Тайна завещания леонида быкова

Завещание Высокое (и все повышающееся) давление крови обманывает окружающих насчет моего действительного состояния. Я активен и работоспособен, но развязка, видимо, близка. Эти строки будут опубликованы после моей смерти.Мне незачем здесь еще раз опровергать глупую и

В интервью газете «Совершенно секретно» 9 апреля 2003 года Марьяна Быкова рассказала, что семья так и не видела письма, которое впоследствии нарекли «завещанием Быкова», только много слышала о нем. «Да и с ним все не так, как пишут, – уверяет Марьяна. – Вы, наверное, заметили, что дают интервью одни и те же люди, представляя все в выгодном для них свете. Как человек, перенесший три инфаркта, папа понимал, что ему осталось немного. Но не стал собирать всю семью, чтобы отдать распоряжение, как нам жить дальше. Он сделал это в своем стиле – на маленьком листочке, который назвал «А если это конец…». Мы нашли его уже после папиной гибели. И о многих вещах он нас предупредил».

ЗАВЕЩАНИЕ Не может же быть, что все мы – сплошные идиоты!Не убивайте.Почитайте отца и мать, чтобы продлились дни ваши на земле.Не пляшите с утра и до утра.Возымейте иную цель жизни, нежели накладывать руку на чужое богатство и на женскую красоту.Тысячелетия глядят на нас с

Надо сказать, что у Эмилии Косничук, передавшей завещание, были большие неприятности из-за того, что она вовремя этого не сделала. Она написала восемь объяснительных записок. Ее замучили вопросом – как же могло случиться, что она так долго не замечала тот злополучный конверт. Ответа не было. «Ни понять, ни объяснить это невозможно, – оправдывалась она. – Кстати, я храню письма Быкова, адресованные мне и написанные в те же дни, что и завещание. Они датированы. Каждое подтверждает, что Леонид пребывал в глубоком отчаянии и депрессии».

Порой кажется, что мы знаем о кумирах все. Пока они живы, их имена у всех на устах. Смерть известного человека – событие, которое никого не оставляет равнодушным. Они уходят по-разному – кто молодым, в самом расцвете творческих сил, кто после длинной, наполненной событиями, жизни. Человека больше нет, это невосполнимая утрата, к которой мы всегда оказываемся не готовы. Он словно ускользает, все глубже унося правду и тайну своей неповторимой личности.

Что Леонид Быков написал в своем прощальном письме-завещании

Как известно, талантливый советский актер и режиссер погиб в автомобильной катастрофе в 1979 году. Однако сам Леонид Быков был уверен в том, что уйдет из жизни совсем по иной причине. В 1976 году у Быкова случился второй инфаркт. Опасаясь, что третьего приступа он не перенесет, Леонид Федорович и написал прощальное письмо, которое адресовал своим друзьям.

Понятно, что нервное перенапряжение не лучшим образом сказывалось на состоянии Леонида Быкова. В 1976 году он угодил на больничную койку с очередным инфарктом. Среди казенных стен Быков вдруг ясно осознал, что нынешнего или третьего сердечного приступа он не перенесет. Поэтому актер написал прощальное письмо-завещание, адресованное друзьям, режиссеру Николаю Мащенко и артисту Ивану Миколайчуку. Когда редактор, Эмилия Косничук, пришла навестить Быкова, тот передал ей конверт и велел вручить его Мащенко или Миколайчуку в любое удобное для Эмилии время.

По словам самой Косничук, которые приведены в книге Натальи Тендоры «Леонид Быков. Аты-баты…», приехав на студию, она положила конверт в ящик письменного стола и благополучно о нем забыла. Она и представить не могла, что находится в этом конверте. Как утверждала Косничук, 3 года письмо не попадалось ей на глаза. И только в 1979 году редактор случайно наткнулась на конверт, собираясь в командировку. Она тут же выскочила в коридор и отдала завещание Леонида Федоровича проходившему по коридору Ивану Миколайчуку. Тогда Быков был еще жив.

Как пишет биограф, Федор Раззаков, в своей книге «Последние дни и часы народных любимцев», вся жизнь Леонида Быкова была наполнена всевозможными драматическими событиями, неприятностями и препятствиями. Казалось бы, «правильные» с точки зрения советской идеологии фильмы Быкову позволяли снимать и выпускали на большие экраны только с боем. Кроме того, у его жены имелись серьезные проблемы со здоровьем. Да и сын постоянно попадал в какие-то передряги, из которых он выпутывался только благодаря стараниям знаменитого отца.

Режиссер погиб в автокатастрофе буквально через несколько дней. На похоронах Леонида Быкова Эмилию Косничук поразило многое. Например, в последний путь Быкова провожали без помпы: даже оркестра не было. Косничук кому-то сказала об этом, а в ответ услышала: «Он так хотел». Женщина недоумевала, когда Леонид Федорович успел распорядиться насчет своих похорон: ведь он ушел из жизни внезапно. Только потом Эмилия узнала о том, что было в конверте, который она вручила Миколайчуку. Однако в завещании Быков высказал не только пожелания, касательно своего погребения.

