1054 г. завещание ярослава мудрого

В год 1054. Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им преступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, то ты-помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви.

В год 1054. Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им преступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, то ты-помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви.

1. Ярослав Владимирович (в поздней историографической традиции Ярослав Мудрый) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).
При Ярославе Мудром на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».
Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира.
Древнерусские летописцы говорят о мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. (вернуться)

«Триумвират Ярославичей»: Изяслав, Святослав, Всеволод продолжил «дело Ярославово» — они не выпускали своего дядю Судислава из темницы еще долгих пять лет, и диктовали свою волю братьям Игорю и Вячеславу и племяннику Ростиславу. Проблема отношений между Новгородом и Полоцком, не решенная Ярославом, досталась «ярославичам» в наследство.

Старший сын Ярослава Владимир к этому времени уже умер, в Новгороде правил Изяслав – он стал князем и Новгородским и Киевским – он получил два княжества, а наследник Новгородского престола 18-летний сын князя Владимира Ярославича — Ростислав Владимирович остался княжить в Ростове. Вскоре Изяслав назначил формальным князем Новгородским своего 3-х летнего сына Мстислава. Реальным правителем в Новгороде стал посадник Остромир – родственник, либо свояк князя Изяслава Ярославича.

В своем завещании князь Ярослав отступил от обычного порядка наследования, и разрушил то, что с таким трудом было создано на русских просторах – он ликвидировал единую Русь. Русь, имевшая как крупное государственное образование большой политический вес в 1030-1054 в Европе, была поделена на четыре полноценных княжества и два княжества-наместничества между пятью сыновьями Ярослава. И это было сделано при том, что во Пскове продолжал томиться в узилище законный наследник всей Русской земли князь Судислав Владимирович – сводный брат князя Ярослава и родной брат Мстислава Храброго.

По прибытии посольства в Константинополь стало известно о смерти папы Льва IX, что фактически лишало Гумберта и его спутников прав на ведение переговоров, поэтому Патриарх Михаил Кируларий отказался от встречи с ними. Легаты не отступили. Они добились приема у императора Константина IX Мономаха, а 24 июня Гумберт в присутствии императора выиграл диспут у богослова Никиты Стифаты. Но патриарх Кируларий не принял Гумберта и после этого.

Завещание князя ярослава мудрого

1. Ярослав не был завоевателем, война не привлекала его. Причиной тому была, вероятно, его хромота. По одной из версий, Ярослав получил травму во время борьбы с братьями: обследование останков показало, что у него была перерублена нога. Однако это не мешало ему быть отличным наездником и часто водить в бой своих воинов. Викинги, которые составляли значительную часть дружины князя Ярослава, кстати, считали его природным скандинавом, называли конунгом Ярицлейвом и очень уважали.

Ярослав Мудрый назначил грамотных специалистов для перевода и переписки книг, создав при Софийском соборе первую русскую библиотеку. Поддержка князя способствовала созданию новых литературных произведений — «Слова о законе и благодати» Иллариона, «Сказания о Борисе и Глебе». Книжный фонд монастырских и частных библиотек при Ярославе Мудром составлял около 140 000 книг.

Великий князь киевский Ярослав вошёл в историю и как неутомимый строитель, и как князь, укрепивший русскую христианскую культуру. Летописец писал о нём: «Вера христианская нача плодиться и расширяться». Мудрый правитель не только воевал с Византией, но и приглашал оттуда умелых мастеров. Именно они создали на Руси новые храмы, самым знаменитым из них стал величественный собор святой Софии в Киеве. Ярослав основывал монастыри, много сделал для организации церкви и упрочения христианской веры на русских землях.

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

Жена Ярослава – Ингегерда (в крещении Ирина), дочь короля Швеции Олафа Шьотконунга. В приданое принцесса принесла «земли Ингигерды» (Ингерманландию) с городом Ладога. Их дети разъехались по всей Европе. Изяслав женился на дочери польского короля Казимира І Гертруде. Всеволод – на византийской царевне Анне, от брака с которой родился Владимир Мономах. Вячеслав и Игорь поженились с немецкими принцессами Одой Штаденской, и Кунигундой Орламиндской. Старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Смелого, а после его гибели – женой короля Дании Свена Эстидсена. Мужем Анастасии был король Венгрии Андрей. Младшая дочь Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Король Польши Казимир I, которого Ярослав Мудрый поддержал в борьбе за трон, женился на его сестре Марии (Добронеге). Существует мнение, что у Ярослава Мудрого была еще одна дочь – Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника английского престола, который сбежал на Русь от гнева короля Кнута Великого.

