Нужен ли путевой лист: Как сотрудники ГИБДД разводят водителей на деньги

Содержание

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать путевой лист?

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2021 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2021 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2021 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2021 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2021 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются «разводить» не грамотных водителей.

Почему сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность?

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

— в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об «установленных случаях«.

Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2021 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянки, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов«, с изменениями на 2021 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

  • «9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях»

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о » коммерческих перевозках » поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Еще почитать --->  Льгота по службе в армии срочникам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

  • «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Тем более что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают, что оформлять путевой лист нужно, когда осуществляются перевозки за деньги — т.е. коммерческие перевозки автотранспортом.

[/articles]

Личный автомобиль используется в служебных целях: оформлять ли путевой лист?

Нужно ли заполнять путевой лист на личный автомобиль в служебных целях ? Компания может использовать машину работника в производственных целях, выплачивая ему денежную компенсацию или арендную плату. Требуется ли для подтверждения использования машины для коммерческой деятельности оформлять путевые листы? Ответ – в статье.

Слово закона

По общему правилу путевые листы требуется оформлять только в том случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель задействует транспорт (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 9, 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

Получается, что если работник не использует личный транспорт для перевозок людей и материальных ценностей, оформлять путевой лист на личный автомобиль в служебных целях не требуется. Правомерность такого вывода подтверждают судьи (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 10.04.2006 № А48-6436/05-8).

Лучше оформить

Не смотря на то, что оформлять путевой лист на машину работника, не занятого в перевозках, не нужно, документ лучше составлять. Путевой лист подтвердит, что личный автомобиль задействован в предпринимательской деятельности и позволит без проблем обосновать затраты на эксплуатацию автомобиля.

Конечно, служебный характер поездки можно подтвердить и другими документами, например, приказами. Но налоговики могут высказать претензии из-за отсутствия путевых листов. В этом случае доказывать свою правоту компании придется в суде. Если у организации (ИП) нет возможности судиться, безопаснее оформлять путевой лист на личный автомобиль в служебных целях .

[/articles]

Правила использования путевых листов в 2021 году

Путевой лист в ПДД

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
.

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

Зачем нужен путевой лист?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.

Когда заполнение путевого листа обязательно?

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

На сколько выдается путевка?

Ежедневное заполнение путевых листов — довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Отметка медика

Отметка технического контролера

Как заполнить путевой лист?

В 2021 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.

Штраф за отсутствие путевого листа

Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, — штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

В моем случае «водитель», это не профессия. Это торговый представитель, у которого в пользовании есть автомобиль организации, но т.к. он разъездной, то проходить ежедневно медика и механика нет возможности. Хочу найти правильную формулу, как для ГИБДД, так и для налоговой (но об этом не здесь).

Если автомобиль используйте человеком только для передвижения (он не перевозит пассажиров и грузы), то можно оформить договор аренды. В этом случае машина будет использоваться как личная, т.е. не потребуются медицинские осмотры и технический контроль.

Доброго времени суток! вопрос такой, грузоперевозки,Автомобиль оформлен на моего отца как на физ лицо, работать на нем буду непосредственно я, у отца и у меня есть ИП, кого конкретно прописывать в реквизитах в оформлении путевого листа? как я понимаю мне необходимо будет оформить между мной и отцом договор аренды ТС ?

Далее, из курсов пройденной программы обучения на специалиста ОБДД,Контролера и Диспетчера (имею дипломы) точно помню слова преподавателя,что диспетчер для самого себя Путевой лист выписать не может!, как быть в данной ситуации. как контролер и как водитель в графах я могу расписаться, а вот в поле для Диспетчера как быть?

Добрый день! Я ИП, перевозка пассажиров легковым такси. Как быть с путевым листом. Я должен его сам себе выписывать? А также медосмотр и техническое состояние автомобиля проставлять? Или как быть в данном случае и на какой период я могу выписывать путевой лист, если все-таки это надо делать? Спасибл

При работе в такси путевой лист является обязательным. Оформить его Вы можете самостоятельно. Предрейсовый технический контроль Вы можете проводить самостоятельно, если у Вас есть соответствующее образование. Медицинский осмотр следует проходить у врача.

