Очереди наследников в риме

Очереди наследников в риме

2) ближайшие по степени родства, т. е. при отсутствии собственной семьи у умершего призываются его братья и сестры, а также мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu, — т. е. лица, находящиеся во второй степени агнатического бокового родства с покойным;

Lex Julia el Papia Poppaea установил, что в некоторых случаях наследство, уже принятое наследником, может быть отнято у него как у недостойного. Отнимаемое таким образом наследство передавалось или другим наследникам, или в казну; причем казна выполняет все назначенные в завещании отказы, уплачивает наследственные долги и т. д.

4) unde vir et uxor — переживший супруг. Основной принцип юстиниановской системы — наследование когнатов без различия пола по порядку их близости к умершему и с соблюдением порядка призвания к наследованию. 2 порядка наследования по закону: обыкновенный и особый.

для кредиторов наследника, если он принимал обремененное долгами наследство. Однако для них претор этой льготы не делал на том основании, что вообще должнику не запрещалось иметь другие долги, так как положение прежних кредиторов ухудшалось;

3) unde cognati — ближайшие когнаты по порядку степеней вплоть до 6 степени родства включительно, а из лиц 7 степени только дети, троюродные братья и сестры. В этой очереди наследуют также дети (как законные, так и незаконные) после матери и мать после детей;

Право наследования

Наследование по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недействительности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его по закону являлось окончательное выяснение вопроса о том, что наследование по завещанию не на ступит. Поэтому наследование по закону не открывалось, пока призванный по завещанию наследник не решал, примет ли он на следство или нет. Когда выяснялось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывался ближайший наследник по закону, которым считается тот, кто оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников по закону в момент открытия наследства.

В это же время возник универсальный фидеикомисс. Иногда случалось, что фидеикомисс получал большую часть наследства, а все долги и часть имущества оставались у наследника. Чтобы избежать такой несправедливости, было введено правило, по которому наследник оставлял себе четверть наследства, а долю наследства вместе с частью долгов получал фидеикомисс. Так возник порядок «универсального» преемства при долевом фидеикомиссе. При Юстиниане сингулярные фидеикомиссы были уравнены с легатами.

Необходимое наследование. В древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться наследственным имуществом. Со временем отмечается ограничение завещательной свободы. Завещатель не должен был обходить молчанием своих непосредственно подвластных лиц. Он должен был или назначить их наследниками или лишить их наследства. В последнем случае не требовалось указания причин. Сыновья лишались наследства поименно. Дочери и внуки могли быть исключены общей фразой. Уклонение от этой формальности по квиритскому праву в отношении сыновей делало завещание недействительным и открывало наследование по закону. При умолчании в отношении других лиц они призывались к наследованию вместе с теми, кто был указан в завещательном распоряжении. Последующее развитие наследственного права было связано с дальнейшим ограничением свободы завещательных распоряжений. Уже позднее в республиканский период завещатель был обязан завещать наиболее близким родственникам обязательную долю (portio debita). Завещания, в которых устранялись от наследования ближайшие наследники, стали признаваться судами недействительными.

2) претор впервые придал значение при наследовании наряду с агнатическим родством и когнатическому, а также институту брака. В течение императорского времени законодательство все более расширяет значение когнатического родства при наследовании. Очередность наследования становится следующей:

Правовые последствия принятия наследства. С принятием наследства на наследника переходили все права и обязанности наследователя за исключением личных прав и обязанностей. Кроме того, все наследуемое имущество присоединялось к имуществу наследника.

Наследование по закону в Древнем Риме

Суть: при наследовании по закону право на наследство в случае смерти наследодателя переходит к лицам, прямо указанным в законе. Эти лица являются либо родственниками наследодателя, либо состоят с ним в брачных отношениях (переживший супруг). Эти лица распределяются на особые очереди, в соответствие с которыми они призываются к наследованию.

o 1 очередь – все прямые нисходящие родственники наследодателя: дети наследодателя/внуки и правнуки наследодателя. При этом дети наследодателя на общих основаниях (они призываются к наследованию только при наличии всего 1 условия: смерть наследодателя), а внуки и правнуки по праву представления – ius repraesentationis: они призывались к наследованию, только если их отец (наследник деда) умер раньше наследодателя (деда). При этом в отношении наследников, призываемых на общих основаниях, применяется принцип поголовного равенства; а в отношении наследников, призываемых по праву представления, применяется принцип поколенного равенства (их доли равны в пределах доли, причитавшейся умершему наследнику) – этот принцип защищает остальных наследников по закону, призываемых на общих основаниях => таким образом, для права представления характерны следующие принципы:

Первую очередь наследников составили нисходящие родственники наследодателя (сыновья и дочери, внуки и т.д.). Между нисходящими родственниками одной степени родства (напр., между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя) наследство при наследовании по закону делилось поровну. К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства (напр., если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались). Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования.

Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Они получали наследство независимо от воли принять его, т.е. являлись «необходимыми наследниками».

Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось.

Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию призывался переживший наследодателя супруг. Однако при этом пережившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям.

Глава 63. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ Статья 1141. Общие положения 1. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников

Глава 63. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ СТАТЬЯ 1141. Общие положения 1. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142–1145 и 1148 настоящего Кодекса.Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников

86. Наследование по закону Наследование по закону наступает, если умерший не оставил после себя завещания или в случае утраты силы завещания.В эпоху Законов XII Таблиц существовали три очереди наследников:1) лица, находившиеся в момент смерти наследодателя

1) «свои» или «необходимые» наследники, которые включали лиц, находившихся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (дети, внуки от ранее умерших подвластных детей). В тех случаях, когда после умершего не оставалось наследников первой очереди, к наследству призывалась вторая очередь;

46. Наследование по закону Законы XII таблиц устанавливали три очереди наследования.Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего).

При поколенном равенстве (наследовании) , то есть когда одни наследники приобретали наследственные права на общих основаниях (например, сыновья), а другие — в силу права представления (например, внуки), принцип равного распределения наследства изменялся. Если после смерти отца осталось, например, 3 сына и 4 внука, то каждый сын получал по 1/4 наследства, а внуки — ту же долю, но не на каждого, а на всех.

Уложение Юстиниана различало пять очередей законных наследников: первая очередь — все нисходящие наследники умершего, при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя; вторая очередь — восходящие родственники умершего, а также родные братья, сестры и их дети; третья очередь — неполнородные братья и сестры умершего; четвертая очередь — все остальные боковые родственники умершего, независимо от степени родства; пятая очередь — супруг (супруга) умершего.

Сначала такое имущество признавалось бесхозным, и поэтому становилось собственностью любого, кто его захочет захватить. Начиная с эпохи принципата, выморочное имущество стало передаваться государству. Исключение было сделано для имущества лиц, которые принадлежали к какой-либо организации (церковь, совет, монастырь и т. д. ), в этом случае имущество отходило этим организациям.

Наследственная трансмиссия — это ситуация, при которой наследник пережил наследодателя, то есть наследство открылось, а он не успевал его принять, так как умер сам. В таком случае наследовали его наследники, поэтому дети в данном случае считались не наследниками деда (наследодатель), а наследниками своего отца, так как тот умер уже после открытия наследства.

Наследование по римскому праву

С момента открытия наследства и до его принятия добровольными наследниками проходил определенный период времени. В течение этого периода времени наследственное имущество не имеет видимого хозяина. Наследство в это время называется лежачим. По древнему праву оно считалось бесхозяйным. Его мог присвоить себе любой, и это не считалось кражей. Провладев им один год, лицо, захватившее наследство, становилось его собственником. Но в период империи по требованию наследников вещи подлежали возврату, а позже расхищение наследства стало признаваться преступлением.

Еще почитать --->  Кто такие наследники третьей очереди

В постклассическом праве различали формы публичного и частного завещания. Публичные завещания совершались при участии органов государственной власти: путем занесения в протокол суда; в протокол магистрата; путем вручения на хранение в императорскую канцелярию.

Главным в содержании завещания являлось обязательное указание наследника. Как указывал Гай: «Завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания» (Гай, 2.229). Им могло быть одно или несколько лиц, которые принимали наследство одновременно.

Способность быть наследником включает в себя также способность приобретать что-либо по завещанию. Этой способностью лицо должно было обладать с момента призвания к наследству и до приобретения наследства. По праву Юстиниана, если вдова нарушила траурный год и вступила во второй брак, она могла оставить второму мужу не более 1/2 имущества; при наличии детей от законного брака нельзя было оставлять конкубине и детям от нее более 1/12 имущества всем вместе и более 1/24 одной конкубине; и др.

