Капитанская дочка как духовное завещание пушкина

Лекция 7

9 марта филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Повесть “Капитанская дочка” как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества». Действие драмы разворачивается в России в период правления императрицы Екатерины II и связано с восстанием Емельяна Пугачёва.

Александр Ужанков отметил, что Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», — по объему чуть больше ста страниц — он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».

«Александр Пушкин “Капитанскую дочку” пишет как патериковый рассказ — сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями — “мало ли что. ”».

«Главная тема здесь — милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча — это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие — это любовь. Значит эта повесть — о любви».

В заключение Александр Ужанков отметил, что на протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне — всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни — в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».

Способность пожертвовать собой ради любви. Пётр Гринёв был ложно обвинён в измене, за что должен был быть казнён. Единственная возможность спастись заключалась в том, чтобы каким-то образом оправдать себя. И перед Гринёвым встал выбор: либо оправдаться и спастись, действуя в угоду собственному эгоизму, либо, жертвуя собой, не втягивать возлюбленную в судебное разбирательство и не рассказывать всего, что было связано с Машей Мироновой. Этот выбор, выбор человека, способного пожертвовать собой ради любви, является в жизни Гринёва последним этапом в его становлении как личности.

На протяжении всего романа Пушкин показывает становление Петруши Гринёва, беззаботного юноши, не задумывающегося о каких-либо проблемах, мечтающего весело и праздно провести жизнь на службе в Петербурге, Петром Гринёвым, человеком, личностью, обладающей такими качествами, как честь, милосердие, способного взвешивать свои поступки, жертвовать собой ради любви (как раз тот случай, когда перед лицом смерти не рассказывает всё ради собственного оправдания, а умалчивает некоторые моменты, дабы не впутывать в судебное разбирательство возлюбленную), умеющим признавать свою вину (когда извинился перед Савельичем за нанесённую ему обиду). Так благодаря проявлению каких важных человеческих качеств праздный юноша стал личностью.

Милосердие. Темой милосердия начинается и заканчивается роман «Капитанская дочка», что только подчёркивает важность сего качества для Пушкина. Для Петра Гринёва проявленное им милосердие по отношению к Пугачёву оборачивается потом возможностью сохранить собственную жизнь. Так, поступок пожертвовавшего свой заячий тулуп бродяге, послужил для Пугачёва основанием помиловать Гринёва, даже если он отказался ему присягать. «Я помиловал тебя за твою добродетель, — говорит Пугачёв приведённому к нему Гринёву, — за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов». То есть даже таким человеком, как Пугачёв, самозванцем, способным убивать ради своего воцарения, милосердие ценится настолько, что можно в единичном случае отступиться от своих принципов (убийства за неприсягу). А это значит, что милосердие автор также считает важным качеством в процессе становления личности.

Одним из наиболее ярких примеров духовного завещания является «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. В своём романе Пушкин приводит качества человека, которые он считает важными для становления его как личности на примере Петра Гринёва. Давайте поразмышляем об этом.

Что есть духовное завещание? Духовное завещание – это своеобразное пожелание потомкам, касающееся каких-либо нравственных категорий. Это отражение в произведении того, что волнует автора больше всего, это те проблемы, на которые он хочет обратить наше внимание, возможно даже, отобразить решение этих проблем. В произведениях – духовных завещаниях автор ставит себе цель не рассказать об эпохе или каких-то конкретных событиях, а показать, какой нравственный облик должен иметь человек, а какой – нет, показать жизненные ценности, важные для всего человечества, преобладание духовного над материальным.

Лекция 7

Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о «Капитанской дочке». Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает «Капитанская дочка». «Это роман или повесть?» — отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

– До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.

В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть «Дубровский». Однако история Пугачева — совершенно иное дело.

Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой — юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.

Капитанская дочка как завещание пушкина

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева. Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров. Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о «Капитанской дочке». Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает «Капитанская дочка». «Это роман или повесть?» — отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

Урок литературы на тему «Капитанская дочка» — духовное завещание А

Учитель. Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. Герцен). Крупнейшим взрывом народного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым

Еще почитать --->  Сохраняется Ли Льгота Проживание В Чернобыльской Зоне При Выходе На Выслугу Учителю

Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.

Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» — одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин нам, живущим в XXI веке. Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» — удивительное произведение.

(Она — человек. Прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней- любящей, спокойной, в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим людям, спасают их).