Еще почитать --->  Северная надбавка новый уренгой 2021

Добрый день, подскажите, если собственик авто «камаз или другой вид грузового транспорта» физ лицо, везет груз в прицепе, работая на юр. лицо, Груз принадлежит юр. лицу. Водителю выдан путевой лист, пройден мед осмотр, но сотрудки ДПС выписывают штраф за недействительный путевой лист ссылаясь на то что «Отсутствует ТО на прицеп» следовательно мастер не имел право выписать путевой лист. Правомерны ли действия сотрудника ДПС. ТО на тягач имеется вместе с полисом осаго

Добрый день. Грузовая Газель оформлена на физическое лицо. Я водитель (физ. лицо) вписанный в страховку. Переодически перевозим различные грузы принадлежащие владельцу (от склада до магазина). На балансе в организации автомобиль не состоит. В общих чертах: не осуществляются перевозки грузов третьих лиц, перевозим соответственно не на комерческой основе. Необходим ли путевой лист. На посту ДПС при его отсутствии начали говорить, что грозят большие штрафы владельцу как организации, но автомобиль-то принадлежит физ лицу, и мне за его отсутствие(путевого листа). Я так понимаю что по идее штраф всего лишь 500 руб, за отсутствие путевого листа, или действительно возможны большие штрафы.

Здравствуйте, у меня Ип, Лицензия на моё Авто, первый вопрос надо ли мне заполнять путевку полностью выезд заезд километраж И так далее- или достаточно организацию свою указать права лицензию врач механик и время и все?, если у меня нет печати на своё Ип могу я не ставить печать?и как ездить по своим делам на своём Авто с лицензией и изменённым цветом?

Здравстуйте, подскажите, пожалуйста. В организации на ОСН (не транспортная) сотрудники используют личные автомобили(для них определен разъездной характер работы). Организация выдает топливо сотрудникам. Путевые листы оформляются. Нужны ли отметки о техосмотре и медосмотре водителей для того, чтобы расходы приняли налоговики?

По поводу оформления путевого листа рекомендую изучить следующую статью. Часть документа Вы можете заполнить самостоятельно, для некоторых граф придется привлечь наемного работника (для медосмотра и технического контроля).

Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.

Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.

Читаем Устав автотранспорта и 152-й приказ. Путевой лист выписывается в случаях перевозки пассажиров и грузов. Если, допустим, машина катается по территории между боксами для прохождения ТО, ремонта, или ещё по какой-то причине, но не занимается перевозками, то путевой лист не нужен. А предрейсовый, предсменный контроль (приказ 296) проводится перед началом рейса, смены. Т.е., осмотр будет обязательным, т.к. водитель вышел на смену с автомобилем. Но дальше идут несостыковки. Даже когда есть случай, что путевой лист не нужен, то приказ 296 заставляет эту путёвку выписать: «12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям. в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден»; 14. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается». Как видите, отметка ставится в путевом листе, и выпуск транспорта без неё невозможен.

Но факт проведения контроля фиксируется согласно п.15. «Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. » Получается, что при проверке, когда будет выявлен факт отсутствия путевого листа, вас могут наказать только по статье 12.3 ч.2 за сам факт отсутствия в случаях, предусмотренных законодательством. А наказать по 12.31.1 за непроведение предсменного, предрейсового контроля не могут, т.к. он проведён, и отметка есть в журнале.

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.

Здравствуйте. Я зарегистрирован как ИП ( такси), по УСН 6%, работаю сам на себя, без дополнительных работников. Слышал что я не должен проходить для путевого листа предрейсовый тех осмотр, так как фактически вам являюсь механиком в своем ип. Так ли это?

