Вишнёвый сад завещание чехова

Пьеса «Вишневый сад» — пьеса-завещание

Одни критики, обращая преимущественное внимание на сочувственные моменты в изображении Лопахина, считали этот образ наиболее близким для социальных симпатий самого Чехова. Другие подчеркивали и выдвигали сочувственное изображение уходящего дворянства, утверждая, что «Вишневый сад» является «выражением феодально-дворянской романтики». Третьи считают «наиболее симпатичным» персонажем для Чехова студента Трофимова. Конечно, с такими итогами помириться нельзя. Против них восстает весь характер творчества Чехова и сам «Вишневый сад» как произведение величайшей художественной силы. Прежде всего обратим внимание на особенности драматического конфликта, развертывающегося между основными действующими лицами пьесы. В «Вишневом саде» в полном соответствии с исторической действительностью дана социальная расстановка сталкивающихся сил: уходящее дворянство — Раневская и Гаев, поднимающаяся буржуазия — Лопахин, не сливающаяся ни с дворянством, ни с буржуазией и устремленная в какие-то иные социальные перспективы мелкобуржуазная интеллигенция — студент Трофимов, сын аптекаря. Психика каждого из этих лиц поставлена в тесную связь и зависимость от его условий жизни.

Основным поводом, вокруг которого происходит концентрация, обнаружение и движение этих противоречий, является утрата усадьбы Раневской. Но как Чехов обставляет этот конфликт? Тема распада дворянско-помещичьего хозяйственного строя, разорения дворян и хищнического обогащения поднимающейся буржуазии в литературе давно уже не была новой. Известно, что этот процесс экономических сдвигов в жизни России в половине XIX века получил отражение больше всего в творчестве Салтыкова-Щедрина, касались его и Л. Толстой и А. Островский и др. Там эти противоречия брались со стороны хозяйственно-имущественной конкуренции. Столкновения между купцом и помещиком происходят на почве враждебно-активного стяжательства купца и обороны, правда вялой и бессильной, но все же обороны помещика.

В «Вишневом саде» Чехов видел «местами даже фарс». Но именно — «местами». Это вовсе не значит, что Чехов всю пьесу понимал как сплошную веселость и комизм. Обратим внимание и на эти выражения Чехова: «Пьесу назову комедией…» «Вышла у меня не драма, а комедия…» Сами по себе эти выражения показывают, что комедийность «Вишневого сада» в сознании Чехова вовсе не была совершенно бесспорной и исключительной. Но недоразумения в понимании «Вишневого сада» вызывались не только ложной мыслью о несоответствии между содержанием пьесы и высказываниями о ней со стороны самого Чехова. Те авторы, которые в своих суждениях опирались на текст пьесы, находили там материал для самых противоречивых суждений. В зависимости от того, на что устремлялось главное внимание критики, из разных элементов пьесы выделялась какаялибо одна сторона, и ее содержание распространялось на смысл пьесы в целом. Поэтому мы имеем такую большую пестроту мнений о социальном смысле «Вишневого сада».

В связи с этим там отношения между сталкивающимися лицами окрашены явной враждебностью, взаимным недоброжелательством (иногда до времени лукавым и скрытым). У Чехова взят конфликт на той же основе социальных противоречий, но не с этой стороны, то есть не со стороны хозяйственно-материальных и сознательно-враждебных притязаний сталкивающихся лиц. В «Вишневом саде» нет ни враждебной агрессии купца, ни сопротивляющегося ему и борющегося за свои хозяйственные выгоды помещика.

Вопрос о единстве формы и содержания в «Вишневом саде» в настоящее время стоит наиболее остро. Известно, что сам Чехов назвал «Вишневый сад» комедией и протестовал, когда эту пьесу называли драмой… Чехов, конечно, знал и вполне отдавал себе отчет в эмоциональной двусторонности «Вишневого сада». Его высказывания нисколько не отвергают в «Вишневом саде» грустной стороны, которая, очевидно, по его намерениям, должна была совмещаться с комедийным элементом. В «Вишневом саде» комическая стихия представлена более сильно, чем в какой-либо другой пьесе Чехова, в том числе, конечно, и в «Чайке».

