Ивана грозного его завещание

Смерть Ивана Грозного

В 1584 году умер Иван Грозный, одиозная фигура в истории России. И версий о причинах смерти царя существует огромное количество. Какие-то из них были опровергнуты еще современниками Грозного, какие-то – историками XVIII-XIX веков, часть домыслов разоблачена современными учеными и исследователями. Однако до сих пор нет единого мнения о том, что же послужило причиной гибели Ивана.

Некоторые источники говорят и о предсмертном раскаянии царя: Иван Грозный сожалел о своей невоздержанности, излишествах, допущенной жестокости. В качестве доказательств приводятся так называемые синодики – списки «невинноубиенных», жертв царского правления. Синодики рассылались по монастырям и церквям вместе со значительной суммой денег для «вечного» поминовения.

Еще одним, достаточно неожиданным, стал вывод о наличии в костях большого количества мышьяка и ртути – смертельно ядовитых веществ для человека. Главная особенность мышьяка, равно как и ртути, как ядов – их способность накапливаться в организме, медленно, но неуклонно отравляя его. Однако версия об отравлении царя его личным доктором Иоганном Эйлофом по наущению Годунова остается неподтвержденной – многие лекарства того времени содержали в своем составе ртуть.

Антрополог Герасимов, осматривавший останки царя, отмечал огромное количество остеофитов – отложений солей – на костях скелета, в первую очередь на позвонках. По словам ученого, такого количества остеофитов он не наблюдал и у глубоких стариков, а Ивану Грозному на момент смерти было только 53 года.

Сразу же после похорон поднялась волна слухов – дескать, смерть царя была насильственной. Главными виновниками гибели многочисленные слухи называли Бориса Годунова и Богдана Бельского, бояр из ближнего круга царя. По одной версии, Годунов приказал царскому лекарю отравить Ивана, по другой – Бельский и Годунов задушили царя, когда тому стало плохо после бани. Эти версии поддерживались многими историками вплоть до второй половины XX века, когда была вскрыта царская гробница.

Загадки дела царевича Дмитрия – 1

Так, С.Б. Веселовский в своем исследовании указывает, что завещание написано в Новгороде во временном отрезке с начала июня по 6 августа 1572 г. Позднее Р.Г. Скрынников обратил внимание на то, что царская духовная грамота отражает различные моменты истории удельных владений Воротынских в период между 1566 и 1573 гг.

В то же время сохранилось другое завещание государя – духовная грамота, писаная несколькими годами ранее. Обычно она датируется 1572 годом. Но вот что интересно. Если действительно перед смертью государь составил новое завещание, то прежнее, сохранившееся до сей поры, уже не имеет юридической силы. Почему же, составляя новое завещание, Грозный не уничтожил старое или не приказал это сделать? Да и характер внезапной смерти царя может косвенно указывать на невозможность составления завещания непосредственно перед смертью.

Анализируя часть завещания, в которой говорится о пожаловании Магнуса Ливонскими имениями, исследователь приходит к выводу о заключении в Дерпте 22 сентября 1577 г. договора между Иваном Грозным и Магнусом об отдаче последнему ливонских городов под залог в 40 000 гульденов. Об этом договоре царь упоминает в духовной грамоте, переведя 40 000 гульденов в 15 000 рублей.

Другим обстоятельством, подтверждающим доводы исследователя, является вопрос о царице Анне, которую Грозный жалует. Фамилия Анны в завещании не упоминается. Помимо Анны Алексеевны Колтовской, которая была царицей в 1572 году, то есть в период, когда согласно Веселовскому и Скрынникову было составлено завещание, царицей была Анна Григорьевна Васильчикова. Сопоставив временные промежутки, исследователь приходит к выводу о том, что именно о последней идет речь в духовной грамоте.

Конечно, вряд ли Грозный не позаботился бы о таком важном документе после рождения своего последыша Дмитрия. Но на настоящий момент у нас не имеется доказательств, подтверждающих наличие духовной грамоты Ивана Грозного тех лет. Но если всё-таки принять во внимание точку зрения о фактическом отсутствии данного документа, как могла быть истолкована воля первого русского царя относительно наследников престола?

В литературном введении к завещанию сходные наставления приобретают иное звучание. Грозный не чувствует себя стесненным традицией, и его наставления производят впечатление взволнованной речи: «А ты, сыне мои Федор… во всем бы еси Ивану сыну непрекословен был так, как мне, отцу своему, и во всем бы есте жил так, как из моего слова».

Летописная запись гласила, что в 1563 г. государь «выменил у князя Вышегород на Петрове и с уезды да в Можайском уезде княжие волости, волость Олешню, волость Воскресеньскую, волость Петровскую». Царское завещание дословно повторяло летопись: Иван благословил сына землями — «князь Володимера Ондреевича городом Вышегородом на реке на Петрове, с волос-тми… да в Можайском уезде волостью Алешнею, Воскресенским, да волостью Петровскою…». Характерно, что оба текста повторяли одну и ту же ошибку («на Петрове» вместо «на Поротве»). Дело в том, что над духовным завещанием работали те же самые дьяки, которые собирали материалы для летописи.

В тексте черновика духовной имеются ссылки на документы, важные для его датировки. Это опись казны царевичей (она была составлена опричным постельничим Наумовым, умершим в 1565 г.), грамоты герцога Магнуса (1570) и короля Сигизмунда II (1570). Все это документы опричной поры.

Поводы к переделке завещания были самые разнообразные: тяжелая болезнь, рождение детей в царской семье, вступление в брак, отречение от трона, смерть наследника, завоевания, менявшие границы государства, перемены в боярском руководстве, отставка душеприказчиков и назначение новых, смена митрополита. Устаревшие духовные могли вызвать раздор между наследниками и смуту, а потому их, по-видимому, уничтожали. Чтобы иметь возможность в любой момент представить царю исправленный проект духовной, приказные люди должны были постоянно собирать материал обо всех земельных приобретениях или утратах, переменах в составе удельных княжеств и пр.

«А князь Володимерова сына князя Василья и дочери (пожаловати. — Р.С.), посмотря по настоящему времени как будет пригоже». Имеются сведения о передаче князю Василию Владимировичу столицы удельного княжества его отца города Дмитрова к 1573 г. На страницах завещания этот факт не получил отражения.

Но на немногих не разрушенных взбесившимися роботами планетах остались подземные базы ариев с мирной и боевой космической техникой. Есть они и на Земле: несколько в Сибири, одна — на Тибете и одна — в Подмосковье.
Так вот именно возле входа в подмосковную базу Иван Грозный и оборудовал свой тайник, и в утерянных дощечках обнаруженного экземпляра его завещания должно быть сказано (это следует из смежных частей текста), как проникнуть в подземную базу ариев. Она охраняется разумными техногенными системами, которым подчинены роботы. Царь в завещании называет их железными мужиками. Для того чтобы пройти на базу, роботы должны назвать пароль, указанный в завещании.

Точно по адресу царское послание не попало. И объяснение тому простое. Вспомните, что творилось в России на рубеже XIX и XX веков. Череда войн внутри страны — терроризм революционеров всех мастей: от большевиков до анархистов. Ну могли ли хранители завещания предать его гласности в такой взрывоопасной обстановке?
И все же смуту в начале XX века Иван, скорее всего, тоже предвидел. Поэтому распоряжение его было на всякий случай изготовлено в нескольких экземплярах и тщательно зашифровано. Текст завещания выглядит как обычный памятник древнеславянской письменности. Вырезан он был на наборах буковых дощечек, что обеспечивало документу долговечность.

В своем завещании царь знакомит нас в краткой форме со всей историей человечества по материалам своей библиотеки (даже трудно себе представить, какие подробности написаны в золотых книгах самой библиотеки), а также предсказывает различные опасности, которые подстерегают людей Земли в будущем. Говорится в завещании и о тайне НЛО, и о том, кто, когда и с какой целью высекал из цельной скалы Сфинкса в Египте, и кто выстроил пирамиды, и многое, многое другое.