Допускался отказ от наследства, вступление в которое еще не произошло. Оно не осуществлялось в какой-то торжественной форме (можно было в явной или молчаливой форме). После отказа нельзя было принять наследство. Но для лиц моложе 25 лет допускалась реституция.

1. Завещанием (testamentum) в римском праве признавалось не всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. По классическому праву требовалось, чтобы такое назначение было в самом начале завещания. Назначение наследника составляло существенную часть завещания: если в распоряжении, сделанном на случай смерти, имелись даже исчерпывающие указания, кому и в каких долях должно перейти имущество после смерти данного лица, но никто не был назван в этом распоряжении в качестве наследника (никому не дано nomen heredis, имя наследника), завещание не было действительным. Назначением наследника, однако, завещание могло не исчерпываться; в нем могли также содержаться отказы (легаты), назначаться опекуны к малолетним наследникам и т.п.
2. Завещание является односторонней сделкой, т.е. оно выражает волю только завещателя. То обстоятельство, что завещание получит действительное значение лишь при условии, если назначенный в нем наследник согласится принять наследство, не делает завещания договором, ибо выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания (как, например, согласие одаряемого при дарении), а только после смерти завещателя, как совершенно самостоятельный, отдельный от завещания акт.
Односторонний характер завещания проявляется, между прочим, в праве завещателя в любое время также односторонне изменить или вовсе отменить завещание.

1. Как было указано выше (гл. I, § 2 настоящего раздела), древнейшая известная нам римская система наследования по закону (относящаяся к эпохе законов XII таблиц) исходила из семейной общности имущества и агнатского родства. В соответствии с этим законы XII таблиц признают первоочередными наследниками ab intestate непосредственно подвластных наследователя (детей, внуков от ранее умерших детей и т.п. при условии, если они к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки). Эти наследники называются «своими» (heredes sui), а вместе с тем «необходимыми» (necessarii) в том смысле, что они получают наследство независимо от их воли принять наследство. Если после наследователя не оставалось «своих наследников», к наследству призывался ближайший по степени агнатский родственник (agnatus proximus).
Если ближайший агнат не принимал наследства, то оно не переходило ни к следующему по степени родства, ни к кому-либо другому, а становилось выморочным, т.е. действовал принцип однократности призвания к наследству. Это выражалось афоризмом: «в наследовании по закону (т.е. по закону XII таблиц) не допускается successio, преемство», между наследниками разных степеней или категорий. Только в том случае, если после наследователя не осталось и агнатов, к наследству призывалась третья группа наследников — gentiles, члены одного с наследодателем рода.
2.. По мере развития хозяйственной жизни — и на ее базе всех вообще сторон общественной жизни — патриархальная семья разлагалась.
На смену семейной собственности, пришла индивидуальная частная собственность. В связи с этим система наследования, построенная на принципе агнатского родства, утратила свое основание. «Живой голос народа» — преторский эдикт — уловил новые требования жизни и, не производя радикальной реформы, придал все-таки известное значение родству по крови (когнатскому), которое в изменившихся условиях стало важнее агнатского. Именно претор обеспечивал владение наследственным имуществом (bonorum possessio), соблюдая следующую очередность. На первом месте он поставил детей (li-beri); категория liberi отличалась от sui heredes древнереспубликанского права тем, что в состав liberi входили также эманципированные дети. Претор употреблял здесь (нередко применявшийся им и в других случаях) прием фикции, а именно: он предписывал судье предположить, что эманципация не повлекла за собой capitis deminutio minima. Претор учитывал при этом, что зманципированные дети со времени эманци-пации работали, так сказать, на себя; в их пользу шли и всякие приобретения по сделкам. Напротив, дети, оставшиеся под властью домовладыки приобретали все для него, так что известная доля наследства представляла собой результат их деятельности. Поэтому претор, давая bonorum possessio одинаково всем детям — как подвластным, так и эманципированным, — установил требование, чтобы эманципированные дети при разделе наследства присоединили к нему и то имущество, которое они приобрели после эманципации (так называемая collatio bonorum).
Вторую (по очереди) группу наследников в преторском эдикте составляли legitimi, т.е. лица, которые имели право наследования по законам XII таблиц, другими словами, агнатские родственники. В третью очередь преторский эдикт призывает cognati, кровных родственников (до шестой степени включительно) в порядке близости (к наследодателю) по степени. Наконец, на четвертом месте претор предоставляет наследство по закону пережившему супругу — мужу или жене.
Помимо включения в круг законных наследников кровных родственников и пережившего супруга, претор провел еще одно новшество: он установил преемство призвания между наследниками разных классов и степеней. Именно, если призываемое к наследству лицо не принимало наследства, наследство теперь не становилось выморочным; оно открывалось следующему по очереди кандидату.
3. Императорское законодательство обеспечило окончательную победу за преторскими принципами наследования как более отвечавшими потребностям жизни. Сначала (еще в период принципата) были введены частичные дополнения к правилам наследования: за матерью признали предпочтительное перед агнатами право наследования после детей, и обратно, дети получили такое же право наследования после матери.