13. Каким образом Петруша Гринёв ещё до рождения стал сержантом? (Ещё только ожидаемый наследник Гринёвых заранее был записан в один из лучших полков – Семёновский – в чине сержанта и числился «в отпуску». К моменту появления в полку Пётр Гринёв вырос бы в чине и начал службу, как положено дворянину, офицером)

Вывод: Встречаясь с Пугачевым с глазу на глаз, испытывая «пиитический ужас» перед этим «изувером и злодеем», Пётр смог разглядеть в нём человека со всеми его сильными сторонами и недостатками, испытывает к нему «сильное сочувствие» и надеется «не только на его пощаду, но даже и на помощь». А просто и честно высказав своё отношение к калмыцкой сказке, поверг Пугачёва в глубокую задумчивость. Как знать, не этот ли момент предопределил исход войны? Так или иначе, но Пугачёв освобождает Машу из «дворца» Кащея-Швабрина; как посажённый отец из вещего сна – благословляет молодых и отпускает на все четыре стороны, не забыв щедро одарить их, хотя Гринёв не изменил присяге, более того, говорит, что будет ей верен, то есть будет воевать против Пугачёва.

Итак, «Капитанская дочка», что это- повесть? роман? исторический роман? семейные записки? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Горе поселилось в доме Гринёвых. И теперь уже Марии Ивановне, дочке капитана Миронова, приходит черёд идти в бой за любимого. Она дошла до самой государыни, которая, оказывается, тоже просто женщина, просто человек и способна понять и простить. И, если бы не её «собственноручное письмо за стеклом в рамке», всё это можно было бы считать сказкой…

Капитанская дочка — нравственные основы жизни

Андрей Петрович Гринев является примером человека чести. Он, смелый и решительный, не изменил военной присяге и вынужден был в молодые годы уволиться со службы. Взяв жену небогатую и скромную, он стал непререкаемым главой семейства, занимаясь, как ему было возможно, усадьбой и воспитанием сына. Узнав о дуэли и ранении сына, отец возмущен и напоминает Петру, что «шпагу носить еще недостоин», которая пожалована ему «на защиту отечества». С этой шпагой, «отложив перо», вышел Петр Гринев на поединок со Швабриным, и эту шпагу вручила ему Маша для своей защиты. А в семье капитана Миронова, так распорядилась природа и судьба, главой и управительницей стала супруга Василиса Егоровна, умелая и гостеприимная хозяйка, которая и крепостью управляла «как своим домком». Потому имя ей дано Василиса — царская. У капитана Миронова, человека «необразованного и простого», но «честного и доброго» на видном месте висит офицерский диплом — а значит, старый воин не уронит своей воинской чести и примет смерть от «вора и самозванца», вместе с верной супругой. Если Гринев-отец отправляет сына служить в Оренбург, вместо Петербурга, то родители Маши никак не настаивали на браке дочери со Швабриным, с человеком «хорошей фамилии», имеющего состояние. Другой пример духовного родства двух семейств: мать Петруши хранит крестильную рубашку сына, а в комнатке-келье Маши в киоте находится икона (её выкрали пугачевцы, и пустой киот стал символом «бессмысленного» бунта). Петра Гринева приняли в семействе Мироновых «как родного», потом и Машу, сироту, как родную, встретили Гриневы. У двух отцов, Андрея Гавриловича и Ивана Кузьмича, наказ-завещание своим детям един по нравственной сути: «береги честь смолоду…», и — «попадется хороший человек, выходи за него замуж». Ведь честный человек — он и есть хороший человек.

Та же естественная нравственная природа явлена в образе героини романа. Скромная и застенчивая, Маша отказала Швабрину. Какую же причину она называет: «Он очень мне противен , как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцаловаться. Ни за что! ни за какие благополучия!». Чистое естество девушки противится испорченной натуре Швабрина. Маша тоже готова «жертвовать всем»: преодолевая пугливость, она является перед сражением на стены крепости; в заточении она готова умереть, но не выходить замуж за Швабрина. «Ангел Божий» — называет её Савельич, а «такой невесте не надобно и приданого».

