Создание Сайтов Косгу

Бюджетное учреждение заключило лицензионный договор на приобретение интернет-сайта на сумму 27 000 руб. По условиям договора исключительные права на программу принадлежат разработчику. Учреждение вправе использовать созданный программный продукт на условиях неисключительной лицензии в течение пяти лет (60 мес.). В учетной политике учреждения предусмотрено относить затраты на приобретение неисключительных прав на расходы будущих периодов.

Внимание! Неотражение неисключительных прав на программное обеспечение на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и, соответственно, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф.0503130) может быть квалифицировано как представление недостоверной бюджетной отчетности, то есть правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Нормы данного пункта гласят, что ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность уже принята, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно».

Внимание! Программный продукт (в нашем случае — официальный сайт), созданный по договору, предметом которого было создание сайта, принимается учреждением к учету в соответствии с положениями договора и акта выполненных работ. Представление документов, подтверждающих права на программный продукт (то есть патента) для постановки на учет не требуется (Письмо Минфина РФ от 10.07.2014 № 02-06-10/33751).

  • по разработке сайта:
    Дт 2 401 20 226 Кт 2 302 26 730 (18 000 руб.)
  • по регистрации доменного имени:
    Дт 2 401 20 226 Кт 2 302 26 730 (3 000 руб.)
  • по предоставлению вычислительной мощности(хостинг):
    Дт 2 401 20 226 Кт 2 302 26 730 (4 000 руб.)

Ответ недели: расходы на приобретение программного обеспечения

Расходы на услуги хостинга, регистрацию домена и обслуживание сайта отразите по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в увязке с КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» или 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем».

  • создание, развитие, эксплуатацию ИКТ, а также вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Исключение — расходы на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, саму эксплуатацию или вывод из эксплуатации государственных информационных систем. Речь идет в том числе об информационных системах, предназначенных для автоматизации либо информационной поддержки предоставления госуслуг, исполнения государственных функций и (или) функций по госконтролю (надзору);
  • использование информационно-коммуникационных технологий.
  • федеральные госорганы, федеральные казенные учреждения, государственные внебюджетные фонды РФ;
  • госорганы субъекта РФ (муниципальные органы) и подведомственные им казенные учреждения, территориальный государственный внебюджетный фонд, если соответствующий финорган принял решение о применении КВР 242. В этом случае должен быть установлен порядок отражения расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ (ст. 8, п. 1 ст. 9 БК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2023 N 02-05-10/12231 (хотя в Письме разъяснен порядок применения соответствующих КОСГУ, определенный Указаниями N 65н, считаем, что разъяснения актуальны и в отношении действующего законодательства)).

Вопрос:
Правильно ли в учёте отобразить расходы на приобретение данных услуг по КОСГУ 320 КВР 244 или 242, либо КОСГУ 226 КВР 244 или 242?
Либо требуется разделить контракт на приобретение хостинга и домена по КВР 244 КОСГУ 226, а приобретение услуг по техническому спопровождению и наполнению сайта на КВР 244 КОСГУ 226 либо иной КОСГУ?

  • информационных технологий — процессов и способов осуществления сбора, хранения, обработки, хранения, распространения информации;
  • информационных систем, то есть всей той информации, которая содержится в базах данных, а также информационных и технических средств, которые обеспечивают ее обработку;
  • информационно-телекоммуникационных сетей — технологической системы для передачи информации по линиям связи с использованием средств вычислительной техники.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2023 год

Как только Приказ № 133н зарегистрируют в Минюсте, бухгалтерам придется проводить ряд операций по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

  • КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
  • КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
  • 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
  • 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
  • подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.

Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации установлен в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2023: виды расходов КОСГУ обновили после вступления в силу Приказа Минфина № 75н от 08.06.2023. Нормативом обновлен порядок применения КВР для бюджетных учреждений — бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2023 года в части затрат код заменен на код видов расходов. Важно четко понимать, в чем разница КВР и КОСГУ, — это разные коды: видов расходов и операций сектора госуправления. Но обе кодировки необходимы для формирования КБК.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и Приказом № 209н.

