Урок по лермонтову завещание

В основе повторения романа будет аргументация следующих положений:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.
2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
На уроке следует вспомнить черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.
Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут опорные схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина». Также необходимо и акцентировать внимание школьников на оценке романа в литературной критике.
Учебную работу по повторению романа можно организовать в группах.
Группа 1. «Бэла».
1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?
2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?
3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.
4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
Группа 2. «Максим Максимыч».
1. От чьего лица ведется повествование в повести?
2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?
3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.
Группа 3. «Тамань».
1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?
3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?
4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?
Группа 4. «Княжна Мери».
1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.
2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?
3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?
4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?
Группа 5. «Фаталист».
1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?
3. В чем философский характер повести?
4. Философ Серебряного века В. С. Соловьев в статье «Лермонтов» (1901) писал, что в повести «Фаталист» «Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Выводы. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако Печорину присущи черты искренности, штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание.
«Журнал Печорина» — это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Каждый образ романа оттеняет важные грани в характере Печорина. Мужские образы — двойники и антиподы героя, но все они ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них нет способности к самоанализу. Женщины в романе выше, чище Печорина. Это натуры более цельные, умеющие любить и глубоко чувствовать.
В заключение урока можно обсудить оценки, данные роману Белинским, Набоковым, Эйхенбаумом, Айхенвальдом и современными лермонтоведами.
Выводы уроков. Роман сходен с романтической поэмой, а главный герой изображен по принципам создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение героя в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, глубина внутренней жизни героя). Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков помогает читателю увидеть его личность с разных точек зрения. Кольцевая композиция символична. Она показывает бесполезность исканий героя (сравните с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
Новаторство Лермонтова проявилось в создании образа главного героя романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Но автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Система образов, психологический портрет и пейзаж оттеняют черты его характера.
В романе звучат философские мотивы: для какой цели родится человек, зачем он живет, каково его предназначение, — поднимаются вечные проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, человека и его судьбы. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 1830-х гг. Проза Лермонтова предвосхищает жанрово-стилевые особенности «натуральной школы», однако, по словам Ахматовой, в прозе «он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста».

1. Эволюция образа лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова.
2. Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова.
3. Поэзия, любовь, природа как способы преодоления трагизма жизни.
4. Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта.
На семинаре возможна проверка навыков интерпретации лирики, выявления ее структурно-семантических и историко-культурных аспектов. Работу можно организовать в группах, которые будут исследовать два стихотворения, отличающихся спецификой лирического «я», составлять вопросы для анализа стихов. Это «Предсказание», написанное 16-летним поэтом, и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю. » — образец зрелого творчества.
Вопросы и задания для анализа стихотворения «Предсказание»
1. Какие слова и выражения создают мрачный колорит стихотворения?
2. На какие смысловые части можно его разделить? (1—10-й стихи — картины смерти, голода, болезней; 11—18-й стихи — образ «мощного человека».)
3. В каких картинах поэт изображает состояние России? Смерть, кровь, незащищенные жены и дети, чума, голод. Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображенным картинам? (Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.)
4. Каким автор рисует «мощного человека»? (В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем.) Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? (Вряд ли он способен к гуманности, если в нем «все ужасно», «в руке. булатный нож», а стон и плач людей вызывают у него только смех.)
5. Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция? (Может быть, это показатель нерасчлененности мира, зависимости человека от мировых катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.)
6. Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации? Как это помогает в понимании смысла стихотворения? (Вероятно, поэт убежден, что цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению «мощного человека», сильной личности. Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.)
7. Какова цветовая гамма стихотворения? Как помогают понять его смысл цветовые образы? (Основные цвета стихотворения — это черный и красный. Можно по-разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение тревоги, беспокойства, — это очевидно.)
8. Как на протяжении текста меняются поэтические интонации? (Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация чувств в словах «И горе для тебя!». Здесь, кроме пронзительной интонации, появляется и образ читателя, собеседника лирического «я», который может стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости «мощного человека».)
9. Охарактеризуйте образ лирического «я» в этом стихотворении. Как в нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?
10. Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.
При анализе стихотворения нужно сообщить классу необходимую историко-биографическую информацию. 1830 г. для Лермонтова — это время окончания Благородного пансиона и начало учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета. Лето 1830 г. — это не только время «холерных бунтов», которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся 27 июля по новому стилю. 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию. Эти события были отражены и в стихотворениях «10 июля (1830)» и «30 июля. — (Париж). 1830 года». Датировку первого стихотворения исследователи считают ошибочной, предполагая, что вместо «10 июля» следует читать «10 августа». В стихотворениях звучат мотивы «вольности кровавой», когда «гордые восстали» и посылают угрозы царям: «Есть суд земной и для царей». Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении «Смерть поэта».
Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 г. был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин. Эти впечатления отразились в настроении стихотворения. Характеристика «мощного человека» — «И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным челом» — сближает его с Наполеоном. В стихотворении «Наполеон» (1830) читаем: «Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом / И две руки, сложенные крестом».
В рукописи стихотворения «Предсказание» рукой Лермонтова было написано: «Это мечта». Если лермонтоведы советского времени трактовали эту приписку как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этим словам придают значение «мечта», «видение», «фантазия».
Вопросы и задания для анализа стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю. »
1. Определите ключевые образы стихотворения. (Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».)
2. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страдание и ушедшую молодость? (По Лермонтову, даже страдание — это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я» своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал. » поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».)
3. Как понять две последние строки стихотворения? (Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасные женщины — это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда-то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического «я» еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.)
4. Проанализируйте глагольную лексику текста. (В тексте очень мало глаголов (люблю — люблю — смотрю — говорю — говорю — ищу), что подчеркивает его статичность, «мгновенность». Время в тексте как бы остановилось.)
5. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение. (При исследовании прилагательных и причастий (прошлое — ушедшую — долгим — таинственным — юных — немые — угаснувших) можно заметить их «кольцевую композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени — «прошлое, ушедшую», то во второй строфе лирическое «я» жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт» ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».)
Следует сообщить классу, что это стихотворение — одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 г. Возможный адресат стихотворения — Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 г. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.
Итоги урока. Лирическое «я» ранней лирики Лермонтова — это романтический герой, мечтающий переделать мир по «книжным» образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического «я» — это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.
Лирический герой зрелой лирики существенно иной. Он отказывается от гиперболизации романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется иронией и отрицанием. Иногда лирическое «я» уступает свое место «объективным» персонажам. Трагизм мироощущения связан не только с непониманием толпой душевных порывов, но и с осознанием несправедливости мироустройства. Безграничность пространства противоречит замкнутости мира героя, который стремится к космическому, вселенскому мироощущению. В поздней лирике лирическое «я» признает неразрешимость конфликта с миром и дисгармонию в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности, усталости. Герой понимает приоритет вечных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, «странную» судьбу. Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве заметно скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