Еще почитать --->  С 1 Апреля 2023 Года Сколько Детям Инвалидов Поднимут Пенсию

Большая роль у драматурга отводится различным художественным деталям, символическим образам, темам и мотивам, а также звуковым и цветовым эффектам.У Чехова символично само название пьесы. Образ вишневого сада, скрепляющий весь сюжет пьесы, наполняется особым значением для каждого из главных героев. Так, для Раневской и Гаева этот образ – символ дома, юности, красоты, пожалуй, всего лучшего, что было в жизни. Для Лопахина – это символ его успеха, торжества, своеобразный реванш за прошлое: «Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Петя Трофимов сопоставляет вишневый сад с образом России: «Вся Россия наш сад. Для автора же, думается, цветущий вишневый сад – символ красоты и чистоты, а вырубка его – нарушение былой гармонии, покушение на вечные, незыблемые основы жизни. Символом самого же вишневого сада становится в комедии букет, который присылает садовник (первое действие).Символичны в пьесе и некоторые художественные детали. Так, прежде всего это ключи, которые носит с собою Варя. В самом начале пьесы Чеховобращает внимание на эту деталь: «Входит Варя, на поясе у нее связка ключей». Здесь возникает мотив хозяйки, ключницы. И действительно, автор наделяет эту героиню некоторыми такими чертами. Варя ответственна, строга, самостоятельна, она способна управлять домом. Тот же самый мотив ключей развивает и Петя Трофимов в разговоре с Аней. Однако здесь этот мотив, данный в восприятии героя, приобретает негативную окраску. Для Трофимова ключи – это плен для человеческой души, разума, для самой жизни. Так, он призывает Аню освободиться от ненужных, по его мнению, связей, обязанностей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер».

он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться. Так глупо, так стыдно. И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей. (Утирает слезы.) Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои!»;

Эти субъективные признания — одна из множества возможных точек зрения. Поли- фоническое звучание пьесе придают высказывания персонажей друг о друге. Чаще всего они строятся на сопряжении двух контрастных оценок и выражают внутреннюю неста- бильность образа:

Судьба человека в потоке времени – так лирически абстрактно, но кажется точно, можно определить внутренний сюжет « Вишневого сада ». Действительно, пьеса переполнена временными указаниями, ориентирами, звонками, сигналами. Вот хронометраж первого действия: на два часа опаздывает поезд, пять лет назад уехала из имения Раневская, о себе, пятнадцатилетнем, вспоминает Лопахин, собираясь в пятом часу ехать в Харьков и вернуться через три недели, он же мечтает о дачнике, который через двадцать лет размножится до необычайности, а Фирс вспоминает о далеком прошлом — лет сорок-пятьдесят назад. И снова Аня вспомнит об отце, который умер шесть лет назад, и маленьком брате, утонувшем через несколько месяцев, а Гаев объявит о себе, как о человеке восьмидесятых годов, и предложит отметить столетие «многоуважаемого шкафа». И сразу же будет названа роковая дата торгов – 22 августа

Еще почитать --->  Мать выписала из квартиры

«Любовь Андреевна. . Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, — он страшно пил, — и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, — это было первое наказание, удар прямо в голову, — вот тут на реке. утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки. Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной. безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как

  • конфликт поколений;
  • отсутствие понимания в семье, между родными людьми;
  • внутренний разлад героев (они не умеют слушать других и понимать);
  • разрушение собственных корней, забвение памяти о предках;
  • разрушение красоты человеческой жизни;
  • уничтожение культуры (вишневый сад — это старая Россия).

Если решаете, стоит ли пьесу «Вишневый сад» читать полностью, тогда пересказ может пробудить интерес относительно развития главной интриги — продажи сада. О том, что имение выкуплено Лопахиным, Раневская узнает во время приема, который организовала. Бал проходит невесело, потому что все ждут окончания торгов. Пары танцуют, но в воздухе разлилось уныние и тоска:

К рождению этой пьесы Чехова подтолкнули процессы экономического переустройства страны, которые вели к изменению духовного и культурного облика России. На смену старому дворянству приходит новый класс предпринимателей. Каковы будут жизненные приоритеты, каков уклад жизни они предложат — вопросы, которые тревожили писателя.

Раневская с тоской осматривает на прощанье дом. Для нее и для Анны открывается новая жизнь, но прошлое не отпускает. Все уходят, оставляя в запертом доме больного Фирса. Тот жалуется на жизнь, которая прошла, а он и не заметил. Старик укладывается на диван и отходит в мир иной.

Бывший учитель рассуждает о слабости интеллигенции, которая предпочитает себя жалеть, не умеет трудиться, но позволяет себе унижать мужиков-трудяг. Лопахин поддерживает разговор и рассказывает о своей тяжелой жизни (его избивал отец) и о том, как сложно вести дела, поскольку люди мельчают. Он не успевает высказаться, потому что Любовь Андреевна его перебивает.

Чехов отсылает читателей и к 70-м годам XIX века, о которых Гаев пытается рассказывать в ресторане, и к 80-м, которые «не хвалят», и к 90-м — началу декадентского периода в русской культуре. Таким образом, Чехов в своем творчестве связывает внутреннее состояние своих героев с реальным состоянием России того периода — с эпохой кардинальных перемен и отмирания прежних порядков.