1. В процессе приобретения легатарием его права различались два момента: dies legati cedens и dies legati veniens. Dies legati cedens, как правило, — в момент смерти завещателя; но если легат оставлен под условием, то dies cedens приурочивался к моменту наступления условия. Юридическое значение dies cedens заключалось в том, что, если легатарий переживает этот момент, его право на получение легата само становится способным переходить по наследству. Следовательно, если потом легатарий умирал, не получив легата, право на легат переходило к его наследнику.
2. Dies legati veniens — это момент вступления наследника в наследство. Теперь легатарий (или его наследники) получал право требовать осуществления своего права на легат: если легат оставлен per vindicationem, легатарий с момента dies veniens мог предъявлять виндикационный иск против всякого, у кого находится отказанная вещь, а при легате per damnationem — обязательный иск против наследника об исполнении легата.

1. Легаты получили в Риме широкое распространение. Нередко завещатели назначали столько легатов, что наследникам не оставалось почти ничего; вследствие этого у них не было стимула принимать наследство. В интересах наследников были введены ограничения легатов.
2. Сначала установили, что нельзя назначать легаты размером свыше 1000 ассов каждый и что ни один легатарий не должен получить больше, чем наименее получивший наследник. Этих мер оказалось недостаточно, потому что можно было, назначив большое число мелких легатов, все-таки исчерпать все наследство.

