Списание Основных Средств В Бюджетных Учреждениях 2023

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2023 Основные средства

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2023). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2023 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2023-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2023 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2023 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2023 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

Организация может не применять ФСБУ 6/2023 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2023 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2023 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

  1. Отразить сведения об инвестиционной недвижимости и других видах основных средств в разрезе групп: балансовая стоимость, амортизация, движение за отчётный период.
  2. Привести информацию о переоценке и обесценении основных средств, в том числе сведения, предусмотренные стандартом МСФО (IAS) 36«Обесценение активов» .
  3. Указать сведения о балансовой стоимости особых групп основных средств: объектах, которые пригодны для использования, но не используются, кроме случаев, когда это обусловлено сезонностью; основных средствах, сданных в аренду; объектах, в отношении которых имущественные права организации ограничены.
  4. Предоставить информацию об элементах амортизации основных средств и их корректировках, если таковые были.

В первоначальную стоимость объекта включают оценочные обязательства, например, по предстоящему демонтажу или восстановлению окружающей среды после ликвидации объекта основных средств . Эти оценочные обязательства за время использования объекта могут меняться.

Если срок полезного использования объекта зависит от длительности работы, но внутри периода интенсивность эксплуатации меняется, то нужно использовать метод уменьшаемого остатка. При этом сумма амортизации за каждый последующий год должна быть меньше, чем за предыдущий. Формулу расчёта организация должна определить самостоятельно.

Никаких суммовых ограничений новый стандарт не предусматривает. Теперь можно установить лимит для основных средств в любой сумме. В частности, если компания работает на ОСНО и хочет свести к минимуму налоговые разницы, она может установить лимит в 100 тыс. руб. как в налоговом учёте.

Организация может исключить отдельные объекты из состава основных средств, если установит в учётной политике стоимостной лимит. Его определяет сама организация с учётом существенности ( п. 5 ФСБУ 6/2023 ). На основные средства, которые стоят меньше этого лимита, ФСБУ 6/2023 не распространяется. Стоимость малоценных объектов основных средств относят на расходы периода.

Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (п. 32 ФСБУ 6/2023).

В соответствии с п. 48 ФСБУ 6/2023 последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2023 отражаются ретроспективно — т.е. так, как если бы ФСБУ 6/2023 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например).

Согласно п. 8 ФСБУ 6/2023 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю, или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2023).

Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2023. Следовательно, в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год организации требуется раскрыть причину изменения срока полезного использования, а также сумму изменения величины амортизации.

Для облегчения перехода на новый порядок учета основных средств в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2023, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2023 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2023 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии ФСБУ 6/2023. (п. 49 ФСБУ 6/2023, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2023 N ИС-учет-29).

Еще почитать --->  Сколько Оформляется Сделка Купли Продажи Квартиры В Мфц

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

Поскольку объект ОС на счете 02.3 учитывался в соответствии с пунктом 335 Инструкции № 157н в условной оценке — один объект, один рубль, в графе Сумма заполнится сумма остатка по забалансовому счету — 1,00 руб. (рис. 2). На закладке Восстановление на балансе графы Основное средство, Инвентарный номер заполнятся автоматически по данным основных средств, списываемых со счета 02.3 (закладка Основные средства, НМА, НПА), эти графы не редактируются.

После восстановления объектов ОС на балансе можно сформировать инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 050-40-31), а для объектов группы ОС, учитываемых на одной карточке группового учета, — инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов (ф. 050-40-32).

При принятии решения собственника государственного (муниципального) имущества (уполномоченного органа) о дальнейшем использовании субъектом учета имущества, являющегося на момент принятия такого решения неактивом и учитываемого за балансом, по иному назначению или о безвозмездной передаче иному субъекту учета такое имущество «поднимается» на баланс. В статье эксперты 1С рассматривают порядок принятия на баланс основных средств (ОС), признанных ранее неактивами, с целью реализации и передачи другому учреждению и отражение в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (БГУ КОРП) редакции 2.

  • Безвозмездная передача ОС, НМА, НПА (304.04.310 (320, 330)) — при внутриведомственном перемещении у ПБС и между филиалами и головным учреждением;
  • Безвозмездная передача организациям ОС, НМА, НПА (401.20.280) — при передаче бюджетным и автономным учреждениям, учредителю, при передаче другим организациям;
  • Безвозмездная межбюджетная передача ОС, НМА, НПА (401.20.250) — при передаче в другой бюджет.

Таким образом, на баланс (на соответствующий счет аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») объект принимается по балансовой стоимости объекта на дату его выбытия с балансового учета, а со счета 02 списывается по стоимости, по которой он учитывался за балансом, — в условной оценке: один объект, один рубль.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Основное средство не является активом: как учитывать по ФСБУ

На балансе бюджетного учреждения здравоохранения числится импортная диагностическая техника стоимостью 1 500 000 руб. Она неисправна, для ремонта нужны дорогостоящие комплектующие на сумму, сравнимую с покупкой новой техники. В связи с этим оборудование не используем в деятельности учреждения. Как учитывать такое основное средство в соответствии с ФСБУ «Основные средства»?

