Прогноз Экономики Социал Ного Положения В Курской Области

2. Прогноз социально-экономического развития Курской области ежегодно разрабатывается в порядке, установленном Администрацией Курской области, и одобряется Администрацией Курской области одновременно с принятием решения о внесении проекта областного бюджета в Курскую областную Думу.

6. В целях формирования бюджетного прогноза Курской области на долгосрочный период в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 12.1 настоящего Закона разрабатывается прогноз социально-экономического развития Курской области на долгосрочный период в порядке, установленном Администрацией Курской области.

Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области — Курсовая работа

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Среди широко используемых методов выделяют: программно-целевой метод, балансовый метод, нормативный метод, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования. Эти методы позволяют наиболее эффективно и рационально осуществлять государственное регулирование экономики, так как их использование сглаживает недостатки одних методов за счет преимуществ других.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Основными функциями прогнозирования являются: научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; исследование объективных связей социально-экономических явлений развития хозяйства; оценка объекта прогнозирования; выявление объективных альтернатив экономического и социального развития; накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2023) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 года»)// Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

Прогноз рынка труда в Курской области

Несмотря на увеличивающийся поток мигрантов, ожидается стабилизация численности зарегистрированных безработных. Анализируя распределение трудовых ресурсов по основным видам экономической деятельности по прогнозу в 2023 г., можно сказать, что в Курской области наибольшее количество граждан будет занято в сфере обслуживания и сельскохозяйственной отрасли – 20,8 % и 12,9 % от численности занятых в экономике соответственно. 17,3 % граждан будет трудиться в обрабатывающей отрасли. Численность занятых в здравоохранении и сфере образования прогнозируется на уровне 10,7% и 8,6% соответственно. Другие виды экономической деятельности представлены немногочисленной численностью трудящихся. Предполагается, в течение предстоящих семи лет произойдет снижение доли занятых в сельском хозяйстве (с 15,1 % в 2023 г. до 12,8% к 2023 г.), строительстве (с 5,6 % до 5,2 %), в оптовой и розничной торговле (с 21,8 % до 19,9 % соответственно). Увеличение доли занятых прогнозируется по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» — с 13,2% в 2023 г. до 17,3% к 2023 году [16].

Прогнозируется тенденция сокращения трудовых ресурсов региона: если в 2023 г. этот показатель составлял 654,4 тысяч человек, то по прогнозу в 2023 г. он составит 637,6 тысяч человек, а в 2023 г. – 621,4 тысяч человек. Это происходит, в первую очередь, за счет сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, занятого в экономике с 588,9 тыс. чел. по фактическим данным 2023 г. до 548,9 тыс. чел. по прогнозу к концу 2023 г.

В Курской области наметилось тенденция уменьшения количества граждан в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы: если в 2023 г. она составляла 49, 2 тыс. чел., то к 2023 г. – сократится до 38,4 тыс. чел. или на 21,9 %. Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, незанятых в экономике, также сокращается. И как следствие – снижение числа незанятого в экономике населения [16].

Предполагается, что в 2023 – 2023 гг. абсолютная дополнительная потребность в профессиональных кадрах будет сокращаться с 34656 человек до 33970 человек, т.е. на 686 человек или 1,97%. При этом, исходя из тенденции старения квалифицированных кадров на региональном рынке труда, прогнозируется рост дополнительной потребности в кадрах, имеющих высшее образование, на 1008 человек или 6,47% за изучаемый период. Наибольший рост потребности прогнозируется по выпускникам, освоившим программы специалитета (в основном для отрасли здравоохранения) – в 2,83раза. Удельный вес дополнительной потребности в кадрах с высшим образованием по прогнозу увеличится с 44,97% в 2023 г. до 48,84% к 2023 г. Прогнозируется рост потребности в кадрах, освоивших программы подготовки специалистов среднего звена – с 8831 человек в 2023 г. до 9423 человека в 2023 г., т.е. на 6,7%. Однако доля специалистов среднего звена в структуре общей дополнительной потребности вкадрах может увеличиться с 25,48% в начале прогнозируемого периода до 27,74% в конце периода.

При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше трудоспособного возраста, численность которых возрастет к 2023 г. на 12,9 тысячи человек. Таким образом, численность занятых в экономике к 2023 г. снизится на 33 тысячи человек или на 5,05%.

Прогноз Экономики Социал Ного Положения В Курской Области

Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития Курской области, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегия обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления в долгосрочной перспективе, служит долгосрочной основой для принятия управленческих решений на уровне области.

При разработке Стратегии также учтены положения Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2023 года N 132; прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации; государственных программ Российской Федерации; долгосрочного прогноза социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Администрации Курской области от 15.12.2023 N 450-ра; бюджетного прогноза Курской области до 2030 года, утвержденного распоряжением Администрации Курской области от 02.03.2023 N 92-ра.