1. Коренным образом порядок наследования ab intestate был реформирован в Новеллах Юстиниана 118 и 127.
По этим Новеллам первый класс наследников ab intestate составляли нисходящие родственники (сыновья, дочери, внуки, внучки и т.д.). Нисходящий более близкой степени исключает наследование нисходящих более отдаленных степеней; например, если имеются дети, то не призываются к наследованию внуки и т.д. Однако нисходящий родственник более отдаленной степени призывался к наследству наряду с более близкими нисходящими наследодателя, если то лицо, через которое такой более отдаленный нисходящий происходил от наследодателя, умерло до открытия наследства. Например, в момент смерти наследодателя оказались в живых из числа его нисходящих дети и внуки от ранее умершего сына или дочери. В этом случае внуки имели право получить ту долю, которая досталась бы их умершему отцу или матери, если бы те пережили наследодателя. Такое участие в наследовании называется наследованием по праву представления (внуки в данном случае как бы представляют собой своего умершего отца или мать).
2. Наследование по праву представления не следует смешивать с так называемой наследственной трансмиссией. Наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не принявших наследства), а самого наследодателя (в приведенном примере — деда). При наследственной трансмиссии наследник пережил смерть наследодателя, так что наследство открылось ему; но наследник умирает, не успев приобрести наследства, и возникшее в его лице право приобрести наследство само переходит по наследству к его наследникам. Таким образом, если опять взять для примера тех же родственников (какие были взяты при изложении права представления) и предположить, что в момент смерти деда его сын (отец внуков) был жив, но до вступления в наследство умер, к его детям переходит право принять наследство, оставшееся после деда, но дети считаются в этом случае наследниками не деда, а отца.
В начале развития римское право отрицало наследственную трансмиссию:право, возникающее у наследника в момент открытия наследства, рассматривалось как строго личное (как бы особый вид правоспособности); поэтому право принять наследство не могло переходить по наследству. В конечной же стадии развития римского права проводится под влиянием выступившей на первый план имущественно-правовой стороны наследования и ослабления мистического представления о воплощении в наследстве личности наследодателя иной принцип. Именно, если лицо, которому открылось наследство (по завещанию или по закону — безразлично), умерло, не успев приобрести наследства, право приобрести открывшееся наследство переходило к его собственным наследникам, с ограничением, однако, срока принятия (в течение года со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства).
Между нисходящими одной и той же степени родства наследство делилось поровну.
Поскольку в праве Юстиниана подвластные дети, по общему правилу, приобретали имущество для себя, установленная претором collatio bonorum (см. § 1 данной главы, п. 2) утратила смысл. На смену ей была введена колляция в другом значении: нисходящие, получившие от наследодателя при его жизни приданое или предбрачный дар (см. разд. IV, § 3), должны были включать это имущество в наследство (в целях уравнения долей).
3. Во второй очереди призываются к наследству, по Новеллам Юстиниана, восходящие родственники (отец, мать, дед, бабка и т.д.), а также полнородные братья и сестры (и дети ранее умерших братьев и сестер). При наличии восходящих ближайшей степени более отдаленный восходящий родственник не призывался к наследству (например, если после умершего остался в живых отец или мать, то дед и бабка не призывались). Если наследовали одни восходящие, наследство делилось полициям (отца и матери). Это имело значение, если к наследству призывались не родители, а деды и бабки; например, после наследодателя остались дед по отцу, дед и бабка по матери; они получали наследство не поровну; половина шла по отцовской линии и доставалась деду по отцу, а другая половина шла по материнской линии и делилась между дедом и бабкой поровну. Если призывались к наследству одновременно восходящие и полнородные братья и сестры, наследство делилось между всеми ими поровну (in capita, поголовно).
4. Третья очередь законных наследников составляли, по Новеллам, неполнородные братья и сестры (и дети умерших ранее неполнородных братьев и сестер, наследующих по праву представления).
5. В четвертой очереди призывались все остальные боковые кровные родственники (без ограничения степеней), причем ближайшая степень исключает дальнейшую.
6. В приведенном перечне наследников не назван переживший супруг (муж или жена). Он призывался к наследованию в последнюю очередь, если не вступил в наследство ни один из наследников четырех перечисленных очередей. Зато за «бедной вдовой» (т.е. не имеющей собственного имущества или приданого, позволяющего жить соответственно общественному положению женщины) признано было право так называемого необходимого наследования, т.е. право на обязательную долю в размере одной четверти наследства (впрочем, если наследовали дети в числе более трех, вдова получала равную с ними долю). Муж не мог своим завещанием лишить жену обязательной доли.
7. Если к наследству призывалось несколько лиц одной и той же степени родства (например, три сына) и один из призванных не приобретал своей доли в наследстве, она прирастала к долям других одновременно призванных наследников (в приведенном примере при отказе от наследства одного из сыновей два других сына получали по половине).

Еще почитать --->  Ситуация доведения до самоубийства в россии на 2021 год

Очереди наследников в риме

1. В процессе приобретения легатарием его права различались два момента: dies legati cedens и dies legati veniens. Dies legati cedens, как правило, — в момент смерти завещателя; но если легат оставлен под условием, то dies cedens приурочивался к моменту наступления условия. Юридическое значение dies cedens заключалось в том, что, если легатарий переживает этот момент, его право на получение легата само становится способным переходить по наследству. Следовательно, если потом легатарий умирал, не получив легата, право на легат переходило к его наследнику.
2. Dies legati veniens — это момент вступления наследника в наследство. Теперь легатарий (или его наследники) получал право требовать осуществления своего права на легат: если легат оставлен per vindicationem, легатарий с момента dies veniens мог предъявлять виндикационный иск против всякого, у кого находится отказанная вещь, а при легате per damnationem — обязательный иск против наследника об исполнении легата.

Поэтому законом Фальцидия (приблизительно за полвека до н.э.) было установлено более радикальное ограничение: наследника стали признавать не обязанным выдавать в качестве легатов больше трех четвертей наследства; четверть наследства (оставшегося после погашения долгов наследодателя) должна была поступить наследнику (так называемая Фальцидиева четверть).

