внутренние и внешние пределы ограничения прав и свобод, которые не могут быть расширены и истолкованы произвольно. Для той же статьи 31 Конституции внешним ограничением является запрет на нарушение в ходе реализации этого права прав других лиц (часть 3 статьи 17), а внутренним (имманентным) ограничением — мирный характер публичного мероприятия и отсутствие у его участников оружия. Любые другие ограничения, выходящие за эти пределы, нарушают существо основного права.

Поскольку норма части 1 пункта «г» статьи 102 Конституции является нормой статутной, то отсюда следует, что никто иной, кроме Совета Федерации, ни в каких целях и ни при каких условиях не может принять решение о возможности использования российского воинского контингента за пределами страны. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям «оказания международной помощи» на основе преамбулы Конституции, в которой Россия осознается как часть мирового сообщества, а в качестве конституционных целей государства утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Основной закон изначально не предполагал возможности каких-либо военных операций за пределами России, кроме действий по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе международных договоров. А исключительное полномочие Совета Федерации являлось специальным ограничителем власти президента как верховного главнокомандующего в системе сдержек и противовесов, в которой палата парламента должна была выступать барьером от необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Слово «запрещается» нередко используется напрямую. Так, согласно ч . 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Обязывающие нормы принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия; например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например к государству, народу, нации, территории. Например, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

Немало санкций можно найти в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления).

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не простая совокупность норм, а внутренне организованная система, первичные элементы которой – правовые нормы – выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Общезакрепительные, декларативные, дефинитивные нормы права

Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий. Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п.1. ст. 22 ГК РФ «»Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом»».

В зависимости от способа выражения и закрепления, т. е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации.

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Конституционно-правовые нормы и их особенности

3. Нормы конституционного права имеют особые источники, в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Нормы-принципы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.).

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Нормы-дефиниции (нормы-определения). Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать.

Нормы-принципы. Такие нормы закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав социальных общностей, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Они определяют нормативно-ориентирующие направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, за пределы которых не вправе выйти ни законодатель, ни правоприменители.

Декларативные и дефинитивные нормы: роль и место в системе правового регулирования

Права человека составляют основу законодательства, раскрытие этих прав будет происходить по мере изучения отдельных отраслей законодательства. Овладение профессий юриста состоит прежде всего в глубоком изучении прав человека. Сейчас мы дадим классификацию и самую общую характеристику прав человека.

Право на труд включает свободный выбор работы, профессии и рода занятий, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также запрещение принудительного труда. Достаточно острый для современной России вопрос – обеспечение работой каждого человека. В условиях становления рыночной экономики гарантированное предоставление рабочего места каждому труженику оказывается невозможным: рыночная экономика непременно включает возможность безработицы. Социальная ориентация рыночной экономики не может гарантировать устранение безработицы. Социальная направленность в данном случае заключается в обеспечении защиты от безработицы. Право на защиту от безработицы входит в число основных прав человека и обеспечивается организационными и правовыми средствами (организацией трудоустройства и переобучения, выплатой пособий по безработице и др.).

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Еще почитать --->  Размер Пособия По Беременности И Родам В 2023 Неработающим

Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие вилы: — по месту и роли в правовой системе: Учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные: по предмету правового регулирования: нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, норм уголовно-процессуального права, нормы админ-ного права нормы семейного права, нормы иных отраслей права; по методу правового регулирования: императивные (прямого действия), диспозитивные (отсылочные), рекомендательные; по субъектам, издавшим нормы права: нормы, исходящие от гос-ва; нормы, исходящие от гражданского общества; по сфере действия: общего действия, ограниченного действия, локальные нормы; по времени действия: постоянные; временные; по кругу лиц — нормы, регулирующие статус, поведение различных категорий граждан: военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий; по степени определенности элементов правовой нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные. Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные). Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы: закрепляют основы общественно-политического строя; закрепляют права и свободы граждан; закрепляют основы политической системы; закрепляют основы правовой системы. Примером указанных норм являются конституционные нормы («РФ — Россия есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления» — ст. 1 Конституции РФ). Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей нормы могут быть: управомочивающие — предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий; обязывающие — вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; запрещающие — устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий. Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления. Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (то есть гарантируют их исполнение). Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»). Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений). Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях. Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия. По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права — материальных и процессуальных. По методу правового регулирования правовые нормы могут быть: императивными — применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер; диспозитивными — применяются при регулировании отношений равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения; рекомендательными — указывают на желательный вариант поведения. По субъектам правотворчества выделяются: нормы, исходящие от гос-ва (то есть изданные гос-ными органами — к ним относится подавляющее большинство правовых норм)

Человек имеет право на неприкосновенность своей частной жизни, на тайну переписки. Жилище человека неприкосновенно, никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Принудительное проникновение в жилище (в том числе обыск) допускается по решению суда. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной порядок проникновения в жилище. Но этот порядок, во-первых, должен быть установлен законом (как правило, в законе предусматривается возможность проникновения в жилище по постановлению прокурора); во-вторых, этот порядок должен включать возможность проверки судом законности произведенных действий.