Вокруг имени Быкова зарождались какие-то удивительные легенды — вроде того, что его убрали спецслужбы (спрашивается: зачем?). Или что он таким образом покончил с собой. К счастью, есть свидетельства людей, которые в тот или иной период жизни Быкова были рядом и знают правду. Эти люди были кропотливо опрошены землячкой Леонида Быкова, киноведом Ларисой Брюховецкой. Возможно, когда-нибудь ее записи станут книгой, а пока «Семь дней» публикует некоторые из этих уникальных материалов.

Леонид Быков — несомненный кумир зрителей. О звездах такого уровня обычно известно все — биографии изучены в малейших деталях, выходят книги, фильмы… Но — странное дело — при всенародной любви к Быкову о его жизни известно совсем немного. Он никогда не давал интервью, не писал мемуаров… И даже с друзьями не откровенничал о том, что происходит у него в семье. Быков — такой обаятельный, общительный, всеобщий любимец — в том, что касалось личной жизни, был закрытым человеком. Ну а уж история с гибелью в автокатастрофе, которую Быков якобы предвидел и накануне которой успел написать завещание, и вовсе до сих пор имеет несколько версий.

«Леонид Федорович никогда не рассказывал о своей семейной тайне, но друзья молодости знали. У Быковых случилось огромное горе: первый их ребенок умер при рождении. Сам актер в это время был на гастролях, и когда его по телефону спросили, кого спасать: мать или ребенка? — он ответил: мать», — вспоминают друзья и коллеги Леонида Быкова.

«Родина Быкова — село Знаменка, но когда Лёне было всего полтора года, родители перевезли его в городок Краматорск, где он и пошел в школу, — рассказывает друг детства Быкова, Вадим Чебанов. — Среда, в которой Леня родился и вырос, — рабочая. Отец был металлургом, мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, которых было двое — Луиза и Леонид. Во время войны их всех эвакуировали в Барнаул. Приют им, бездомным, дала семья Алябьевых.

Тайна завещания Леонида Быкова

Но даже недоброжелателям приходилось признавать: это заслуженная слава! Он каждый спектакль играл по-разному. Всегда импровизировал и в ситуации ориентировался молниеносно! Однажды мы были на выезде, играли в селе, в каком-то холодном полутемном помещении, люди сидели в зимних пальто и шапках. Для того чтобы осветить сцену, поставили большой софит. У нас с Быковым сцена признания в любви. А по сюжету у него в руках чемоданчик. И тут откуда ни возьмись большая лягушка прыгает на софит — видно, потянулась к теплу. Специально такого не придумаешь! Я побоялась, что сейчас народ начнет смеяться… Но Леня, не прерывая нашего диалога, садится на корточки перед лягушкой, смотрит на нее пристально, потом открывает свой чемоданчик, осторожно берет лягушку за лапку, кладет в чемодан и закрывает…

Был и другой «возмутительный» случай. Леня играл в спектакле «Коварство и любовь» слугу. Там у него было несколько реплик. В частности, он выходил на сцену и объявлял: «Гофмаршал фон Кальб!» После чего должен был войти гофмаршал. Но однажды тот сразу не появился — актер, игравший аристократа, запоздал. Тогда Леня, вместо того чтобы молча удалиться, демонстративно заглянул за кулисы, обернулся и доверительно обратился к залу по-украински: «Воны просылы пидождаты!»… Гомерический хохот и в зале, и на сцене! В результате ведущие актеры пошли в дирекцию с требованием: «Пусть студент Быков ведет себя на сцене скромнее!»

«О нем очень быстро заговорил весь город, — вспоминает сосед Быкова по комнате в общежитии Николай Мащенко. — Его фразочки повторяли в магазинах, в трамваях. Леня стал популярным очень рано. Редко кому удавалось сразу после окончания института получить достойную роль, и только Леню еще на пятом курсе пригласили работать в Харьковский академический театр и через какое-то время дали ему играть Павку Корчагина в «Как закалялась сталь». С такой-то внешностью! Но Леня не только не стеснялся себя, а открыто рассуждал, в присутствии главного режиссера: «Скажите мне, ну почему Гамлет должен быть высоким? Почему вы взяли на эту роль Геляса (фамилия актера), почему не я?»

В школу Леня возвращаться не стал и по настоянию отца поступил в машиностроительный техникум. Но о машиностроении и не думал. За неимением возможности выходить на профессиональную сцену он устроил театр у нас дома. Вся наша семья занималась пошивом костюмов, реквизитом, мы также продавали билеты, чтобы на собранные несколько рублей угостить зрителей печеньем и лимонадом. На дверях квартиры, где мы жили, вывешивалась написанная цветными карандашами «афиша». Приходили дети, давали пятаки, а мы им вручали билеты… В 1947 году, окончив техникум, Леня опять собрал вещи и поехал поступать, на этот раз в Харьков. И его наконец приняли. Больше он домой не вернулся».

«Леонид Федорович никогда не рассказывал о своей семейной тайне, но друзья молодости знали. У Быковых случилось огромное горе: первый их ребенок умер при рождении. Сам актер в это время был на гастролях, и когда его по телефону спросили, кого спасать: мать или ребенка? — он ответил: мать», — вспоминают друзья и коллеги Леонида Быкова.

