Наблюдательный совет по крупной сделки в 2022

В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона такой сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.

В решении о согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Положения абзаца третьего настоящего пункта не применяются к сделкам акционерных обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента Российской Федерации об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также акционерных обществ, 50 и более процентов акций которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этим обществом («золотая акция»).

4. Принятие решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не может быть отнесено уставом общества к компетенции иных органов общества.

2. Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Решение об одобрении крупной сделки: образец и правила подготовки

Заказчики по 223-ФЗ могут требовать Решение от индивидуальных предпринимателей. Есть риск, что вашу заявку отклонят, если проигнорируйте этот пункт документации. Заявку не отклонят, если вместо Решения приложить письмо о том, что вам как ИП не требуется одобрение сделок. Письмо можно написать в свободной форме.

Например, на момент подачи заявки на участие в закупке у поставщика в личном кабинете площадки было Решение на сумму 50 млн рублей. Он выиграл аукцион с ценой контракта в 65 млн рублей. Госзаказчик рассмотрел вторые части заявок и отклонил заявку победителя аукциона, так как одобренная сумма в Решении оказалась меньше суммы договора.

Крупной считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или передачей во временное пользование имущества, если стоимость его составляет не меньше 25 % от балансовой стоимости активов компании. Стоимость активов можно определить по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Если единственный участник общества является его руководителем, то в обычной деятельности ему не нужно одобрять сделки. Но на практике для регистрации в ЕИС Решение нужно, и госзаказчики требуют его у участников. Поэтому рекомендуем оформить документ и прикреплять его ко всем заявкам, даже если в обычной деятельности одобрение вам не требуется. Это быстрее и эффективнее, чем доказывать свою правоту в ФАС, когда заказчик отклонит вашу заявку.

Решение об одобрении крупной сделки (далее – Решение) нужно, чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). Юрлица всегда должны прикладывать его к заявке на регистрацию и в специальном поле указывать максимально возможный размер сделки, который они одобряют. Без указания этой информации нельзя зарегистрироваться в ЕИС. Исключение составляют только ИП, которые не должны одобрять сделки самим себе.

Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2022 Год

С начала 2022 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

  • установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
  • если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
  • определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
  • изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
  • уточняют непричастность сделки к обычным.

В российском законодательстве содержатся нормы, которые регулируют подобные сделки. Ведь при отчуждении значительной доли активов могут возникнуть убытки или даже несостоятельность организации. В чем же суть крупных сделок? Какое определение дано в законодательстве?

Для целей Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Помимо извещений ст. 82 ФЗ № 208 предусматривает необходимость заинтересованных лиц со стороны АО уведомлять общество о планируемых и уже заключенных сделках в течение 2 месяцев с того момента, как таким лицам стало известно о наличии фактора заинтересованности.

Как уже упоминалось, согласия на совершение рассматриваемого вида сделок не требуется, однако есть исключение. Оно необходимо, если этого требует исполнительный орган АО. Для получения согласия созывается общее собрание (или собрание совета директоров) и принимается соответствующее решение об одобрении сделки.

Если вместе с основным договором заключаются взаимосвязанные сделки (заключены в один временной период, с одинаковой целью, с одним и тем же контрагентом), стоимость имущества, переданного по ним, также суммируется со стоимостью имущества по основной сделке.

Сделка с заинтересованностью АО одновременно может обладать характеристиками крупной. Рассматриваемый вид сделок может заключаться без предварительного согласования, однако перед этим АО должно известить о ней членов совета директоров, исполнительный орган АО, а в некоторых случаях и акционеров. В извещении указываются все характеристики сделки, в том числе контрагент и существенные условия. Оно направляется за 15 дней или ранее до даты заключения договора.

  • соглашения, которые заключаются АО с единственным акционером, одновременно выполняющим функции единоличного исполнительного органа;
  • соглашения, которые связаны с размещением акций АО (или оказанием услуг по их размещению);
  • процессы, проходящие при реорганизации, слиянии, присоединении АО;
  • сделки, заключаемые по ценам, определяемым государственными органами, и обязательные для заключения;
  • сделки, результатом которых является покупка акций на условиях, предусмотренных обязательным предложением;
  • сделки, заключенные на условиях предварительного договора, по которому ранее получено согласие на его заключение.