Способность быть наследником включает в себя также способность приобретать что-либо по завещанию. Этой способностью лицо должно было обладать с момента призвания к наследству и до приобретения наследства. По праву Юстиниана, если вдова нарушила траурный год и вступила во второй брак, она могла оставить второму мужу не более 1/2 имущества; при наличии детей от законного брака нельзя было оставлять конкубине и детям от нее более 1/12 имущества всем вместе и более 1/24 одной конкубине; и др.

  • legatum per vindicationem устанавливал собственность легатария на определенную вещь в составе наследственной массы. Этот легат защищался виндикационным иском;
  • legatum per praeceptionem чаще всего считается разновидностью вин дикационного легата. По нему можно было отказывать только имущество наследодателя;
  • legatum per damnationem обязывал наследника передать легатарию определенную вещь, но никаких вещных прав на полученную вещь у него не возникало. Вещь могла быть истребована легатарием при помощи actio ex testamento;
  • разновидностью этого легата был legatum sinendi modo, предметом которого могли быть вещи как наследодателя, так и наследника и даже третьих лиц.
  • в древнейшем Риме при отсутствии наследников имущество могло быть захвачено любым желающим. Считалось, что «лежачее» наследство никому не принадлежит;
  • в классическом периоде «лежачее» наследство считалось числящимся за умершим («хранит в себе личность умершего») без права посягательств на него;
  • в период принципата такое наследство поступает государству;
  • в постклассический период «лежачее» наследство поступает к государству, но перед ним преимущество имеют муниципальный сенат, церковь, монастырь и другое если наследодатель был их членом (участником).

Общие положения наследственного права (римское право)

Наследование (в собственном смысле) есть преемство универсальное . Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследователя (или — при наличии нескольких наследников — определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства (наследственная масса), в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он и не знал, и т.п.

Необходимо, впрочем, заметить, что в древней агнатской семье непосредственно подвластные домовладыке (дети, а также внуки от ранее умерших детей) считались «необходимыми» наследниками и приобретали наследственное имущество независимо от акта принятия наследства. «Необходимым» наследником был также раб завещателя, который отпускался по завещанию на свободу и назначался наследником.

Сначала такое имущество признавалось бесхозным, и поэтому становилось собственностью любого, кто его захочет захватить. Начиная с эпохи принципата, выморочное имущество стало передаваться государству. Исключение было сделано для имущества лиц, которые принадлежали к какой-либо организации (церковь, совет, монастырь и т.д.), в этом случае имущество отходило этим организациям.

«Свои» наследники составляли первую очередь и включали детей наследодателя, а также внуков от ранее умерших детей. Эти наследники именовались необходимыми наследниками, поскольку получали (вступали) наследство независимо от своей воли. Если после умершего не оставалось своих наследников, то к наследованию призывались агнаты (например, брат наследодателя). Когда имелось несколько агнатов, наследовал тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем (ближайший агнат). К третьей очереди относились когнаты, которыми считались все кровные родственники умершего. Степень родства значения не имела.

Подобно тому как собственность (в экономическом смысле) существовала и до образования государства и права, а право собственности появилось только с образованием государства, так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства.

  • В первую очередь входили дети умершего, как родные, так и приемные, а также отданные в усыновление, если на момент смерти они стали свободны от власти усыновителя. Субъекты, освобожденные при жизни отца семейства от его власти, должны были внести свое имущество в полном объеме в наследственную массу. Вместе с другими материальными ценностями оно распределялось между преемниками.
  • Вторую очередь составляли агнатические родственники. Они вступали в наследство, если никто из первой группы не пожелал стать преемником.
  • В третью очередь входили кровные родственники до 6-й степени включительно. В качестве исключения преемники 7-й степени могли наследовать после предыдущих очередей. В этой группе возникало преемство матери после детей и детей после матери.
  • В четвертую очередь наследовал супруг, переживший умершего (жена после мужа, муж после жены).

Завещание в Древнем Риме использовалось довольно редко, хотя нормами оно допускалось. Законами XII таблиц определялся следующий порядок преемства: если кто-то умрет без завещания и в отсутствии прямых его преемников, к наследованию призывается ближайший агнат. Если таковой отсутствует, имущественный комплекс передается членам рода.

Условием наследования по закону в римском праве считалось окончательное выяснение факта ненаступления наследования по завещанию. Соответственно, дело не открывалось, пока субъекты, указанные в последней воле, не решат, будут они принимать наследство или нет. После выяснения этого вопроса к преемству призывался гражданин, оказавшийся на первом месте в очередности наследования. По закону , если указанный субъект отказывался от преемства, к наследству призывался следующий за ним.