Людям, зрителям, любившим Быкова как актера, трудно поверить в нелепую случайность, убившую его в расцвете творческой жизни. Они ищут и находят признаки закономерности и даже заговора. Некоторые журналисты даже пытались доказать версию, что Быкова «сгубила система», что авария была подстроена, однако и следователи, и непосредственные свидетели трагедии неустанно опровергали такие слухи.

Еще почитать --->  Сверхнормативный одн за жку по прямым договорам

«Помню, как снимался эпизод «желторотики отдыхают», — вспоминает Сергей Подгорный (Смуглянка). Кузнечик на репетициях прекрасно передавал состояние беззаботности, какого-то детского торжества победителя бумажного боя (они играли в морской бой). При съемках и первого и второго дублей Сережа потерял «соль» эпизода — начал нервничать. Еще попытка — снова неудача. Быков молчал. Сережа стеснялся поднять на него глаза. А когда поднял, Леня встретил этот самокритичный взгляд такой легкой и светлой улыбкой, что очередной дубль попал «в десятку».

А народ, как говорится, валом валил на сеансы. В Томске, например, когда довженковцы привезли туда «Стариков» на свой традиционный кинофестиваль, в самом большом кинотеатре города ленту крутили не только днем без перерыва, но и ночью, ибо сюда съезжались нефтяники и строители со всей области. Как паломники в Мекку. И в колумбийском городе Картахена в 1975 году зал аплодировал фильму стоя. Во время уличных опросов, которые часто практиковала студийная многотиражка, общественное мнение было однозначным: «он — народный артист и по типажу лица, и по характеру, и по отношению к жизни», «его внутренний свет пробивает любой текст на экране», «он естествен и правдив, как кошка», «он воплощает один и тот же человеческий тип, но образы — не спутаешь никогда», «он ищет в обычном человеке героя».

В 1955 г. Быкову доверили главную роль в комедии «Максим Перепелица». Эта кинолента получила массу положительных отзывов, вследствие чего Леонид стал одним из наиболее востребованных советских актеров. После этого он продолжил играть ключевых персонажей в работах «Майские звезды», «Ссора в Лукашах» и «Добровольцы».

27 марта 1989 ода Александр вышел на Крещатик, на последнее, как рассчитывал, голодание… Радио «Свобода», иностранные корреспонденты с камерами. Пошли провокации, подогнали «Скорую» из «дурдома», но люди оттеснили – не те времена, перестройка … Александр поехал в Москву с просьбой об эмиграции.

В час ночи, на поезде, Быков уехал в Москву и фильм отстоял. Но на экранах «Зайчик» долго не продержался. В результате у Быкова появилась фобия: он стал бояться предлагать что-то еще, особенно комедию. Шесть лет был в простое… По чисто психологическим причинам отказался от роли Деточкина в «Берегись автомобиля». Когда картина вышла, стало ясно, что еще один шанс упущен… В Ленинграде Лёне не везло. Вот и потянуло его на родину, на Украину. Тем более что его дети все время болели в сыром климате. Решено было перебираться — но не в Харьков, а в Киев, потому что там находится Киностудия Довженко».

Но даже недоброжелателям приходилось признавать: это заслуженная слава! Он каждый спектакль играл по-разному. Всегда импровизировал и в ситуации ориентировался молниеносно! Однажды мы были на выезде, играли в селе, в каком-то холодном полутемном помещении, люди сидели в зимних пальто и шапках. Для того чтобы осветить сцену, поставили большой софит. У нас с Быковым сцена признания в любви. А по сюжету у него в руках чемоданчик. И тут откуда ни возьмись большая лягушка прыгает на софит — видно, потянулась к теплу. Специально такого не придумаешь! Я побоялась, что сейчас народ начнет смеяться… Но Леня, не прерывая нашего диалога, садится на корточки перед лягушкой, смотрит на нее пристально, потом открывает свой чемоданчик, осторожно берет лягушку за лапку, кладет в чемодан и закрывает…

«Завещание, где Быков просит друзей позаботиться о его родных, а также расписывает сценарий собственных похорон, превратилось в повод для мистических слухов, — рассказывает киновед Лариса Брюховецкая. — Я решила разобраться, откуда вообще это завещание взялось. И выяснилась удивительная вещь. Оказалось, что написано оно вовсе не накануне гибели актера, а гораздо раньше. Эмилия Косничук, которая работала редактором на киевской Киностудии Довженко, рассказала, как было дело. Находясь с инфарктом в больнице, Быков передал ей серый пакет с какими-то бумагами. Сказал: «Как-нибудь при случае передайте это моим друзьям. » На конверте стояли фамилии Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. Они оба были в отъез­де, так что сразу передать конверт не удалось. Эмилия Косничук просто положила пакет в письменный стол и совершенно о нем забыла. Тем более что Быков вскоре выписался из больницы и сам мог связаться со своими друзьями.

Десять лет Леня работал на нашей сцене. А когда уезжал на съемки, писал нам оттуда письма — вот до чего мы сблизились за это время. Но именно из-за съемок наши пути и разошлись: Леню далеко не каждый раз отпускали из театра на киносъемки. И, бывало, он упускал из-за этого замечательные роли. Например, в фильме «Шинель» Алексея Баталова Акакия Акакиевича в итоге сыграл другой Быков — Ролан . А Лене, видимо, эту роль очень хотелось получить, потому что вскоре после этого случая он написал заявление об уходе, уехал в Ленинград — поближе к любимому «Ленфильму». И семью туда перевез».