На практике имели место злоупотребления, когда имущество с мизерной балансовой стоимостью (либо нулевой – в отношении полностью самортизированного имущества) отчуждалось компанией без получения соответствующего одобрения. При этом сам по себе актив, имея низкую балансовую стоимость, по сути, является дорогостоящим на рынке активом.

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • единоличного исполнительного органа;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества;
  • лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Для одобрения крупной сделки в ООО необходимо организовать и получить одобрения от общего собрания участников (либо единственного участника), а если в обществе образован совет директоров и к его компетенции по уставу отнесены вопросы одобрения крупных сделок, то требуется решение указанного органа управления.

Так, крупной считается сделка, предусматривающая обязанность компании передать имущество во временное владение и (или) пользование, если балансовая стоимость такого имущества составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату (п.1 ст.78 Закона №208-ФЗ, п.1 ст.46 Закона №14-ФЗ).

Проект федерального закона (№551219-7) о внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах сограниченной ответственностью», был разработан и предложен Правительством РФ во исполнение так называемой «дорожной карты» по совершенствованию корпоративного управления и плана по трансформации делового климата.

РЕШЕНИЕ ОБ ОДОБРЕНИИ ИЛИ О СОВЕРШЕНИИ КРУПНОЙ СДЕЛКИ ПО 44-ФЗ

В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.

«на основании ч.6.1 ст.66 Закона 44-ФЗ (В составе заявке №41 участника ООО «Клинхаус» приложено Решение о крупной сделке от 15.01.2015 без указания срока действия такого Решения. Согласно п.3 ст.46 ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие. Решение о крупной сделке от 15.01.2015 признается недействующим и недостоверным ввиду истечения срока его действия.)».

Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное (пункт 4 статьи 78 Закона об акционерных обществах, пункт 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Бремя доказывания совершения оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности лежит на истце.

В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

При этом ФАС России обращает внимание, что в случае предоставления решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, отказ в допуске такому участнику на основании несоответствия решения, размещенного в реестре участников в ЕИС, решению об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, неправомерен.

Компания «СпецУниверсал» прикрепила к заявке на электронный аукцион №0364100001818000027 протокол общего собрания об одобрении крупной сделки. Он был принят три года назад от момента рассмотрения заявок и в нем не было информации о сроке действия. Заказчик отклонил заявку с основанием, что участник не приложил актуальный документ. Компания обратилась в ФАС, считая протокол действительным. Антимонопольная служба встала на сторону госзаказчика – решила, что срок действия протокола истек, и госзаказчик отклонил заявку правомерно. Верховный суд согласился с ФАС (N 310-ЭС19-1603 от 25.03.2022).

Крупной считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или передачей во временное пользование имущества, если стоимость его составляет не меньше 25 % от балансовой стоимости активов компании. Стоимость активов можно определить по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Например, на момент подачи заявки на участие в закупке у поставщика в личном кабинете площадки было Решение на сумму 50 млн рублей. Он выиграл аукцион с ценой контракта в 65 млн рублей. Госзаказчик рассмотрел вторые части заявок и отклонил заявку победителя аукциона, так как одобренная сумма в Решении оказалась меньше суммы договора.

Если единственный участник общества является его руководителем, то в обычной деятельности ему не нужно одобрять сделки. Но на практике для регистрации в ЕИС Решение нужно, и госзаказчики требуют его у участников. Поэтому рекомендуем оформить документ и прикреплять его ко всем заявкам, даже если в обычной деятельности одобрение вам не требуется. Это быстрее и эффективнее, чем доказывать свою правоту в ФАС, когда заказчик отклонит вашу заявку.

Участника ООО «Феникс» отклонили в электронном аукционе №0162300005320000058. Одним из оснований было то, что Протокол об одобрении сделки не был заверен у нотариуса. Компания«Феникс» в жалобе привело доводы о том, что в протоколе был выбран иной способ подтверждения принятия решения – подписание документа всеми участниками, что соответствует требованиям п 3 ст 67.1 ГК РФ. Антимонопольная служба решила, что госзаказчик правомерно отклонил заявку и объяснила свое решение тем, что документ, в котором участники общества выбирают иной способ подтверждения, также должен быть нотариально заверен.