Пушкинский роман видится как большое многоплановое произведение, с увлекательным сюжетом, захватывающими драматическими и трагическими сценами. И всё же, основой авторского полифонического повествования является нравственная сторона жизни человека. Все персонажи романа с их переплетением различных действий и поступков, событий и судеб определяются этой главной жизненной доминантой — достоинство и святость человеческой жизни. И утверждают эту нравственную высоту и красоту в человеке, прежде всего, два главных героя и их семейства, ближайшие и близкие им люди. Молодые и прекрасные, по-своему романтические и идеальные, Петр и Маша являются истинно детьми своих достойных родителей. Они потому нашли друг друга и полюбили, что взросли «от одного древа» человеческого добра и света. Потомственные дворяне Гриневы (фамилия происходит от уменьшительного имени Григорий: Гринь, Гриня, и означает «бодрствующий») и семья бывшего солдата Миронова (от слова «мир») — в них сказываются лучшие черты русского народа, лучшие свойства его души, его этические нормы и верования.

Иначе складывается судьба Швабрина, противника Гринева и его антипода в романе, его отрицательного двойника: бывшего гвардейского офицера, умеющего по-французски говорить и насвистывать арию, и, по словам комендантши «в Бога не верующего». Швабрин совершает ряд безнравственных поступков: убийство на дуэли (вероятнее всего, дуэль состоялась по его инициативе, из-за его самолюбия, как в случае с Гриневым), месть девушке за её отказ, её принуждение, а также месть Гриневу и подлый удар шпагой на дуэли. Эти события подводят Швабрина к главному нравственному преступлению: измене присяге и переход на сторону бунтовщиков. Под арестом он не кается и никак не исправляется, ложно оговаривает Гринева. Петр Андреевич и здесь сохраняет человеческое достоинство: «спокойно взглянул…, не сказал ему ни слова». Тогда как вид Швабрина: всклокоченная «длинная борода» и «злобная усмешка» напоминает зверка, загнанного в угол. Таков закономерный исход человека, изменившего своей человеческой сути. Поэтому автор называет этого персонажа преимущественно по фамилии, никак не благозвучной, лишив его права носить имя и отчество – Алексей Иванович.

Еще почитать --->  Заявление о принятии наследства образец 2023

Важным в утверждении нравственного достоинства в человеке является в романе поведение Пугачева, его участие в судьбе молодых возлюбленных. Образ Пугачева, яркий и неоднозначный, является некоторым камнем преткновения для понимания того, что в жизни хорошо, а что плохо. Разбойник и душегубец Емельян Пугачев оказывается также человеком милосердным, способным увидеть братское сочувствие и отблагодарить тем же чувством и сочувствием. Закономерно, что он, человек из народа, говорит и пользуется теми же словами и выражениями, пословицами и прибаутками, сказками и песнями, тем же народным одушевленным языком, каким пользуются дворяне Гриневы или служилые люди Белогорской крепости. Савельича он называет «старинушка», а Марью Ивановну: «голубушка», «красная девица». Не случайно, что утвердительное слово «добро» привычно выговаривают: Гринев-отец и Гринев-сын, Пугачев, Василиса Егоровна, попадья Акулина Памфиловна. Но, рядом со словами, и вместе с ними существует народная культура, этические и эстетические правила и предпочтения народные. И Пугачев не утерял в себе эти важные для человека общественные устои: он помогает молодым людям соединиться и предлагает сыграть свадебку – «дай вам Бог любовь да совет», становясь для них подлинно батюшкой (как предсказано во сне Петру Гриневу). Гусарский офицер Зурин смотрит на «любовную дурь» иначе, называя женитьбу «блажью»: «Ну, куда тебе возиться с женою да няньчиться с ребятишками?». Практично и отстраненно смотрит на это немец-генерал: «… лучше ей быть покаместь женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят».

Капитанская дочка как духовное завещание пушкина

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.

Пушкин считал, что главное отличие писателя от учёного в том, что писатель должен писать историю «домашним образом». Он был уверен, что «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей».

(слайд №- Благое потрясение душе – это о пугачевском бунте! Человек, оказавшийся в самом сердце одной из самых страшных бурь в российской истории, благословляет эту бурю. Благословляет не романтически – «пусть сильнее грянет буря», как благословлял другую бурю другой русский писатель и как мог бы благословить пугачевщину Швабрин. Благословляет по-христиански – как угодное Богу очищающее потрясение. И принимает со смирением это потрясение, со смирением – не значит – сдаваясь, а значит, оставаясь верным самому себе, своей присяге, чести и любви, полагается на волю Божью. Волю, которая посылает ему испытания, воспитывающие душу. Николай Силаев.

Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).