При подготовке документа проведено стратегическое исследование Курской области, дана оценка уровня конкурентоспособности региона, обозначены стратегические цели и задачи развития на долгосрочную перспективу и целевые ориентиры их достижения, определены приоритетные отраслевые кооперации и потенциально привлекательные новые секторы экономики, сформирован перечень крупных инвестиционных проектов.

Падает уровень жизни курян. Так, по данным того же отчёта, реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре 2023 года по сравнению с ноябрем 2023-го уменьшились на 13,0%.

За отчетный период оборот розничной торговли по крупным и средним организациям увеличился в 24 районах области и во всех городах. Наибольший оборот розничной торговли в январе-декабре 2023 года достигнут в Курском районе, наименьший – в Большесолдатском районе. Среди городов области наибольший оборот розничной торговли наблюдался в г. Курске, наименьший – в г. Щигры.

Продолжается строительство жилого поселка «Северный» в г. Курске (застройщик — ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова»). В январе-марте 2023 года введены в эксплуатацию 2 многоквартирных жилых дома общей площадью 21,7 тыс. кв. метров. В текущем году запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 5 жилых домов общей площадью 53 тыс. кв. метров.

Объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы в 2008-2013 годах составил 112,8 млрд руб., в т. ч. в 2013 году – 21,4 млрд руб. Основной источник – собственные и заемные средства предприятий и организаций, бюджетные средства всех уровней бюджетной системы РФ.

В немалой степени этому способствовала работа специально созданной в Администрации города комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на заседания которой приглашаются работодатели по вопросам погашения задолженности.

В среднесрочной перспективе факторами, определяющими развитие сферы занятости и рынка труда, будут являться демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста.
По оценке в 2023 году численность населения в трудоспособном возрасте сократится по сравнению с 2023 годом и составит 542,8 тыс. человек.
В 2023 году прогнозируется сокращение численности занятых до уровня 534,7 тыс. чел. в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, на рынке труда Курской области наметились негативные тенденции: работодатели активно использовали режимы неполного рабочего времени, отпуска без сохранения заработной платы, возросло количество обращений граждан в органы службы занятости.
Среднегодовая численность занятых в экономике на 2023 год прогнозируется на уровне 505,6 тыс. чел., к 2023 году прогнозируется рост до уровня 509,6 тыс. чел. по базовому варианту и снижение до 500,3 тыс. чел. по консервативному варианту.
С учетом складывающейся ситуации численность безработных (по методологии МОТ) в 2023 году оценивается на уровне 30,0 тыс. чел. К 2023 году значение показателя уменьшится по сравнению с 2023 годом и составит 24,4 тыс. человек по консервативному варианту, 22,0 тыс. человек по базовому варианту. Уровень безработицы в 2023 году оценивается на уровне 5,3 %, в 2023 году – 4,4 % и 4,0 % по консервативному и базовому вариантам, соответственно.
В 2023 году численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составит 20,0 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы — 3,54 %.
На период до 2023 года прогнозируется снижение численности официально зарегистрированных безработных до 6,0 тыс. человек по консервативному варианту и до 5,8 тыс. человек по базовому варианту; уровня зарегистрированной безработицы до 1,1 % (консервативный и базовый варианты).
Улучшению ситуации на рынке труда региона в 2023-2023 годах будут способствовать реализация государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», а также региональных проектов «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Старшее поколение», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда».
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2023 году ожидается на уровне 35300,0 рублей (оценка). Значение определено исходя из фактически сложившихся за январь-июнь 2023 года размеров данного показателя 34521,0 рублей, фонда начисленной заработной платы работников организаций в целом по региону 66680014,4 тыс. рублей и ожидаемой положительной динамики заработной платы в экономике Курской области до конца текущего года.
По итогам 6 месяцев 2023 года в рейтинге 16 субъектов ЦФО по уровню заработной платы Курская область занимает 9 место, по темпу ее роста – 1 место, что выше аналогичных позиций в 2023 году.
Оценочное значение показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) на 2023 год предложено исходя из ожидаемого за 2023 год показателя номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в целом по региону.
Прогнозные значения на 2023-2023 гг. по консервативному, базовому и целевому варианту показателей номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, фонда начисленной заработной платы работников организаций, среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) предлагается оставить без изменений.
Величина прожиточного минимума за 2023 год по отношению к 2023 г. увеличится и составит: в среднем на душу населения 10 191 рубль (оценка), для трудоспособного населения – 10 953 рубля (оценка), для пенсионеров – 8 489 рублей (оценка), для детей – 10 129 рублей (оценка).
Прогнозная величина прожиточного минимума за 2023 год по отношению к 2023 г. в условиях базового и целевого вариантов увеличится и составит: в среднем на душу населения 10 558 рублей, для трудоспособного населения – 11 347 рублей, для пенсионеров – 8 795 рублей, для детей – 10 494 рубля.
Прогнозная величина прожиточного минимума за 2023 год по отношению к 2023 г. в условиях базового и целевого вариантов увеличится и составит: в среднем на душу населения 10 980 рублей, для трудоспособного населения – 11 801 рубль, для пенсионеров – 9 147 рублей, для детей – 10 914 рублей.
Прогнозная величина прожиточного минимума за 2023 год по отношению к 2023 г. в условиях базового и целевого вариантов увеличится и составит: в среднем на душу населения 11 420 рублей, для трудоспособного населения – 12 273 рубля, для пенсионеров – 9 513 рублей, для детей – 11 351 рубль.
Рост прогнозной величины прожиточного минимума в среднем на душу населения 2023 года к 2023 году составит 12,0 %, к 2023 г. – 8,2 %.
Увеличение либо уменьшение величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения зависит от действующих потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину.
Расчет прогнозной величины прожиточного минимума произведен на основании прогнозных значений среднегодовых индексов потребительских цен на товары и услуги по Курской области.