По первому вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич с предложением избрать Председателем Собрания Идеалова Антона Сергеевича, Секретарем Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Возложить обязанности по подсчету голосов на Секретаря Собрания — Идеалову Галину Владимировну.

Еще почитать --->  Северная Надбавка В Улан Уде

Потенциальный поставщик не вправе принимать участие в электронных закупочных процедурах без регистрации в ЕИС и автоматической аккредитации на электронных площадках после регистрации. Среди документов, которые для этого нужны, числится решение об одобрении или о совершении крупной сделки по 44-ФЗ для ООО как для состоящего из единственного участника, так и с несколькими учредителями.

  • гражданин Российской Федерации — Идеалов Антон Сергеевич, имеющий паспорт 0102 345634, выданный отделом УФМС России по Идеальному р-ну в гор. Идеальный, зарегистрированный по адресу: г. Идеальный, ул. Идеалидзе. д. 13, кв. 65;
  • гражданка Российской Федерации — Идеалова Галина Владимировна, имеющая паспорт 1232 765463, выданный отделом УФМС России по Идеальному р-ну в гор. Идеальный, зарегистрированная по адресу: г. Идеальный, ул. Идеалидзе, д. 15, кв. 66.

Докладчик предложил одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал» на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая.

Чтобы избежать отклонения заявки и споров в ФАС, потенциальным поставщикам рекомендуется предоставлять решение об одобрении крупной сделки не только в составе регистрационных документов, но и в документации, являющейся неотъемлемым приложением к заявке на участие в госзакупке.

Крупные сделки в АО и ООО: коротко о главном

  1. Планируется отчуждение или в результате сделки есть вероятность отчуждения имущества в будущем. В этом случае стоимость имущества определяется либо по балансовой стоимости имущества, либо по цене отчуждения. Выбор нужно сделать в пользу большей из этих величин.
  2. Компания приобретает имущество. Тогда стоимость определяется по цене приобретения имущества.
  3. Компания планирует принимать или передавать имущество во временное владение или пользование: например, сдавать в аренду помещения или арендовать их, передавать права на объекты интеллектуальной собственности по лицензионному договору. В такой ситуации стоимость имущества определяется по его балансовой стоимости (п. 2 ст. 46 Закона об ООО, п. 1.1 ст. 78 Закона об АО, подп. 1 п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 27).

К сделкам, которые выходят за пределы обычной хозяйственной деятельности, относятся, например, продажа и передача в аренду основного производственного актива компании, а также договоры, которые повлекут для компании существенное изменение региона деятельности или рынков сбыта (подп. 2 п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 27).

Договоры, предусматривающие обязанность производить периодические платежи, считаются крупными сделками по стоимостному критерию, если компания должна заплатить за период действия договора сумму, которая превышает 25% балансовой стоимости активов компании. Если договор заключен на неопределенный срок, нужно посчитать сумму за один год, а в случае если размер платежа варьируется на протяжении действия такого договора, учитывается наибольшая сумма платежей за один год. К таким договорам могут относиться, например: аренда, оказание услуг, хранение, агентирование, доверительнее управление, страхование, коммерческая концессия, лицензионный договор (п. 13 постановления Пленума ВС РФ № 27).

Второй критерий — стоимость. Нужно сопоставить балансовую стоимость или цену имущества, которую компания отчуждает или передает во временное владение или пользование, по всем сделкам с балансовой стоимостью активов на последнюю отчетную дату. Когда речь идет о серии сделок, отчетная дата определяется по дате бухгалтерского баланса, которая предшествовала заключению первой из сделок (п. 14 постановления Пленума ВС РФ № 27).

В акционерных обществах, если предметом крупной сделки являются права на объекты интеллектуальной собственности, их стоимость должен определить совет директоров (наблюдательный совет) компании (абз. 1 п. 2 ст. 78 Закона об АО). В Законе об ООО такого требования нет.

4. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

10. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

2. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя автономного учреждения, члена наблюдательного совета автономного учреждения или руководителя автономного учреждения.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Порядок совершения крупной сделки

  • автономным учреждением только с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ);
  • бюджетным учреждением с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Например, согласно Порядку предварительного согласования крупных сделок с участием муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному Постановлением Администрации г. Симферополя от 14.06.2022 N 1284, для получения предварительного одобрения совершения крупной сделки учреждение должно представить в наблюдательный совет следующие документы, оформленные надлежащим образом:

  1. заявление о предварительном согласовании совершения крупной сделки. В заявлении указываются:
  • предмет сделки;
  • предварительная цена сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
  • информация о сторонах сделки (при наличии);
  • сроки исполнения обязательств по сделке;
  • информация об источниках финансирования сделки;
  • информация о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
  • информация об обосновании целесообразности совершения сделки;
  • информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
  • иные существенные условия сделки, установленные законодательством РФ;
  1. проект договора (контракта), содержащего все условия предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;
  2. копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
  3. информацию об определении цены сделки (в случае намерения учреждения заключить сделку с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем));
  4. подготовленный в соответствии с действующим законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, осуществленную не ранее чем за три месяца до представления отчета;
  5. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности перед бюджетами бюджетной системы РФ (в том числе государственными внебюджетными фондами) и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
  6. баланс учреждения на последнюю отчетную дату;
  7. опись направляемых документов.

Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).

  • проекта сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
  • проекта конкурсной (аукционной) документации на размещение заказа (в случае намерения совершения крупной сделки учреждением в качестве заказчика) с приложением проекта решения о создании комиссии по размещению заказа;
  • обосновывающих материалов по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • расчета цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования;
  • проектной документации (на электронном носителе) с приложением копии заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы (заверенной в установленном порядке) по проектной документации (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • ведомости объемов и стоимости работ (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства).
Еще почитать --->  Реновация в зюзино новости 2022

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

е) справка, содержащая сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименования кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности (с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса задолженности (текущая или просроченная);

2. Для принятия Правительством Российской Федерации решения об одобрении сделки Академия представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на бумажном и электронном носителях следующие документы: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1168)

в) проект акта приема-передачи особо ценного движимого имущества (по форме N ОС-1, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»), являющегося предметом сделки, с указанием наименования передаваемого объекта основных средств, его инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, остаточной стоимости и сумм начисленной амортизации;

ж) отчет об оценке рыночной стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности по итогам оценки, проведенной не ранее чем за 3 месяца до представления отчета.

Правила согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» собственником или приобретенным указанным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

  • Если сделка совершается в рамках стандартной хозяйственной деятельности. Например, если общество покупает оборудование необходимое для производственного процесса или берет в банке кредиты на покрытие текущих нужд. Факт обычности сделки каждый раз устанавливается индивидуально.
  • В случаях, при которых доля уставного капитала переходит самому обществу.
  • Если права на имущество общество получает в результате реорганизации.
  • При условии, что сделка относится к публичным договорам, которые заключаются по стандартной, оформленной законодательно схеме.
  • В случаях, когда рассматриваемую сделку общество обязано заключить по закону. И соответственно цены на нее изначально установлены законодательством..
  • Когда сделка заключается на основании предварительного договора, оформленного надлежащим образом.

Основная часть крупных сделок, проводимых ООО, не может быть осуществлена без предварительного их одобрения. Принятие решения в данном случае остается за общим собранием собственников. Правила эти закреплены в ст.46 ФЗ № 14. Вопрос должен быть вынесен на голосование. Если проект будет одобрен простым большинством от общего числа голосов, то его можно считать принятым (ст. 37 ФЗ № 14).

Порядок ее составления должен знать каждый главный бухгалтер. Документ в обязательном порядке заверяется подписями руководителя ООО и главбуха. После получения справку, как правило, предоставляют в Росреестр, чтобы зафиксировать факт передачи имущества и прав на него.

Федеральным Законом № 14 устанавливается ряд ситуаций, при которых общество может не доказывать крупность совершаемой сделки. Происходит это по причине отсутствия необходимости заручаться согласием совета директоров или всего собрания акционеров. Такой порядок предусмотрен при следующих ситуациях:

Если Уставом общества предусмотрен Совет директоров (наблюдательный совет), то одобрение может являться его задачей (это тоже должно быть зафиксировано Уставом). Однако это правило распространяется лишь на сделки, при которых стоимость приобретаемого либо отчуждаемого имущества составляет от 25 до 50 % от общей стоимости имущества ООО. Если эта сумма выше, то одобрение сделки – прерогатива только общего собрания участников.