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

С 01.01.2023 вступают в силу изменения по КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам». По этому коду следует разделять операции текущего и капитального характера. Текущие операции учитываются по подстатьям КОСГУ 251, 252, 253. Капитальные операции отражают по подстатьям КОСГУ:

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Учет расходов на создание и обслуживание интернет-сайта АУ

При создании сайта сторонней организацией (сторонним специалистом) исключительное право на программу, базу данных принадлежит заказчику, если договором между исполнителем и заказчиком (учреждением) не предусмотрено иное. В случае если в соответствии с таким договором исключительное право принадлежит исполнителю, заказчик (учреждение) вправе использовать созданный по заказу программный продукт на условиях безвозмездной (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (ст. 1296 ГК РФ).

Для справки: сайт в Интернете – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в Интернете (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Нематериальные активы, по которым невозможно точно установить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. В целях расчета амортизационных отчислений по ним срок полезного использования предусматривается из расчета десяти лет.

Дебет счетов 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг» (по соответствующим аналитическим счетам, предусмотренным в рамках формирования учетной политики, по коду 271 КОСГУ), 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Согласно п. 62 Инструкции № 157н автономные учреждения при определении первоначальной стоимости сайта – объекта НМА формируют фактические вложения с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), включая суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании сайта, в частности расходы на дизайн сайта, программирование его функциональных шаблонов, подключение программного модуля, информационное наполнение сайта, верстку внутренней графики (фотографии, картинки), регистрацию доменного имени сайта, услуги хостинга и др.

Кроме того, из подстатьи 226 удалили затраты по приобретению БСО, исключили затраты по НИОКР, опытно-технологическим услугам, услугам типового проектирования, покупке неисключительных прав на пользование результатами интеллектуальной собственности, в т. ч. прав на ПО и базы данных. Затраты по демонтажу теперь будут относится на подстатью 226 только при условии идентификации этих работ их как не относящихся к капитальным вложениям.

  • стимулирование работы народных дружин;
  • компенсация расходов на питание судьям и волонтерам, не состоящим в штате и участвующим в спортивных мероприятиях;
  • возмещение затрат по найму жилья потерпевшему, свидетелю или их представителям в рамках уголовного процесса, адвокату, участвующему в процессе по назначению следователя, суда;
  • услуги переводчиков и других специалистов, привлеченных к участию в судопроизводстве;
  • услуги адвокатов, предоставляющих населению безвозмездную юридическую помощь;
  • компенсация затрат конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства при отсутствии должника.
Еще почитать --->  Может ли судебный пристав произвести арест имущества умершего

Аккумулируются на этой подстатье и расходы бюджетов территориальных ФОМС, связанные с направлением страховым компаниям средств на ведение дел по обязательному медстрахованию. В рамках одной публикации нет смысла перечислять весь перечень затрат, относимых на подстатью 226, он весьма обширен и представлен в полном объеме непосредственно в п. 10.2.6 Порядка № 209н.

Подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги» — одна из составляющих статьи 220 «Оплата работ, услуг», группирующей затраты по оплате работ/услуг, обеспечивающих деятельность госучреждения, и не включающей расходы по приобретаемым услугам для обеспечения населения в социальном плане. Затраты, относимые на ст. 220, подразделяются на текущие (подстатьи с 221-й по 227, 229) и осуществляемые в целях капвложений (228).

Согласно п. 10.2.6. Порядка № 209н, по подстатье 226 КОСГУ расшифровка 2023 года объединяет текущие расходы по различным выполненным работам/услугам – проектным, конструкторским, геологоразведочным, информационным, типографским, медицинским, по межеванию границ участков, в области IT-технологий, подписки на периодику, представительские расходы, авторские вознаграждения и др.