Еще почитать --->  Отключили Свет На Савеловской

В 2023 году численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения ожидается на уровне 11,0 % (оценка) с ростом к 2023 году на 1,1 %.
Прогнозная величина уровня бедности в 2023 году по отношению к 2023 году в условиях базового и целевого вариантов снизится на 0,7 процентных пункта и составит 10,3 %, в условиях консервативного варианта снизится на 0,2 процентных пункта и составит 10,8%.
Прогнозная величина уровня бедности по итогам 2023 года по отношению к 2023 году снизится на 0,2 процентных пункта и составит при базовом и целевом сценариях развития 10,1 %, при консервативном — 10,6%.
Прогнозная величина уровня бедности в 2023 году по отношению к 2023 году снизится на 0,2 процентных пункта и составит при базовом и целевом сценариях развития 9,9 %, при консервативном — 10,4%.
В целях реализации национальных задач по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан и снижению в два раза уровня бедности, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2023 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», проводится системная работа по снижению числа малоимущих граждан.
Достижение запланированных показателей будет осуществляться в рамках:
реализации План мероприятий по обеспечению роста реальных доходов граждан и снижению уровня бедности в Курской области в 2023-2024 годах, который включает в себя комплекс мер, направленных на повышение доходов граждан, содействия занятости населения, социальной поддержки, развития малого и среднего предпринимательства, поддержки фермеров и развития сельской кооперации, содействия росту цифровой грамотности населения и образовательной среды (распоряжение Губернатора Курской области от 25.12.2023 № 462-рг);
утверждения и исполнения региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Курской области» на 2023-2030 годы;
выполнения Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации в Курской области задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2023 года в части повышения доходов значительной части граждан, семей.

Перед Курской областью стоит задача локализации цепочек добавленной стоимости внутри региона путем создания на базе Михайловского горно-обогатительного комбината сталеплавильного производства и организации проката стального листа для автомобильной промышленности.

По территории Курской области проходят 2 железнодорожные магистрали Москва — Харьков и Воронеж — Киев, расположены 3 крупных железнодорожных узла (Курск, Льгов, Касторное). Объем отправлений грузов железнодорожным транспортом составляет 20,1 млн. тонн, или около 10,1 процента отправлений по Центральному федеральному округу.

В 2023 году предусматривается рост производства машин и оборудования на 53 процента по отношению к уровню 2010 года, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 50 процентов, химического производства — на 51 процент, производства резиновых и пластмассовых изделий — на 71 процент.

Анализ, проведенный в третьей главе показывает, что уровень экономической безопасности характеризуется как кризисный (К1), это несомненно требует больших усилий как экономического, так и политического, а также социального характера для преодоления сложившейся ситуации.

· внедрение технологий по использованию отходов в качестве вторичных ресурсов на предприятиях г. Курска (акционерные общества «Курский завод «Аккумулятор», «Электроагрегат», «Михайловский ГОК», «Счетмаш» и др.), в результате к 2010 году уменьшатся отходы почти на 300 тонн;

· постоянный контроль и ведение мониторинга за состоянием окружающей среды с выявлением источников загрязнения, проведение предприятиями и организациями области конкретных природоохранных мероприятий позволят значительно снизить негативные воздействия на человека в зонах его проживания. (на эти цели предусматривается направить более 250,0 млн. рублей за счет собственных средств организаций области и областного бюджета через государственное учреждение «Курский областной экологический фонд»);

· оптимизацию транспортных потоков, приобретение новых автобусов (в г. Курске планируется за 3 года 27 ед.), контроль содержания вредных веществ в отработанных газах автотранспорта, а также ремонт и содержание в нормативном состоянии автомобильных дорог общего пользования;

Реализация программных мероприятий по улучшению экологической обстановки и повышению эффективности природопользования направлены на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное использование природно-сырьевой базы для потребностей экономики области в топливно-энергетических, минеральных, водных и лесных ресурсах.