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.ст. 11 — 29) Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

Добрый день . Грузовой автомобиль зарегистрирован на меня , часто вожу грузы организации в которой так же работаю водителем ( официально устроен водителем ) за что фирма мне перечесляет доп зарплату за использование моего транспорта . Организация ООО так выписала мне договор аренды транспортного средства без экипажа с физическим лицом . Вопрос , нужно ли мне иметь при себе путевой лист ? Я ведь не являюсь ИП.

Добрый день, в ООО имеется легковой авто в лизинге, используется для представительских нужд, какие документы требуются для передвижения, если за рулем Генеральный директор? СОР, страховка — это понятно, а вот путевой лист, доверенности, приказы и т.п. с этим не ясно .

Анатолий-104, Пути господни неисповедимы. На 146% вангую, что для товарищей, набранных по объявлению, это будет перевозкой пассажиров. Они дальше, чем пару статей из ПДД, не заморачиваются. Попробуй только заикнись, что существуют ещё и какие-то уставы автотранспорта, ГК РФ, и какой-то закон о безопасности дорожного движения — прямая дорога обжалований по судам.

Можно оформить договор аренды автомобиля между ооо и генеральным директором. В этом случае для управления будут нужны только свидетельство о регистрации, полис ОСАГО и договор аренды. Директор при этом будет эксплуатировать машину как физическое лицо.

[/articles]

Нужен ли путевой лист при использовании личного авто?

Вот Ваш случай Организация выплачивает работнику компенсацию за использование и износ личного автомобиля в рамках трудовых правоотношений в этом случае размер компенсации самостоятельно определяется договаривающимися сторонами (ст. 421 ГК РФ). Однако зачастую работодатель предлагает регламентированный Правительством РФ размер компенсации, который равен 1200 руб. в месяц для автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см и 1500 руб. в месяц для автомобилей с объемом двигателя более 2000 куб. см вне зависимости от степени износа автомобиля — пробега, расхода ГСМ, ремонта и т.п. (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92). Это объясняется тем, что компенсацию в таком размере работодатель может учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль организации.

Еще почитать --->  Рекомендации для сотрудников цзн по досрочной пенсии безработным при сокращении в 2021 году?

Для получения компенсации работники должны вести учет служебных поездок в путевых листах. Есть позиция что необходимо, а есть что нет! Есть позиция что, для подтверждения расходов на компенсацию налогоплательщику необходимо представить и путевые листы.

В каких случаях Можно ли признать в целях налога на прибыль расходы на выплату компенсации сотрудникам, использующим личные автомобили для служебных целей, если путевой лист отсутствует (п. 1 ст. 252, пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) Если путевого листа нет нельзя в соответствии с Письмо Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6 «О компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок»Финансовое ведомство разъясняет, что для получения компенсации работник представляет в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведет учет служебных поездок в путевых листах.

Есть пример судебного решения, в котором указывается, что основанием для компенсационных выплат являются, в частности, путевые листы с отметками о служебных поездках. А есть примеры для выплаты компенсации и признания ее в качестве расходов необязательно составление путевых листов. Для того чтобы не было спорных момент лучше б чтобы путевые листы были они были, и не доводить до суда!

Если работник отправляется в командировку он должен указать все расходы в авансовом отчете. К нему надо приложить документы, подтверждающие эти расходы (п. 26 Положения о командировках), а именно Расходы на проезд подтверждаются:

если на служебном или личном автомобиле — путевым листом (например, по форме N 3), чеками, квитанциями на покупку ГСМ, служебной запиской с указанием даты выезда и возвращения из командировки. В случае когда работник ездил в командировку на личном автомобиле, дополнительно надо приложить копию ПТС или свидетельства о регистрации транспортного средства, подтверждающих, что автомобиль принадлежит работнику (п. 7 Положения о командировках, Письмо Минфина от 20.04.2021 N 03-03-06/22368).

[/articles]

Личный автомобиль в служебных целях. Нюансы учета

Работа некоторых сотрудников автономных учреждений связана со служебными поездками. Статьей 188 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя компенсировать работнику затраты, понесенные последним при использовании личного имущества, в том числе автомобиля. В каком размере следует выплатить данную компенсацию? Как отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в статье.