Полная расшифровка письменных знаков на дощечках еще не завершена. Да и сами дощечки сохранились не в полном комплекте. Это естественно: ведь в межвременье между красными и белыми в том имении побывали местные безграмотные крестьяне, которые наверняка пустили часть завещания на растопку.

Тайный орден добросовестно выполнял наказ грозного царя. Но, увы, наступили советские времена, и представители ордена были казнены как пособники самодержавия. В результате все экземпляры завещания так и остались в тайниках. Все, за исключением одного, оказавшегося в библиотеке дворянского имения, владельцев которого тоже казнили. Всю библиотеку имения вывезли. Но деревянные дощечки с древнерусскими письменами внимания экспроприаторов не привлекли. Они так и остались разбросанными по полу. Когда красные отступили, те из них, которые сохранились, подобрал офицер Белой армии Али Изенбек.

Многолетние
усилия державных русских людей, ревновавших о «деле Бейлиса», были
направлены, в конечном итоге, на понуждение царствующего Императора Николая II
к нас­ледованию Опричнины. Торжественное праздно­вание памяти святого мученика
Гавриила в Свято-Троицком Слуцком монастыре, где по­коились св. мощи умученного
от жидов младенца, в 1914 году после позорного поражения официального
государственного правосудия, подкупленного и запуганного угрозами еврей­ских
провокаций и погромов в «деле Бейлиса», явилось тем самым актом
соборного обраще­ния русского народа к Царю, который должен был послужить духовным
поводом к принятию Им на себя опричного наследства.

Именно с этого
времени «обнаружились» в благочестивейшем Православном Государе все
мыслимые и немыслимые пороки, получившие достойное отражение в
литографированных гравюрах, во множестве распространявшихся в европейских
странах — Русский Царь, сидя­щий на троне с головою рычащего пса вместо человеческого
лица. (Точная характеристика, даваемая жидовским талмудом всякому доб­рому
христианину!)

В «Разговоре
о священнодействиях и таин­ствах церковных» блаженный Симеон архие­пископ
Фессалоникийский пишет о древнем обычае Церкви при венчании и миропомаза­нии
Царя на царство освящать установленны­ми чинопоследованиями вместе с Царем и
приводящих его к миропомазанию государст­венных сановников и военачальников как
свидетельствующих и подтверждающих его законное избрание лиц.

Таинственный
смысл сего священнодействия заключается в том, что Православный Царь есть не
просто первый чиновник в государстве, но является начальником особого
церковного чина —
Опричнины Верных, державных стражей и защитников Св.
Церкви, ревностным служе­нием и состроением христианских добродете­лей которых
укрепляется и утверждается его держава.

Историк замечает:
«Среди «тысячи» встре­чаются имена синодика Успенского собора,
куда по древнему обычаю повелением Госуда­ря записывались на вечное поминовение
воины «храбрствовавшие и убиенные за святые церк­ви и за Православное
Христианство» (Ю. Вип­пер, Иван Грозный, М., 1944 г. с. 40).

Фоменко и Носовский предположили, раз гороскоп помещен на престол русского царя, значит, дата, зашифрованная в гороскопе должна иметь к нему непосредственное отношение. Расшифровав гороскоп с помощью своих методов, созданных для датировки зодиаков, они обнаружили, что на троне Грозного записана дата – 9 февраля 1526 года. На первый взгляд это никак не вяжется с его стандартной биографией.

Этот документ историки называют «Грамотой Ивана IV». На подлинном документе должна быть и подлинная печать. В то время печать ставилась так. Сначала под подписью делалось несколько отверстий, в которые пропускался шнурок. Концы шнурка скручивались и скреплялись, как правило, восковой или свинцовой печатью-оттиском. Все это делалось для того, чтобы печать нельзя было перенести на другую грамоту, не повредив саму печать или бумагу, к которой она прикреплена.

Предположение Фоменко и Носовского о правильной дате рождения Ивана Грозного можно проверить с помощью православных святцев. Известно, что на Руси при крещении ребенка ему давали не произвольное имя, а имя святого, день памяти которого был близок ко дню рождения младенца. А у Московских правителей до конца шестнадцатого века были и крестные имена и царские. Например, у Ивана III крестное имя было – Тимофей, а у Василия III – Гавриил. Какое же крестное имя было у Ивана IV?

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого Князя Иоанна Васильевича прозванного впоследствии Иваном Грозным. Хрестоматийную историю правления этого царя знает практически каждый. Но далеко не все обращают внимание на ряд очень странных обстоятельств, который содержится в биографии Ивана Грозного. До сих пор никто из историков не дал им разумного объяснения. Как правило, все странные и необычайно жестокие поступки русского самодержца объясняются психологической жестокостью и психическим нездоровьем русского царя. В этой статье мы постараемся разобраться, так ли это было на самом деле.

В это же самое время так называемые просвещенные европейские монархи и за более мелкие преступления истребляли своих подданных десятками тысяч. Например, в Англии в первой половине шестнадцатого века только за бродяжничество было повешено семьдесят тысяч человек. А в Германии в 1655 году при подавлении крестьянского бунта немецкие власти уничтожили сто тысяч человек.

На девятый день после кончины государя Фёдора Ивановича, его вдова объявила, что отказывается от царства и уходит в монастырь, приняв постриг.
Дума, бояре и все граждане уговаривали царицу не покидать престол, но Ирина была непреклонна в своём решении, оставляя власть боярам и патриарху до Большого собора в Москве всех чинов Российской державы. Царица удалилась в Новодевичий монастырь и приняла постриг под именем Александры. Годунов неотступно был рядом, молился и плакал вместе с сестрой. Россия была без власти.
Боярская дума не могла решить, как поступить в сложившейся ситуации. Обратились к народу и услышали : «И да царствует брат её!» Никто не противоречил, теперь и бояре восклицали: « Да здравствует отец наш, Борис Фёдорович!» Все бояре во главе с патриархом явились в монастырь. Иов обратился к Борису, назвав его свышеизбранным , и предложил ему корону. Годунов сделал вид, что никогда не мечтал о престоле и не смеет взять в руки скипетр державный, он не поддался никаким уговорам, решительно отказавшись от престола.
Патриарх и бояре ждали Великого собора, который должен был состояться в Москве через шесть недель после смерти царя Фёдора Ивановича. Борис продолжал жить в монастыре. А государством правила Дума. Государственный собор начал свою работу 17февраля 1598года. Кроме знатных московских бояр, там присутствовало более 500 выборных из разных областей России.
Патриарх Иов доложил Собору, что государь умер, не оставив наследника, его супруга и Годунов отказались принять венец Мономаха. Патриарх так же познакомил всех с мнением Московского собора о передаче власти Борису Годунову, так как нет в России более достойного боярина, чтобы править государством. Многочисленное собрание согласилось с предложением московских бояр и патриарха и выразило это криками одобрения и восторга.
На следующий день весь Великий собор, преклонив колена, молился в церкви Успения. И так продолжалось два дня. Но Борис всё равно отказывался от царского венца. Ещё немного, и патриарх Иов вместе с епископами отлучил бы Бориса от церкви, за его несогласие с решением Собора.
В происходящее вмешалась царица Ирина. Она благословила Бориса на царствование. После благословения Сестры, Годунов дал согласие, к всеобщей радости. Патриарх прямо в Новодевичьем монастыре благословил Бориса и нарёк царём.
После признания его царём, Борис действовал очень активно: он решал государственные дела с боярами, утешал несчастную Ирину, не оставляя времени на сон и отдых. Годунов царствовал, но ещё был невенчанным государем, без короны и скипетра. Венчание на царствование Борис решил отложить.
Ему было известно, что хан Казы – Гирей собирается идти на Москву.
Годунов решил упредить его и прославить своё имя, как защитник отечества.
2мая,1598 года Годунов во главе полумиллионной рати вышел за стены столицы. Воины были полны решимости грудью защитить, отчизну и царя. Но неприятель на берегах Оки так и не появился. Шесть недель простояли лагерем русские воины, не испытав сражения.
В конце июня Борис принял в своём походном шатре ханских послов, которые передали послание от Казы- Гирея о желании заключить вечный союз с Россией. Войска вернулись в столицу, в Москве их встречали, как победителей, своей мощью напугавших татар и тем самым спасших государство от нового нашествия.
Борис после возвращения из похода наконец венчался на царство.
Церемония проходила торжественно и пышно, в благоговейном молчании народа. Но когда царь громко пообещал, что не будет в государстве «ни одного сирого, ни одного бедного», громкие крики, радость раздались в церкви, люди плакали и благодарили Бога за данного им монарха.
Судьба пока благоволила Годунову. Возникшая было опасность со стороны хана Кучума была устранена. В августе 1598года объединённое русское войско разгромило татарского предводителя. Теперь Сибирь стараниями Годунова навсегда вошла в состав России.
В отношениях с Литвой Борис тоже старался поднять достоинство России.
Литва хотела прочного мира, а Швеция –союза с Россией. Грамоту о вечном мире с Литвой подписали 11марта 1601года, а со Швецией Борис не спешил заключать мир, хотя уверял герцога Карла в самых добрых намерениях и называл его королём. С датским королём Годунов тоже был в дружественных отношениях. Он даже просватал свою дочь Ксению за датского принца Иоанна. К его большому сожалению, свадьба не состоялась из-за внезапной смерти юноши в Москве.
Царь Борис сумел наладить и утвердить дружественные отношения с Англией, Константинополем, Персией, Римом и Флоренцией. Безопасность со стороны Оттоманской империи обусловливалась её внутренним состоянием. В стране, казалось, наступила эпоха всеобщего благоденствия.
Бориса прославляли за его мудрость и щедрость, за ревностное искоренение грубых пороков –таких, как пьянство. Ещё Иван третий и Иван четвёртый наказывали за страсть к спиртным напиткам, как за гражданское преступление. Борис запретил вольную продажу спиртного, но истребить порока не смог.
Годунов принимал у себя учёных из других стран, даже хотел основать в России университеты, но потом отказался от этой затеи.
Своего сына Фёдора Борис безмерно любил и вкладывал душу в его воспитание и образование. Он готовил Фёдора на царство и видел в нём своё продолжение.