  • обращение руководства предприятия, чтобы было осуществлено предварительное согласование (указывая стоимость, сроки, предмет соглашения, стороны, аргументы для одобрения) с описью вложений;
  • копию отчетов по бюджету за год, что заверена главбухом;
  • проект договора с обозначением условий сделки;
  • отчет с оценкой рыночной стоимости объекта (за 3 месяца до того, как сделка будет совершена);
  • указания каждой задолженности, должника и кредитора.

С уверенностью можно сказать, что на практике взаимозависимые лица захотят распространить действие данных поправок ретроспективно, дабы уйти от контроля налогового органа, воспользовавшись преимуществами новых норм при отчёте за предыдущие налоговые периоды.

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

Согласно письму ФНС от 30.07.2022 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2022, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Для одобрения крупной сделки для ООО и(или) АО требуется получить одобрение учредителей или акционеров. Например, при реализации имущества, цена которого превышает на 25 % БСА. Важность корректного расчета заключается в том, что при ее неверном расчете сделка признается недействительной.

Юридический комментарий

  1. ст. 47 Закона уточняет порядок оформления протокола общего собрания общества.
    Протокол подписывается (с визированием каждой страницы, включая решения, прилагаемые к протоколу) председателем общего собрания участников хозяйственного общества, секретарем (при его наличии), а также не менее чем двумя членами счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лицами, принявшими участие в этом собрании. Протокол помимо указанных лиц по решению общего собрания участников хозяйственного общества может подписываться и иными лицами. К протоколу прилагается список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом. Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, должен содержать подписи этих лиц.
  2. в ст. 56 Закона расширен перечень аффилированных лиц хозяйственного общества.
    К ним, в частности, теперь относятся супруги детей и внуков физического лица, родные братья и сестры супругов.
    Физические лица должны быть совершеннолетними.
    Также к аффилированным лицам хозяйственного общества будут относиться:
    юридические и физические лица, в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской или коммунальной собственности;
    представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доли в уставных фондах (акции) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам.
    К аффилированным лицам хозяйственного общества не относятся Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.
  3. к сделкам, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, причислены сделки с юридическим лицом, являющимся стороной сделки или выступающим в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом, если аффилированное лицо — собственник имущества данного юридического лица (ст. 57 Закона).
    В уставе могут быть указаны другие случаи, отнесения сделок к сделкам с заинтересованностью.
  4. ст. 57 Закона предоставляет возможность закрепить в уставе или решении общего собрания участников общества, что в целях отнесения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, к компетенции совета директоров стоимость имущества, являющегося предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, должна сопоставляться со стоимостью активов хозяйственного общества, определенной на основании независимой оценки на первое число месяца, в котором совершается сделка, а не на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
  5. в случае, когда все участники хозяйственного общества являются аффилированными лицами, заинтересованными в совершении сделки, решение общего собрания участников хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета)) о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, не требуется.
  6. часть седьмая ст. 57 Закона обязывает хозяйственное общество раскрывать информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, для всеобщего сведения посредством опубликования в печатных средствах массовой информации и (или) размещения на интернет-сайте в возможно короткий срок. Раскрытию подлежит информация о сторонах сделки, ее предмете, критериях заинтересованности лиц, указанных в абзацах втором, третьем и четвертом части седьмой ст. 57 Закона, и иная информация, предусмотренная уставом хозяйственного общества, за исключением случаев, когда ее распространение и (или) предоставление ограничено законодательством.
  7. наиболее проблемные вопросы связаны с определением на практике взаимосвязанных сделок, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц общества.
    Согласно ст. 57 Закона взаимосвязанными признаются:
    сделка и иная сделка, направленная на обеспечение исполнения обязательств по первой сделке;
    сделки, совершение которых прямо предусмотрено ранее совершенной сделкой (предварительный и основной договоры);
    сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц за определенный уставом период;
    несколько сделок с имуществом, которое может использоваться как единое целое по общему назначению (единый имущественный комплекс, сложные вещи и др.);
