Резерв По Сомнительным Долгам 2023

Важный нюанс: фирма вправе создать резерв по дебиторке только в той части, которая превышает кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом. От даты возникновения этой кредиторки тут ничего не зависит (см. письмо Минфина от 22.01.2023 № 03-03-06/2/3352). Допустим, бизнес-партнер должен вам 300 000 руб., а вы ему – 100 000 руб.

Разницы были отражены 12 лет назад. На сегодняшний момент разницы начислены неверно — они никогда не должны были быть начислены, сейчас организация планирует списать их как постоянные, не влияющие на налоговый расчет. Выявлено, что никогда не должны были быть начислены ни временные, ни постоянные разницы. Выявленные ошибки не являются существенными. Какие проводки надо оформить при исправлении?

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

В бухгалтерском и налоговом учете разные правила для создания резерва по сомнительным долгам. Когда придется создавать такой резерв в бухучете и как отражать его в балансе? Можно ли создавать резерв на долги по договору уступки, а также по долгам дочерней компании? Как списывать безнадежные долги, которые не участвовали в расчете налогового резерва?

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2023 год на сумму неиспользованного за 2023-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2023 года резервные суммы на 2023-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2023 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.

Резерв по сомнительным долгам

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

ПРИМЕР 1. В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

  • Полная сумма долга заносится в резерв в том случае, если имеются сомнительные долги, сроки которых превышают девяносто дней с момента возникновения.
  • Резерв включает в себя пятидесяти процентную сумму долга в том случае, если он просуществовал с момента возникновения от сорока пяти – до девяносто дней.
  • В том случае, если имеются сомнительные долги, которые еще не достигли сорока пяти дней с момента возникновения.

Документальный учет резерва производится на основании счета 63 «Резерв сомнительных долгов». На создание данного резерва влияет доход организации, поскольку он образуется за её счет. В этом случае принято отражать этот факт проводкой (Д91-2 – К63 – создание резерва сомнительных долгов).

При этом используется счет 007, так называемый забалансовый, на котором и учитывается сумма задолженности по дебету. Срок действия данной статьи на определенные суммы распространяется в течении пяти лет. Это время используется для изыскания возможных путей погашения задолженности. В том случае, если сумма по истечении означенного срока не может быть погашена, она просто списывается, как безнадежная.

В последний день за период отчетности, когда следует произвести полную инвентаризацию дебиторской задолженности организации, может быть создан резерв по со мнительным долгам. С точки зрения размеров данного вида резерва, здесь учитывается каждый должник в отдельности. Каждый должник несет свою часть ответственности за определенные долги, которые влияют на размер резерва. При этом производится точная оценка положения дел должника с финансовой точки зрения, а также возможности погашения долга.

Необходимо соблюдать одно условие. Не более десяти процентов от прибыли за отчетный период может входить в создаваемый резерв. Также, средства, вложенные в резерв на сомнительные долги, могут быть потрачены только с целью погашения этих долгов. В том случае, если последние признаны безнадежными. Учитывая то, что резерв создается по каждому из должников, то аналитическая работа по учету непременно ведется за каждой задолженностью.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

Еще почитать --->  Реквизиты Для Уплаты Госпошлины За Регистрацию Автомобиля В Ярославль Гибдд 2023

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Резервы по сомнительным долгам учет, проводки

Проверить, как в программе были рассчитаны резервы можно с помощью справки-расчета «Резерв по сомнительным долгам», которую можно использовать и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета, по кнопке «Настройка» выбрав необходимый режим отображения данных

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Далее необходимо распределить общую сумму резервов на конкретный документ реализации, для этого необходимо ввести документ «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)». Кт 63 указанием субконто «Документы расчетов с контрагентом» Дт 63 без указания этого субконто.

Для этого в результате проведения документа «Корректировка долга» нужно установить флаг «Ручная корректировка» в проводке Дт 63 Кт 62.01 по налоговому учету установить сумму покрытую резервом, а остаток по по дебету отнести в постоянные разницы, а по кредиту во временные.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей. Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.
  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Регистр движения резерва по сомнительным долгам

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

  • наличие документа органа исполнительной или судебной власти, информирующего о неудовлетворительном финансовом положении, возможном банкротстве, реорганизации должника или об иных факторах, препятствующих своевременному исполнению должником своих обязательств;
  • наличие документа компетентного органа, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства, возникшие вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, связанные с существенными изменениями национальных или местных экономических и политических условий, стихийными явлениями (военными действиями, политическими волнениями, финансово-экономической нестабильностью (кризисом), пожарами, наводнениями и т.п.), препятствующими своевременному исполнению должником своих обязательств;
  • задолженность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, возникшая в связи с государственным регулированием цен и тарифов, источник финансирования которой по состоянию на дату принятия решения о создании резерва не предусмотрен в соответствующих бюджетах этих органов, а также задолженность иных дебиторов, погашение которой напрямую или опосредованно зависит от исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и внебюджетными фондами обязательств по компенсации выпадающих от регулирования цен и тарифов доходов ввиду отсутствия в их бюджетах соответствующих лимитов (средств);
  • задолженность со сроком возникновения более двенадцати месяцев, не погашенная в сроки, установленные договором, не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, а также не подлежащая реструктуризации (оплате) в течение ближайшего отчетного года.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