Поэтому чтобы согласовать списание с балансового счета, нужно собрать пакет документов, установленный учредителем — собственником имущества. Какие документы входят в этот пакет, нужно уточнить у собственника. Например, акт от экспертной организации, осуществляющей сервисное обслуживание медицинской техники, должен быть обязательно. Этот акт подтверждает причину списания — невозможность ремонта.

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту стандарта «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2023 № 257н (далее — Стандарт). В нем говорится, что «основные средства, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах».

Если установлено, что объекты имущества неэффективны для дальнейшей эксплуатации и ремонта, не соответствуют критериям актива, то по решению комиссии по поступлению и выбытию активов такие объекты учитывают на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Это требование п. 335 Инструкции № 157н.

  • являются активами;
  • независимо от их стоимости;
  • срок полезного использования — более 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления, праве владения, праве пользования имуществом, возникающем по договору аренды, имущественного найма, договору безвозмездного пользования.

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2023 Основные средства

Согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2023 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2023. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2023 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

Еще почитать --->  Может ли судебный пристав возбудить исполнительное производство

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

  • наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые не могут быть использованы субъектом учета в качестве обеспечения по обязательствам, а также остаточная стоимость ОС, переданных в качестве обеспечения, на начало и конец отчетного периода;
  • сумма затрат, включенных в стоимость ОС в ходе строительства, на начало и на конец отчетного периода;
  • суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) ОС на конец отчетного периода;
  • суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей ОС, включенных в доходы текущего периода.
  • на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами;
  • на объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется. При вводе в эксплуатацию объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта на забалансовом счете;
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию;
  • на объекты ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при вводе их в эксплуатацию.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями.

Инвестиционная недвижимость – объекты недвижимости или их части, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимости, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

ФСБУ 6/2023: как по-новому учитывать основные средства с 1 января 2023 года

Организация может исключить отдельные объекты из состава основных средств, если установит в учётной политике стоимостной лимит. Его определяет сама организация с учётом существенности ( п. 5 ФСБУ 6/2023 ). На основные средства, которые стоят меньше этого лимита, ФСБУ 6/2023 не распространяется. Стоимость малоценных объектов основных средств относят на расходы периода.

Теперь начислять амортизацию по объектам основных средств должны все юридические лица, на которых распространяется новый стандарт — как коммерческие, так и некоммерческие организации. Как и раньше, не нужно амортизировать объекты, свойства которых не меняются со временем, например — земельные участки.

  1. Обладает материально-вещественной формой. Раньше этого критерия не было, хотя на практике он подразумевался.
  2. Предназначен для использования организацией в её обычной деятельности, как коммерческой, так и некоммерческой. При этом фактически объект может и не использоваться. В перечень возможных направлений использования основных средств в новом стандарте добавлена охрана окружающей среды.
  3. Компания предполагает использовать объект в будущем в течение длительного времени:
  • получать с его помощью доход, если речь идёт о коммерческой компании;
  • достигать целей, определённых уставом некоммерческой организации.

В первоначальную стоимость объекта включают оценочные обязательства, например, по предстоящему демонтажу или восстановлению окружающей среды после ликвидации объекта основных средств . Эти оценочные обязательства за время использования объекта могут меняться.

3. Утрата способности приносить экономические выгоды в будущем. Например, объект физически изношен, морально устарел или больше не нужен компании из-за того, что соответствующая деятельность прекращена. При этом продать объект невозможно. В этом случае основное средство нужно демонтировать или утилизировать иным способом.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2023 году

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.
  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

Уточнены проводки на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» в случае снижения цены контракта (п. 141.1 Инструкции № 162н). Отражается корреспонденция по кредиту счета 502 07 и дебету счета 501 03, а также по дебету счета 502 07 и кредиту счета 502 01 методом «красное сторно».

Обновлено описание корреспонденции счетов. Основные средства списываются с баланса на счет 02 на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Ранее это не было четко закреплено. Списать основные средства на счет 02 можно было после согласования списания. Теперь стало понятно, что такого согласования ждать не следует

Признаны расходами текущего финансового года капитальные вложения в объекты основных средств, НМА, которые не были созданы (не признаны активами), в т. ч. в сумме расходов по разработке ПСД, строительно-монтажным работам, в сумме иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основных средств, НМА (объекта незавершенного строительства), при наличии решения о прекращении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись инвестиции

Изменено описание проводки. Из описания, которое приводилось ранее, было не вполне ясно, о каком именно имуществе идет речь. Теперь можно сделать вывод, что речь идет о любых нефинансовых активах, ранее признанных не соответствующими понятию актива, если уполномоченный орган власти принял решение об их реализации. Если решено реализовать основное средство, которое не соответствовало понятию актива, оно восстанавливается на балансе на счет 105 36

