Прямые Договоры С Ресурсоснабжающими Организациями 2023

Как будет реализован вновь принятый закон на практике пока еще не известно. Если раньше собственники квартир видели в квитанциях на квартплату отдельную строчку на содержание общедомового имущества, сейчас она полностью аннулируется. Все поставленные ресурсы будут включены в квитанцию от РСО. К примеру, в оплату за электроэнергию предусмотрено включение не только основного расхода ресурса на квартиру, но и часть затрат на освещение в подъезде.

  • Собственники вправе самостоятельно определять способ расчета с РСО: через УК или напрямую.
  • Владельцы квартир могут заключать индивидуальные договора с поставщиками услуг.
  • Снять с управляющих компаний несвойственные для них функции, дав возможность повысить уровень предоставления основных услуг.

Президент РФ в конце марта 2023 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.
Жильцы многоквартирных домов регулярно получали от УК квитанции на оплату предоставляемых услуг и ресурсов, при этом часть средств тратилась на оплату работы посредника. По факту, управляющая компания не имеет никакого отношения к поставке газа, электроэнергии и водоснабжения. Гражданам нет смысла переплачивать, актуальней заключить отдельные договора с каждой организацией и оплачивать квитанции отдельно.
Во многом внедрение нововведений связаны с работой недобросовестных управляющих компаний, которые присваивали вверенные им средства, не передавая их в РСО. Собственники квартир ежемесячно оплачивали квитанции, не подозревая о том, что их деньги используются не по назначению. Решить этот вопрос позволило введение нового постановления.
Толчком для принятия нового закона стало несколько крупных скандалов с управляющими компаниями, уличенными в нецелевом использовании средств в крупных размерах, подлежащих выплате поставщикам услуг.
Когда управляющая компания использует средства, подлежащие передаче ресурсоснабжающей организации, на свои нужды, происходит накопление долга. Прежде всего он затронет собственников жилья. С одной стороны они обмануты руководством УК, с другой – имеют задолженность перед РСО. Поскольку последняя заключает договор с управляющей компанией, то и спрос должен быть с нее. Однако, долги могут негативно сказаться и на простых жильцах. К примеру, возможно отключение электроэнергии на лифтах и в подъездах. Чтобы не столкнуться с подобным, собственники общедомового имущества, со своей стороны, также должны контролировать деятельность управляющей компании. В этом году, они могут решить вопрос кардинально, заключив договор напрямую с РСО.

Для принятия решения о переходе на прямой расчет с ресурсоснабжающей организацией потребуется более половины голосов собственников жилья. Проводить собрание разрешено очно или заочно, по желанию инициативной группы.
Если часть жильцов не посчитает нужным придти на собрание, принять решение можно без них, при условии присутствия половины собственников. Опротестовать переход на прямой расчет недовольные стороны вправе в судебном порядке.

Собственники квартир начиная с 2023 года вправе рассчитывать на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив услуги посредника, которым зачастую является управляющая компания. По недавно принятому закону, владельцы недвижимости в многоквартирном доме могут решить данный вопрос посредством проведения общего собрания.

2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ: нужно ли получить согласие собственников при одностороннем расторжении договора ресурсоснабжения со стороны РСО.Минстрой РФ говорит, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, одно из оснований для заключения прямого договора – прекращение заключенных между УО и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора описан в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ. Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.Собственники помещений в МКД на ОСС приняли решение о переходе на прямые договоры.

Это будет актуально для новых домов, которые вводятся в эксплуатацию, и для домов, сменивших способ управления.Принимать решения о переходе на прямые договоры или наоборот собственники смогут не чаще 1 раза в год. При этом поставщика ресурсов уведомят не менее чем за 30 дней до перехода.Ответы на вопросы о прямых договорах между потребителями и РСО смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.Вторая ситуация, когда дом может перейти на прямые договоры с РСО, это задолженность управляющей организации перед поставщиком ресурсов в размере 2 среднемесячных платежей за коммунальный ресурс.