Еще почитать --->  Права Коллекторских Агентств На 2023 Год

Василий третий оставил наследником российского престола 3-летнего сына Ивана, а при нём свою супругу Елену Глинскую и Боярскую думу, состоявшую из 20бояр и братьев Василия третьего –Юрия и Андрея.
Весь период времени до возмужания государя представляет собой череду злодеяний, предательств и переворотов. Спустя несколько дней после смерти Василия Ивановича, Елена отправила в темницу его брата Юрия. Там он умер от голода. Глинская решила избавиться и от второго брата- Андрея, он был схвачен и казнён. Главную роль среди думских бояр стал играть молодой князь Иван Овчина Телепнев-Оболенский. Елена полностью попала под его влияние. По своей жестокости и властолюбию они стояли друг друга. Они беспощадно устраняли со своего пути всех, кто мешал им царствовать. Жертвой этих правителей стал даже родной дядя Елены- Михаил Глинский. Он был брошен в тюрьму и погиб от голода за то, что посмел упрекнуть Елену в греховной связи с Телепневым. Глинскую не любили, боялись её гнева, и количество её недругов росло с каждым днём. Менее пяти лет властвовала Елена при малолетнем государе. Она внезапно скончалась 3апреля, 1538года. Скорее всего, её отравили.
После смерти Глинской правители сменяли друг друга с невероятной быстротой. Сначала власть захватили князья Шуйские, уничтожившие Телепнева. От престола их отстранил Иван Вельский. Вернувшись, Шуйские скинули Вельского и умертвили в Белоозере, а митрополита, помогавшего Вельскому, отправили прямо из спальни Ивана четвёртого в отдалённый монастырь. Вскоре на место Шуйских вернулись Глинские.
С самого раннего детства Иван видел вокруг себя только злых и жестоких людей Он был совсем лишён ласки, добра и детских забав. Через всю жизнь Иван пронёс обиду на родных дядьёв, обращавшихся с ним с властным высокомерием.
Царь рано в себе почувствовал силу власти. 13-летний Иван решился бросить вызов Андрею Шуйскому. Ненавистного боярина юный царь приказал отдать на псарню, где он был жестоко убит. С этого момента бояре стали бояться молодого государя, который собрав вокруг себя сверстников, наводил ужас на всю столицу творимыми ими безобразиями.
Достигнув 17-летнего возраста, Иван четвёртый венчался на царство 16января,1547 года. Он стал первым русским государем, принявшим титул царя. Иван считал себя особенным правителем, отмеченным Богом, оставив за собой и титул великого князя. После коронования царь женился.
Летом 1547года по Москве пронеслись пожары, которые опустошили Москву. В огне погибло 1700 человек. Горел Кремль, церкви и монастыри. По столице поползли слухи, что в пожарах виноваты «лиходеи» Глинские. Озверевшая толпа кинулась к их жилищам, сметая всё на своём пути. Иван не ожидал народных волнений такой силы, был напуган и растерян. Неожиданно перед ним возник священник Сильвестр, который смело обвинил во всём царя и его порочные привычки, за которые народ несёт Божье наказание. Иван затих, и из его глаз полились потоки слёз. Он раскаялся, потянулся к добру, словом, стал совсем другим человеком. Встать на путь нравственности ему помогла и дружба с Алексеем Адашевым.
Священник Сильвестр и Алексей Адашев собрали преданных государственным интересам дворян и назвали этот круг лиц Избранной радой. Теперь царь все свои приказы согласовывал с ней. Если вопросы были очень важными, созывали Земские соборы, состоявшие из купцов и ремесленников, Боярскому правлению пришёл конец.
Вскоре был проведён ряд реформ, касавшихся органов центрального управления государством, порядка управления городами и волостями, военных преобразований, земельного законодательства, а также был принят новый Судебник.
Иван Грозный решил довершить дело отца и деда: изгнать навсегда казанских татар из пределов государства. Он объявил им войну и отправился к Казани во главе 100-тысячного войска. Осада продолжалась, несколько месяцев начиная с августа 1552года. Русским удалось с помощью мощного взрыва разрушить крепостную стену и ворваться в город. Казань пала.
В Москве царя-победителя ждал восторженный народ, но и новорождённый сын Дмитрий. В память о блестящей победе Иван приказал заложить в Москве Покрова Святой Богородицы. Татарский царь принял православие вместе со многими своими приближёнными.
На небосклоне царствования Ивана Грозного появилось первое облачко: вернувшись из Казани, царь заболел тяжёлой и опасной болезнью- огненной горячкой. Иван решил, что дни его сочтены, и срочно составил завещание, где наследником престола был назван только что родившийся царевич Дмитрий. Многие бояре отказались присягать младенцу, побоявшись, что власть может перейти к родственникам супруги Ивана четвёртого, а им хотелось видеть на престоле сына умершего в тюрьме Андрея Ивановича, Владимира Андреевича. Даже Сильвестр и Адашев были на стороне Владимира. Несмотря на то что бояре всё же признали Дмитрия наследником, в душе у царя затаилась обида и злость.
Внезапно государь выздоровел. Теперь его поступками руководили подозрительность и месть, отношение к Избранной раде и близким друзьям резко переменилось.
Продолжалось расширение территории Российского государства за счёт земель, занятых татарскими племенами. Астраханское царство к 1556году тоже было завоёвано и присоединено к Московскому государству. А позже Иван присоединил и Ливонию. Россия стала владеть огромными степями Поволжья от истоков реки до устья.
Иван четвертый вскоре совсем перестал заниматься внешней политикой. Его всё больше занимали проблемы, связанные с его окружением. Сильвестра и Адашева царь отстранил от дел и отослал от себя подальше. В смерти супруги Анастасии он тоже обвинил их. Теперь вокруг государя увивались его новые любимцы: Алексей Басманов и его сын Фёдор, Афанасий Вяземский, Малюта Скуратов, Василий Грязной и др. Они поддерживали в царе самые низменные желания и вместе с ним предавались разврату. Именно с подачи этих негодяев Иван Грозный в1561году начал преследовать родственников, друзей и просто сторонников Сильвестра и Адашева. По приказу царя казнили брата Адашева, его 12-летнего сына, тестя, трёх братьев жены Алексея, родственника Адашева с женой и детьми, его знакомую с её пятью сыновьями. И всё это происходило , когда Адашев был уже мёртв. Это стало началом бесконечной вереницы жертв царствования Ивана Грозного. В летописи записано: «Москва цепенела в ужасе. Кровь лилася; в темницах, монастырях стонали жертвы; но тиранство ещё созревало; настоящее ужасало будущим!»
Без объяснения 3декабря, 1563года царь покинул Москву и вместе с семьёй удалился в Александровскую слободу. Митрополиту он написал письмо, что больше не может терпеть вокруг себя изменников и злодеев, а для народа составил грамоту, где говорил, что свой гнев он не обращает против простых людей. Народ направил своих людей просить царя вернуться на престол. Иван дал согласие , но поставил условие: отдать ему в собственность некоторые города и земли. На этих землях он ввёл новое учреждение, названное опричниной, остальные земли стали называться земщиной, а правили ею бояре.
Грозный выбрал тысячу головорезов и раздал им поместья. Прошло несколько дней после образования опричнины, как в Москве принялись казнить мнимых изменников.
Число опричников очень быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимались все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли. Опричники получили от царя неограниченные права. Правда в суде всегда была на их стороне. Символом верных царевых слуг стали собачья голова и метла, привязанная к седлу. Объяснялось это так : «грызут царских лиходеев и метут Россию».
В сентябре 1569года умерла вторая жена государя. Её смерть, как и кончину первой жены, он тоже считал насильственной. Новая волна казней прокатилось по России. Ложный донос о сговоре новгородцев с Литвой, полученный в эти дни, вызвал необузданный взрыв гнева у Ивана. В результате Новгород подвергся страшному разорению, в течение нескольких недель там происходили массовые казни.
Безумства царя, бедность россиян, отсутствие порядка- всё это сказывалось на военных успехах русского войска. Теперь, когда Польша и Литва объединились в государство Речь. Россиянам приходилось сражаться против могущественной польско- литовской армии.
На юге возобновил свои набеги крымский хан Девлет- Гирей. Многочисленные полки татар вторглись в пределы Руси и в 1571году подошли к самой Москве. Царь укрылся в Коломне, а оттуда бежал в Ярославль. Оставленную на произвол судьбы столицу татары спалили дотла. В огне погибло более 80тысяч человек. Татары, так и не вошли в сожжённый город. Лишь через год Дивлет- Гирей снова пошёл на Москву, но на берегу реки Лопасни принял бой с войском князя Михаила Воротынского, потерпел поражение и был вынужден повернуть назад.
Это событие положительным образом повлияло на душевное состояние государя. Он как-то успокоился, прекратил бессмысленные казни и, что самое радостное для подданных, отменил опричнину. Семь лет терзала она государство, унося жизни многих россиян. Но царь не одумался и не исправился. Подозревая приближённых, в убийстве своей третьей жены, он жестоко казнил знаменитых бояр, в том числе и своего любимца Григория Грязного. В Речи Посполитой в1572году умер Сигизмунд-Август. Король не оставил наследников, и польско- литовская Рада попросила русского государя дать к ним на престол его сына Фёдора. Грозный обиделся, так как сам хотел хотел быть там королём. На престол Речи Посполитой после всех интриг и споров, взошёл на престол Стефаний Баторий, который приступил к военным действиям в Ливонии.
Русское войско не могло воевать с тем же успехом, что и раньше, потомучто казна была пуста, армия истощена, а царь продолжал увлечённо пытать и казнить невинных людей. В 1581году войска Стефания одержали окончательную победу над русскими полками, и между правителями было заключено перемирие сроком на 10 лет, лишившее Россию всех завоёванных земель в Ливонии.
В этом же году произошло ещё одно кровавое злодеяние государя; ударом посоха в припадке гнева он тяжело ранил сына, царевича Ивана, объявленного наследником российского престола. Пять дней просидел Иван Васильевич у постели любимого сына. Лекари старались напрасно, цесаревич умер, оставив отца в глубокой печали. Но угрызения совести недолго мучили царя, казни возобновились с новой силой.
Иван Грозный рассчитывал на долгую жизнь, но судьба распорядилась иначе. В 50лет царь выглядел, как дряхлый старик. Разврат, дикие страсти, необузданный нрав лишили его молодости и здоровья. Он заболел страшной болезнью, сжигавшей его изнутри. От его тела исходило ужасное зловоние.
Умер Иван Васильевич Грозный 18марта, 1584года. В оставленном Иваном завещании наследником престола был назван его сын Фёдор Иванович, а удел маленькому Дмитрию с его матерью Марией, последней супругой Грозного, был назначен Углич.