Пунктом 41 СГС «Основные средства» предусмотрен порядок пересчета амортизации при такой переоценке. Есть два варианта. Для амортизации в Инструкции № 162н не предусмотрены проводки по переоценке. Получается, что первый вариант из п. 41 СГС «Основные средства» в проводках Инструкции № 162н не реализован. Он предполагает умножение амортизации и балансовой стоимости на коэффициент в целях переоценки. Пока Инструкцией № 162н урегулирован, хотя и не полностью, второй вариант переоценки. Он предполагает следующие этапы:

Учет имущества в 2023 году: 10; горячих; вопросов

С 2023 года начал применяться Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»*(6). С учетом п. 10 Федерального стандарта «Непроизведенные активы», а также пп. 36, 71, 76, 77, 78, 144, 333, 381, 383 Инструкции № 157н*(7), п. 16 Инструкции № 162н, п. 20 Инструкции № 174н, п. 20 Инструкции № 183н*(8) можно сделать следующий вывод о счетах, применяемых для учета земельных участков в различных ситуациях.

Одним из критериев отнесения имущества к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции № 157н*(7) является срок использования, составляющий 12 месяцев и менее. Более того, для многих бухгалтеров при классификации имущества на основные средства или материальные запасы срок использования является ключевым критерием.

Дело в том, что Федеральным стандартом «Запасы»*(10) предусмотрена реклассификация материальных запасов в иную группу или категорию объектов учета исходя из новых условий их использования. На направление использования материальных запасов указывает код КОСГУ, отражаемый в 24-26 разрядах номера счета 105 00. В свою очередь, отнесение материальных запасов на соответствующие коды КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (п. 11.4 Порядка № 209н*(11)).

  • в части земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости и не закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но которые используются (например, передаются в возмездное и безвозмездное пользование): счет 103 13, забалансовые счета 25 (возмездное пользование) или 26 (безвозмездное пользование);
  • в части земельных участков, на которые разграничена государственная собственность, как внесенных, так и не внесенных в государственный кадастр недвижимости, не закрепленных за организациями бюджетной сферы, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, независимо от факта их использования: счет 108 55;
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые разграничена государственная собственность: счет 108 55 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые не разграничена государственная собственность: счет 103 13 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН).
  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»: аналог группы объектов учета представлен группой 710.00.00.00 «Научные исследования и разработки» ОКОФ;
  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
  • I «Программное обеспечение и базы данных»: аналог группы объектов учета представлен группой 730.00.00.00 «Программное обеспечение и базы данных» ОКОФ;
  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности»: аналог группы объектов учета представлен группой 790.00.00.00 «Другие объекты интеллектуальной собственности» ОКОФ.
Еще почитать --->  Перечень Работ При Сносе Аварийного Дома

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2023 г

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2023 г., однако новые счета действуют с учета за 2023 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2023 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2023 N 02-07-10/42823, от 22.05.2023 N 02-06-10/36983).

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

В документе «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» объекты, полученные в результате разукомплектования, стоимостью свыше 100 000 руб. следует ввести как отдельные инвентарные объекты с присвоением индивидуального инвентарного номера, установив для каждого из них порядок начисления амортизации и способ начисления амортизации. Также необходимо указать дату ввода в эксплуатацию по данным разукомплектованного объекта основных средств, при этом оставшийся срок полезного использования заполнится автоматически.

При разукомплектации основного средства его нужно исключить с учета. Основанием для бухгалтера при отражении такой операции будет являться решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленное соответствующим актом в зависимости от вида основного средства (п. п. 34, 51 Инструкции №157н):

Второй шаг – признание (принятие к учету) образовавшихся в результате разукомплектования самостоятельных основных средств. Данную операцию необходимо оформить оправдательным документом (первичным учетным документом) (п. 34 Инструкции №157н). Предлагаем составить акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

  • основное средство было ранее принято к бухгалтерскому (бюджетному) учету как один инвентарный объект (единица инвентарного учета);
  • есть решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении (п. 34 Инструкции №157н);
  • основное средство разбирается (делится) на отдельные части, которые принимаются к учету как самостоятельные объекты основных средств или подлежат демонтажу и уничтожению.

В приведенных в таблице корреспонденциях счетов в 24-26 разрядах номера счета указаны коды КОСГУ (п. 3 Инструкции №183н). Однако согласно п. 21 Инструкции №157н автономные учреждения в этих разрядах номера счета рабочего плана счетов отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета. Рекомендуем закрепить применяемый порядок формирования номера счета в учетной политике.

Порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях 2023 году

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Акт списания материалов образец бланк Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении. Мягкий инвентарь счет 105 05 000 белье рубашки, сорочки, халаты постельное белье и принадлежности.На странице представлен образец бланка документа Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря в учреждениях бюджетного учета с возможностью.Как оформить движение и списание материалов в учреждениях госсектора.Коммерческие фирмы и предприятия, так и осуществляем списание мебели в бюджетных учреждениях.Акты списания на активы, которые пришли в негодность.Мягкий инвентарь, принятый к учету в учреждении, должен быть. Система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.Закрепить свое решение комиссия должна в Акте о списании.

Какие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности?

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2023 году

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.
  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Adblock
detector