рассказала наш постоянный эксперт Елена Шерешовец. 82122Существует три основных способа перехода потребителей коммунальных услуг на прямые договоры с РСО:По решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии с.По решению РСО согласно . Такое решение возможно в случае, если управляющая организация или ТСЖ имеет задолженность перед ресурсниками в размере двух среднемесячных оплат за поставленные ресурсы.Исторически сложившиеся отношения.

Взыскание просроченной задолженности весьма трудозатратно, ведь необходимо вести учёт задолженности, составлять уведомления в адрес должников, проводить мероприятия по полному или частичному ограничению потребления ресурса в помещениях неплательщиков, взыскивать долги в судебном порядке. С момента передачи полномочий по предоставлению КУ непосредственно поставщикам управляющие организации перенаправляют эту работу в РСО. Роль УО при взыскании

При этом задолженность должна быть подтверждена подписанным УО актом сверки или вступившим в силу решением суда (п. 7.5 ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).Управляющим организациям при переходе жителей МКД на прямые договоры с РСО закон отвёл пассивную роль, ведь они напрямую не влияют на ситуацию. Зато они могут извлечь максимальную пользу из ситуации.

Переход на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями 2023

Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.

С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Поэтому в судебных разбирательствах, предметом которых является заключение договоров ресурсоснабжения при условии принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО, суд принимает примерно следующую формулировку условия договора: исполнитель коммунальных услуг указывает в платежных документах, представляемых собственникам, нанимателям помещений в МКД не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, реквизиты РСО.

Таким способом власти решили бороться с долгами управляющих компаний перед РСО. Как сообщают в Минстрое, на сегодняшний день сумма такого долга управляющих компаний составляет 250 миллиардов рублей. Причем УК собрали эти деньги с жильцов, но так и не перечислили РСО.

Следует отметить, что при заключении «прямых» договоров управляющая организация не исчезает, а продолжает нести ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, а также за обеспечение готовности инженерных систем.

В Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми при управлении МКД управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений в установленных ЖК РФ случаях предоставляются РСО, региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Что такое ресурсоснабжающие организации и зачем они нужны

Что это такое, как и с кем происходит взаимодействие с ними, кто посредник, а кто исполнитель, порядок заключения договоров, в том числе напрямую, границы ответственности, особенности начисления платежей на общедомовые нужды в 2023 году — ответы на эти и другие популярные вопросы, связанные с деятельностью ресурсоснабжающих организаций, или РСО, можно узнать в этой статье.

По отношению к потребителям управляющая компания является исполнителем услуг и подрядчиком, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком, предоставляющим услуги на основании договора, подписанного с УК. Управляющая компания несет ответственность за эксплуатацию, планирование и проведение ремонтов в здании.

Российским законодательством определено множество разновидностей договоров. Гражданское законодательство провозглашает свободу договора. Но в сфере предоставления коммунальных услуг есть свои нюансы.

Изменилась и схема начисления общедомовых нужд. Ранее величина суммы определялась как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, которая распределялась пропорционально между всеми жильцами МКД. В 2023 году у начислений появились границы.

  • предмет соглашения — вид ресурса, который будет поставляться в МКД;
  • дата начала поставки ресурса;
  • порядок определения объемов ресурса;
  • показатели качества коммунального ресурса;
  • суть определения цены с учетом тарифов;
  • порядок оплаты коммунальных платежей за ресурс, исходя из расчетного периода (обычно — один календарный месяц);
  • другие условия, определенные нормативно-правовыми актами в обрасти ресурсоснабжения.
  • Ресурсник вправе отказаться от договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

    Еще почитать --->  Завещание на будущую собственность

    Также в письме пояснено, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

    Никто не может разделить долг на всех. Да и отключать РСО может только то же самое, что и УК – довольно немного чего на самом деле. И весь дом отключить, естественно, не могут. С какой стати добросовестные собственники должны отвечать за должников?
    У УК и РСО всегда есть возможность взыскать долги в судебном порядке.

    Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

    Пока нет чётко отлаженной схемы по прямым договорам у Водоканала и у РСО решение о переходе на прямые договоры несет весьма существенные риски. Многие нюансы не урегулированы в законе, нет даже утвержденного договора. Мы принимаем решение перейти на прямой договор и понимаем, что самого договора прямого даже нет! Это очень странно. Но идея красивая и по ТВ много рассказывают об этом, правда только о плюсах, о нюансах и минусах не говорят. На текущий день удобны прямые договоры только по электричеству, но они у нас уже есть. Остальные РСО пока не готовы и по мнению Совета дома нет смысла спешить, лучше подождать 2-3 года, и только при уже отлаженном процессе принимать решение о переходе. Очень не хочется быть «пробным пушечным мясом», «набивать шишки» и быть первопроходцами в этом процессе.

    Переход на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями

    По итогам сбора решений и подсчета голосов составляется протокол перехода на прямые платежи (протокол общего собрания собственников). Положительное волеизъявление простого большинства собственников (проголосовать «ЗА» должна половина) должно быть оформлено в виде протокола общего собрания с включением обязательных реквизитов и приложений к нему — система «Домсканер» помогает в подготовке таких документов. Протокол собрания подписывают председатель и секретарь, а также счетная комиссия (в случае ее избрания).

    В решении указать: Заключить собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    3.3. При переуступке права требования от исполнителя КУ к РСО. Вносятся соответствующие изменения в договор ресурсоснабжения, заключенный между РСО и исполнителем КУ, согласия потребителей не требуется, договоры между РСО и собственниками помещений не заключаются. Основания: п.26 Правил N124, ст.382 ГК РФ.

    Формулировка повестки вопросов:
    1. Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    Решение общего собрания собственников помещений о прямых расчетах с РСО должно быть принято с соблюдением установленных ст. 44–46 ЖК РФ и приказом Минстроя России от 25.12.2023 № 937/пр требований к проведению собрания собственников. Это требования к кворуму (50%+1 голос), повестке дня, форме проведения собрания, реквизитам протокола и ряд других требований. Закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения денежного обязательства потребителями коммунальных услуг перед УО. Повестка дня общего собрания собственников многоквартирного дома вопросы: 1) о согласии собственников помещений на переход к прямым расчетам с РСО за соответствующий вид коммунальной услуги (это может быть одна или несколько коммунальных услуг); 2) о дате перехода на прямые расчеты; 3) о внесении изменений (дополнений) в договор управления МКД в части нового порядка оплаты коммунальных услуг собственниками и нанимателями помещений.

    Прямые Договоры С Ресурсоснабжающими Организациями 2023

    1. Условия договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. Случаи и особенности его заключения в письменной форме.
    2. Права и обязанности управляющей организации, ресурсоснабжающей организации, потребителей при прямых договорах, в т.ч.снятие показаний приборов учета приём обращений и жалоб потребителей аварийно-диспетчерское обслуживание контроль качества коммунальных услуг информационный обмен.
    3. Случаи перехода на прямые договоры, процедура, актуальные вопросы и практические рекомендации.
    4. Особенности перехода на прямые договоры в многоквартирном доме с нецентрализованной системой теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.
    5. Определение даты начала и прекращения предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей и управляющей организациями в условиях изменившегося жилищного законодательства.
    6. Сохранение случаев предоставления коммунальных услуг управляющими организациями.
    7. О прямых договорах ресурсоснабжающей организации с потребителями в случаях, регулируемых ч.9 ст.157.2 ЖК РФ.
    8. Особенности и сроки действия прямых договоров ресурсоснабжающий организации с потребителями в случаях, установленных в ч.3 ст.3 Закона № 59-ФЗ.
    9. О случаях нарушения лицензионных требований при не предоставлении коммунальных услуг управляющими организациями.
    10. О нарушении управляющими организациями лицензионных требований, связанных с заключением договоров с ресурсоснабжающей организацией и оплатой в ресурсоснабжающую организацию за коммунальные ресурсы.
    11. Ответы на вопросы участников Всероссийского спутникового онлайн-семинара.

    Прямые Договоры С Ресурсоснабжающими Организациями 2023

    4.1. Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
    4.2. Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 (трех) месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации определяется по формуле:

    5.1. Стоимость поставленного Ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом на соответствующий период регулирования.
    5.2. Стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений, рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.
    5.3. Стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
    5.4. В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления газа, то его стоимость в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период потребителями и включающего объем газа, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления газа, с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления.
    5.5. В случае поставки Ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и по причинам, ответственность за которые несет Ресурсоснабжающая организация, стоимость поставленного коммунального ресурса подлежит уменьшению в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.