А дело в том, что Леонид упорно отказывался от ролей, добиваясь, чтобы ему разрешили снять что-то свое. Он написал сценарий комедии «Зайчик» и решил во что бы то ни стало этот фильм снять. К сожалению, это обернулось неудачей, ставшей, по моему мнению, причиной многолетнего простоя. Показ «Зайчика» на студии шел в гробовом молчании, смеялся только один человек. Быкова этот смех воодушевил. Он подошел после просмотра к этому зрителю, спросил: «Простите, а кто вы по должности?» Тот говорит: «Я водитель». Потом, на обсуждении худсовета, когда фильм ругали в хвост и в гриву, Быков надеялся, что начальство просто придирается, а народ — как тот водитель — комедию оценит. Он поднял руку и спросил со своим украинским говорком: «Извините. Кому на вас можно жаловаться?» Последовала пауза. Вздохнув, кто-то из руководства ответил: «Мы страна демократическая, можете обжаловать наше решение в Москве, в Центральном Комитете есть идеологическая комиссия…» — «Отлично!»

Тайна завещания леонида быкова

Был и другой «возмутительный» случай. Леня играл в спектакле «Коварство и любовь» слугу. Там у него было несколько реплик. В частности, он выходил на сцену и объявлял: «Гофмаршал фон Кальб!» После чего должен был войти гофмаршал. Но однажды тот сразу не появился — актер, игравший аристократа, запоздал. Тогда Леня, вместо того чтобы молча удалиться, демонстративно заглянул за кулисы, обернулся и доверительно обратился к залу по-украински: «Воны просылы пидождаты!»… Гомерический хохот и в зале, и на сцене! В результате ведущие актеры пошли в дирекцию с требованием: «Пусть студент Быков ведет себя на сцене скромнее!»

Например, сам Попков позволял себе лихачить перед девушками и делать рискованные виражи над летной площадкой. В этой эскадрилье был даже свой хор, а два самолета летчикам полка подарил сам Утесов. Воевали они тоже отлично, оттуда вышло 27 Героев Советского Союза. В общем, как бы сейчас сказали, Быков нашел «бомбу» и перевел ее в сценарий. В Министерстве культуры сначала не поверили: «Ин­тересный у вас фильм о войне! Товарищи гибнут после каждого вылета, а оставшиеся в живых песенки распевают? Такого не бывает». На что Быков возразил: «А вы воевали? Нет?» И привел в министерство самого Попкова, прототипа своего героя, тот подтвердил: «Я на фронте летал на том самом самолете, подаренном Утесовым, назывался он «Веселые ребята».

«Поначалу в Ленинграде Быкову понравилось: их семье предоставили квартиру на набережной Невы, вскоре он купил первую машину, были и предложения сниматься, — вспоминает режиссер Вадим Терентьев, работавший с Быковым на «Ленфильме». — Но как-то так получилось, что в своих самых знаковых картинах — «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Дорогой мой человек» — он снялся еще в свой харьковский период. А когда перебрался на «Ленфильм», Быков, один из самых популярных актеров, молодой, успешный, вскоре исчез из мира кино, как в воду канул. Это было неожиданно, нетипично, даже странно…

«В летное училище Леня хотел поступать еще в эвакуации, после шестого класса. Он планировал приписать себе в документах пару лет, — вспоминает сестра Быкова, Луиза. — Отец почти сдался на его уговоры, но мать была категорически против: она просто не выпустила сына из дома… Но война шла к концу, после освобождения Донбасса мы вернулись в Краматорск. И через год, в 1944, преодолев мамино сопротивление, 15-летний Леня отправился в Кривой Рог, где тоже было летное училище. До нужного возраста он по-прежнему недотягивал, поэтому прибавил себе два года. Поступить — поступил, но его хитрость раскрылась, и буквально через месяц брата отчислили… Со страшными рыданиями Леня вернулся домой.

«Второй свой фильм про войну «Аты-баты, шли солдаты. » Быков закончил уже с огромным трудом. Его сразил инфаркт. Именно тогда он и написал свое знаменитое письмо-завещание» С Иваном Гаврилюком и Владимиром Конкиным в фильме «Аты-баты, шли солдаты. ». 1976 г. Фото: LEGION-MEDIA

Он давно мечтал сделать картину, посвященную инопланетянину и колхознику. Часто рассказывал о своем дяде, который слыл в родном Краматорске эдаким Кулибиным: постоянно что-то выпиливал, вытачивал в сарае, правда, никто не мог понять, что именно. Оказалось, сооружал летательный аппарат, мечтал в нем отправиться на Луну. Ленечка с детства пропадал в этой сказочной мастерской, мечтал составить дяде компанию в полете на другую планету. Повзрослев, жил идеей создать фильм о таком человеке. И надо же, в «Литературной газете» на 16-й юмористической странице начали публиковать отрывки повести писателя Шатько «Пришелец». Мы связались с автором, но он объяснил, что уже заключил договор с «Мосфильмом». Леня жутко расстроился.