3. Руководителям филиалов ОАО «РЖД» при принятии решения о создании резерва по сомнительным долгам, а также при подготовке заявок на его создание обеспечить соблюдение учетной политики ОАО «РЖД» и критериев признания дебиторской задолженности сомнительной согласно приложению N 1.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Приказ о дополнении учетной политики организации порядком формирования резерва по сомнительным долгам

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Изменение и дополнение учетной политики производятся с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522)). В случае изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, они объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации (п. 25 ПБУ 1/2008).

Еще почитать --->  Объект Жилищного Фонда Это

В то же время, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Статья 266

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признаётся задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2023 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2023 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьёй 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2023 год на сумму неиспользованного за 2023-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2023 года резервные суммы на 2023-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2023 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

Резерв по сомнительным долгам

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Проводки: На конец года ДЗ в балансе нужно уменьшить на объем сомнительных долгов: 120 — 50 = 70 т руб. 2. Допустим, в июне 2014 года ООО «У» было ликвидировано. Поскольку ранее сумма их долга включалась в фонд, то и списываться она будет с этого же счета 63 «Резерв по сомнительным долгам».

Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов).

Если выбран способ расчета в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Резерв по сомнительным долгам

  1. Отличие по предмету задолженности. Резерв в бухгалтерском учете может создаваться в отношении признанной сомнительной дебиторской задолженности. В системе налогового учета резерв может формироваться только по задолженности за работы, продукцию и услуги;
  2. Отличие по праву создания. Формирование сумм резерва по сомнительным долгам в системе бухгалтерского учета является обязанностью организации. В налоговом учете создание этого резерва – это право, в том случае когда предприятие применяет метод начисления;
  3. Отличие по периоду возникновения задолженности. В бухгалтерском учете сомнительной признается задолженность, срок погашения по которой уже наступил, а также та задолженность, срок погашения которой пока не наступил. В системе налогового учета к сомнительной относится та задолженность, которая не погашена в договорные сроки.
  • при погашении задолженности восстановлен;
  • восстановлен по причине отсутствия оплаты от покупателя по итогам следующего за годом формирования резерва годом. В данном случае сумма восстановленного резерва отражается в составе прочих доходов (счет 91);
  • использован частично или полностью. Это происходит, когда за счет резерва списывается безнадежная дебиторская задолженность.

Организациям выгодно формировать резерв по сомнительным долгам с различных точек зрения. Одна из них основана на том, что резерв включается в состав налоговых расходов предприятия. При формировании резерва сомнительных долгов, важно иметь в виду, что в системе бухгалтерского и налогового его учета есть отличия.

  1. резерв должен создаваться по расчетам за услуги, товары и продукцию. В резерв не попадают суммы авансов, ранее перечисленных поставщикам. Следовательно, резерв создается строго под реальную задолженность покупателей;
  2. резерв формируется на основе результатов полученных при проведении инвентаризации дебиторской задолженности предприятия;
  3. сумма резервов определяется самостоятельно по каждому из сомнительных долгов с учетом платежеспособности должника и степени вероятности погашения долга в полной сумме либо частично.

Требования действующих ПБУ определяют, что объем в стоимостном выражении сомнительной задолженности должен быть снова учтен перед составлением годовой отчетности при формировании резерва на конец текущего года. Возможно лишь провести корректировку резерва по итогам года.

Расчет резерва по сомнительным долгам в бухучете

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2023 года) (п. 43 Инструкции N 102).

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

Еще почитать --->  Региональное Пособие При Рождении Третьего Ребенка В Чувашии В 2023

По данным бухучета за 2023-2023 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2023 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Резерв По Сомнительным Долгам 2023

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете можно не создавать только в том случае, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2012 г.

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Сомнительным долгом считают дебиторскую задолженность покупателей, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена какими-либо гарантиями (например, залогом, задатком, поручительством). Причем если у компании есть уверенность, что задолженность будет погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты, то такой долг как сомнительный можно не рассматривать (1).

Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». По окончании отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражается в балансе в оценке нетто, т.е.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства: а) нарушение должником сроков исполнения обязательства; б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и т. п.); в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

Рассчитать сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам

Компания рассчитала сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам на конец квартала в сумме 87 500 руб. Выручка компании за данный период составила 843 700 руб. (в т.ч. НДС — 128 700 руб.). В каком размере компания может создать резерв по сомнительным долгам исходя из установленных ограничений на максимальный размер данного резерва?