  • Учредительные устанавливают основы общественных устоев (например, нормы ч. 1 Конституции РФ).
  • Регулятивные закрепляют и конкретизируют права и обязанности граждан, полномочия государственных органов, должностных лиц (например, нормы ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Охранительные регламентируют порядок применения принудительных мер (нормы ФКЗ и ФЗ о судопроизводстве).
  • Обеспечительные (гарантийные) служат для обеспечения прав граждан, деятельности органов власти. Например, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется бесплатное и общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
  • Дефинитивные вводят и закрепляют правовые термины (например, ст. 4 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Коллизионные содержат правила определения права, применимого для регулирования отношений. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что нормы международных законов имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Это вопрос мы разбирали в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Оперативные определяют порядок вступления в силу, изменения или отмены тех или иных норм (например, заключительные и переходные в законе).

Обратите внимание! Конституционные нормы определяют прежде всего базовые принципы, которые должны быть использованы при реализации норм иных отраслей права. Они определяют госустройство РФ, ее экономический и социальный строй, положение гражданина, систему органов власти и т. д.

Обратите внимание! Источник конституционного права — совокупность официальных документов или их отдельных положений, включающих юридические нормы, которые регламентируют главные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования госвласти в стране, закрепляют основные права и свободы личности в нашем государстве.

  • Императивными. Не могут меняться по воле субъектов правоотношений, подлежат неукоснительному исполнению. Например, ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
  • Диспозитивными. Дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).
  • Рамочными. Наделены характеристиками и императивных, и диспозитивных, т. е. позволяют субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению, но до установленных законом четких пределов. Например, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ обязательно не должен быть моложе 40 лет (одно из требований). Таким образом, с одной стороны, законом установлены некие рамки, но, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.
  • принимаемые федеральными органами власти;
  • принимаемые органами власти субъектов РФ;
  • принимаемые органами власти муниципальных образований;
  • принимаемые международными организациями и объединениями;
  • принимаемые гражданами (например, на референдумах).

Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание: природа, типология, технико-юридическое оформление. СПб.: Юридический центр — Пресс, 2009. С. 140.

  1. Легальные дефиниции имеются как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Причем зачастую в актах разных уровней определяются одни и те же термины. Л.Ф. Апт пишет, что проблема воспроизведения дефиниций федерального законодательства в законодательстве субъектов Российской Федерации не раз была предметом обсуждения на совещаниях и семинарах, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Она считает, что такое воспроизведение вполне допустимо, т.к. дефиниция выступает своеобразным связующим звеном между федеральными и региональными предписаниями. В то же время Л.Ф. Апт обращает внимание на то, что содержательно дефиниции в законодательстве субъектов должны воспроизводить федеральные нормы . Такое явление дублирования мы предлагаем называть диффузией норм.

Апт Л.Ф. О системной связи определений понятий российского законодательства. С. 114.

Мы видим, что определения понятий «единый избирательный округ», «одномандатный избирательный округ», «многомандатный избирательный округ» даются через родовое понятие «избирательный округ» (дефиниция которого тоже есть в законе), а далее называется видовое отличие:

В некоторых случаях в законодательстве субъектов Российской Федерации содержатся нормы-дефиниции при отсутствии подобной нормы в федеральном законодательстве. Одной из таких дефиниций является, к примеру, дефиниция «толкование». В федеральном законодательстве нет определения этого термина ни применительно к нормам Конституции РФ, ни применительно к нормам иных нормативных правовых актов. В связи с этим субъекты Федерации в своих законодательных актах дают собственные определения этого понятия. Такие нормы-дефиниции есть в законодательстве Республик Алтай, Дагестан, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Костромской, Курской областях и др. Причем здесь мы сталкиваемся с большим разнообразием. В одних субъектах определяется понятие «толкование» (Республика Дагестан, Курская область) , в других речь идет лишь об «официальном толковании» (Республика Алтай, Волгоградская область, Иркутская область) , в третьих — об «официальном нормативном толковании» (Костромская область) и т.п. К примеру, в Нижегородской области нормативно закреплены определения понятий «толкование нормативного акта», «официальное толкование», «аутентичное толкование», «легальное толкование» . Есть субъекты Федерации, в которых дефиниция «толкование» отсутствует. Это, например, Республики Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Кировская, Ивановская, Кемеровская, Новосибирская области и др.

The most preferable model of formulation of definitions must be defined by a legislator in each specific case of creation of a normative act in the sphere of regulation of a constitutional right. It is important to chose the one, which is the most convenient and understandable for a law enforcer, as these definitions present great value for legal practice and for the regulatory system.

Говорить о преобладании какой-либо из названных моделей в конституционном законодательстве не приходится. Все они достаточно активно используются в процессе создания законов. Подводя итог сказанному, отметим, что наиболее предпочтительная модель формулирования дефиниций должна определяться законодателем в каждом конкретном случае создания нормативного акта в сфере регулирования конституционного права. Необходимо выбирать ту из них, которая наиболее удобна и понятна для правоприменителя, поскольку наибольшую ценность нормы-дефиниции представляют именно для правовой практики, для системы правового регулирования. Нормативный акт не является научным трактатом, и дефиниции в нем должны быть максимально понятны, должны прояснять, а не запутывать .