Несмотря на то что действие пьесы разворачивается в усадьбе Раневской, город занимает в системе образов «Вишневого сада» ключевое место. Усадьба находится в двадцати верстах от города; возле нее проходит железная дорога; герои отправляются в город на завтрак; а пока в усадьбе проходит бал, в городе вишневый сад продают на торгах — в результате чего герои оказываются вынуждены переехать из усадьбы в город. Так Чехов выстраивает еще одну важную оппозицию пьесы: «усадьба — город».

Исследователь творчества Чехова литературовед Игорь Сухих отмечал, что центром мира России прошлого была дворянская усадьба. Рядом с ней — деревня, так называемый «мужицкий мир», чуть дальше — провинциальный город, и где-то на периферии — Петербург и Москва. Однако в начале ХХ века жизненный уклад в стране изменился и начал развиваться по законам капиталистического города, отчего центр и периферия поменялись местами. Поэтому в социальном аспекте драма Раневской и Гаева заключается в том, что они не хотят существовать на периферии жизни, но из-за неприспособленности к новым реалиям ничего не могут с этим сделать.

Еще почитать --->  Документы необходимые для регистрации права собственности на наследство

Действие «Вишневого сада» разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, которое может быть вскоре продано за долги. Однако конкретных событий, подталкивающих развитие сюжета, в пьесе практически нет. Это объясняется особенным видением Чехова, для которого главное действие всегда заключено в движении души, а не в событиях внешнего мира. Каждый персонаж «Вишневого сада» переживает собственную драму и не всегда «включается» в общую историю — историю продажи вишневого сада. Каждый погружен в собственные, личные переживания. И поэтому в чеховской пьесе не работает традиционный принцип построения диалога: персонажи драмы не столько взаимодействуют друг с другом, сколько высказывают то, что у каждого из них на душе.

В свою очередь, это объясняет особенность диалогов в пьесе. Давно подмечено, что диалоги в чеховских пьесах стремятся к монологам. Персонажи не слышат и не хотят понять того, о чем говорят другие. Но такой «диалог глухих», который раньше был лишь комическим эффектом, в чеховской драматургии становится символом общечеловеческой глухоты друг к другу, непонятости и бесприютности.

Вишневый сад завещание чехова

Но, по мысли Чехова, завтрашний день все равно должен быть лучше, счастливее сегодняшнего. Автор связывает свои надежды в этом отношении с ней и Петей Трофимовым, но вряд ли им суждено сбыться, ибо Петя и в тридцать лет «вечный студент» и, как язвительно замечает Раневская, не имеет «даже любовницы» и едва ли способен на какой-нибудь реальный поступок в жизни, кроме красноречия.

— Сельянов не успел заработать на «Федоте», потому что не ожидал, что фильм так пойдет. И в прокате бы он больше собрал, если бы не пожадничали с копиями. Хороша ложка к обеду. Видимо, ко мне отнеслись несерьезно, посчитали, что я не коммерческий режиссер, не зрительский, а представитель никому непонятного авторского кино. А ведь этот проект мог стать событием, если бы все было организовано по-человечески. Потом я приносил Сельянову еще другие свои сценарии, но все они ему не нравились, и я перестал что-либо предлагать. Видимо, у Сельянова сейчас уклон в коммерческое кино. А я не вписываюсь в эти планы. Слишком уж эксклюзивные идеи предлагаю.

— А разве Михалков выбирает? Там работала отборочная комиссия, где сидели серьезные люди, такие как историк кино Кирилл Разлогов. Меня радует, что председателем жюри Московского кинофестиваля была Лив Ульман — легендарная актриса, муза и жена великого Ингмара Бергмана. Она привержена классическому направлению в театре и кино.

Однако глубокие и громкие слова героев зачастую так и остаются словами. Кажущееся понимание сущности вещей не подкрепляется никакими действиями, и сколько бы тот же Трофимов ни призывал Аню к новой счастливой жизни, ни одного реального поступка и дела он не совершает.

Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме. Шарлотта со страхом ждет наступления нового дня, потому что не знает, как в нем дальше жить. Варя, разочаровавшись в Лопахине, нанимается к новым хозяевам. Трудно назвать благополучным даже Гаева, хотя он получает место в банке, но, зная его способности и возможности, нельзя быть уверенным, что из него выйдет дельный финансист. Даже деревья в саду, по разумению Ани, ущербны, потому что опорочены рабским прошлым и, значит, обречены настоящим, в котором нет места прекрасному, в котором торжествует практицизм.

Adblock
detector