О сыне Фёдоре сам Иван отзывался, как о человеке, рожденном «более для келий и пещеры, нежели для власти державной». Поэтому в помощь будущему государю Иван Грозный, умирая, составил новую Верховную думу из пяти вельмож, которая стала сразу «предметом общего внимания, надежды и страха».
В неё входили: Иван Мстиславский – старший боярин, воевода; Никита Юрьев- благодушный и незлобивый человек; Иван Шуйский- в нём чтили отважность и бодрость духа; Богдан Вельский –хитрый и гибкий, ненавидимый всеми, как любимец Ивана Грозного; Борис Годунов- умный, расчётливый человек, которого опасались больше Бельского.
В первую же ночь после смерти Ивана четвёртого Дума выслала из Москвы людей , участвовавших в лютых делах государя; некоторые из них были заключены в темницу. Бояре торжественно присягнули Фёдору, и на следующее утро по улицам ходили гонцы, извещая народ о кончине государя и о восшествии на престол царя Фёдора Ивановича. Царевича Дмитрия по решению Думы вместе с матерью отослали в Углич.
А по Москве гуляли слухи о том, что Иван четвёртый был отравлен Вельским, который замышляет убийство нового царя, а на престол взойдёт Годунов. В Москве начался бунт, мятежники требовали выдать им Вельского. Федор сумел утихомирить народ своим решением отправить Вельского в ссылку в Нижний Новгород. Народ был доволен таким решением и спокойно разошёлся по домам. Борис Годунов чувствовал, что его может постигнуть такая же судьба, и решил приблизиться к государю.
Сделать это было нетрудно, так как он был братом супруги Фёдора Ирины.
После церемонии венчания на царствование 31мая 1584года Годунов был одарен небывалой до того времени царской милостью: вместе с титулом самого ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств он получил самые лучшие земли на берегах Москвы-реки и разные сборы в казну сверх его обычного жалованья. Всё это приносило Годунову доход около 900тысяч серебряных рублей, в год. Такого не имел ещё ни один вельможа на Руси.
В Фёдоре Годунов был уверен, как в самом себе, а вот завистников опасался. Верховная дума исчезла, а Бориса очень быстро стали называть правителем, потому что было очевидно, что именно он правит государством и повелевает от имени царя.
Род Годуновых произошёл от татарского мурзы Чета, ещё в 15-ом веке поселившегося на Руси и принял православие. К моменту восшествия на престол Фёдора, Годунову исполнилось 32 года. Фёдор очень любил и почитал свою супругу, поэтому в её брате тоже видел только хорошее и, доверяя ему, безоговорочно отдал бразды правления Россией. Природный ум, осторожность и осмотрительность позволили Борису взойти на трон вместе с Фёдором.
Борис сделал всё возможное, чтобы избавиться от вероятных соперников, которым нелегко было смириться с таким положением дел. Затевался заговор против Годунова, затем была предпринята попытка расторжения брака государя по причине бесплодия Ирины.
Годунов жестоко расправился со всеми заговорщиками: Мстиславского постригли в монахи; Иван и Андрей Шуйские были убиты без суда; митрополит Дионисий, пытавшийся защитить невинных людей, был сослан в монастырь.
Царь Фёдор Иванович даже не пытался вникать в государственные дела. Он вёл спокойную семейную жизнь, путешествовал по монастырям и обителям вместе с супругой. Годунов же занимался важными проблемами внешней и внутренней политики.
Было окончательно усмирено Казанское царство, закончено покорение Сибири. В1590году Россия вступила в войну со шведами, чтобы вернуть захваченные города при Иване Грозном: Корелу,( Корела –русский город, возник в 13 в. Совр . Приозёрск). Ивангород, (Ленинградская обл). Копорье, (древнерусский город в Новгородской земле). Ям.- (значение)-почтовая станция в России в 13-18вв. Ям крепость на севере России, ныне город Кингисепп.
Годунов никогда не забывал о сосланном в Углич малолетнем царевиче Дмитрии. Он хорошо понимал, что не удержится у власти, если умрёт Фёдор. Борис задумал убийство царевича. Много раз царевичу подсыпали в пищу яд подкупленные Годуновым слуги, но по непонятным причинам яд на него не действовал. Тогда Годунов подослал в Углич убийц. Они предали мальчика мученической смерти на глазах у всех. Дмитрий был зарезан 15мая1591года.
В Москву немедленно послали гонца с трагической вестью. Гонца принял вначале Годунов и подменил грамоту, где причиной смерти царевича называлось подлое убийство. В той грамоте, которую вручили царю Фёдору, было написано, что Дмитрий в припадке падучей болезни сам упал на нож и зарезался.
Все свидетели происшедшего были уничтожены Годуновым, а мать Дмитрия пострижена в монахини. Но чем дальше, тем больше убеждался народ в виновности Годунова в расправе над царевичем Дмитрием. Люди не могли забыть и простить смерти невинного мальчика, последнего законного наследника престола.
Планы Бориса Годунова на царствование чуть было не рухнули с вестью о беременности царицы. Но Бог в июне 1592года послал царствующей чете дочь, которой Фёдор Иванович и царица Ирина были очень рады, так как развеялся слух о бесплодии царицы. Но девочка прожила недолго и умерла во младенчестве.
Зимой 1592года царь отправил в военный поход на Финляндию самых знатных воевод с большим войском. Они успешно достигли пределов Финляндии, выжгли несколько городов и селений, захватили в плен тысячи шведов. Двухлетнее перемирие со шведами было заключено спустя год, а вечный мир со Швецией -18мая1595года.
Правление царя Фёдора Ивановича стало памятным для россиян отменой дня, когда был разрешён переход крестьян от одного помещика к другому. Рабочих рук не хватало, особенно у тех хозяев, кто жестоко обращался с крепостными людьми.
Осенью, в Юрьев день, они покидали хозяина. Теперь же крестьяне , проработав у одного господина более полугода, становились полной его собственностью. Памятью об указе 1598года стала народная поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