Миграционный прирост населения в 2009 году обусловлен международной миграцией: на 98,7 % из стран СНГ и Балтии, на 1,3 % из других стран. Миграционный прирост преимущественно составили граждане, прибывшие из Украины (37,8 %), Армении (19,2 %), Киргизии (9,2 %), Узбекистана (8,5 %), Молдовы (7,4 %).

Пригородные перевозки осуществляются между Курском и населёнными пунктами Курского района, а также с близлежащими районными центрами. Временно исполняющий обязанности губернатора Курской области Роман Старовойт объявил год Годом дорог.
Велась активная торговля главным образом, хлебная с малорусскими землями в середине XVII века построен Гостиный двор. В году , в год образования городской Думы, в Курске насчитывалось 7 жителей. С года он являлся центром губернским городом Курской губернии первым губернатором был С.

Отдельно на миграции россиян мы не стали останавливаться, поскольку подробно освещали этот вопрос в материале «Куда переезжают россияне? Список Росстата». Здесь вы найдете исчерпывающий перечень стран дальнего зарубежья, в которые предпочитают перебираться наши сограждане, а также объемы международной миграции по годам.

В настоящее время демографическая ситуация в Курской области характеризуется продолжающимся процессом убыли населения, связанным со стабильным превышением смертности над рождаемостью, что незначительно компенсировалось миграционным приростом. Основными причинами сокращения численности населения в Курской области остаются низкая рождаемость, высокая смертность, особенно в трудоспособном возрасте, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей необходимого воспроизводства населения.

В прогнозе межрегиональная миграция будет нарастать с регионами, имеющими более высокий доход. Чем выше поток выбытия из Курской области в регион РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Белгородская область и др.), тем выше и поток прибытия из данного региона.

Исследование социально-экономических процессов в Курской области

Территория области расположена в поясе умеренно-континентального климата в пределах лесостепной зоны, в благоприятных климатических условиях для ведения эффективного сельскохозяйственного производства. Земельный фонд Курской области составляет 2,999 млн. га. Общая площадь земель, используемых для сельскохозяйственного производства — 2,4 млн. га, в том числе пашни — 1,9 млн. га. Курская область расположена в бассейнах рек Днепр и Дон (соответственно 78% и 22% территории области). Всего в области насчитывается 902 постоянных и временных водотоков, из которых 188 имеют длину более 10 км.

Показатели объема рынка платных услуг и объема жилищного строительства являются косвенными характеристиками уровня жизни населения. Чем больше величина и темпы роста этих рынков, чем выше уровень жизни населения данного региона. Рост каждого из этих рынков способствует росту спроса на продукцию смежных рынков, стимулирует развитие смежных отраслей (строительных и отделочных материалов, строительных и транспортных услуг).

Еще почитать --->  Сдача Квартиры Юридическому Лицу Налоги

Существенный рост расходов населения способствует развитию торговли и производства потребительских товаров. Но, несмотря на рост реальных доходов в области наблюдается незначительный рост спроса на жилищное строительство. Сохраняется задолженность предприятий по заработной плате, что сдерживает платежеспособный спрос.

Объем рынка платных услуг в 2013 году населению составил по всем каналам реализации 7,74 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2012 году. Рост обеспечен интенсивной динамикой бытовых услуг, услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, которые, кроме того, преобладают в структуре платных услуг.

Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. В связи с относительно низкой стоимостью продукции сельского хозяйства, особенно растениеводства, уровень жизни населения, занятого в сельском хозяйстве (сельского населения), — более низкий по сравнению с городским населением. В структуре производства сельскохозяйственной продукции преобладает растениеводство (61%).

Характеристика социально-экономического положения Курской области

Целью учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) является получение первичных профессиональных умений и навыков, обеспечение формирования базовых профессиональных знаний, умений и навыков, закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний и приобретения первоначальных практических навыков магистрантов в соответствии с профилем магистерской программы – «Стратегический менеджмент».