    2.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания уполномоченными представителями Сторон и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему, с учетом положений п. 2.2 настоящего Договора.
    2.2. Настоящий Договор прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом Исполнителя в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
    2.3. Стороны имеют право на односторонний отказ от настоящего Договора:
    2.3.1. По инициативе Ресурсоснабжающей организации — в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома — при наличии у Исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед Ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 (три) расчетных периода (расчетных месяца).
    2.3.2. По инициативе Исполнителя — в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставлению коммунального ресурса. При этом Исполнитель обязан оплатить поставленный до момента расторжения настоящего Договора коммунальный ресурс в полном объеме и исполнение иных возникших до момента расторжения договора обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие применения мер ответственности за нарушение Договора, а также проинформировать Ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в течение __________ (___________) рабочих дней в письменном виде.

    1.1. Ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять Исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс: газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — коммунальный ресурс), а Исполнитель обязуется оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный настоящим Договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении инженерных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
    1.2. Дата начала поставки коммунального ресурса: «___»_____________ ____ г.
    1.3. Исполнитель использует принимаемый коммунальный ресурс для оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, использующих коммунальные услуги, в отношении которых Исполнитель осуществляет функции управляющей компании (Приложение N ______).
    1.4. Ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальные ресурсы до границы эксплуатационной ответственности. Граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей (Приложение N _______).
    1.5. Количество (объем) коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по настоящему Договору в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов, определяется на основании показаний этих приборов учета. Сведения о приборах учета коммунальных ресурсов указываются в Приложении N _________ к настоящему Договору.
    1.6. Срок оказания услуг по газоснабжению в рамках настоящего Договора — до __________________________________.

    Еще почитать --->  Сертификат Акций Мн Фонд

    7.1. Ресурсоснабжающая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
    7.1.1. Возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется ресурсоснабжение, — с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
    7.1.2. Возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий — с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости.
    7.1.3. Выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения.
    7.1.4. Использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения.
    7.1.5. Получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного в документе соответствующего органа.
    7.2. Ресурсоснабжающая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
    7.2.1. Неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
    7.2.2. Проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, — через 10 (десять) рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
    7.2.3. Отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном подп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг, — через 30 (тридцать) дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
    7.2.4. Отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, указанных в п. 131 Правил предоставления коммунальных услуг, — через 30 (тридцать) дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
    7.3. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить:
    7.3.1. К повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
    7.3.2. Нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
    7.3.3. Нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

    Абзац 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2023 N354 (далее — Правила 354), устанавливает: «»исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги». Если домом управляет управляющая организация (далее — УО), то в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ (и нескольких других норм) именно эта УО предоставляет коммунальные услуги.

    Постановление Правительства РФ от 13.07.2023 № 897 вносит изменения и дополнения в ПП РФ № 354 и ПП РФ № 124 и уточняет правила взаимоотношений управляющих организаций с поставщиками ресурсов после того, как собственники примут решение о заключении с РСО прямого договора.

    Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

    В ПП РФ № 354 теперь есть п. 6(1) и п. 148(1-1). Он обязывает управляющую организацию, утратившую статус исполнителя коммунальных услуг, передать в РСО или регоператору по обращению с ТКО сведения из реестра собственников, которые позволят «идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме» (пп. «в, ш» п. 1, ПП РФ № 897).

    Минстрой и Правительство до сих пор никак не подготовят и не подпишут поправки в нормативно-правовые акты, которые должны регулировать прописанные в п. Могут ли собственники помещений сейчас принять решение об определении размера платы за КРСОИ на общем собрании? Наш ответ — могут.

    Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями

    Законом установлена возможность принятия общим собранием собственников помещений дома решения о заключении собственниками, действующими от своего имени, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО.