ЗАВЕЩАНИЕ Внешне вполне счастливый в государственной и семейной жизни, Пожарский страдал приступами «черного недуга» — меланхолии. Возможно, его беспокоили нелады в семье. После смерти первой жены и матери его детей, Прасковьи Варфоломеевны, в 1635 г., он скоро женился на

Завещание Вокруг воцарения Федора Алексеевича и падения канцлера Матвеева — густой туман тайны. Историки не раз пытались разобраться в этих событиях, строя и обосновывая всевозможные гипотезы. Я же постараюсь предоставить имеющиеся сведения на суд читателя. Прежде

Завещание Все шло великолепно. Но предчувствия беспокоят царя. Несмотря на все успехи Лориса, в этом затишье было что-то грозное. И чем ближе возвращение в опасную столицу, тем отчетливее его мысли о смерти.11 сентября из Ливадии последовало распоряжение императора о

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА После смерти Ярослава в 1054 году согласно традиционной истории Русь была поделена на уделы между сыновьями Ярослава. Изяслав, как старший сын, получил Киев и Новгород. Святослав — Чернигов, Тмутаракань, Рязань. Всеволод —

То есть ни князья, ни простой народ не хотели замены родственных отношений более отвлеченными государственными. Именно это, считал он, и мешало созданию государства, где родственные чувства должны отступить на второй план и подпасть под другие юридические нормы. Как бы ни ссорились князья между собой, они понимали, что принадлежат к одному роду, и если возникала угроза, они должны были объединяться. К тому же единство княжеского рода поддерживалось еще тем, что каждому из них устанавливался особый порядок наследования, лестница. Князья не могли быть полноценными владельцами своих земельных угодий, они находились в выделенной им земле только до определенного времени – пока не умирал кто-то из старших, и тогда начиналось перемещение князей из одних земель в другие, по порядку старшинства. Они превосходно знали, какие земли положены им по «возрасту» и на какие они должны будут перейти впоследствии. Самовольно никто не имел права остаться на той земле, где находился. Менялся статус с младшего князя на более старшего, и тот вынужден был переезжать к новому месту жительства и службы.

Еще почитать --->  Ситуация Что Такое Аннуитетные И Дифференцированные Платежи? Электронный Журнал Азбука Права, 2023

Наставление Ярослава Мудрогоперед смертью

В лѣт̑ . ҂s҃ . ф . ѯ҃в . [6562 (1054)] Престависѧ великъıи кнѧзь Русьскъıи Ӕрославъ . и єще бо живущю ѥму . нарѧди сн҃ъı своӕ рекъ имъ . се азъ ѿхожю свѣта сего сн҃ве мои . имѣите в собѣ любовь . понеже въı єсте брат̑ӕ єдиного ѡц҃а и мт҃ре . да аще будете в любви межю собою . Бъ҃ будеть в васъ . и покоривыть въı противнъıӕ подъ въı. и будете мирно живуще . аще ли будете ненавидно живуще. в распрѧхъ и которающесѧ то погъıбнете самї . [и] [погубите] землю ѡц҃ь своихъ и дѣдъ своихъ иже налѣзоша трудомь своимь великъıмъ . но пребъıваите мирно послушающе брат̑ брата . се же поручаю в со|бе мѣсто столъ старѣишему сн҃у моєму и брату вашему Изѧславу Къıєвъ . сего послушаите ӕко послушасте мене . да то въı будеть в мене мѣсто . а Ст҃ославу даю Черниговъ . а Всеволоду Переӕславль . [а Игорю Володимерь] а Вѧчеславу Смолинескъ . и тако раздѣли имъ градъı . заповѣдавъ имъ не преступати предѣла братнѧ . ни сгонити рекъ Изѧславу . аще кто хощеть ѡбидѣти брата своѥго . то тъı помагаи ѥгоже обидѧть . и тако үрѧди сн҃ъı своӕ пребъıвати в любви . самому же болну сущю . и пришедшю Въıшегороду разболѣсѧ велми . Изѧславу тогда сущю. а Ст҃ославу Володимери. Все[во]лоду же тогда сущю у ѡц҃ѧ . бѣ бо любимъ ѡц҃емь паче всеє братьи . є же имѧше присно ү собе .

«По смерти Ярослава I княжение целым родом надолго утвердилось в Руси; в то время области, занятые первыми варяго-русскими князьями, разделялись между двумя линиями, или племенами Рюрикова рода: первую линию составляло потомство Изяслава, старшего сына св. Владимира. Мы видели, что этому Изяславу отец отдал Полоцкое княжество, волость деда его по матери Рогволода. Изяслав умер при жизни отца, не будучи старшим в роде, или великим князем, следовательно, потомство его не могло двигаться к старшинству, менять волость и потому должно было ограничиться одною Полоцкою волостью, которая утверждена за ним при Ярославе. Вторую линию составляло потомство Ярослава Владимировича, которое и начало владеть всеми остальными русскими областями. По смерти Ярослава осталось пять сыновей: старший из них, Изяслав, стал к прочим братьям в отца место; младшие братья были: Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь; у них был еще племянник Ростислав, сын старшего Ярославича, Владимира; этот Ростислав также вследствие преждевременной смерти отца не мог надеяться получить старшинство; он сам и потомство его должны были ограничиться одною какою-нибудь волостью, которую даст им судьба или старшие родичи. Ярославичи распорядились так своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепровской, трое — на юге: Изяслав — в Киеве, Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле, четвертый, Вячеслав, поставил свой стол в Смоленске, пятый, Игорь — во Владимире-Волынском. Что касается до отдаленнейших от Днепра областей на севере и востоке, то видим, что окончательно Новгород стал в зависимости от Киева; вся область на восток от Днепра, включительно до Мурома, с одной стороны, и Тмутаракани, с другой, стала в зависимости от князей черниговских; Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье — от князей переяславских. Мы сказали окончательно, потому что Белоозеро, например, принадлежало одно время Святославу; Ростов также не вдруг достался Всеволоду переяславскому: Ярославичи отдали его сперва племяннику своему, Ростиславу Владимировичу. Так владело русскими областями Ярославово потомство. Но еще был жив один из сыновей св. Владимира, Судислав, 22 года томившийся в темнице, куда был посажен братом Ярославом. Племянники в 1058 году освободили забытого, как видно, бездетного и потому неопасного старика, взявши, однако, с него клятву не затевать ничего для них предосудительного.»