Ситуация следующая: ОАО формирует резерв по сомнительным долгам. Остаток резерва был перенесен на следующий год в сумме 5 млн. руб и далее ежемесячно корректируется с учетом увеличения, либо уменьшения дебиторской задолженности, что по нашему мнению соответствует ст. 266 НК РФ. Тем не менее, налоговый орган вынес решение о доначислении суммы налога на прибыль в размере 3,6 млн. руб., указав, что мы неправильно формируем резерв. Спора по списанию сумм резерва по безнадежным долгам нет. Обычно все суммы резерва восстанавливаются. На основании требования, сумму мы уже оплатили, теперь нужно готовиться к суду.

Я юрист, но с налоговыми делами никогда не сталкивался, то что мне объясняет бухгалтер в большей степени, к сожалению, не понятно. На следующей неделе необходимо подготовить заявление об оспаривании решения налоговой. Если чем-нибудь поможите, буду признателен. Может есть практика по таким делам. Пожалуйста!

Наша компания является подрядчиком при выполнении строительных работ. В бухгалтерском и налоговом учете мы создаем резерв по сомнительным долгам (уменьшающий налоговую базу по налогу на прибыль)-на основании дебиторской задолженности. Если дебиторская задолженность просрочена более чем на 90 дней, в резерв ее можно зачислить в размере 100%. Трудность вызывает определение срока дебиторской задолженности. По договору сказано, что наш генподрядчик (дебитор) перечисляет нам денежные средства за выполненные работы ежемесячно, на основании актов выполненных работ. Но перечисление денег ставит в зависимость от получение денег от Заказчика строительства. Цитирую пункт договора:

Учет резерва по сомнительным долгам

В соответствии с требованиями п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации все предприятия начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года обязаны создавать резервы сомнительных долгов. Критериями признания дебиторской задолженности сомнительной являются:

Нереальная для взыскания задолженность — это так называемые безнадежные долги. Определение такого долга дает только налоговое законодательство. Так, согласно п.2 ст. 266 НК РФ безнадежными (нереальными для взыскания) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

Списанная дебиторская задолженность учитывается за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения) и отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Следовательно, организация, имеющая дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежным долгам только при наступлении одного из перечисленных выше оснований. По другим основаниям, кроме перечисленных выше, дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 01.02.2023 N 03-03-06/1/5078, от 23.03.2023 N 03-03-06/1/15764, от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184 и др.)

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (письмо Минфина России от 12.12.2023 N 07-01-09/74292).

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

Отметим, что порядок определения даты признания таких расходов в целях исчисления налога на прибыль в НК РФ не установлен. Порядок признания внереализационных расходов при применении метода начисления в налоговом учете регламентирован п. 7 ст. 272 НК РФ. Для расхода в виде списанной дебиторской задолженности из всего перечня дат признания наиболее подходящим можно назвать последний день отчетного (налогового) периода (по иным аналогичным расходам) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Таково мнение контролирующих органов (письма Минфина России от 06.02.2023 N 03-03-06/1/4995, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/894). Минфином России разъясняется, что расход в виде дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных расходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности. Смотрите также определение Верховного Суда РФ от 22.12.2023 N 308-КГ16-17065.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки

Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.

Долг перед компанией, возникший в связи с реализацией товаров, либо в результате оказания работ и услуг, вероятность погашения которого очень низкая считается сомнительным. В статье расскажем про создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки, дадим примеры расчета.

Рассмотрим как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете на конкретном примере. В учетной политике ООО «Континент» прописано, что резервы по сомнительным долгам должны формироваться на основании данных отдела продаж, применяя экспертный способ.

  1. Для начала нужно определить насколько должник платежеспособен. То есть собрать всю возможную информацию о должнике, провести анализ этой информации самостоятельно принять решение о платежеспособности должника.
  2. Затем нужно определить критерии неплатежеспособности и прописать их в учетной политике. Например таким образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженность, а также сумму долга».
  3. Затем непосредственно формируется резерв, руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, П.3. Читайте также статью: → «Изменения оценочных значений (ПБУ 21/2008)».
  4. Формирование резерва отражается проводками.
  5. Списывается безнадежная задолженность, руководствуясь Положением по ведению бухгалтерского учета п.77
  6. Факт создания резерва оформляется приказом.
  • когда резерв формируется по итогам года, лимит составляет 10% от выручки этого года;
  • когда резерв формируется по итогам отчетного периода, за лимит принимается наибольшая величина: либо 10% от выручки предыдущего года, либо 10% от выручки этого периода.
Adblock
detector