При Фёдоре Ивановиче в России была введена патриархия, а первым патриархом стал в 1589году митрополит Иов. Произошло это в связи с тем, что после захвата турками Константинополя патриарх Восточной империи потерял свою значимость. К тому времени Русская церковь была уже самостоятельной. Спустя два года Собор восточных патриархов утвердил Российскую патриархию.
Царь Федор Иванович Блаженный скончался 7января, 1598года. Болел он долго и тяжело, а умер тихо и незаметно. Преемником своим он не назвал никого, вверяя всё Божьей воле.
Борис Годунов объявил подданным, что государь оставил царствовать свою супругу, а советниками при ней- патриарха Иова, двоюродного брата царя Фёдора Никитича и шурина Бориса Годунова.
«Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение , кому Россия обязана быть, именем и величием»(Н. М. Карамзин).

Еще почитать --->  Прожиточный Минимум В Уфе На 2023 Для Пенсионеров

Вскоре в России произошли поистине страшные события. Летом1601года шли долгие дожди, а потом ударили ранние морозы, уничтожив все, что выросло на полях. В следующем году неурожай повторился. Голод в стране продолжался три года. Цена хлеба выросла в 100раз. Чувствуя, что вера в него, как в государя исчезает. Годунов стремился помочь голодающим. Он, не жалея средств, раздавал беднякам деньги. Но хлеб продолжал дорожать, а деньги теряли цену.
В народе зрело убеждение, что это кара Божья, что царствование Бориса незаконно и поэтому не благословляется Богом.
В1601-1602годах Годунов, чтобы укрепить своё положение, пошёл даже на временное восстановление Юрьева дня. Но и этот шаг не преумножил уважения к царю. По стране прокатились народные бунты.
В России появились слухи, что настоящий царевич Дмитрий жив. Годунов был напуган нависшей над ним угрозой.
Годунов был сражён известием о появлении Лжедмитрия. Образ погубленного им ради престола царевича преследовал его, не давал ни на минуту забыть, какой ценой куплена его власть.
В начале 1604года приближёнными царя было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором сообщалось, что у казаков живёт чудом спасшийся царевич Дмитрий и Россию скоро постигнут большие бедствия и несчастья. В результате розыска было выяснено, что самозванец –это бежавший в 1602году в Польшу Галицкий дворянин Григорьев Отрепьев.
16октября1604года Лжедмитрий с горской поляков и казаков двинулся на Москву. Народ был полон воодушевления и не внимал речам даже московского патриарха. В январе 1605года Годунов отправил против самозванца войско, одержавшее над Лжедмитрием победу. Самозванец был вынужден уйти в Путивль, но сила его была не в армии, а в народной вере, что именно он законный наследник престола. Со всех окраин России к Лжедмитрию стали стекаться казаки.
Силы Бориса Годунова были подорваны всеми переживаниями и событиями последних лет. Жестокая подагра изнуряла тело 53-летнего государя.
13апреля 1605года Борис Годунов умер.

Царь Фёдор Борисович Годунов
(1589-1605)
Годы правления: 1605
Годунов всё же был законным царём, и по праву престол наследовал его сын Фёдор. Это был очень умный и образованный юноша, правившийся всем окружающим. Он многое бы смог дать России. Борис постоянно уделял время образованию и воспитанию сына, учил его управлению государством, старался повсюду брать его с собой. Во всех документах времён правления Годунова рядом с его именем стоит имя Фёдора.
Молодому наследнику престола бояре и приближённые чиновники вначале присягнули на верность, но сомнения и смута уже царила в их душах, поэтому и говорили, что царствовать Фёдору осталось недолго. Все ждали Лжедмитрия.
Правительство решило укрепить армию и сменило воеводу, послав к войску Петра Басманова. Но надежды на верность Басманова оказались напрасны: он вместе с войском присягнул Лжедмитрию. Войско провозгласило самозванца государем и двинулось к Москве. Люди верили, что видят настоящего царевича Дмитрия, и встречали его на всём пути до столицы радостными возгласами и хлебом- солью. Меньше двух месяцев царствовал Фёдор Борисович, не успев даже повенчаться на царство и принять духовный сан. Государю было всего 16-ть лет, когда на него легло такое тяжёлое бремя власти. Узнав о переходе армии на сторону Лжедмитрия, Фёдор понял, что его дни сочтены. Он просто ожидал разрешения своей участи, имея рядом с собой лишь несколько верных друзей.
1июня послы самозванца появились в Москве. Колокольный звон собрал всех москвичей на Красную площадь. Послы зачитали народу царскую грамоту, где Лжедмитрий дарил людям своё прощение и Божьим судом угрожал тем, кто не захочет признать его законным государем. Единства в толпе не было. Некоторые ещё сомневались, что этот Дмитрий –сын Ивана Грозного. Тогда вытолкнули на лобное место князя Шуйского и ждали от него правды о смерти царевича в Угличе. Шуйский признал, что был убит не царевич, а другой мальчик, поповский сын. Толпа взревела и хлынула в Кремль расправляться с Годуновыми.
Фёдор сидел на троне, надеясь, что увидев его в царском облачении, люди не посмеют причинить ему вред. Но для озверевшей толпы он уже перестал быть государем. Вдову Бориса, Фёдора и Ксению отвезли в прежний дом Годуновых, а дворец подвергли страшному разграблению. Опустошили все имения и дома близких Годунову бояр. Патриарха Иова переодели в чёрную ризу и отправили в монастырь.
По приказу Лжедмитрия Фёдора и Марию Годуновых удушили, а Ксению оставили в живых. Её ждала участь наложницы Самозванца. Народу объявили, что царь и царица покончили жизнь самоубийством. Их тела выставили на всеобщее обозрение. Выкопали гроб с телом Бориса Годунова. Всех троих без проведения церковных обрядов похоронили в бедном
Варсонофьевском монастыре.