Еще почитать --->  Статус Земельных Участков После Объединения Должен Быть Архивным

На уроке внеклассного чтения, посвященном знакомству с адресатами любовной лирики Лермонтова, возможны формы деятельности, пришедшие из внеклассной работы по литературе: концертные номера, экскурсия по галерее портретов, прослушивание музыкальных фрагментов и др. Урок можно начать с чтения стихов Лермонтова о любви, изученных ранее: «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Отчего» и прослушивания романсов на эти стихи, показа портретов героинь, вдохновивших поэта.
Естественной будет исследовательская работа в группах, подготовивших рассказы о женщинах 6 , которым посвящены лермонтовские стихи, и их чтение, например:
Группа 1. Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина). «К Л.» («Подражание Байрону»), «Для чего я не родился. ».
Группа 2. Екатерина Александровна Сушкова. «К С.» («Вблизи тебя до этих пор. »), «Благодарю!», «Весна», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор. »), «Расстались мы, но твой портрет. ».
Группа 3. Александра Осиповна Смирнова (урожденная Россет). «Без вас хочу сказать вам много. ».
Группа 4. Мария Алексеевна Щербатова. «На светские цепи, на блеск утомительный бала. », «Из-под таинственной, холодной полумаски. ».
Группа 5. Наталья Федоровна Иванова. «Н. Ф. И вой» («Любил с начала жизни я»), «Романс к И. », «К Н. И. », «Я не унижусь пред тобою. ».
Для обучения анализу лирического текста можно взять стихотворение «Я не унижусь пред тобою. ».
Вопросы и задания к стихотворению «Я не унижусь пред тобою. »
1. Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? (Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.)
2. Каково настроение и ключевые образы 1—3-го катренов? (Главные образы — Я и Ты, но «мы — чужие», «я не отдам своей свободы», «я целый мир возненавидел». Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?)
3. Как в 4—7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7-й катрен с финалом стихотворения Пушкина «Я вас любил. ». Есть ли здесь основания для сопоставления?
4. Каковы ключевые слова 8—10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? («Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?»)
5. Каков общий вывод стихотворения в 11—12-м катренах? («Тебе я душу отдавал», но только потому, что ошибся — «я тебя не знал». Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического «я»?)
Итог урока. Лирический герой интимной лирики, не нашедший спасения в творчестве, несчастен и в любви. Она приносит ему страдания так же, как и светское общество, мир-маскарад. Трагизм мироощущения усиливается тем, что в интимную лирику проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире, о его праве на счастье, о его романтической мечте, связанной с поиском вселенской гармонии бытия и человеческой личности.