Целью производственной (научно-исследовательской работы) практики является развитие первичных навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов, полученных на предыдущем этапе обучения и формирование у них профессиональных компетенций в этой области, в соответствии с профилем магистерской программы – «Стратегический менеджмент». В рамках достижения цели практики были поставлены следующие задачи:

6 НАУКИ О ЗЕМЛЕ На территории Курской области создана развитая энергетическая инфраструктура. Электроэнергетическую силу области представляет Курская атомная станция с проектной мощностью 4 млн квт, которая включена в крупнейшую энергосистему «Центр», охватывающую 19 областей России. Курской АЭС производится 96 % электроэнергии, тепловыми электростанциями 4 %. Внутри области потребляется около 8 млрд квт.ч электроэнергии в год. Более 70 % вырабатываемой электроэнергии подается за пределы области в другие регионы Российской Федерации и ближнего зарубежья. Наличие свободных энергетических мощностей и возможность подсоединения к ним позволяют обеспечивать на территории Курской области электроэнергией новые производства. В области потребляется тыс. Гкал тепловой энергии. Основными ее производителями и поставщиками являются: филиал ОАО «Квадра» «Курская региональная генерация» (61,5 % от общего объема), ООО «Теплогенерирующая компания» (10 %), ОГУП «Курскоблжилкомхоз» (0,02 %) и муниципальные котельные (27 %). Курская энергосистема, являясь частью объединенной энергосистемы центра Российской Федерации, обеспечивает не только покрытие существующих нагрузок, но и передачу мощности в соседние энергосистемы. Топливно-энергетический комплекс Курской области представляют более 200 предприятий энергетики различных форм собственности и ведомственной принадлежности, базовыми из которых являются филиал концерна «Росэнергоатом» «Курская атомная станция» и ОАО «Курскэнерго». В настоящее время в результате реформирования энергетики Российской Федерации из ОАО «Курскэнерго» выделены компании по видам деятельности: ОАО «Курская энергетическая управляющая компания» управление всеми образованными в результате реорганизации обществами. Является единоличным исполнительным органом для всех выделенных компаний; ОАО «Курская генерирующая компания» производство, транспорт, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии по городу Курску. Обеспечивает ведение режимов эксплуатации тепловых сетей города Курска; ОАО «Курскэнергосбыт» сбыт электрической энергии в регионе как крупным промышленным потребителям, присоединенным к ОАО «Курская теплогенерирующая компания» и ОАО «Курскэнерго», так и другим, менее крупным потребителям, не пользующимся услугами гарантирующего поставщика; филиал «Магистральные сети» ОАО «Курскэнерго» транспорт и преобразование электрической энергии по магистральным электрическим сетям (в соответствии с постановлением Правительства от 21 декабря 2001 г. 881); ОАО «Курскэнергоспецремонт» обеспечение капитального ремонта теплоэнергетических объектов в соответствии с заключенными договорами; осуществление монтажа и наладки теплоэнергетического оборудования и энергоустановок; ОАО «Курскэнергосетьремонт» обеспечение капитального ремонта электросетевых объектов в соответствии с заключенными договорами; осуществление монтажа и наладки электроэнергетического оборудования и энергоустановок. Электроэнергетический потенциал области определяет Курская атомная станция. Установленная мощность Курской АЭС 4000 МВт (8 генераторов по 500 МВт каждый). Установленная электрическая мощность станций ОАО «Курскэнерго» 196,8 МВт, в том числе ТЭЦ МВт, ТЭЦ-4 4,8 МВт. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета (25)

1 УДК ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 2013 В. И. Сысенко¹, М. В. Селютина² ¹докт. геогр. наук, профессор каф. экономической и социальной географии ²аспирант каф. экономической и социальной географии е-mail: Курский государственный университет На основе анализа природно-экономического потенциала выявлено занимаемое положение региона в стране и его темпы развития. Местоположение области подчеркивает богатейший природный потенциал региона, что обусловливает производственные мощности развития на данной территории области. Особое значение в развитии экономики принадлежит электроэнергетике, которая включена в крупную энергосистему, обеспечивающую другие регионы Российской Федерации и ближнего зарубежья. Электроэнергетическая сила области представлена Курской атомной станцией, кроме того на территории имеются 9 автономных энергетических объектов, действующих при сахарных заводах. Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, промышленный регион, энергетическая инфраструктура, топливно-энергетический комплекс, энергосистема. Экономика Курской области формировалась и развивалась под воздействием исторических, природно-ресурсных и социально-экономических факторов. С начала образования регион выполнял политические, административные функции, являлся центром сельскохозяйственного производства и размещения передовой для своего времени промышленности. Экономика области продолжала активно формироваться в XX веке, чему способствовало наличие многообразного природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения. Региональные социально-экономические преобразования тяготеют прежде всего к возможности использования природных ресурсов в соответствующих природных условиях. К тому же исторически сложившиеся системы ведения хозяйствования и сформированные при этом производственные отрасли в основе своей имеют наличие тех или иных природных ресурсов, а сферы действия крупных региональных магистральных комплексов охватывают территории, обеспеченные этими ресурсами. Пространственная обусловленность отражает с экономических позиций природноресурсный потенциал, служащий основой формирования современной социальноэкономической структуры, какой можно рассматривать существующий регион. Под природно-ресурсным потенциалом региона подразумевается определенная территория, представленная одной или несколькими природными зонами, обозначенная сложившимся экономическим комплексом на основе использования природных ресурсов. Такое природно-экономическое сочетание должно быть востребовано объективными запросами развивающейся экономики. Это означает, что природные возможности, выраженные через ресурсную составляющую, должны реализовываться, прежде всего, для удовлетворения человеческих потребностей. К особенностям природно-ресурсного потенциала Курской области следует отнести такое обстоятельство, как приграничное положение территории к соседнему государству Украина. Прямого отношения к ресурсным возможностям это не имеет,