Встречаясь с Пуг. с глазу на глаз, испытывая «пиитический ужас» перед этим «изувером и злодеем», Пётр смог разглядеть в нём человека со всеми его сильными сторонами и недостатками, испытывает к нему «сильное сочувствие» и надеется «не только на его пощаду, но даже и на помощь». А просто и честно высказав своё отношение к калмыцкой сказке, поверг Пугачёва в глубокую задумчивость. Как знать, не этот ли момент предопределил исход войны? Так или иначе, но Пугачёв освобождает Машу из «дворца» Кащея-Швабрина; как посажённый отец из вещего сна – благословляет молодых и отпускает на все четыре стороны, не забыв щедро одарить их, хотя Гринёв не изменил присяге, более того, говорит, что будет ей верен, то есть будет воевать против Пугачёва.

А.С. Пушкин написал повесть «Капитанская дочка» в 1836 году, за год до трагической гибели, поэтому принято считать это произведение духовным завещанием великого поэта своим читателям. Как Вы думаете, что же он нам завещал? Дома вы с помощью приема «инсерт» выписывали ключевые слова из эпизодов, когда герой Петр Гринев стоял перед выбором. Назовите эти, на ваш взгляд, ключевые слова.

Духовную силу Петру Гриневу давала убежденность в том, что он дворянин и не может нарушать присягу. Его отец поступил так же, уйдя в отставку, когда попал в опалу его командир. В творческой манере А.С. Пушкина есть прием недоговоренности – читатель сам должен догадаться, например, как воспитывали родители Петрушу. Ведь не просто так он заплатил проигрыш в 100 рублей Зурину, не просто так назвал своего спасителя, хотя и пьяницу, братом, не просто так покаялся перед Савельичем, обидев его. Так построили свои отношения в семье родители, это хорошо усвоил Петруша — он не только гонял голубей. Отец его женился на бедной дворяночке, значит, по любви, а не по расчету.

Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.

Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

Пётр Гринёв прибывает в Белогорскую крепость. Он поражён слабой экипировкой и комплектацией войск: войско состоит из нескольких «инвалидов», а из оружия — одна только пушка. Комендант крепости — Иван Кузьмич Миронов, не очень умный, но добрый человек. В действительности все вопросы решает его жена — Василиса Егоровна. Гринёв дружит с семейством Мироновых. Поначалу его другом становится и офицер Алексей Швабрин, но потом Швабрин и Гринёв ссорятся: Швабрин плохо отзывается о Маше Мироновой, дочери Ивана Кузьмича. Между молодыми людьми происходит дуэль, Гринёв ранен. Маша Миронова ухаживает за раненым и рассказывает ему, что когда-то Швабрин просил её руки, но получил отказ. Пётр Гринёв хочет жениться на Маше и в письме спрашивает у своего отца благословения, но отец против: Маша бесприданница.

Многие издатели пытаются помочь молодежи с помощью «образцовых» сочинений и кратких изложении классики. Зачем утруждаться, если можно прочитать всю классику в считанные, а то и минуты? Что теряет читатель сокращённого варианта произведения? А что приобретает, изучая не просто полный текст, но и черновик?

Кейс-метод является ведущим в формировании читательской грамотности. Обучающие прочитали текст «Пропущенной главы» и, работая в группах, попытались выполнить все кейсы, а значит не упустили ни одного слова из представленного текста

(слайд №- Благое потрясение душе – это о пугачевском бунте! Человек, оказавшийся в самом сердце одной из самых страшных бурь в российской истории, благословляет эту бурю. Благословляет не романтически – «пусть сильнее грянет буря», как благословлял другую бурю другой русский писатель и как мог бы благословить пугачевщину Швабрин. Благословляет по-христиански – как угодное Богу очищающее потрясение. И принимает со смирением это потрясение, со смирением – не значит – сдаваясь, а значит, оставаясь верным самому себе, своей присяге, чести и любви, полагается на волю Божью. Волю, которая посылает ему испытания, воспитывающие душу. Николай Силаев.

Еще почитать --->  Сверхнормативный одн по электроэнергии судебная практика

^ 8. Заключительная часть урока. Что же за всем этим следует? Следует во все времена жить честно, то есть стремиться к добру и благородству. Именно так понимал честь Пётр Андреевич Гринёв, так её понимает и народ, поэтому и эпиграф к повести – народная пословица. (слайд №).

Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4-м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь» (слайд № 5). Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».

Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» — одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин нам, живущим в XXI веке.