    иные сделки, признаваемые уставом или решением общего собрания участников хозяйственного общества взаимосвязанными.
    В связи с этим, сделки, которые подпадают под критерии взаимосвязанных, должны быть согласованы в установленном ст. 57 Закона порядке (например, кредитный договор и договор залога).
  8. согласно новой редакции ст. 57 Закона об обществах решение общего собрания участников хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета)) о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, не требуется, в случае если сделка одновременно отвечает следующим условиям:
    сделка совершается хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности;
    условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, совершаемых хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности.
    Совершаемыми хозяйственным обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности признаются сделки, неоднократно заключаемые хозяйственным обществом, в частности сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, выполнения работ (оказания услуг).
    При рассмотрении сделок, совершаемых в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности, следует не забывать о существующей, на наш взгляд, проблеме, связанной с необходимостью принятия решений по сделкам хозяйственного общества, в которых имеется заинтересованность его аффилированных лиц, с однородными обязательствами, совершенным с участием одних и тех же лиц за определенный уставом период времени. Так, на совершение двух и более сделок, формально отвечающих критериям, указанным во втором и третьем абзацах части пятой ст. 57 Закона, может требоваться решение в силу абзаца четвертого части четвертой ст. 57 Закона.
  9. в ст. 58 Закона понижен предел стоимости имущества, являющегося предметом сделки, при котором сделка будет являться крупной, а также указан примерный открытый перечень сделок.
    Крупной сделкой хозяйственного общества является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов).
    Уставом хозяйственного общества могут быть определены и иные сделки, на принятие решения о совершении которых распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки.
    Учитывая то, что в новой редакции Закона понятие взаимосвязанной сделки раскрывается в ст. 57 Закона, указанные критерии взаимосвязанности по аналогии будут применяться и к крупным сделкам.
  10. с балансовой стоимостью активов (стоимостью активов) сопоставляется в случае приобретения имущества хозяйственного общества, являющегося предметом крупной сделки, сумма сделки, а в случае отчуждения или возможности отчуждения имущества, являющегося предметом крупной сделки:
    стоимость такого имущества, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (книги учета доходов и расходов), если указанная стоимость равна или выше суммы сделки;
    сумма сделки, если стоимость имущества, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (книги учета доходов и расходов), ниже суммы сделки.
  11. уставом или решением общего собрания участников общества может быть определено, что в целях отнесения сделки к крупным сделкам стоимость активов хозяйственного общества должна определяться на основании независимой оценки на первое число месяца, в котором совершается сделка. В этом случае со стоимостью активов, определенной на основании независимой оценки, должна сопоставляться сумма сделки.
  12. в ст. 58 Закона уточнено, что должно содержаться в решении о совершении крупной сделки. При этом, данное уточнение не должно повлиять на изменение ранее практиковавшихся подходов при рассмотрении кредитных заявок в банке.
  13. внесение изменений в условия крупной сделки осуществляется по решению органа управления хозяйственного общества, принявшего решение о совершении крупной сделки. Общее собрание участников хозяйственного общества одновременно с принятием решения о совершении крупной сделки может принять решение о передаче полномочий по внесению изменений в ее условия, за исключением изменения иных лиц, являющихся ее сторонами, и предмета сделки, совету директоров (наблюдательному совету) хозяйственного общества. В этом случае решение о внесении изменений в условия крупной сделки принимается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в порядке, предусмотренном частью пятой ст. 58 Закона.
  14. положения ст. 58 Закона не распространяются на сделки, совершаемые хозяйственным обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности, за исключением случая, предусмотренного частью девятой ст. 58 Закона.
    В случае, если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, решение о такой сделке принимается в порядке, установленном частями второй — шестой статьи 57 Закона, за исключением случая, когда в совершении такой сделки заинтересованы все участники хозяйственного общества. Если в совершении крупной сделки в соответствии с частью первой статьи 57 Закона заинтересованы все участники хозяйственного общества, решение о совершении такой сделки принимается в порядке, установленном ст. 58 Закона.
    Таким образом, при отнесении крупных сделок к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, на наш взгляд, следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в п. 8 настоящего обзора.
Еще почитать --->  Новый Закон Для Получения Гражданства Рф 2022 Для Таджике