    Указанные изменения введены в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 03.04.2023 №59-ФЗ.
    Так, изменен порядок регулирования отношений, касающихся снабжения многоквартирных домов коммунальными ресурсами и предоставления потребителям коммунальных услуг, в целях исключения из указанных отношений управляющих организаций, товариществ собственников жилья, кооперативов, осуществляющих управление многоквартирными домами, допускающих на практике возникновение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).

    В случае принятия указанного решения плата за коммунальные услуги вносится их потребителями (собственниками помещений и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда) соответствующей РСО.

    Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником помещения в многоквартирном доме и РСО, региональным оператором по обращению с ТКО заключаются на неопределенный срок, заключение договора в письменной форме не требуется.

    Управляющая компания заключает договор с ресурсоснабжающей организацией в 2023 году

    Указывать наименование ресурсоснабжающей организации в протоколе не обязательно, так как в ходе проведения голосования она может измениться. Например, услуги газоснабжения в Хабаровске предоставляло АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», а с 1 июля 2023 года стало ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

    Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2023 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2023 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

    Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома – на совести УК, ТСЖ или ЖСК.

    Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

    Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

    О договорах с ресурсоснабжающими организациями

    Закон предоставляет собственникам право заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией, минуя посредников, и, соответственно, производить оплату ей. Это возможно после приятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими «прямых» договоров. Также такие договоры могут заключаться в случае, если ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного между ею и управляющей организацией, ТСЖ либо иным лицом, осуществляющим управление в многоквартирном доме (аналогичные положения применяются в отношении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО). Односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора возможен при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате. Третий случай перехода к «прямым» договорам: между собственниками и ресурсоснабжающей организацией заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

    Таким образом, после введения «прямых» договоров может быть снижена плата за коммунальные услуги за счет правильности расчета общедомовых показателей. Однако остается нерешенным вопрос об увеличении тарифов в связи с необходимостью для ресурсоснабжающих организаций выстраивать системы для принятия новых абонентов.

    Закон также направлен на защиту добросовестных собственников от недобросовестных управляющих организаций. Такие организации часто расходуют средства нецелевым образом, т.е. денежные средства, полученные от собственников в счет оплаты коммунальных услуг, не направляются поставщикам услуг, а расходуются по усмотрению руководства управляющей организации. В некоторых случаях собственники сталкиваются с проблемой неучтенной разницы между показателями счетчиков и нормативами. Так, при отсутствии домовых узлов учета тепловой энергии в платежных документах отражается сумма, которая формируется с учетом типа и возраста жилой постройки. Оплата управляющей организацией производится по показаниям магистральных счетчиков, которая может быть значительно ниже оплаты по нормативам. Собственникам же соответствующая разница не возвращается.

    Еще почитать --->  С Какой Суммы Платится Налог При Продаже Автомобиля В 2023

    Одним из актуальных рисков в такой ситуации является представление «двойных» платежных документов по оплате коммунальных услуг, как это случалось при «прямых» расчетах. Для минимизации риска начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги при наличии «прямых» договоров законодатель предусмотрел штрафные санкции в двукратном размере суммы, подлежащей уплате. При этом собственник, оплативший коммунальные услуги на основании платежных документов управляющей организации, признается надлежаще исполнившим обязанность, а ресурсоснабжающая организация в данном случае будет взыскивать задолженность с управляющей организации. Несмотря на попытку минимизировать риск, полагаем, подобная практика в условиях низкой правовой грамотности потребителей будет реализована некоторыми недобросовестными управляющими организациями.

    3 апреля 2023 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Поправки затрагивают отношения собственников помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями – вводится система «прямых» договоров.

    К особенностям прямого сотрудничества относится ограничение сферы полномочий в вопросах обслуживания конечных потребителей. Дело в том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг (п.7), ресурс обеспечивается к подаче в пределах границы сетей, входящих в состав общего имущества дома, но далее исполнитель не несет ответственности за обслуживание сетей в пределах многоквартирного дома.

    Накопившиеся проблемы и возможные взаимные претензии между тремя сторонами значительно затрудняют процесс перехода на прямое сотрудничество. В апреле 2023 года управление МКД напрямую, за исключением домов с числом квартир в пределах 16 квартир, было прекращено согласно п.5 ст.7 закона №255-ФЗ.