3 Сысенко В. И., Селютина М. В. Природно-экономический анализ социально-экономического развития Курской области сотрудничестве с регионами Украины, наиболее значимые: с Автономной Республикой Крым, Сумской, Харьковской и Донецкой областями Украины, из которых по показателям внешней торговли лидером является Донецкая область, ее доля в общем объеме внешней торговли Курской области с Украиной занимает 46,8 %. Область расположена на территории крупнейшей в мире железорудной провинции Курской магнитной аномалии, которая частично обеспечивает сырьем российскую и зарубежную металлургию. Всего в Курской области разведано 3 месторождения железной руды, а также выявлено более 25 залежей и проявлений. Объем разведанных запасов Михайловского месторождения около 11 млрд тонн. При нынешних темпах разработки этого хватит минимум на 120 лет. Наибольшую долю в структуре производства занимают электроэнергетика (26%), добыча полезных ископаемых (24%), машиностроение и металлообработка (12%), химическая и нефтехимическая промышленность (7%), пищевая и перерабатывающая промышленность (17%). Из неметаллических полезных ископаемых выявлены и разведаны месторождения фосфоритов, торфа. В области разведано и учтено балансом 11 месторождений конкреционных фосфоритов с государственным балансом 130 млн тонн и 62 месторождения торфа площадью не менее 10 гектаров каждое. Выявлено и разведано сырье для стройиндустрии: мел для производства цемента и строительной извести; легкоплавкие и тугоплавкие глины и суглинки для производства кирпича, керамзита, облицовочно-фасадной и половой плитки, черепицы и санфаянса; кварцевые пески для строительных растворов, производства силикатного кирпича, ячеистого бетона, стекольного и литейного производства. Основополагающим значением развития экономики области обладают железнодорожный и автомобильный транспорт. Транспортная сеть включает 1538,4 км железнодорожных путей, 7911 км автомобильных дорог с твердым покрытием, из них 424 км дорог федерального значения. По территории области проходят две железнодорожные магистрали: Москва Харьков и Воронеж Киев, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное и 65 железнодорожных станций. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают Курскую область с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, промышленно-развитыми центрами Украины и Закавказья. Воздушное сообщение осуществляется через терминалы Курского аэропорта, имеющего международный статус. Развитию международного воздушного сообщения способствует наличие в Курской области таможни и Службы пограничного и паспортного контроля. Курская область один из промышленных регионов Российской Федерации. Многоотраслевой хозяйственный комплекс включает в себя достаточное количество крупных и средних предприятий. Наибольшую долю в структуре отгруженной продукции занимают добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, производство электрооборудования, химическое производство. Курская область регион с достаточно крупным агропромышленным комплексом. На долю сельского хозяйства приходится более 13 % валового регионального продукта Курской области. В структуре сельскохозяйственного производства продукция растениеводства занимает около 60 %, продукция животноводства около %. Основные направления растениеводческой отрасли производство зерновых и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур составляет более 1 млн 300 тыс. гектаров. Животноводческая отрасль специализируется на молочном и мясном скотоводстве. Успешно развивается свиноводство. Большое внимание уделяется улучшению породных качеств разводимых в области животных.