История оказывается полем нравственного выбора, пространством, в котором человек проявляет и утверждает в себе человеческое. Человеческое и вместе с тем Божественное. А коль скоро так, формы общественной жизни – продукт нравственного выбора, если угодно – побочный эффект проявления человеческой души. «История складывается из наших биографий», как сказано еще у одного русского писателя.

Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» — одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин нам, живущим в XXI веке. Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» — удивительное произведение.
Наша задача — разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Ход урока
1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя. Выступление учащихся с презентацией. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
2. Учитель. Вы знаете А. С. Пушкина был не только поэтом, писателем, драматургом, но и вдумчивым историком — исследователем. Именно его поиски материалов привело его в казахские степи, в Западный Казахстан. Мы гордимся тем, что великая нога поэта вступала на нашу землю, что он бродил по улицам нашего города Уральска, беседовал с казаками, гостил, любовался батюшкой — Уралом. Всего три дня погостил Пушкин в Уральске, но он собрал огромный материал и после поездки он написал учебник по истории, историческую книгу «История Емельяна Пугачева» и великую повесть «Капитанская дочка». Мы очень гордимся тем, что поэт коснулся своим пером о нашем крае, о наших предках. Заочно мы побывали в музее А. С. Пушкина в Уральске, в музее Е. Пугачева. Всем обязательно посетить музеи нашего областного центра на каникулах. Вы дома уже ознакомились с повестью «Капитанская дочка», посмотрели художественный фильм «Капитанская дочка».
3. Историческая основа повести. Крупнейшим взрывом народного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. ГерценПушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.

2. Вопросы для разминки.
1) Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)
2) Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? («Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка.)
3) Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)
4) В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)

Литература 9 класс
Тема – «Капитанская дочка» — духовное завещание А. С. Пушкина.
Продолжительность занятия – 45 минут
Оборудование, наглядный материал:
1. MS Word, MS Power Point
2. Наглядная презентация учебного материала
3. Интерактивная доска
4. Учебник, текст повести
5. Кроссворд, иллюстрации к повести.
Цель и задачи урока:
образовательная:
 способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению, углубить понимание идейно — художественного богатства повести, учить понимать замысел автора.
развивающая:
 способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;
воспитательные:
 способствовать развитию творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.

Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4 — м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».
Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.

Капитанская дочка

175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Повесть, которую мы все проходили в школе и которую немногие перечитывали позднее. Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы? Почему она актуальна и по сей день? Почему ее называют «самым христианским произведением русской литературы»? Об этом размышляет писатель и литературовед Алексей Варламов.

Но в целом отношение к истории у Пушкина иное, чем у Гоголя — он видел смысл в ее движении, видел в ней цель и знал, что в истории есть Божий Промысел. Отсюда его знаменитое письмо к Чаадаеву, отсюда движение народного голоса в «Борисе Годунове» от бездумного и легкомысленного признания Бориса царем в начале драмы и до ремарки «народ безмолвствует» в ее конце.

Как сберечь честь мужчине более или менее очевидно. Но девушке?
Этот вопрос, наверное, автора мучил, неслучайно он так настойчиво возвращается к судьбе жены капитана Миронова Василисы Егоровны, которую после взятия крепости пугачевские разбойники «растрепанную и раздетую донага» выводят на крыльцо, а потом ее, опять же нагое, тело валяется у всех на виду под крыльцом, и только на другой день Гринев ищет его глазами и замечает, что оно отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. В сущности, Василиса Егоровна берет на себя то, что предназначалось ее дочери, и отводит от нее бесчестье.

Своего рода комической антитезой представлениям повествователя о драгоценности девичьей чести служат слова командира Гринева генерала Андрея Карловича Р., который, опасаясь того же, что стало нравственной пыткой для Гринева («На дисциплину разбойников никак нельзя положиться. Что будет с бедной девушкой?»), совершенно по-немецки, житейски практично и в духе белкинского «Гробовщика» рассуждает:
«(…) лучше ей быть покамест женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят; то есть хотел я сказать, что вдовушка скорее найдет себе мужа, нежели девица».
И характерен горячий ответ Гринева:
«Скорее соглашусь умереть, — сказал я в бешенстве, — нежели уступить ее Швабрину!»

«— Принять надлежащие меры! — сказал комендант, снимая очки и складывая бумагу. — Слышь ты, легко сказать. Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч. (Урядник усмехнулся.)».

Adblock
detector