Понятно, что этот фильм Быков там и снимал. Картина вышла под названием: «Где вы, рыцари?». Она не стала событием, но Леня реализовался, вновь почувствовал под ногами твердую почву. Шаг за шагом он подходил к фильму «В бой идут одни старики». Леонид Федорович часто рассказывал, как мечтал о небе, как дважды поступал в летное училище и два раза не прошел.

К счастью, этот сценарий чудом попал в руки киевского режиссера Виктора Греся. Он явно примерял на себя, но мы умолили Витю уступить сценарий Быкову. А взамен предложили шикарную философскую сказку «Черная курица», о которой сам Гресь мечтал всю жизнь. Увы, Леня успел снять всего две части проб. Они хранятся на киностудии как мини-фильм.

Еще почитать --->  Положенно Ли Военнослужащим Матпомощь При Смерти Близких Родственников

Когда фильм «В бой идут одни старики» был готов к запуску, Ленечке наконец-то выделили малюсенькую комнатушку, похожую на келью. Там стоял стол, который пришлось подтесать, чтобы он пролез в дверной проем. Еще были выписаны два кресла, но в кабинете поместилось одно. Второе он затащил к нам в комнату — для особо почетных гостей. Что интересно, на следующий день после его похорон оба кресла исчезли. А ведь с ними многое связано! Мы хотели отдать их в студийный музей. Увы.

Когда актера отвергают, это для него огромная травма. Если бы вы знали, сколько таких трагедий пережил Иван Миколайчук, сколько раз его валили на пробах! То обличчя не радянське, то очi злi. А у Лени не было уничижительного: «Тот подходит, этот не подходит». Единственный, за кого он стоял горой, — Алексей Смирнов. Леонид Федорович настоял, чтобы в роли механика эскадрильи снимался он и никто другой — Быков очень любил этого артиста, относился к нему как к отцу.

«С женой Быков познакомился еще во время поступления в институт, — рассказывает киновед Лариса Брюховецкая. — Она приехала из Белгорода и поступила на русское отделение Харьковского театрального института, после чего работала в Харьковском ТЮЗе, была актрисой-травести, прекрасно играла мальчиков. Первое время семья их жила очень скромно. Несмотря на то что Быков еще студентом стал работать в театре, зарплату он получал самую маленькую, она равнялась студенческой стипендии. Молодым людям негде было жить, они не могли снять комнату, а оставаться в общежитии после окончания училища студентам нельзя. До женитьбы Леонид Федорович ютился прямо в театре. Сначала оставался ночевать в мужской гримерке. Затем ему поставили кровать в костюмерной. К счастью, после женитьбы молодой семье предоставили квартиру в доме № 12 на улице Культуры.

В итоге конверт пролежал в столе три года. И вот однажды Косничук, вспомнив о пакете, передала его адресату. Жена Миколайчука позже рассказывала, что ее муж, прочтя бумаги, позвонил Быкову с тем, чтобы их ему вернуть. Он понял, что письмо-завещание было написано давно, возможно, под влиянием депрессии… Но Леонид Федорович сказал: «Не спеши…» А через три дня — погиб в автокатастрофе. Письмо снова получило актуальность. Впрочем, о нем долгое время знали только в узком кругу, и никаких слухов вокруг этой истории не возникало. А через девять лет после трагедии, в 1988-м, письмо это было опубликовано — без пояснений, при каких обстоятельствах оно было написано. Отсюда возникли разные слухи вокруг завещания Быкова… Хотя в письме же ясно написано: «Никогда и никому не верьте, что я «наложил на себя руки». Просто, если это произойдет, знайте, что я износился».

Потом у него возникла новая идея — поступить в театральный. Помню, мамины сестры собирали Леню: справили ему шикарный черный костюм, хромовые сапоги — чтобы все было, как у нас говорят, «у лучшим виде». Ведь в Киев едет! Леня так захватил всех нас своей мечтой, что никто даже не подумал, что его, школьника, могут не принять. Но в приемной комиссии ему сказали: «Окончите сначала школу». С транспортом в те годы было тяжело, обратного билета Леня не достал и ехал домой на крыше железнодорожного вагона. Там он привлек внимание хулиганов, и они попытались снять с Лени хромовые сапоги и костюм. Но он не дался и вернулся домой хоть и слегка поцарапанным, но героем… И мечты своей, несмотря на пережитое разочарование, не оставил.

Мы его потом спрашивали: «Ну зал замер — понятно. А почему лягушка-то не отскочила?» — «Так я ее в гипноз ввел!» — сказал Леня. Стали его с тех пор звать Гипнотизер. У Лени, вообще, прозвища частенько менялись: в следующем сезоне его стали звать Тарзаном. Потому что, играя одного персонажа, он бил себя в грудь, прыгал и издавал характерный крик — как Тарзан из фильма, который тогда как раз привезли в СССР. Этот почти хулиганский «штришок» неожиданно спас спектакль, который по каким-то соображениям несколько раз запрещали. Один критик написал в газете, что «советский актер удачно высмеивает буржуазный кинотипаж». Другие подхватили — и пошло. В результате спектакль снова разрешили — уникальный случай!