КОСГУ и; КВР для; бюджетных учреждений на; 2023; год: таблица соответствия, обзор нововведений

  • 100 – Расходы на выплаты персоналу;
  • 200 – Расходы на госзакупки;
  • 300 – Социальные иные выплаты населению;
  • 400 – Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • 500 – Межбюджетные трансферты (передача средств из одного бюджета в другой);
  • 600 – Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • 700 – Обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • 800 – Иные бюджетные затраты.
  • 100 «Доходы»;
  • 200 «Расходы»;
  • 300 «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 «Поступление финансовых активов»;
  • 600 «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 «Увеличение обязательств»;
  • 800 «Уменьшение обязательств».
  • КВР 243 с КОСГУ 347;
  • КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
  • КВР 243 — с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
  • КВР 454 и 455 — со статьей 530 КОСГУ;
  • КВР 613, 623, 634, 814 — с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.

  • 110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
  • 120 «Доходы от собственности»;
  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;
  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» и другие.

Подстатья 226 Прочие работы, услуги

— монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;

— установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»);

— услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);

— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т.п.);

— услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);

Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Чтобы иметь точное представление, что относится к НМА, обратимся к п. 6 СГС «Нематериальные активы», в котором раскрывается его определение: это объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью его идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учёта при приобретении (создании) возникли исключительные права, а также иные права (неисключительные права) в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование прав на такой актив.

Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.

  • объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • у объекта отсутствует материально-вещественная форма;
  • объект можно идентифицировать, выделить или отделить от другого имущества;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срок его полезного использования составляет свыше 12 месяцев;
  • учреждение не планирует последующую перепродажу программы;
  • имеются надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование объекта;
  • учреждение обладает исключительными правами на программный продукт в соответствии с лицензионными договорами или другими документами.

Нецелевое использование

К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си¬стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра¬жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.

Если подрядчики делают уборку или санитарно-гигиеническую очистку помещений, такие работы отражают по подстатье 225 КОСГУ. Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. Но все не так просто. Если в договоре сказано, что учреждение оплачивает ремонтные работы согласно смете, то расходы относят на подстатью 225 КОСГУ. А если в нем есть только формулировки «установка» или «монтаж», в большинстве случаев нужно применить подстатью 226 КОСГУ.

Вопросы чаще возникают по содержанию имущества, чем по ремонту, поэтому подробнее остановимся на нем. Ремонт — это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно¬сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак¬теристик. Содержание – это работы и услуги для поддержания или восстановления функциональных характеристик объекта.

Допустим, учреждение благоустраивает территорию впервые. Все мероприятия – устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников – подрядчик выполнил по одному контракту. Стоимость материалов, которые использовал исполнитель, отдельно в контракте не выделена. В этом случае бухгалтер должен отнести расходы на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 КОСГУ нет. Ведь работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальное озеленение территории.

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.

Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.

Еще почитать --->  Типовой Договор Рефинансирования Потребительских Кредитов

Каждому государственному и муниципальному заказчику требуется расшифровка КЭК для бюджетных учреждений в 2023 г. — классификация экономических кодов. Все закупки планируются и проводятся в строгом соответствии с предельным объемом финансирования, которое доводят до заказчиков по конкретным кодам. В Приказе Минфина № 209н от 29.11.2023 указано, что такое КОСГУ, — это числовой код, который позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию.

Для отражения расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, применяется подстатья 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

К безвозмездным и безвозвратным трансфертам организациям текущего характера на производство не относятся субсидии, предоставляемые на финансовое обеспечение (полное или частичное) приобретения нефинансовых активов, за исключением материальных запасов. Данные трансферты являются трансфертами капитального характера и отражаются по соответствующим подстатьям статьи 280 КОСГУ.

— для проведения мероприятий по устранению повреждений (неисправностей), восстановлению работоспособности (например, в рамках проведения ремонтных работ в целях возврата в рабочее состояние), замене изношенных деталей, не приводящих к изменению изначальных технических (рабочих) характеристик объекта;

Лекарственными средствами являются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы .

Например, вам нужно закупить бланки строгой отчетности (БСО). В приказе 209н находим подстатью, в которую входит приобретение БСО – это подстатья 349.
В таблице соответствия кодов подстатья 349 находится в увязке с КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с примечанием: «В части бланков строгой отчетности».
Итог: отражать операцию по закупке бланков строгой отчетности нужно по КВР 242 и КОСГУ 349.