Иоанн IV Васильевич, Грозный

Иоанн, потеряв супругу Анастасию Романовну (в замужестве с 3 февраля 1547 г. – † 7 августа 1560 г.), стал проявлять свой жестокий необузданный характер; он удалил от себя после суда в 1561 г. советников Сильвестра и Адашева, но сохранил расположение к митрополиту Макарию до конца дней его жизни. Отношения между Иоанном и Макарием всегда были благожелательные, основанные на взаимном уважении и доверии. Когда царь отправлялся в казанский поход 1549 г., митрополит убеждал воевод и князей и всех ратных людей оставить рознь и местничество и послужить государю. Когда наши дела под Казанью в 1552 г. пошли неудачно, Макарий не замедлил ободрить воинов, послав из Москвы 21 мая освященную воду и пастырское поучение. 16-го июня того же 1552 г. отправляясь на встречу крымцам, государь отдал на попечение митрополита свое семейство и столицу. Вскоре (13 июля) Макарий послал Иоанну обширное наставительное послание и получил от него в ответ благодарственную грамоту. Покорение Казани (2 октября 1552 г.) было радостным событием для русского религиозного чувства, так как масса православных (до 90.000 чел.) была освобождена от тяжелого плена. Трогательная встреча победителя-царя с митрополитом произошла 29 октября у Сретенского монастыря: царь благодарил митрополита и духовенство за молитвенную помощь и поклонился им до земли; то же сделал и митрополит с духовенством, воздавая должное царю и войску за понесенные труды. Зная влияние Макария на государя, литовские паны в 1553, 55 и 56 г.г., присылали к нему послов с просьбою ходатайства пред самодержцем. Макарий был восприемником детей Иоанна Васильевича Грозного – Иоанна, Феодора и Евдокии и второй его супруги черкешенки Марии. По взятии Полоцка 15 февраля 1563 г. Иоанн наградил митрополита, который поздравлял его с очищением церкви «от иконоборецлюторей», сребропозлащенным крестом с каменьями. Царь и митрополит совместно были озабочены введением книгопечатания в России. Они, конечно, не воспользовались предложением датского короля, приславшего типографщика и протестантскую Библию. Русские люди – московский диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев, родом мстиславец, начали печатанием 19 апреля 1563 г. апостол, оконченный 1-го марта 1564 г., уже по смерти митрополита; когда чернь впоследствии подожгла печатный двор, Грозный устроил типографию у себя, в Александровской слободе. Митрополит Макарий умер 31 декабря 1563 г., окруженный заботами государя. Какого был о нем мнения Иоанн Васильевич, видно из его письма от 5 апреля 1557 г. к св. Гурию, который 3 февраля 1555 г. был поставлен епископом на новооткрытую с миссионерскими целями казанскую кафедру: «о Боже, коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, жо преосвященный Макарий да ты» (в Татищевско-Миллеровском издании Судебника, 2 изд. 1786 г., стр. 229 кон.).