В конце жизни ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Основной пафос стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен. » заключен в драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.
Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен. »
1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?
2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад лишен красок, он черно-белый.)
3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)
4. 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)
5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)
6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3—4-я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.)
7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)
8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)
9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен «тягостных сомнений и страстей».)
10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)
Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу. », вершине философской лирики Лермонтова, можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.
Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу. »
1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе?
4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?
5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 г. «Выхожу один я на дорогу. » и «Любовь мертвеца». В чем разница в отношении лирического «я» к Богу в этих стихотворениях?
Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.
Обучая школьников анализу стихотворений, следует помнить, что в истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

Десятиклассники уже знакомы с лироэпическими произведениями Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм «Песня про. купца Калашникова» и «Мцыри». Эта работа может быть организована в форме фронтальной беседы или в виде сообщений учащихся на темы:
1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова в русской литературной критике. Историческая и народно-поэтическая основы поэмы.
2. «Мцыри» Лермонтова и «Цыганы» Пушкина как романтические поэмы. Особенности их сюжетно-композиционной структуры.
Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах. Однако патриархальная эпоха гибнет безвозвратно, что усиливает трагизм мироощущения. В поэме «Мцыри» романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри как герой действия, дитя природы, наследник отцов поставлен в ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде, он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы.
В центре урока изучение поэмы «Демон».
Во вступительном слове учителя или индивидуальных сообщениях учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он в 1829 г. создал стихотворение «Мой Демон», написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина «Демон», которое было известно задолго до его публикации в 1834 г.
После чтения этих стихотворений возможна беседа, включающая вопросы и задания для сопоставительного анализа этих стихов.
Вопросы и задания к стихотворениям «Мой Демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина
1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины.
2. Охарактеризуйте образ лирического «я» в каждом стихотворении. Чем они отличаются?
3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?
4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения?
5. Какие черты романтизма можно в них заметить?
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Мой Демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина.
Начать разговор о поэме Лермонтова «Демон» целесообразно с рассказа о падшем ангеле и чтения отрывков из нее, что поможет «погрузить» класс в эмоциональную атмосферу поэмы. Из I части могут быть выразительно прочитаны главы I—IV, VI—VII, а также прослушаны первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно. » и «На воздушном океане. »).
Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала. »).
Вопросы и задания для беседы с классом
1. Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.
2. Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?
3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели?
4. Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?
5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?
6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?
7. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте образы Демона и Печорина.
8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара».
Для анализа можно выбрать один из нескольких эпизодов, например:
— смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII);
— похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV);
— поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).
Остальные эпизоды можно предложить для самостоятельной интерпретации в домашней работе.
Итог уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике. Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.

Тема жизни и смерти в лирике М

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы. »), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет. »), «Могила бойца», «Смерть». Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
Стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право. »), написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова» 3 .

Для воспроизведения картины сражения Лермонтов ввел множество глаголов действия, но носителем действия в стихотворении выступила не личность, а массаСкликались дико голоса», «в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят. Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки»).

Стихи и поэмы последних лет его короткой жизни побуждают к размышлениям о личности и судьбе поэта. Темы одиночества, трагического ощущения бытия и мрачных предчувствий в его сочинениях занимают все большее место. В картинах природы: «На севере диком», «Утес», «Листок» – звучит мотив непонимания, отторжения и покинутости. Разочарование сквозит в стихах «Родина», «Пророк».

Еще почитать --->  Исковое заявление в суд для вступления в наследство земельного участка

3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?

Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца «образ врага«. И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами. Недаром его «кунак» носит многозначительное имя — Галуб, дающее отсылку к пушкинскому «Галубу». Это незаконченная поэма, написанная вскоре после «Путешествия в Арзрум». Герой поэмы, горский юноша Тазит, таинственным образом усваивает европейскую, а не горскую мораль и отказывается от кровной мести, от набегов и грабежей

В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право. «), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста «Журнала военных действий» и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами «Журнала военных действий» видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения «Журнала» и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»[6].

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы. «), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет. «), «Могила бойца», «Смерть» и другие могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. После вступления-экспозиции идёт обращение умирающего солдата к сослуживцу, которое можно разделить на три части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из четырёх строф, что соответствует содержанию.

В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в стихотворении «Завещание», которое поэт написал, когда находился во второй ссылке на Кавказе. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.