«Приезжаем с театром на гастроли. С нами — старики, народные артисты. А толпа уже бежит по перрону: «Где Быков? В каком вагоне?» В результате корифеи потребовали от дирекции театра: «Пусть Быков ведет себя скромнее!» С Людмилой Касаткиной в фильме «Укротительница тигров». 1954 г.

Быков возвращается на родину, в Киев, где принимается за сценарий «В бой идут одни «старики».
Рас-куд-рявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой…
«Предчувствие темы» привело его к созданию фильмов, это дань и благодарность тем, кто подарил его поколению возможность увидеть жизнь. Сценарий «В бой идут одни «старики» написан самим Быковым и Евгением Оноприенко за две недели. Символическим «намеком» судьбы для молодого выпускника Харьковского театрального института стал его приезд в Киев, где он собирался поступить в актерскую школу Киевской киностудии. Не имея возможности устроиться в общежитии, он приспособил для жилища немецкий танк (!), стоявший на выставке трофейного оружия в Пушкинском парке.
Тема войны стала главной в творчестве Леонида Быкова. Собственный опыт научил его, что поколения, не видевшие войны, будут смотреть на нее иными глазами, чем их родители. Главный ее урок: наибольшая ценность в жизни — прежде всего человек. Быков стремился отыскать в войне то, что делает нас лучше. Его личная правда не только в жертвах и испытаниях ради свободы, а в сохранении в себе человеческих качеств. Он хотел рассказать о тех, кто шел в бой и шептал: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага. «.
Леонид Быков сумел «озвучить» восприятие войны не из глубины окопа. «Смуглянка» появилась в его творчестве как воспоминание о послевоенном времени. Мужественные люди, смеясь сквозь слезы, пели под гармошку песню, которая была одновременно и гимном, и реквиемом.
«Смуглянку» пели возвращавшиеся с войны через Донбасс советские летчики, а 17-летний кучерявый пацан Леня Быков сидел рядом и заворожено слушал…

11 апреля 1945 года погиб «Смуглянка» — Витя Щедронов: его самолет упал на 46-м километре шоссе Прага — Братислава…
11 апреля 1979 года, 46-й километр трассы Киев — Минск, Леонид Быков возвращается с дачи на своей белой «Волге». Пытаясь обогнать трактор с сеялкой для саженцев, «Волга» выскакивает на встречную полосу и сталкивается с грузовиком, везущим стекловату… Быков мгновенно погибает.
Судьба отмерила Быкову мало времени, и многие планы ему так и не удалось реализовать. Наша память о нем воплотилась в фильме Леонида Осыки «. которого любили все». Автокатастрофа стала жестоким финалом его пути, осиротила нас. Его ленты остались духовным завещанием — никогда, ни при каких обстоятельствах не отчаиваться и больше смерти бояться самого страха.
В одном выступлении Леонид Федорович сказал: ‘Наша задача кинематографистов работать так, чтобы не краснеть перед вами, зрителями, за то, что мы делаем на экране, и за то, что мы делаем в жизни’.
Это была его философия, его жизненный принцип.

Как бы он хотел быть на их месте! Леня даже поступал в летное училище, прибавив себе лишний год, но экзаменаторы не поверили мальчишке росточком чуть больше полутора метров и предложили идти в парашютисты. Леня мечтал летать, а не прыгать, поэтому отказался и… поступил в театральный. Спустя почти тридцать лет ту сцену из вагона-теплушки и солдат, поющих «Смуглянку», он опишет в сценарии и снимет в своем фильме «В бой идут одни «старики». А когда картину посмотрят летчики-асы из Академии воздушных сил, они скажут актеру-режиссеру: «Еще 2–3 часа вылета, и можешь садиться за штурвал».
«Его гимнастерка, как у летчика, не просыхала и была белой от пота. Он успевал и сам играть, и нас, молодых актеров, — учить, и еще в камеру как режиссер-постановщик смотреть, — вспоминал актер Владимир Талашко, сыгравший в фильме лейтенанта Скворцова. — Леонид Федорович на тот момент сыграл полсотни ролей, а для меня это была только вторая роль, но относился он ко мне, как к равному. Есть в украинском языке слово «лагидный», что по-русски означает «нежный». Так вот Быков-режиссер удивительно нежно и бережно относился к окружающим, он никогда не поднимал голоса на гримера, оператора или актера».

Многие киногерои фильма «В бой идут одни «старики» — не вымышленные персонажи. Прототипом «Смуглянки» стал друг детства Леонида Быкова — погибший на войне летчик Витя Щедронов: в кадре даже его реальные фотографии используются. Имя другому персонажу картины — Николаю Алябьеву — тоже дал мальчишка из детства Быкова. Семья Быковых во время эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых, и маленькие Коля с Леней спали на одной кровати — других спальных мест в доме не было.

Высшим экзаменом на прочность стала Великая Отечественная Война. И вспоминая писателей-«окопников», киноленты о человеческих судьбах на войне. Фильмы «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Иваново детство» Андрея Тарковского или «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Стоит вспомнить о Леониде Быкове, о создании им жанра героической кинокомедии, воплотившейся в незабываемой киноленте»В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты. «.
Максим Перепелица из одноименного фильма, Алеша Акишин из «Добровольцев», капитан Титаренко из «В бой идут одни «старики»… Леонид Быков был похож на своих киногероев.
Он из того поколения, которое «не успело на войну». Подростком он работал на аэродроме, ожидая приема в летное училище. В 1945-м поступил, но вскоре ее расформировали — война окончилась, а ему остались лишь рассказы и память. Он мечтал снять фильм о тех, кто не вернулся с войны.