Иоанн IV Васильевич, Грозный, царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича и второй супруги его Елены Васильевны (Глинской), родился 25 августа 1530 г.; на десятый день после своего рождения крещен в Троице-Сергиевом монастыре игуменом Иоасафом (Скрипыцыным) при восприемниках – иноках: Кассиане Босом и (св.) Данииле Переяславском; вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на царство 16 января 1547 г., умер 18 марта 1584 г. По смерти великого князя Василия Иоанновича († 4 декабря 1533 г.) за малолетством государя Иоанна фактически стала править государством мать его Елена с приближенными боярами. В 1534 г., при постройке в Москве Китай-городской стены, а в Новгороде – деревянной окружной стены на Софийской стороне, были привлечены к уплате своей части денег вместе с прочими гражданами и все духовные лица во главе с митрополитом Даниилом (1522–1539 г.) в Москве и архиепископом – в Новгороде. В 1535 г. через того же новгородского архиеп. Макария было собрано правительством с новгородских монастырей 700 р. для выкупа наших пленных; в следующем 1536 г. новгородские городские церкви и окологородние монастыри из собственников пожен, отписанных в казну, были сделаны их арендаторами. Митрополит Даниил в правление Елены пользовался некоторым авторитетом: он успел примирить великого князя и его матерь с младшим братом покойного государя Андреем (Акт. Истор. 1, № 139; Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 288. 292). Но после смерти Елены († 3 апреля 1538 г.), присоединившись к сторонникам князя Ив. Фед. Бельского, Даниил противною партией Шуйских был согнан с кафедры 2 февраля 1539 г. и вынужден отречься от митрополии по «неспособности» к такому высокому служению (Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 295). Еще прежде отречения Даниила, собором епископов посредством жеребьевания из числа трех кандидатов был избран преемником ему известный нам игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф и посвящен 9 февраля 1539. г. (Акт. Эксп. т. I, № 184). В июле 1540 г. Иоасаф успешно ходатайствовал пред государем об освобождении И. Ф. Вельского и вместе с последним употребил свое влияние и власть для умиротворения отечества; в ночь на 3-е января 1542 г. во время переворота, произведенного сторонниками Шуйских, он едва спасся от смерти и был отправлен в заточение в Кириллов Белозерский монастырь. В своем учительном послании в этот монастырь сам Грозный впоследствии характеризует Иоасафа, как человека, любившего хорошо пожить (Акт. Истор. т. I, № 204, стр. 383). Собором 8-ми епископов на митрополичью кафедру 19 марта 1542 г. был поставлен, против своей воли (ibid. № 172, стр. 329), знаменитый Макарий, составитель великих Четьих-Миней, который еще в бытность новгородским архиепископом в 1534 г. являлся лично с дарами государю, печаловался пред ним за опальных и испросил у него (собственно – у вежкой княгини Елены, правившей за малолетством Иоанна) позволение принять необходимые меры к искоренению остатков язычества среди жителей Водской пятины новгородской области. Началом дружбы царя с митрополитом явилось, несомненно, то обстоятельство, что 9 сентября 1543 г. Макарий самоотверженно (Царств. кн., стр. 112 кон.) спас любимца государева – Воронцова от смерти, которою грозили ему буйствовавшие сторонники Шуйских. Дурное воспитание Иоанна шло независимо от Макария, который не имел возможности стать непосредственным его воспитателем. Первыми актами государственной деятельности Иоанна IV были принятие царского титула и торжественное венчание царским венцом 16 января 1547 г.; инициатива такого важного решения принадлежала не столько самому молодому государю, сколько митрополиту Макарию (см. у Голубинского Историю русской церкви т. II, 1 полов., Москва 1900, стр. 767). Хотя царская речь и от части самый факт обращения царя к народу на лобном месте оспаривается новейшими исследователями (см. в «Журн. Мин. Нар. Просв.» 1903, апрель, статью . Г. Васенко, Хрущовский список Степенной книги) с разных сторон и но разным основаниям, однако следует признать несомненным, что со времени ужасного московского пожара 21-го июня 1547 г. в душе царя произошел нравственный переворот и он, раскаявшись во грехах своей юности, решил отдать свои силы на устроение государства и церкви, – каковое устроение и было предпринято на земском соборе 1550 г., на церковных соборах 1547 и 1549 г., канонизовавших многих святых, и на Стоглавом соборе 1551 г. Нравственное исправление Иоанна совершилось под влиянием священника Сильвестра, а также митрополита Макария, который действовал на благородное честолюбие молодого государя, возложив на него царский венец и указав ему высокие задачи царского служения. С такой точки зрения понятно, что митрополит по нравственным побуждениям должен был уступить царю первенствующую внешнюю роль в деле устроения Стоглавого собора: действительно, по Стоглавнику (гл. 2, казан. изд. стр. 23 кон.), инициатива созвания собора принадлежала державному самодержцу, который предложил и 69 вопросов о церковных нестроениях; между тем эти вопросы представляют такое знание недостатков церковной жизни и, кроме того, такое знание особенностей обычаев новгородско-псковской церкви, каким в 1551 г. царь не мог обладать. Если же эти вопросы и вообще мысль о необходимости обновления церкви принадлежит Макарию, что́ несомненно, – то заслуга Иоанна только в том и состоит, что он отнесся к начинаниям Макария с величайшим сочувствием и явился ему ревностным помощником, поддержав его своим авторитетом и приняв участие в редактировании вопросов (что́ видно по резкому «публицистическому» тону речи в некоторых случаях). Собор был открыт 23 февраля 1551 г. краткою устною речью царя, (Стогл., гл. 2 конец, каз. изд., стр.25), вслед за которою была прочтена другая его речь – пространная, письменная (Стогл., гл. 3, ibid., стр. 26 сл.); в них Иоанн приглашал отцов собора потрудиться для утверждения православной веры и просил для себя и бояр наставления, даже обличения. Далее государь представил собору для исправления согласно с церковными правилами свой земский судебник и уставные грамоты, написанные в предыдущем 1550 г. также с благословения собора, и требовал совета по разным земским нуждам и нестроениям. Собственно церковною сторону деятельности собора составляло обсуждение 37 вопросов царя, к которым потом присоединено было еще 32. Явившиеся в результате совместной работы постановления собора касаются церковного богослужения, епархиального управления и суда (учреждение поповских старост), жизни духовенства и мирян, монастырского благоустройства; в виду не безукоризненного отношения к источникам и пособиям вероучения (см. Макар. Истор. рус. цер. VI, Спб. 1887, стр. 237–238) явились постановления о двуперстном перстосложении для крестного знамения, о сугубой аллилуии и о небритии брады и усов. Государь сам следить за действенностию соборного уложения, угрожая, например, мирскими казнями за нарушение соборных постановлений относительно монашества (Стогл., гл.49, каз. изд., стр.236) и поручив в апреле 1552 г. двум чиновникам смотреть в Москве за исполнением соборных правил относительно поведения и нравственности духовенства и мирян. Стоглавый же собор, по предложению Иоанна, сделал некоторые постановления относительно церковного вотчинновладения, признав церковные имения неотчуждаемыми (за исключением незаконно приобретенных, которые отходили «на государя»), запретив выпрашивать у государя новые угодия и оставив ежегодную царскую ругу только за теми монастырями и церквами, которые получали ее при отце царя Иоанна Васильевича; Грозный несомненно желал бо́льшего в интересах государственных ем более, что он разделял мнение заволжан о нравственном вреде вотчинновладения для монашеской жизни и высказывал такие свои мысли открыто в послании в Кирилло-Белозерский монастырь и к архиепископу казанскому Гурию; но он, почитая Макария, написавшего «ответ» о церковных имуществах, отнесся с уважением к соборному решению. В 1557 г. Иоанн издал дополнительное узаконение относительно вотчин, жертвуемых в монастыри.

Еще почитать --->  Почему Подорожала Электроэнергия Одн В Квитанции В 2023 Году?

Иоанн IV на первый взгляд представляет человека, горячо привязанного к православной церкви. Но его благочестие в общем было обрядовым, внешним, фарисейским (Макар., Истор. рус. цер. VIII, Спб. 1877, стр. 333), хотя, без сомнения, были у него минуты искреннего религиозного настроения. Грозный был начитан в церковных книгах и являлся ревнителем церковных уставов. Каждый день он посещал все церковные службы, хотя во время богослужения занимался иногда государственными делами. В своей Александровской слободе Грозный старался выполнить монастырский устав. Почитая юродивых, Иоанн на похоронах Василия блаженного в 1552 г. сам нес гроб покойного; со смирением он выслушал обличение Николы Салоса в Пскове в 1570 г. Но еще более велико было нравственное падение Иоанна: примеры его страшной жестокости и нравственной распущенности уже известны.

Более снисходительно относился царь к протестантам, пока видел в них только рьяных врагов папства и, следовательно, как бы своих союзников; он позволил им построить в Москве две кирки и сам слушал проповеди голландского пастора Христиана Бокгорна. Но познакомившись ближе с протестантским учением, он переменил свой взгляд и в 1579 г. приказал сжечь обе кирки. В 1570 г. Иоанн IV имел интересную беседу с членом общины чешских и моравских братьев Иваном Рокитою; Грозный напиcал потом опровержение на лжеучение Рокиты, где называл его еретиком и запрещал ему распространять свое учение в России.

По смерти преемника Филиппа II – Кирилла (из троицких игуменов; † 8 февраля 1572 г.) занял митрополичью кафедру Антоний, архиепископ полоцкий. Собор, устроивший это избрание, дал Иоанну разрешение на вступление в четвертый брак (с Анной Алексеевной Колтовской), наложив на него суровую трехлетнюю эпитимию. Но царь эпитимии не исполнил и, разводясь с прежними женами, женился в 5 раз (на Анне Васильчиковой) в 1575 г. и в 6 раз (на Марии Феодоровне Нагой) – в 1580 г. При митрополите Антонии состоялись следующие распоряжения о церковных имуществах. Освященный собор 9 октября 1573 г. приговорил: не жертвовать вотчин в большие монастыри, а в малые – только с доклада государю. По соборному решению 1580 г., все вообще монастыри и архиерейские кафедры не могли приобретать новых вотчин ни по духовному завещанию, ни покупкою, ни по закладу: кроме того, государь волен взять от монастырей в свою казну «княженецкие» земли (Акты истор. I, стр. 270). Грозный сам нарушил эти постановления, пожертвовав богатейшему Кирилло-Белозерскому монастырю 2 села в 1575 г. и 3 села – в 1583 г. При Иоанне Васильевиче Грозном были крещены пазо-печенгские лопари препод. Трифоном печенгским († 14 декабря 1582 г.) и понойские или терские лопари, по просьбе которых царь приказал построить церковь грамотою от 20 февраля 1575 г. на имя старца Феогноста.