Жанр – послание, так как лирический герой адресует свою исповедь другу. В произведении есть философские и личные мотивы. Стихи написаны разностопным ямбом. Автор использовал два вида рифмовки: перекрёстную АВАВ и парную ААВВ. В тексте представлена только мужская рифма.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки, возможно, скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней в юности поэт испытывал самые сильные чувства. Хотя исследователи допускают, что образ героини собирательный.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения лирический герой, который, предчувствуя смерть, обращается к своему земляку. Солдат знает, что жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире. Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

Урок по лермонтову завещание

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Урок по лермонтову завещание

Стихотворение Михаила Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году. Прошло совсем немного времени, и Лермонтов погиб в неудачной дуэли. Современные литературоведы считают, что бессмертное произведение — это зашифрованное послание человечеству. Что явилось предпосылкой таких выводов? Проведем подробный анализ и попробуем добраться до истины.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

  1. В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
  2. Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
  3. Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.
  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.

Это прекрасное произведение, можно смело отнести к последним годам жизни Лермонтова, так как именно в этих строках чувствуется вся боль и страдания несчастного, загнанного поэта, который невольно готовится к смерти, смерти, которую он чувствует. Все эти проблемы он выражает в своих последних стихах, которые по праву можно считать уникальными.

Лермонтов попытался отразить безмерное одиночество человека, который осознает, что его смерть никому не причинит горя. Он не ценит свою жизнь, потому что ее не ценит никто. Смысл его завещания заключается в том, чтобы хоть кому-то выразить свою тоску. Пусть даже это будет случайный собеседник, которому все равно, что и кому надо передать.

С другой стороны, где-то в сердце теплится надежда, что его старики еще живы. Но тут же становится еще страшнее. Как он может опечалить их? Поэтому он и просит солдата наврать, что он служит далеко и не может писать, что он ленив. Пусть лучше бранятся на него, чем горько плачут по потере.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

Еще почитать --->  Остановка Тс Для Проверки Документов 2023

Осиротев очень рано, он не имеет своих близких и родных, которые могли бы его поддержать в эту скорбную минуту. Главный герой этого стихотворения, настоящий воин, который очень тяжело ранен, он чувствует свою неминуемую смерть. У него есть одно желание: исповедоваться и послать своим знакомым завещание, наказ, так как это его святое право.

Примечательно, что за несколько месяцев до трагической дуэли, которая оборвала жизнь поэта, он написал стихотворение «Любовь мертвеца», которое можно расценивать, как своеобразное завещание. При этом автор отмечает, что переход в иной мир лично для него ничего не меняет, и он по-прежнему будет рядом с теми, кого по-настоящему любит.

Ведущая 1: Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим — живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Но в своих стихах Лермонтов писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, о назначении поэта и поэзии. Именно в его произведениях отразилась «мощь ума», «страстное сердце» и «тонкая душа» поэта.

  • снять видеофильм «Борисоглебский медицинский колледж читает «Бородино»;
  • подготовить презентацию по сценарию Литературной гостиной;
  • провести конкурс литературных газет, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • провести конкурс рисунков, посвященных творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • пригласить в литературную гостиную преподавателей музыкального училища.

Для М.Ю. Лермонтова любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Особенно хорошо прозвучали стихи: «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Они любили друг друга», «Любовь мертвеца».

Ведущая 2: Лермонтов– один из самых музыкально – одарённых русских поэтов. В раннем детстве он слышал песни от матери, учился играть на скрипке и рояле, был силён в шахматах, с 10 лет сочинял пьесы для домашнего театра, свободно говорил на французском и английском языках, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей – клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, – говорилось в завещании, – остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Ученик 9:Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Он не может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова – искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.

Учитель: (слайд 12)1840 год. Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное прости собравшимся друзьям. Софья Карамзина очень просила Лермонтова прочесть ее любимое стихотворение. Лермонтов оглянул всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал:

Учитель: Переходим к следующему этапу — «Учеба»
(слайд 8) С 14–ти лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

В каком-то смысле в этом стихотворении можно увидеть и предсказание Лермонтовым собственной скорой кончины, что было не просто данью романтической традиции, но и реальным внутренним ощущением поэта, и нашло отражение во многих его лирических стихотворениях («Не смейся над моей пророческой тоской…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Сон» и др.)

Той же цели служит и строфика. Стихотворение и композиционно, и ритмически делится на четыре части, четыре восьмистишия. В каждом одно четверостишие с перекрестной рифмовкой и одно с парной. Причем в каждой строфе последние строки имеют женскую клаузулу, как бы предполагая возможность развития мысли, а не обрубая ее ритмически (что получилось бы с мужской).