Следствие пришло к выводу, что молодой водитель грузовика, перевозивший стекловату для организации «Киевстрой», не был виновен в ДТП. Многочисленные экспертизы, включая следственные эксперименты на автодроме, показали, что 50-летний Быков допустил оплошность, возможно, по причине усталости. Алкоголя в крови режиссёра обнаружено не было.

Еще почитать --->  Заявление о признании наследником по закону

Увидев на дороге в районе посёлка Дымер трактор «Беларусь» с мотокультиватором, водитель «Волги» решил его обогнать. Выехав на встречную полосу, Леонид Быков столкнулся со среднетоннажным грузовиком ГАЗ-53. Суммарная скорость при столкновении составила 150 километров в час. Грузовик протаранил переднюю правую дверь «Волги» и протащил легковую машину на расстояние 18 метров. Удар был такой силы, что ремень безопасности уже ничем не мог помочь артисту – его искромсало колесо ГАЗа, буквально вломившееся в салон «Волги».

Весной 1979 года на трассе в Киевской области в ДТП разбился знаменитый советский актёр и режиссёр Леонид Быков. Почему же многие поклонники всенародно любимого «Максима Перепелицы» и «Маэстро» до сих пор не верят, что смерть народного артиста Украинской ССР была случайной?

Завещание Леонида Быкова заставило говорить о том, что актёр намеревался свести счёты с жизнью. Тем более, что, по словам следователя Виктора Чевгуза, у него оставалась возможность избежать ДТП, вернувшись в свою полосу или, наоборот, закончив манёвр. Но он ею не воспользовался, продолжая целых 22 метра мчаться навстречу грузовику.

Быков испытывал денежные трудности, из-за которых даже не мог себе позволить сменить износившиеся шины автомобиля. Покрышки колес «Волги», по словам свидетелей, были совершенно «лысыми», что, вероятно, также сыграло роль в ДТП. Сама машина, впрочем, была куплена недавно.

Штрихи к потрету

Сам Быков был невероятно влюбчив. В 1953 году состоялся его кинодебют в картине «Судьба Марины», где его партнёршей была Татьяна Конюхова. Прямо во время съёмок между ними разгорелся такой страстный и бурный роман, что было понятно, что вскоре это пламя угаснет. Так и случилось, как только съёмки закончились, любовники разбежались в разные стороны, поскольку они давно уже имели свои семьи. Обычная история.

5) Никаких надгробных речей, а то я встану и уйду: получится конфуз. Только кто-то из вас один, кому захочется, скажет одно слово: «Прощай». Это чтобы как-то поставить точку, а то нас «не поймут». После этого «дерболызните» кто сколько сможет, но – умоляю – не дома. Это, конечно, кощунство и нарушение народной традиции, но очень прошу не для меня, так как мне будет все это до фонаря, а для Томы и детей.

Между тем в ноябре 1977 года Быкову была присвоена Государственная премия Украинской ССР за создание двух фильмов о войне: «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты…». Однако радость от этого события опять испортил всё тот же сын Быкова, 19-летний Олесь, который оказался замешан в криминальной истории. Выпросив у отца «Волгу», якобы потренировать водительские навыки, Олесь поехал покататься. Затем к нему в машину подсели приятели, которые приказали ехать к ювелирному магазину и ждать. Спустя пять минут они вылетели из магазина и велели парню жать на газ, что есть мочи. Оказалось, что они ограбили ювелирный и скрылись на быковской «Волге». Вечером приятелей повязали. Им дали по 15 лет. Лесю избежать сурового наказания опять помогли заслуги отца, год он провёл в Павловской психушке.

Вот, что рассказывал о нём его коллега Михаил Ульянов: «Есть люди, в которых живёт солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то рядом с ними тепло и светло. И нет в них вроде ничего особенного, и не говорят они и не делают ничего выдающегося, но какой-то внутренний свет освещает их обычные поступки. Это свет доброты. Человек, наделённый таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Лёня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление (есть и такие хитрецы!). Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта…»

Вдохновлённый успехом, Леонид Быков приступает к другой военной драме «Аты-баты, шли солдаты. » (1977). Теперь он не только занимает кресло режиссёра, но играет одну из ключевых ролей. Оба фильма имели огромную популярность, обе картины были сняты на Киевской студии имени Довженко. А дома, как известно и стены помогают. Правда вместе с успехом и зрительской любовью Быков заработал второй инфаркт, первый случился после неудачи с фильмом «Зайчик».

«Смуглянка» стала одной из самых любимых песен и для Леонида Быкова. Незадолго до гибели актер написал своим друзьям: «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей. А то я встану и уйду – получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца. Вы заметили, что режиссёр я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока».