Бояре ближние скучали,
Терпения совсем уж нет!
Сказал бы лучше он вначале –
Кто в регентский войдёт совет!
А Грозный глянул на них строже —
Натуры будто изучал .
Сейчас объявит всем, похоже,
Кому он сына поручал.
«…Мой сын, вверяя тебе царство,
Я регентов готов назвать,
C подмогой их чтоб государством
Толково мог ты управлять. »

На креслах лёжа, с придыханьем,
Он хриплым голосом изрёк:
«Наследником объявлен ранее
Царевич Фёдор – мой сынок!
С любовью царствуй, благочестьем,
Опал напрасно не клади,
И не давай ты волю мести,
Судебник нынешний блюди! (свод законов государства, переработанный Грозным)
И регентов советы слушай –
Достойны они и мудры,
Я призову по твою душу
Для дела их, а не игры!
Жить в мире с людом христианским
Наследника прошу и вас.
Займитесь вражиной татарским – (крымский хан, постоянно угрожающий набегами Москве)
Такой военный мой наказ…»

Прослышали о том бояре
И колобродили уже.
А Бельский вовсе был в угаре, (Бельский Б.Я., боярин, любимец Грозного, как и Борис Годунов)
Подумывая о мятеже.
Наследником объявлен Фёдор. (царевич Фёдор Иоаннович)
В тревоге высшие чины.
Известно уже будет скоро,
Кто станет у его спины.
Коль сам он править не способен,
То регентский будет совет!
От этой мысли не свободен
Был каждый Грозного клеврет.
Но нет сомнений у Нагого – (А.Ф. Нагой, окольничий)
Превыше всех его права,
Коль дядя принца дорогого (младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия)
И Думы нынешней – глава! (вместе с Б. Бельским они управляли опричной («дворовой») Думой)
Он в иерархии «дворовой»
Действительно был наверху
И ненавидел Годуновых —
У всех то было на слуху.
Ирину прежде и Бориса
Намеревался извести,
Интриги план уже прописан –
Младенца к трону подвести! (своего племянника царевича Дмитрия)
Борис и верил и боялся –
Непредсказуем государь,
И то скорбел, то бесновался,
Неведомо, что думал царь…

Вторым – Романова Никиту
Правитель в регенты призвал.
Боярин хоть неродовитый,
Но с Грозным долго пребывал,
Коль брат он первостной царицы –
Анастасии дорогой.
У доброй, набожной сестрицы
И муженёк ведь был другой! (нрав Ивана Грозного резко ухудшился после её смерти)
И шурин бывший государя
Радетельным был как она,
Признали старшим ведь бояре
Никиту в злые времена.

…Не думал Грозный, что так скоро
Всевышний его заберёт,
И обречённость в его взоре
Увидел c трепетом народ.
Похоже, государь смирился,
Готовяся уже к концу.
А зверь опять в него вцепился
И грыз клыками как овцу!
А коли так – он завещанье
Немедля должен написать,
А после Думу для прощанья
Безотлагательно созвать…

Ивана грозного его завещание

В первом послании Курбскому царь говорит об этих разногласиях с достаточной ясностью и определенностью — гораздо яснее, чем о разногласиях по вопросам внутренней политики. С горечью вспоминает он те «словесные отягчения» и «супротивословия», которые ему пришлось выслушать от своих советников — друзей и единомышленников Курбского, в связи с начатой им Ливонской войной. «Како же убо вспомяну, — восклицает он, — о гермонских градех супротиво-словие попа Селивестра и Алексея и всех вас на всяко время, еже бы не ходити бранию, и како убо, лукавого ради напоминания Датц[к]ого короля, лето цело даете безлепо рифлянтом збиратися?». Говоря об этом «лете» передышки, полученном ливонцами и использованном ими для перехода под власть польского короля, царь имеет в виду перемирие, данное Ливонии по ходатайству короля Датского с марта по ноябрь 1559 г. Сопоставив замечание царя с летописью, мы легко сможем понять, почему Сильвестр, Адашев и другие их единомышленники настояли в этот момент на удовлетворении «лукавого напоминания» короля Дании: как раз в это же время (летом 1559 г.) брат Алексея Адашева Даниил вел военные действия на юге против Крыма и Турции.

Главное, что давало Курбскому надежду на осуществление его планов, было, конечно, резкое ухудшение русско-крымских и русско-турецких отношений в эти годы. В 1569 г. турецкий султан Селим II попытался изгнать русских с Волги и подступов к Кавказу. Попытка турок перейти с Дона на Волгу и овладеть Астраханью не удалась; однако с 1569 г. Грозный уже никак не мог быть спокойным за свои южные границы: крымский хан, перед лицом явной враждебности своего патрона — султана — к Ивану Грозному, тоже переменил тон, стал требовать территориальных уступок, «поминок» (дани) и угрожать нападением. В кругах «крестопреступников» в Польше не случайно получил распространение специальный рассказ о нападении на Астрахань: ( См. в «Археографическом обзоре», стр. 550, 551.) единомышленники Курбского надеялись, что события 1569 г. заставят царя вспомнить «супротивословия» «добрых и мужественных». Как истый боярин, Курбский считал свою измену обыкновенным «отъездом», подобным тем, которые нередко совершались в Литовской, да и в Московской Руси (до Грозного), и не были бесповоротным актом. Заключив для Русского государства в трудный момент турецко-татарского нападения соглашение с одним из сильнейших государств Западной Европы, Курбский, по его мнению, мог рассчитывать на почетное возвращение в Россию.

Враждебность к «бесерменству» — новая тема в творчестве Грозного; если мы обратимся к истории его внешней политики в предшествующие годы, то вспомним, что враги царя обвиняли его как раз в противоположном грехе: в нежелании воевать с «бесерменами». Но мы вспомним также, что мысль о столкновении «Московии» с мусульманским миром уже многократно выдвигалась в XVI в. и что такое столкновение было постоянным предметом мечтаний и домогательств габсбургско-католической дипломатии. Эта тенденция Габсбургов особенно ярко обнаруживалась во время польского бескоролевья: стоило Грозному проявить хотя бы некоторую склонность к вражде с Крымом и Турцией, и он уже превращался на страницах германской печати из «ужасного Московита» в «дружественного государя». Когда же трансильванский князь Стефан Баторий, поддержанный султаном, опередил Габсбургов в борьбе за польскую корону, именно габсбургская дипломатия стала убеждать царя, что Стефан — ставленник султана и опирается на «силу Турского». Следует заметить, что Грозный (которому об этом самолично писал император Максимилиан II) первоначально отнесся к этому обвинению с поразительным равнодушием: в 1578 г. он даже сам, между прочим, заметил послам Батория, что следует чтить и «бесерменских государей» ( Цит. выше рукопись ГПБ (Q. IV. 33, л. 61).). И если теперь, когда недавние враги Батория готовы были забыть о прежних грехах польского короля и признать его католическим крестоносцем, Грозный счел нужным возобновить эти обвинения, то дело было, конечно, не в усилении его вражды к исламу, а в новой дипломатической комбинации, возникшей перед царем.

Возможная связь таких польских политических деятелей, как Ходкевич и Полубенский, с царем становится понятной, если мы учтем, что в 1577 г. положение Батория, только что избранного на престол и еще не признанного всей страной, было крайне непрочным; Грозный же еще недавно считался одним из влиятельнейших кандидатов на польский престол и пользовался значительной популярностью в Литве. Что касается царя, то у него во всяком случае не было никаких оснований отвергать услуги этих лиц: теперь, когда «вся Лифлянская земля» учинилась «в его воле», он явно не хотел войны с Польшей, желая только, чтобы поляки признали совершившийся факт «очищения Лифлянской вотчины».

Царь четко противопоставляет свою программу идеалам «крестопреступников». Он решительно осуждает вмешательство «епархов и синклитов» в управление, «совладение» вельмож «на градех» (наместничество) и т. д. Но что он предлагает взамен, чем он хочет дополнить реформы, проведенные уже в 50-х годах, — этого мы от царя не узнаём. Виной здесь в значительной степени те литературные каноны, которые делали в глазах человека XVI в. неприличной слишком светскую тематику («неистовых баб басни») и которые, в частности, побудили какого-то редактора-современника (а может быть и самого автора) составить ту выхолощенную по содержанию, но зато идеально благочестивую краткую редакцию первого послания Курбскому, которую мы можем прочитать в настоящем издании следом за пространной.

Adblock
detector