4 НАУКИ О ЗЕМЛЕ Согласно составленной администрацией Курской области программе [2011], динамика валового регионального продукта области до 2009 года имеет позитивный характер, темпы его роста увеличиваются (табл. 1). Таблица 1 Основные макроэкономические показатели развития Курской области п/п Наименование показателя Единица измерения Годы Объем ВРП млрд руб. 104,0 128,8 168,0 162,6 193,7 2 Валовой региональный продукт на душу млн руб. 88,37 110,41 145,0 141,1 169,1 3 ВРП на одного занятого в тыс. руб. 175,1 217,0 283,8 280,0 335,7 экономике 4 ВРП к стоимости руб./руб. 0,36 0,39 0,47 0,42 основных фондов 5 Платежи в бюджет к ВРП коп./руб. 16,7 16,3 16,2 12,3 14,4 6 Платежи в бюджет тыс. руб. 29,26 35,42 46,07 34,42 47,7 на одного занятого в экономике 7 Платежи в бюджет к коп./руб. 5,98 6,42 7,56 5,22 стоимости основных фондов 8 Объем инвестиций в тыс. руб. 19,85 28,84 40,46 42,6 39,2 основной капитал на душу 9 Инвестиции на одного тыс. руб. 39,11 56,47 78,99 84,28 86,7 занятого в экономике 10 Объем инвестиций к руб./руб. 0,08 0,1 0,14 0,14 стоимости основных фондов 11 Объем инвестиций к ВРП руб./руб. 0,22 0,26 0,28 0,29 0,26 12 Объем инновационной руб./руб. 0,888 0,886 0,813 0,812 продукции к ВРП 13 Доходы бюджета на тыс. руб. 14,18 19,11 26,40 26,29 29,61 душу 14 Отношение руб./руб. 2,41 2,77 2,99 2,86 3,04 среднедушевых доходов к прожиточному минимуму 15 Отношение средней руб./руб. 2,49 2,85 3,00 2,83 3,05 номинальной заработной платы к прожиточному минимуму работающего 16 Доля с % 15,4 12,6 11, денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности 17 Экспорт товаров на душу долл. США 319,1 561,4 794,7 356,1 539,8 18 Импорт товаров на душу долл. США 365,4 379,1 505,8 359,1 496,3 Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета (25)

Еще почитать --->  Размер Налога На Недвижимость 2023 Для Физических Лиц В Ростовской Области

5 Сысенко В. И., Селютина М. В. Природно-экономический анализ социально-экономического развития Курской области В регионе наблюдаются положительные тенденции развития по основным макроэкономическим показателям. Мониторинг изменения макроэкономических показателей позволил сделать следующие выводы: ВРП за анализируемый период вырос на 56,3 %, ВРП на одного занятого в экономике на 64,6 %, ВРП к стоимости основных фондов увеличилось на 27,8 %; наблюдается рост платежей в бюджет на одного занятого на 17,5 % и платежей в бюджет к стоимости основных фондов на 16,6 %; значительно выросли инвестиции в экономику на одного занятого в 2,2 раза и объем инвестиций к ВРП на 31,8 %; в качестве положительной тенденции можно отметить рост отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму работающего, сокращение доли с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности. Основной вклад в формирование валового регионального продукта области попрежнему вносит добавленная стоимость промышленного производства, включающего добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, доля которых в 2009 г. составила 38,8 % ВРП против 39,7 % в 2008 году. За рассмотренный период усилилось влияние на формирование ВРП добавленной стоимости таких видов деятельности, как торговля (12,6 % в 2009 году против 11 % в 2006 г.), строительство (5,0 % против 4,2 %), образование (4,1 % против 3,5 %) и здравоохранение (4,2 % против 3,3 %) и др. Отраслями специализации Курской области, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области (более 10 % в структуре ВРП), являются: производство и распределение электроэнергии 16,3 % в 2009 году; обрабатывающие производства 15,9 %, сельское хозяйство 13,1 % и оптовая и розничная торговля 12,6 %; на долю данных видов экономической деятельности приходится около 60 % ВРП. Вклад экономики Курской области в экономику России и Центрального федерального округа стабильно держится на уровне 0,5 % и 1,3 % [Программа 2011], это хорошо видно из таблицы 2. Таблица 2 Отдельные показатели развития Курской области в сравнении с крупными социальноэкономическими системами за 2009 год Наименование показателя Курская ЦЧР ЦФО РФ область Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд руб , Удельный вес Курской области, % 14,7 7,3 1,65 Объем отгруженный товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млрд руб. Удельный вес Курской области, % 14,60 2,32 0,6 Добыча полезных ископаемых, млрд руб Удельный вес Курской области, % 28,69 3,04 0,34 Обрабатывающие производства, млрд руб. Удельный вес Курской области, % 0,1 1,65 0,52 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млрд руб. Удельный вес Курской области, % 35,45 5,3 1,53

1) Закон Курской области от 12 августа 2004 года № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области» (в ред. Законов Курской области от 16.06.2005 № 42-ЗКО, от 02.05.2006 № 7-ЗКО, от 22.12.2006 № 86-ЗКО, от 27.08.2007 № 76-ЗКО, от 17.07.2008 № 37-ЗКО, от 10.12.2008 № 107-ЗКО, от 14.09.2009 № 59-ЗКО, от 23.11.2010 № 100-ЗКО, с изм., внесенными Законами Курской области от 10.12.2008 № 109-ЗКО, от 11.12.2009 № 118-ЗКО);

Следовательно, доля нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, включенных в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область) в IV квартале 2011 года увеличилась на 7 нормативных правовых актов (или на 0,09%).