  • В первую очередь включались лица, подвластные, проживавшие вместе с отцом семейства, которые на момент смерти наследодателя из субъектов, находящихся в «чужой» зависимости, становились правоспособными. К ним относились дети, внуки и пр.
  • Во вторую очередь входили ближайшие агнаты. Они призывались к наследованию при отсутствии лиц первой группы.
  • Третью очередь составляли члены одного рода с наследодателем.
  • Смерть наследодателя. Наследство живого гражданина не передается.
  • Правомерность умершего иметь преемников. Ее, к примеру, не имели юнианские латины (неграждане).
  • Преемник должен быть живым в момент открытия наследства и иметь пассивную завещательную правоспособность.
Еще почитать --->  Отличаются Ли Количество Дней Больничного При Двойне

Однако по мере развития экономических отношений римское право оказалось вновь востребовано (к XII в.), его начали изучать в североитальянских университетах (школа глоссаторов), применять в Италии, Германии, Южной Франции, даже Молдавии. Глоссаторы занимались комментированием и толкованием норм римского права, зачастую изменяя их в связи с изменившейся обстановкой. Помимо этого, нельзя сказать, что заимствованы были все нормы римского права (в частности, не был воспринят институт рабства).

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов (клерикальных древнеримских юристов предыдущего периода), которые долгое время сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо понимать, что право народов – не международное право, а римское – распространялось, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

Наследование по закону в Древнем Риме

  1. Приоритет огнатского родства над кровным. То есть вначале в первых двух очередях огнаты, только потом – кровные.
  2. В рамках кровного родства не учитываются линии степени. То есть круг кровных родственников, призываемых к наследованию, не ограничен.
  3. Переживший супруг не выделяется в качестве самостоятельного субъекта наследования. То есть он может призываться либо как огнатский родственник, либо как кровный. Специально супружеские отношения в данный исторический период основанием наследования не являются. Но жена будет наследовать, скорее всего, в первой очереди, потому что она была подвластной, женой с властью мужа. А если умер подвластный муж, жена идет во второй очереди. Супружеские отношения – не основания для призвания к наследованию.
  4. Действует принцип однократности призвания к наследованию. Этот принцип означает, что если одна очередь наследников по закону отказывается от принятия наследования, следующая очередь к наследованию не призывается, а имущество приобретает статус бесхозяйного объекта потенциальной оккупации для 3-х лиц.
  5. Но все равно три очереди – потому что вторая призывается, если первая физически отсутствует, третья – если нет первой или второй. Пример сразу третьей: умерла эмансипированная незамужняя женщина – у нее есть только кровные родственники.
  1. Прямые нисходящие родственники с применением права представления. Это дети, внуки, правнуки и т.д. И сейчас – то же самое, они в первой очереди.
  2. Прямые восходящие родственники (это родители умершего, дедушка, бабушка), а также полнородные братья и сестры (это значит, что у них общие и отец, и мать).
  3. Неполнородные братья и сестры – как единокровные (общий отец, но разные матери), так и единоутробные (общая мать, но разные отцы).
  4. Иные кровные родственники до 6-й степени родства. Например, двоюродные братья и сестры, дядя в отношении племянника.
  5. Переживший супруг. Плюс – супруг не заинтересован в смерти другого супруга, ему ничего не достанется.
  1. По-прежнему огнатское родство имеет приоритет над кровным.
  2. Ограничивается круг кровных родственников – наследников по закону – шестой степенью родства. Но линии родства по-прежнему не имеет значения – прямой или боковой, значения не имеет.
  3. Супружеские отношения становятся новым основанием призвания к наследованию по закону. Супруг появляется в качестве нового субъекта наследования по закону.
  4. Применяется принцип многократности призвания к наследованию. Это означает, что если одна очередь отказалась от принятия наследства, право переходит к следующей, и так до конца.
  1. Так называемые «свои» наследники. Это некоторые лица из числа огнатских родственников. А именно, лица, которые получают свободу от отцовской власти после смерти наследодателя. А значит, наследодателем в данной ситуации является домовладыка. Только у домовладыки есть первая очередь наследников по закону. Первая очередь – это лица, которые получают свободу от отцовской власти в случае смерти наследодателя.
  2. Иные огнатские родственники. Это лица, которые не получают свободу от отцовской власти. Они находятся под властью одного лица вместе с умершим, но от власти домовладыки после смерти не уходят. Например, если у отца 2 сына, один умирает, наследников по закону нет, и у него сразу идут наследники 2-й очереди – его брат и отец. Смысл – наследодатель и наследник – огнатские родственники, но умерший – не домовладыка, а просто другое лицо, которое вместе с вами находилось под властью одного лица.
  3. Кровные родственники, не являющиеся огнатскими. В первых двух очередях кровное родство не учитывается. В третьей очереди – кровные родственники, но не являющиеся огнатскими. Например, дочь домовладыки, которая вступила в брак с властью мужа. Они по-прежнему кровные родственники, но уже не огнаты. Другой пример: эмансипированный ребенок. Если домовладыка эмансипировал сына или дочь, они сразу переходят из первой очереди в третью.
  1. При отсутствии завещания.
  2. Завещание было составлено, имело место, но является недействительным.
  3. Завещание было составлено, оно действительно, но все наследники по завещанию или один наследник, если он единственный, отказались от принятия наследства. Тогда наступает наследование по закону.
  4. Завещание было составлено, оно действительно, но все наследники по завещанию (или один наследник) умерли до открытия наследства. Тогда завещание утратит силу невозможностью исполнения. Если после открытия наследства – тогда все равно будет завещание по закону.