Еще почитать --->  Ребёнок Инвалид 2023 Льготы Родителям

Жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой, могут касаться субъекта права (возраст, образование), времени совершения поступка (во время военных действий). Гипотеза может описывать сознательное волевое поведение субъекта права (заключение договора, участие в выборах), а может связывать действие нормы с событиями, которые не зависят от воли людей (ураганы и другие стихийные бедствия).

Определительно-установочные нормы представляют собой предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Современное законодательство изобилует общими предписаниями. Практически каждый закон, в первую очередь – кодекс, содержит статьи, закрепляющие цели и задачи соответствующей отрасли права.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях. Если они не воспользуются дозволениями, то им предписывается обязательный вариант поведения.

Ссылки в одном акте на статьи, части и пункты другого не приняты. Даже если есть возможность точно дать отсылку, например, к Конституции РФ, все же используется неопределенная отсылка. Например, в статье 3 ГК РФ указано, то в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство относится к исключительному ведению Федерации. Можно было бы дать и точное нахождение этой нормы – пункт «о» ст. 71 Конституции РФ. Но отсылка дана без точной адресации.

Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый обществом и государством, полезный для них вариант поведения субъектов. Это поведение может выражаться в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

1) Важнейшей особенностью конституционных норм является их ценностное содержание. Нормы Конституции РФ эффективны тогда, когда они имеют безусловные ценностные основания. Формализация тех или иных ценностей в Конституции РФ служит цели уравновешивания социальных противоречий.

Ученые по-разному подходят и к вопросу о классификации общерегулятивных норм. Так, Л. П. Шмайлова предлагает выделять три вида таких норм: нормы-принципы, программные нормы и нормы-задачи. В отличие от программных норм, имеющих перспективный характер, нормы-принципы, по мнению Л. П. Шмайловой, фиксируют современный уровень общественных отношений, создают юридическую основу для достижения целей и задач, содержащихся в программных нормах. От норм-задач программные нормы отличаются содержанием, значением и периодом действия. Программные нормы индивидуализируются в задачах различных органов и конкретизируются в задачах нормативных актов. Они своим содержанием предопределяют содержание норм-задач 29 . В. О. Лучин называет нормы-принципы, нормы-цели и нормы-дефиниции 30 . О. Е. Кутафин выделяет два вида общерегулятивных норм: нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы или структуру органов государства – это учредительные или отправные нормы; нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий – дефинитивные нормы 31 .

6. Общепризнанной отличительной особенностью конституционно-правовых норм является то, что часть из них выражена в источнике, обладающем высшей юридической силой – в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, здесь можно назвать и другие источники, свойственные исключительно конституционному праву. Так, все федеральные конституционные законы являются источниками конституционного права. Кроме того, нормы конституционного права могут содержаться в таком особом виде закона как Закон РФ о поправках к Конституции Российской Федерации. В настоящее время принято три таких закона. Это Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 7–ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» 77 ; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6–ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» 78 , Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2–ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» 79 ; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 80 . Отличительной особенностью конституционно-правовых норм, содержащихся в этих источниках, является то, что после вступления данных законов в силу их нормы фактически становятся нормами Конституции Российской Федерации.

Другая группа ученых в рамках рассматриваемой позиции придерживается того мнения, что общерегулятвные предписания как и все другие нормы права содержат правило поведения. Представителем этой точки зрения является также В. О. Лучин, полагающий, что, несмотря на особенности внешнего выражения, конституционные нормы определяют основные параметры (цели, границы, способы, условия) поведения социальных субъектов. Все конституционные нормы устанавливают правила поведения. Но – иногда завуалированно (ориентируют, оказывают косвенное воздействие). В том числе – и нормы-принципы, нормы-определения, так как с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение любые социальные субъекты 19 . Поведенческий характер некоторых конституционных норм, по мнению В. О. Лучина, скрыт, но это не значит, что они не устанавливают правила поведения. Иначе это ослабляло бы регулятивный потенциал Конституции РФ 20 . «Под конституционной нормой, – пишет автор, – следует понимать любую меру поведения общего характера, выраженную в форме конституционного предписания, охватывающего всякий прием или способ оценки общественного поведения: установление принципа или правила, определение цели, задачи или напрвления деятельности, закрепление названия, понятия либо функции и т. д.» 21 .

– специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми направлены конституционно-правовые нормы. К таким субъектам относится народ в целом, государство, субъекты федерации, муниципальные образования; политические партии, религиозные объединения, депутаты и др.

Приведите Примеры Норм-Принципов, Норм Дефиниций, Норм Деклараций На Основе Статей Конституции Рф

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.

Этические нормы Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают приемлемые нормы поведения для

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.

Нормы-разъяснения направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т.д. Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные, особенности развития страны. Для сравнения с зарубежной практикой в качестве примера можно привести ст. 116 Основного закона ФРГ, в которой разъясняется, кого следует считать немцем.

Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.

Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др.

Adblock
detector