Согласно разделу III Программы развития дошкольного образования в Курской области программные мероприятия направлены на: строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям; реконструкция имеющихся и ранее не функционировавших дошкольных образовательных учреждений; капитальный ремонт зданий с целью открытия дополнительных мест в ДОУ; открытие учреждений типа «Школа — детский сад»; укрепление материально-технической базы действующих дошкольных образовательных учреждений; развитие вариативных форм дошкольного образования (семейных воспитательных групп, частных детских садов, дошкольных образовательных центров и др.); подготовка и переподготовка кадров для работы в системе дошкольного образования; информатизация учреждений дошкольного образования.

Два нормативных правовых акта — Закон Курской области от 02 ноября 2011 года № 90-ЗКО «О внесении дополнений в Закон Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области», а также Закон Курской области от 24 ноября 2011 года № 94-ЗКО «О внесении дополнений в Закон Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» представлены в Управление для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область), и проведения правовой экспертизы соответственно 30 ноября и 01 декабря 2011 года.

В период 2012 — 2023 годах в муниципальных районах при работе с инвестором будет постепенно внедряться принцип «одного окна» на базе деятельности областного государственного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» и его филиалов в районах области. Для обеспечения выполнения этой работы будут разработаны регламенты оказания государственных (муниципальных) услуг инвесторам по оформлению документов, необходимых для начала осуществления инвестиционного проекта.

Паспорт 3 введение 8

Характерными особенностями Курской области являются высококвалифицированный состав населения (число специалистов с высшим и средним образованием составляет более 30% от общего числа жителей). Численность экономически активного населения в 2007г. составила около 600 тыс. человек.

По данным всероссийской переписи населения 2002 года на территории Курской области проживают представители 115 национальностей. Тем не менее, национальный состав населения традиционно является достаточно однородным, т.е., на 97,8% состоит из представителей коренных для России национальностей славянской группы народов: русских, украинцев и белорусов; 95,87% составляют русские, 1,7% — украинцы, 0,23% — белорусы, остальные 2,2% представляют собой 112 иных народностей из ближнего и дальнего зарубежья. К другим наиболее крупным этническим группам можно отнести: 5899 человек армян (0,5% от общей численности), 2291 цыган (0,18%), 1933 азербайджанцев (0,15%) и 1576 татар (0,13%).

В регионе представлены 14 религиозных исповеданий, представители которых проводят свою деятельность в рамках 335 зарегистрированных религиозных организаций. Из них: 279 — Русская православная церковь, 1 — Украинская православная церковь, 9 – Русская православная старообрядческая церковь, 9 — Древлеправославная церковь, 1 – Римско-католическая церковь, 1 – Ислам, 2 – Иудаизм, 16 — Евангельские христиане-баптисты, 2 — Христиане веры евангельской – пятидесятники, 6 – Адвентисты седьмого дня, 2 – Новоапостольская Церковь, 2 – Свидетели Иеговы, 1 – Сознание Кришны (Вайшнавы), 4 — иные вероисповедания.

За счет реконструкции 2-х энергоблоков первого поколения Курской АЭС объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды в области за 2005-2007гг. возрос на 54,4%. Обеспечение стабильной работы Курской атомной станции важно не только в экономическом, но и в социальном отношении. АЭС является градообразующим предприятием г. Курчатова с населением 46,6 тыс. человек.

В химическом производстве области за 2004-2007 годы объем производства увеличился на 35,1%. Ведущее предприятие – ЗАО «Курскрезинотехника» производит свыше 70% продукции отрасли. В 2005 году в городе Курске введен в эксплуатацию завод по производству биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки «ГриНН — Пластик» филиала ЗАО «Корпорация «ГриНН».

Проблема повышения рождаемости требует особого внимания со стороны общества и власти. Cогласно национальному проекту «Демография», необходимо достигнуть естественного прироста численности населения и увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году.

За период с 1990 по 2010 год численность населения Курской области уменьшилась на 184,3 тыс. человек (или на 13,8%) и составила на 1 января 2010 г. 1148,6 тыс. человек. В настоящее время демографическая ситуация в Курской области, как и в России в целом, характеризуется продолжающейся депопуляцией, связанной с превышением смертности над рождаемостью.

Ключевые слова демография , Курская область. Похожие статьи Анализ изменения возрастных показателей рождаемости Изучение смертности населения России Статья в журнале Демографическая ситуация в Российской Федерации Естественный прирост населения является одним из компонентов динамики численности населения.

Тем более, если учесть то, что постоянно всплывает информация о существенном превышении реальных цифр о количестве населения. Например, когда перепись утверждала, что в РФ проживает 146 миллионов, данные ЗАГС говорили о 87 миллионах. Безусловно, доказать ту или иную цифру сейчас сложно.

Нормативная правовая база ежегодно развивается и совершенствуется. В Год семьи в регионе принят Закон Курской области от 10 декабря года N ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области», которым были введены дополнительные меры поддержки различных категорий семей, в т.

Adblock
detector