  • 100 «Доходы»;
  • 200 «Расходы»;
  • 300 «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 «Поступление финансовых активов»;
  • 600 «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 «Увеличение обязательств»;
  • 800 «Уменьшение обязательств».

Код вида расходов (КВР) – специальный цифровой код, который применяют в составлении и исполнении бюджетов, бухгалтерском учете и отчетности, чтобы обозначить направление расходования средств.
КВР не используют отдельно, он входит в состав кода бюджетной классификации (КБК) и занимает в нем разряды 18 – 20.

  • 110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
  • 120 «Доходы от собственности»;
  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;
  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» и другие.

Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.

Как мы только что выяснили, в соответствии с условиями заключенного договора к учреждению переходят либо исключительные права на сайт, либо только право пользования данным сайтом (лицензионный договор). В зависимости от этого будет различаться и порядок отражения расходов на создание такого сайта в учете учреждения.
В случае если учреждению переходят исключительные права на использование сайта, данный сайт должен учитываться в качестве нематериального актива.
Напомним, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям (п. 56 Инструкции N 157н ):
— объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
— отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
— возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— не предполагается последующая перепродажа данного актива;
— наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
— наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
— наличие в случаях, определенных законодательством РФ, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патентов, свидетельств, других охранных документов, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, документов, подтверждающих переход исключительного права без договора, и т.п.) или исключительные права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
———————————
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Как мы уже выяснили из определения, содержащегося в Законе об информации, сайт в сети Интернет по своей сути представляет собой программу для электронной вычислительной машины (ЭВМ) и базу данных.
В соответствии со ст. 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. В свою очередь, базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (ч. 2 ст. 1260 ГК РФ).
Программы для ЭВМ и базы данных признаются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) (ст. 1225 ГК РФ).
На результаты интеллектуальной деятельности (разработанный сайт) распространяются интеллектуальные права: исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные и иные права (право следования, доступа и др.) (ст. 1226 ГК РФ).
С учетом вышеизложенного при разработке сайта учреждения создаются несколько самостоятельных объектов охраняемых законом прав, то есть сайт в сети Интернет является сложным объектом, сочетающим несколько самостоятельных объектов прав. Порядок использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта определен в ст. 1240 ГК РФ.
Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (ч. 1 ст. 1240 ГК РФ). Исходя из изложенного созданный сайт в сети Интернет может принадлежать либо учреждению, либо другому лицу. Рассмотрим оба варианта.
Бюджетное учреждение обладает исключительными правами на созданный сайт. Согласно ч. 1 ст. 1240 ГК РФ в случае, когда учреждение (лицо, организовавшее создание сложного объекта) приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 1229 ГК РФ юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать их по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (ч. 1 ст. 1233 ГК РФ). По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в полном объеме учреждению, выступившему заказчиком разработки сайта (приобретателю) (ч. 1 ст. 1234 ГК РФ). Указанный договор заключается в письменной форме.
Договор, предусматривающий отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и в то же время вводящий ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливающий срок действия этого договора, может быть квалифицирован судом как лицензионный. При отсутствии такой возможности договор признается недействительным. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 1233 ГК РФ договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации передается в полном объеме, считается лицензионным.
С учетом вышеизложенного в договоре на создание сайта должно быть отражено, что права на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме передаются заказчику, в противном случае названные права останутся у разработчика сайта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 1234 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 1262 ГК РФ). Поскольку мы уже выяснили, что сайт — это программа и база данных, то и сайт можно зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В силу ч. 5 ст. 1262 ГК РФ договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Порядок и условия государственной регистрации программ для ЭВМ утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных».
В соответствии с п. 2 указанного нормативного акта государственной регистрации подлежат следующие договоры:
— об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных;
— о залоге (последующем залоге) исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы;
— о предоставлении права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, зарегистрированной топологии интегральной микросхемы.
Государственной регистрации также подлежат изменения, касающиеся существенных условий зарегистрированного договора о распоряжении исключительным правом, и его расторжение.
Бюджетное учреждение использует сайт на основании лицензионного договора. Если в соответствии с условиями договора на разработку сайта исключительное право на созданный сайт принадлежит исполнителю работ, то между исполнителем и заказчиком дополнительно оформляется лицензионный договор. Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны (ч. 2 ст. 1240 ГК РФ).
Порядок заключения лицензионного договора регулируется ст. 1235 ГК РФ. Как и в случае с договором об отчуждении исключительного права, лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет его недействительность.
По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
В обязательном порядке в лицензионном договоре должна содержаться следующая информация:
— предмет договора — путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого предоставляется по договору, с отражением в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат (патент, свидетельство);
— территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности (если территория, на которой допускается использование такого результата, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории РФ);
— срок, на который заключается лицензионный договор (не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности). В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное. Необходимо отметить, что в случае прекращения исключительного права лицензионный договор также прекращается;
— размер вознаграждения. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным;
— способы использования результата интеллектуальной деятельности. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (ч. 1 ст. 1235 ГК РФ). Использование результата интеллектуальной деятельности не предусмотренным лицензионным договором образом, либо по прекращении действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, влечет ответственность за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, установленную ГК РФ, другими законами или договором.
Различают несколько видов лицензионных договоров (ст. 1236 ГК РФ):
— простая (неисключительная) лицензия. При заключении этого вида лицензионного договора лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам;
— исключительная лицензия. В этом случае лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
Причем, если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).
Лицензиар не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в тех пределах, в которых право использования такого результата или такого средства индивидуализации предоставлено лицензиату по договору на условиях исключительной лицензии, если этим договором не установлено иное.