Как было сказано выше, Трудовой кодекс налагает на работодателя обязанность компенсировать расходы, понесенные работником. Статьей 188 ТК РФ предусмотрено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. На практике всегда возникает вопрос, как оформить данную выплату и из чего следует исходить, чтобы определить сумму компенсации.

Порядок и условия выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях установлены п. 2 Приказа Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» (далее – Приказ Минфина РФ № 16н). В нем указано, что данная денежная выплата работникам в учреждениях и организациях, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, производится в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными п. 16,8 и 9 Письма Минфина РФ от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок» (далее – Письмо Минфина РФ № 57). Согласно п. 4 письма для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию учреждения копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Об иных документах в данном письме не говорится. Однако поскольку нормы ст. 188 ТК РФ предусматривают компенсацию за использование принадлежащего работнику имущества, считаем необходимым представлять документы, подтверждающие право собственности на автомобиль. Аналогичное мнение было высказано Минфином в Письме от 18.03.2021 № 03‑03‑06/1/150.

1) в размерах компенсации, установленных законодательством согласно ст. 188 ТК РФ, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов;

Согласно позиции, изложенной УФНС по г. Москве в письмах от 04.03.2021 № 16‑15/020447@, от 22.02.2007 № 20‑12/016776, от 20.09.2005 № 20‑12/66690, сотруднику следует вести учет служебных поездок в путевых листах, которые являются подтверждением фактического использования автомобиля в служебных целях и обоснованности расходов сотрудника. Путевые листы должны составляться по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, и ежемесячно представляться в бухгалтерию организации. Такого мнения придерживаются и чиновники финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 № 14‑05‑07/6).

Типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78по согласованию с Минфином, Минэкономики, Минтрансом, входит в состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 173н [1] типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля» подлежит применению всеми государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно ОК 011‑93. Общероссийской классификатор управленческой документации (ОКУД) данной форме присвоен номер 0345001.

Однако анализируя постановления арбитражных судов, отметим, что данное требование, выдвигаемое Минфином и ФНС, необоснованно. Согласно Указаниям по применению и заполнению формы 3 «Путевой лист легкового автомобиля», приведенным в вышеназванном постановлении Госкомстата, она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не состоящему в должности водителя данной организации, последняя не обязана, поскольку путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего им автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях (постановления ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008‑С5–14,ФАС ЦО от 25.05.2009 № А62-5333/2008).

По правилам ст. 188 ТК РФ размер выплаты компенсации утверждается по соглашению сторон между работником и учреждением. Из этого следует, что трудовым законодательством нормы не устанавливаются. Однако если выплата в автономном учреждении осуществляется за счет субсидий, выделяемых из бюджета, не следует забывать о положениях Приказа Минфина РФ № 16н.Пунктом 1 данного приказа предусмотрены следующие нормы:

Автономные учреждения наряду с выполнением государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет субсидий, выделяемых из бюджетов РФ, могут заниматься деятельностью, приносящей доход, облагаемой налогом на прибыль. Это дает им право в части расходов, связанных с такой деятельностью, воспользоваться Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». В нем установлены нормы выплаты компенсации для организаций, в пределах которых данные расходы включаются в состав расходов по налогу на прибыль (1 200 руб. – для авто с объемом двигателя до 2 л и 1 500 руб. – для авто с объемом двигателя свыше 2 л).

Однако Минфин в одном из своих разъяснений, приведенных в Письме от 15.10.2008 № 03‑03‑07/24, указал, что нормирование расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов применяется не при выплате такой компенсации работнику, а только в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации-работодателя. Таким образом, автономное учреждение за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, может платить и больше, но суммы превышения над вышеприведенными нормами в этом случае учесть при расчете налога на прибыль будет невозможно.

В качестве справочного материала приведем Нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 414. В указанном акте законодатель приводит нормы для включения данных выплат в себестоимость продукции (работ, услуг).

[/articles][/combine]

Adblock
detector