В этот день 39 лет назад Леонид Быков возвращался со своей дачи под Киевом. Режиссер был за рулем собственной «Волги». Впереди него двигался трактор с мотокультиватором, и Быков решил его объехать. Однако при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком. Случилось это примерно в 16 часов 30 минут. Удар был такой силы, что грузовик проломил правую стойку «Волги» и врезался передними колесами в салон. От полученных травм Быков погиб на месте. Ему было 50 лет.

Интересна также судьба главной музыкальной композиции фильма. Песню, которая впоследствии стала саундтреком, начали писать еще в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. Однако, в довоенное время она оказалась невостребованной. О набросках «Смуглянки» вспомнили, когда нужно было готовить новую программу для Краснознаменного ансамбля Александрова. В 1944 году «Смуглянка» впервые прозвучала на радио и получила всенародную популярность на фронте и в тылу.

Готовый сценарий отвергло Госкино: «Сценарий лишён здравого смысла и далёк от реальности. Такого просто не могло быть». Никакие доводы о реальных воспоминаниях фронтовиков не принимались. Но Быков не сдавался. Он стал читать отрывки из сценария на встречах со зрителями, где эти истории принимали на «ура». После обращения фронтовиков в Госкино Быкову все же дали «добро» на съемки.

За свою карьеру актер снялся в 22 фильмах, был режиссером 5 картин, для двух из которых написал сценарии. Его авторской работой «от начала и до конца» был фильм «В бой идут одни «старики» – Быков написал сценарий ленты, был режиссером и сыграл одну из главных ролей — Маэстро (капитана Титаренко). Наверное, это одна из самых известных и любимых несколькими поколениями картин.

Леонид Быков — несомненный кумир зрителей. О звездах такого уровня обычно известно все — биографии изучены в малейших деталях, выходят книги, фильмы… Но — странное дело — при всенародной любви к Быкову о его жизни известно совсем немного. Он никогда не давал интервью, не писал мемуаров… И даже с друзьями не откровенничал о том, что происходит у него в семье. Быков — такой обаятельный, общительный, всеобщий любимец — в том, что касалось личной жизни, был закрытым человеком. Ну а уж история с гибелью в автокатастрофе, которую Быков якобы предвидел и накануне которой успел написать завещание, и вовсе до сих пор имеет несколько версий.

«Леонид Федорович никогда не рассказывал о своей семейной тайне, но друзья молодости знали. У Быковых случилось огромное горе: первый их ребенок умер при рождении. Сам актер в это время был на гастролях, и когда его по телефону спросили, кого спасать: мать или ребенка? — он ответил: мать», — вспоминают друзья и коллеги Леонида Быкова.

Вокруг имени Быкова зарождались какие-то удивительные легенды — вроде того, что его убрали спецслужбы (спрашивается: зачем?). Или что он таким образом покончил с собой. К счастью, есть свидетельства людей, которые в тот или иной период жизни Быкова были рядом и знают правду. Эти люди были кропотливо опрошены землячкой Леонида Быкова, киноведом Ларисой Брюховецкой. Возможно, когда-нибудь ее записи станут книгой, а пока «Семь дней» публикует некоторые из этих уникальных материалов.

«Родина Быкова — село Знаменка, но когда Лёне было всего полтора года, родители перевезли его в городок Краматорск, где он и пошел в школу, — рассказывает друг детства Быкова, Вадим Чебанов. — Среда, в которой Леня родился и вырос, — рабочая. Отец был металлургом, мать вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, которых было двое — Луиза и Леонид. Во время войны их всех эвакуировали в Барнаул. Приют им, бездомным, дала семья Алябьевых.

Какое завещание оставил Леонид Быков

На автомобильной трассе Киев – Минск, 11 апреля 1979 года, в окрестностях поселка Дымер, произошла авария. При обгоне трактора, автомобиль «Волга» выехал на встречную полосу движения и столкнулся с грузовиком. Мощный удар пришелся в переднюю дверь правой стороны. Водителя не спас даже ремень безопасности.

Артист родился на Донеччине, в селе Знаменское, в Украине. Зинаида Панкратовна Быкова разрешилась бременем 12 декабря 1928 г. Через год семья переехала в г. Краматорск Полтавской области.
Леня рос смышленым активным мальчишкой и успешно закончил школу №6 Краматорска. Еще в школе Леонид увлекся актерским искусством и впервые вышел на сцену местного Дворца Культуры.

Во время оккупации семья Быковых была в Барнауле. Леонид бредил небом и дважды пытался поступить в летное училище. В первый раз раскрылось, что он приписал себе возраст. Второй раз, в Ленинграде, летную школу расформировали из-за окончания войны. Мечта о небе не осуществилась.

  • «Судьба Марины» 1952г.
  • «Укротительница тигров» — Петя Мокшин. 1953 г.
  • «Максим Перепелица» — главная роль. 1955 г.
  • «Дорогой мой человек» — Богатырев. 1958 г.
  • «Добровольцы» — Акишин. 1958 г.
  • «Алешкина любовь» — Алешка. 1960 г.
  • «На семи ветрах» — Гаркуша. 1962 г.
  • «В бой идут одни старики» — главная роль, режиссер. 1972 г.
  • «Аты-баты, шли солдаты». Режиссер. 1976 г.
  • «Пришелец». Режиссер, автор сценария, главная роль Глоуза. 1979 г.

Adblock
detector