Еще почитать --->  С какого числа пенсионерам льготный проезд на электричках

В силу п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) под сайтом в сети Интернет понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет. О том, как отразить расходы на создание и обслуживание сайта в сети Интернет, мы поговорим в данной статье.

К нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся:
— научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;
— незаконченные и не оформленные в установленном законодательством РФ порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
— материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Объекты нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции N 157н).
Согласно п. 64 Инструкции N 157н дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию объектов нематериальных активов определяется исходя из положений Инструкции N 157н. При этом датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект в соответствии с законодательством РФ.
В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, порядок отнесения расходов по созданию сайта в сети Интернет на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от экономического содержания условий договора:
— если в соответствии с условиями договора к учреждению переходят исключительные права на использование сайта, то разработанный сайт будет учитываться в качестве нематериального актива. В этом случае расходы учреждения на оплату договора, предметом которого является разработка сайта, исключительные права на использование которого переходят учреждению, следует отразить по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ;
— если же исключительные права на сайт не передаются и он будет использоваться на основании лицензионного договора, то расходы учреждения по его разработке относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Поступление нематериальных активов оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).
Срок полезного использования НМА определяется исходя из (п. 60 Инструкции N 157н):
— срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
— срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
— ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды.
Нематериальные активы, по которым невозможно точно установить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. В целях определения амортизационных отчислений по ним срок полезного использования предусматривается из расчета десяти лет.
Расходы на приобретение учреждением права на сайт можно отразить следующим образом:

Как определить КОСГУ для покупки ЭЦП

  • 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» — если вы госорган или федеральное казенное учреждение и осуществляете расходы в рамках утвержденного плана информатизации в сфере ИКТ. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) этот код применяйте, только если такое решение принял соответствующий финансовый орган;
  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» — во всех остальных случаях.
  • подстатью 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ;
  • подстатью 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Оплата таких услуг, как правило, производится в виде фиксированного разового платежа и не предполагает поэтапную сдачу товаров (работ, услуг). Поэтому на дату заключения лицензионного договора отнесите их на расходы будущих периодов по дебету счета 0 401 50 000 с последующим отнесением на финансовый результат (затраты) текущего года (п. 302 Инструкции N 157н).

Расходы будущих периодов списывайте на финансовый результат (затраты) текущего года на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в порядке и сроки, предусмотренные учетной политикой. Например, ежемесячно в течение срока действия договора (п. 302 Инструкции N 157н, разд. 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета).

Adblock
detector