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», — отмечает главный герой произведения. При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», — отмечает солдат.

Здесь можно прочесть завещание самого Лермонтова, который верил, что скоро должна прийти его смерть, что до старости ему не дожить и будто интуитивно искал смерти. Абсолютно так же, как и у лирического героя, у Лермонтова к тому моменту умерли и отец, и мать, а к бабушке он питал весьма сложные чувства, ее он не считал близким человеком. Что же до образа соседки, то, вероятнее всего, здесь имеется в виду Варвара Лопухина, которая была его Музой до последних дней, хотя Лермонтов и не связал себя с ней узами брака. Он был виновен в разрыве отношений с любимой: находясь на учебе в юнкерском училище он завел роман с Екатериной Сушковой, и все не предлагал руку и сердце ждавшей его Варваре, считая себя бедным и некрасивым, недостойным ее.

Андроников поставил «Завещание» по значимости выше многих других творений поэта: «…стихотворения последнего года, в которых он поднимается еще выше, потому что «Валерик». «Завещание», «Любовь мертвеца», «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу. » раскрывают новые стороны этой великой души».

Лирический герой признается, что когда-то был влюблен в соседку и теперь только ей можно будет рассказать об его смерти. Слишком много времени прошло – бывшая молоденькая девушка выросла, стала женщиной, наверняка, у нее есть муж и дети. А образ далекого возлюбленного давно стерся из памяти.

Первые четыре автор объединяет в одну строфу, скорее не по ритму, а по смыслу. Здесь вся нехитрая история служивого и итог его жизни. Читатель узнает немного: ранение в грудь, честная служба, плохое лечение – вот и все. В простых словах сквозит обреченность «На свете мало, говорят, Мне остается жить!» и в то же время покорность судьбе «Смотри ж. Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен». Строка: «А если спросит кто-нибудь. / Ну, кто бы ни спросил» перекликается с воспоминанием о соседке. Как будто не сразу решился солдат сказать о самом сокровенном.

Анализ стихотворения «Завещание» М

Для стихотворения «Завещание» присущи такие характеристики, как плохое настроение, одиночество, грусть, мысли о смерти. Это не мешало Михаилу Юрьевичу совмещать несколько направлений, например, реализм и романтизм. Стихотворный размер неоднороден. Автор использует как последовательную, так и перекрестную рифмы. С соблюдением всех формальностей стихотворение можно разделить на четверостишия с различными последовательностями.

  • Метафоры: «пустого сердца не жалей».
  • Метафорические высказывания: «застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете».
  • Олицетворения: «умер честно», «родному краю», «пустого сердца».
  • Аллитерация: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
  • Эпитет: «пустое сердце».
  1. Первый стих представляет собой пролог произведения. Читателю открывается картина, где солдат, находясь при смерти, дает указания и поручения своему «брату по оружию». В этом эпизоде можно проследить настроение героя, который говорит, что он никому не нужен и о его жизни никто не беспокоится.
  2. В последующих трех строфах разворачиваются некоторые сферы жизни солдата: отношение к родной стране, родителям и любимой женщине. «Умер честно за царя» — стандартная причина гибели солдата, которую указывало правительство в письмах для родственников. Не составит труда понять, что подобное извещение не несет в себе особого смысла, за ним скрывается огромная история каждого солдата, множество пережитых моментов и несчастная смерть. Автор не скрывает свою печальную иронию в стихотворении, говоря о гибели за царя и врачах, но все же с уважением относится к родине.
  3. В последнем эпизоде лирический персонаж вспоминает о возлюбленной девушке, с которой жил неподалеку. Гнев и досада наполняют его после того, как в памяти проскользнули воспоминания о расставании. Солдат думает, что вряд ли она поинтересуется его судьбой, и не против использовать свою гибель, чтобы напомнить о существовании.

Большая часть литературоведов считают, что это поэтическое произведение автобиографично. В нем отражается мировоззрение поэта, характерное для последних лет его жизни, чувство безысходности и одиночества. Ситуация складывалась не лучшим образом:

Произведение «Завещание» небогато художественными средствами. Они присутствуют, но в малом количестве. Это связано с тем, что это стихотворение — монолог, в нем используется простая речь, лёгкая для понимания читателя. Языковые средства приближены к разговорной речи:

Завещание» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – художественные приемы, тема, идея

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание, так как лирический герой адресует свои просьбы другу. В произведении есть философские и личные мотивы. Стихи написаны разностопным ямбом. Автор использовал два вида рифмовки: перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ. В тексте представлена только мужская рифма.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. Это обращение умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф, что соответствует содержанию.

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире. Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

  • Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.
Adblock
detector