Наследственное право в Древнем Риме

Приоритет за наследованием по завещанию. Катон: «Самая страшная моя ошибка – когда я прожил один день без завещания». Наличие завещания исключает полностью наследование по закону. Приращение наследственных долей – нераспределенная часть долей достанется наследникам по завещанию.

3) Письменная форма. Завещание в форме nuncupatio. В этом случае завещатель заключал контракт купли-продажи с третьим лицом. Продавцом в этом контракте являлся завещатель. А покупатель на самом деле являлся душеприказчиком (исполнителем завещательной воли). Три особенности: а) контракт под отлагательным событием б) контракт в пользу третьего лица, по этому контракту покупатель должен передать имущество лицам, указанным в особом приложении к контракту nuncupatio. Указанные в этом списке люди являются наследниками по завещанию в) сделка с фикцией. Покупатель продавцу за это имущество ничего не платил.

Приобретение имущества per universitatem – в совокупности. Сингулярное правопреемство или универсальное. Наследование – универсальное правопреемство, когда все права переходят другому лицу. Еще пример универсального правопреемства – поступление под власть мужа, адрогатио – усыновление подвластного лица. Не переходят по наследству – узуфрукты. В состав наследства не входят также долги.

1.Codicil – предсмертное письмо завещателя (эпистола), адресованное наследнику, которое является дополнением к завещанию. Кодицил мог изменять завещание, ног только не по кругу не наследников по завещанию. Доля конкретная имущества и так далее. Составлялся в письменной или устной формы. Нужны 5 свидетелей. Свидетелями не могут быть заинтересованные лица.

Юстиниановское право – тенденция республики продолжается. Явно на первом плане когнатическое родство, грань между архаическим наследованием по цивильному праву и преторскому наследованию стирается и, в основном, порядок наследования подчиняется преторскому порядку.

Наследование в римском праве предполагало сам факт перехода от одного лица (наследодателя) к другому (наследнику). При этом наследование в данном случае также обладало признаком универсального правопреемства, так как диктовало переход не только имущества, но также прав и обязанностей.

Наследование, естественно, появилось не сразу, а лишь после формирования государства и постепенного развития права собственности. В это время у отдельных семей начало появляться имущество, обязательства и права, которые необходимо было передавать после смерти главы кому-либо из семьи.

Наследственное право занимало в римском праве исключительное место. Законодательное оформление основных положений наследственное права принадлежит именно римским юристам. При этом, стоит заметить, что многие их них не потеряли своей актуальности в настоящее время и активно применяются уже в действующем современном законодательстве.

  • I очередь включала «своих наследников», которые являлись членами семьи умершего (они обладали наследством и до его смерти)
  • II очередь относила к себе «агнатов» – лиц, связанных в прошлом с наследодателем в отношениях подвластности.
  • III очередь состояла из «когнатов» – кровных родственников умершего.

Adblock
detector