    Возникшее право на осуществление прямых расчетов с РСО характеризуется множеством неясностей в решении множества вопросов и проблем взаимодействия. В первую очередь, осложняется процесс внесения ежемесячной платы – каждому поставщику конкретного ресурса по отдельности. В результате снижается качество контроля за суммами платежей, вносимых на расчетных счета ресурсоснабжающих компаний. В то же время, прямое взаимодействие позволит напрямую обращаться с претензиями и вопросами к компании, исполнившей обязательства по поставке (отводу) ресурса, внося прозрачность в отношения с исполнителем услуг.

    Работа РСО полностью согласуется с заключенным с УК договором. Для документального оформления взаимодействия, между УК и РСО составляется агентский договор, соответствующий основным требованиям закона, включая закон о правах потребителя. Детали оказания услуг и действующие нормы приводятся в условиях прилагаемых документов. Однако, помимо УК, при соблюдении определенных условий, заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией могут и сами жильцы.

    Помимо основных услуг в области ЖКХ, также населению предоставляются дополнительный сервис по дезинсекции, дератизация, обеспечение уличного освещения, вывоза ТБО, однако, к числу наиболее известных организаций относят горгаз, энергосбыт, водоканал, либо другие схожие по названию юрлица.

    • Новое в нормативно-правом регулировании жилищных отношений: экспертный обзор. «Прямые» договоры между РСО и потребителями услуг (№59-ФЗ). ФЗ от 27.10.2023 N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 ЖК РФ «; ПП РФ от 25.06.2023 N 1017; ПП РФ от 25.06.2023 N 1018; ПП РФ от 13.07.2023 N 897. Включение коммунальных ресурсов в плату за содержание жилого помещения и перерасчетах такой платы (изменения в Правила № 491); изменения в Правила № 354 и №124; установление грубых нарушений лицензионных требований к УО (изменения в Положение № 1110); внесение изменений в реестр лицензий УО (Приказ Минстроя России от 25.12.2023 № 938/пр в актуальной редакции).
    • Сложные аспекты, вызванные ростом задолженностейуправляющих организаций (УК) и отсутствием у РСО персональных данных собственников для взыскания задолженностей. Как РСО бороться с потребительским экстремизмом. Варианты решения данных проблем.
    • «Прямые договоры» между РСО и потребителями коммунальных услуг: различия «прямых расчетов» и «прямых договоров»; основания для заключения «прямых договоров» до и после 03.04.2023; сроки и порядок перехода по решению общего собрания и по инициативе РСО; права и обязанности УО, и РСО. «Исполнитель коммунальной услуги» при наличии «прямого» договора. Договоры ресурсоснабжения между УО и РСО при «прямых» договорах. Информационный обмен между УО и РСО, сведения, подлежащие передаче.
    • Процедура перехода на «прямые» договоры и обратно : сохранение случаев возникновения обязанностей УО предоставлять коммунальные услуги; определение даты начала и прекращения предоставления коммунальных услуг РСО, УО, ТСЖ. Судьба решений о прямых расчетах по ч.6.3 и ч.7.1 ст.155 ЖК РФ. Особенности перехода на прямые договоры в МКД с нецентрализованной системой теплоснабжения и (или) ГВС. Последствия ошибок в действиях инициатора, УО, РСО и собственников при проведении процедуры перехода на «прямые» договоры.
    • Финансовые расчёты при прямых договорах. Порядок расчётов за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы при «прямых» договорах. Порядок зачисления денежных средств от собственников в пользу РСО. Прекращение обязательств и расчеты между УО и РСО при переходе на «прямые» договоры. Прекращение обязательств УО перед РСО в зависимости от применяемых способов расчетов (с учетом требований ПП РФ от 28.03.2012 № 253; при внесении платы за коммунальные услуги потребителями в РСО). Порядок формирования задолженности УО в зависимости от способа внесения платы за коммунальные услуги (в т.ч. случаях оформления соглашений о рассрочке погашения задолженности УО перед РСО по прекращенным (расторгнутым) договорам). Особенности расчетов УО с РСО путем уступки права требования.
    • Обсуждение проблемных вопросов участников.