Как в 2022 году провести годовое собрание в АО и ООО

Вышеуказанными нормами Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен запрет на проведение общего собрания акционеров АО и общего собрания участников ООО по вопросам:

  • избрания совета директоров (наблюдательного совета) АО, ревизионной комиссии АО, утверждении аудитора АО;
  • утверждения годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО; »
  • утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ООО.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

В августе заключили контракт, сумма которого превышает допустимый предел для заключения без согласования с учредителем. И спустя месяц после заключения контракта, юрист объявляет мне о моем проступке, который заключается в том, что я заключила контракт без согласования с учредителем. Я недавно работаю в бюджетном учреждении, хотя опыт работы с закупками около 3 лет (со стороны заказчика), но никогда ранее я не сталкивалась с ограничением по сумме сделки со стороны заказчика. Считаю, что моей вины в данном случае нет. Отслеживать крупность сделки не входит в полномочия и обязанности контрактного управляющего. Помогите разобраться с этим вопросом.

До 2022 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

  • технико-экономическое обоснование;
  • проект договора об осуществлении крупной сделки;
  • мотивированное обоснование контрагента, выбранного на основании проведенного анализа рынка;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества (не старше 3 месяцев с момента утверждения отчета).

Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».

В отношении автономных учреждений Минобрнауки России сообщает, что Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 , а также Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) установлено, что учредитель федерального автономного учреждения принимает решения по согласованию сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, сделок с имуществом федерального автономного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, а также внесением имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц.

При этом предварительному согласованию с учредителем подлежит сумма вознаграждения за предоставление банковских гарантий (без учёта суммы самих банковских гарантий) в случае ее превышения 10 процентов балансовой стоимости активов, уплачиваемой бюджетным учреждением гаранту по договору банковской гарантии,

В этой связи заключение бюджетным учреждением договора (контракта) по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на поставку этим учреждением товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и, соответственно, не может являться крупной сделкой.

В соответствии с указанным пунктом Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

При этом в случае если документацией о закупке предусмотрена денежная сумма, перечисляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или обеспечения исполнения контракта, превышающая 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, то ее перечисление требует согласования с Минобрнауки России как сделки по распоряжению денежными средствами, которая в указанном случае будет являться крупной сделкой.

О конкуренции компетенций органов управления общества при принятии решений о совершении экстраординарных сделок

Однако процедура получения согласия (одобрения) на совершение таких сделок в ситуации, когда принятие решений входит в компетенцию одновременно и совета директоров, и общего собрания акционеров определена только в ограниченном перечне случаев. Например, для крупных сделок с конфликтом интересов (п. 5 ст. 79 Закона об акционерных обществах).

В ситуации, когда сделка отвечает критериям, по которым законом и/или уставом общества предусмотрено ее согласование и советом директоров, и общим собранием акционеров, необходимо и достаточно согласия (одобрения) только высшего органа управления обществаобщего собрания акционеров.

На практике иногда имеет место совпадение компетенций. Например, принятие решения о прекращении участия в другом обществе относится к компетенции совета директоров (пп. 17.1 п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах). Но если сделка по отчуждению доли является одновременно сделкой с заинтересованностью и превышает пороговое значение 10% стоимости активов – решение о ее совершении принимает общее собрание акционеров (п. 4 ст. 79, п. 4 ст. 83 Закона об акционерных обществах).

Ситуации, когда такое правило не действует, специально оговорены в законе. Например, в случае недостижения единогласия совета директоров общества об одобрении крупной сделки такой вопрос по решению совета директоров может быть вынесен на решение общего собрания акционеров (п. 2 ст. 79 Закона об акционерных обществах).

Еще чаще с подобными ситуациями сталкиваются компании, в которых уставом общества значительно расширен круг сделок, требующих рассмотрения советом директоров в соответствии с рекомендациями Банка России [2] (так наз. сделки с «уставной экстраординарностью» [3]).

Как в 2022 году провести годовое собрание в АО и ООО

Вышеуказанными нормами Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен запрет на проведение общего собрания акционеров АО и общего собрания участников ООО по вопросам:

  • избрания совета директоров (наблюдательного совета) АО, ревизионной комиссии АО, утверждении аудитора АО;
  • утверждения годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО; »
  • утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ООО.

Adblock
detector