    Отсутствие у РСО данных о собственниках и пользователях помещений в МКД может парализовать работу по взысканию задолженности граждан за коммунальные услуги. С учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2023 г. норм ГПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве». Как решить данную проблему?

    В программе: разъяснение изменений в нормативно-правовом регулировании жилищных отношений; неурегулированные вопросы перехода на «прямые» договоры между РСО и потребителями и обратно; нюансы прекращения обязательств и расчетов между УО и РСО при переходе на «прямые» договоры; проблемы трансформации договоров на ресурсоснабжение , заключенных между УО и РСО, при переходе на «прямые» договоры. А также финансовые расчеты при «прямых» платежах и анализ ошибок в действиях инициатора, УО, РСО и собственников при проведении процедуры перехода

    За это время накоплена практика применения новых правил, появились первые судебные решения, внесены изменения в подзаконные нормативные правовые акты, в том числе утверждена форма типового договора между РСО и потребителями, однако количество вопросов, требующих разъяснения, не становится меньше.

    Что нужно изменить в договоре с Управляющей организацией (УО) при переходе на «прямой» договор с РСО? Кому потребители коммунальных услуг должны передавать показания индивидуальных приборов учета? Кто платит за администрирование платежей за коммунальные услуги? Кто будет отключать должников при наличии задолженности за коммунальные услуги? Какие условия являются существенными для «прямого» договора? Кто отвечает за параметры качества коммунального ресурса, предоставленного в рамках «прямого» договора? Нужно ли перезаключать договоры, заключенные между РСО и потребителями услуг до момента вступления в силу закона? Как осуществить обратный переход с «прямого» договора на обслуживание УО? Разъяснения – на семинаре.

    Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями в 2023 году

    В апреле вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ о праве жильцов многоквартирных домов перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО). За комментариями «Площадь Свободы» обратилась к гарантирующему поставщику электроэнергии, обслуживающему Автозаводский район, села Подстепки и Приморский, – ОАО «Тольяттинской энергосбытовой компании». Беседа состоялась с и.о. заместителя генерального директора ОАО «ТЭК» Еленой Лавренюк.

    — Принятые поправки в Жилищный кодекс открыли для жильцов возможность заключать договор на поставку ресурсов напрямую с РСО. На практике это означает, что жители смогут отказаться от посредничества управляющих компаний и платить за электроэнергию напрямую в нашу компанию. В то же время УК и ТСЖ останутся исполнителями коммунальных услуг. В их ответственности по-прежнему будет обслуживание дома и расчет платы за жилищные услуги, среди которых плата за содержание, общедомовые нужды.

    — Решение о заключении прямого договора должно быть принято на общем собрании собственников. После этого у РСО есть три месяца, чтобы подготовиться к осуществлению расчетов для данного дома напрямую. При этом договор будет заключаться автоматически, без необходимости подписывать его с каждым отдельным собственником.

    Хочу обратить внимание: переход на прямые договоры не является обязательным. Это право, которым жители могут воспользоваться, но к которому их никто не принуждает. Если вас устраивает работа вашей управляющей компании или ТСЖ, вы можете продолжать оплачивать через нее коммунальные ресурсы. В обязательном порядке мы эту меру будем применять к тем домам, где УК накопила перед нами долг в размере оплаты за два и более месяцев. В этом случае мы вправе расторгнуть с управляющей компанией договор в одностороннем порядке и взять к себе жителей на прямые расчеты.

    — Законодательная инициатива о переходе на систему прямых договоров уже несколько лет активно обсуждалась, поэтому принятие поправок в Жилищный кодекс, разумеется, не стало для нас неожиданностью. Более того, у нас уже сейчас на прямых расчетах находятся около 40 многоквартирных домов Автозаводского района, почти столько же домов – на агентских договорах, для которых мы также осуществляем расчеты за электроэнергию. Добавьте к этому почти 1200 лицевых счетов в Приморском и Подстепках. Соответственно, у специалистов компании наработан достаточно большой опыт ведения расчетов с населением.

    Adblock
    detector