«Скоро не будет меня на свете, — говорил он, — вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет виновного».

«Получив что досталось каждому по разделу, оставались ли они постоянными владельцами доставшихся им областей и как их области наследовались? Я сейчас упомянул о предсмертном завещании Ярослава. Вы, наверное, читали его ещё в гимназии, и я его не повторяю. Оно отечески задушевно, но очень скудно политическим содержанием; невольно спрашиваешь себя, не летописец ли говорит здесь устами Ярослава. Среди наставлений сыновьям пребывать в любви между собою можно уловить только два указания на дальнейший порядок отношений между братьями-наследниками. Перечислив города, назначенные каждому, завещание внушает младшим братьям слушаться старшего, как они слушались отца: «…да той вы будет в мене место». Потом отец сказал старшему сыну: «Если брат будет обижать брата, ты помогай обижаемому» Вот и всё. Но есть два важных дополнения этого завещания. В сказании о Борисе и Глебе уже известного нам монаха Иакова читаем, что Ярослав оставил наследниками и преемниками своего престола не всех пятерых своих сыновей, а только троих старших. Это — известная норма родовых отношений, ставшая потом одной из основ местничества. По этой норме в сложной семье, состоящей из братьев с их семействами, т. е. из дядей и племянников, первое, властное поколение состоит только из трёх старших братьев, а остальные, младшие братья отодвигаются во второе, подвластное поколение, приравниваются к племянникам: по местническому счёту старший племянник четвёртому дяде в версту, причём в числе дядей считался и отец племянника. Потом летописец, рассказав о смерти третьего Ярославича — Всеволода, вспомнил, что Ярослав, любя его больше других своих сыновей, говорил ему перед смертью: «Если бог даст тебе принять власть стола моего после своих братьев с правдою, а не с насилием, то, когда придёт к тебе смерть, вели положить себя, где я буду лежать, подле моего гроба». Итак, Ярослав отчётливо представлял себе порядок, какому после него будут следовать его сыновья в занятии киевского стола: это порядок по очереди старшинства.»

Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца. Сейчас мы не имеем возможности объяснить причины бездействия Бориса в такой важный исторический момент, однако итог был очевиден – князь был жестоко убит людьми Святополка.

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

О, святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.

  • Вышеслав;
  • Святополк Окаянный (княжил в Турове и Киеве);
  • Изяслав (князь полоцкий);
  • Мстислав Тмутараканский;
  • Ярослав Мудрый;
  • Всеволод (княжил во Владимиро-Волынских Землях);
  • Станислав (княжил в Смоленске);
  • Судислав (княжил в Пскове);
  • Станислав (древлянский князь);
  • Борис (княжил в Ростове);
  • Глеб (муромский княхь);
  • Позвизд.

Завещание Ярослава Мудрого

В год 1054. Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им преступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, то ты-помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви.

Правление Ярослава Мудрого (1019—1054)

1026—1036 — совместное правление великих князей Ярослава и Мстислава. Судя по источникам, новая система «двоевластия» никак не сказалась на внутренней политике Древней Руси, а коснулось, в основном, сферы внешней политики. За Ярославом остались северное и западное направления, а за Мстиславом — южное и восточное. Если на европейском направлении Ярославу пришлось активно участвовать в династических конфликтах в Швеции и Польше (1030) и вести новую войну с чудью, на границах с которой он основал город Юрьев (1030), названный в честь его тезоименного святого, имя которого он получил при крещении, то Мстиславу удалось полностью нейтрализовать Печенежскую степь и поддерживать мирные отношения с ней до самой своей кончины. Братья не гнушались действовать и сообща, например, во время очередной пограничной русско-польской войны, в ходе которой в 1031 г. они вновь отвоевали у ляхов «Червенские грады», захваченные ими во время второй княжеской усобицы.

Еще почитать --->  Справка нотариуса подтверждающая право на наследование

Приход Мстислава в Чернигов был одобрительно встречен тамошними горожанами, поскольку, по мнению историков (А. Гадло, П. Толочко, А. Карпов), этот политический акт означал, что: 1) Чернигов впервые освобождался от прямой опеки со стороны Киева и 2) в Чернигове впервые учреждался отдельный княжеский стол, что несоизмеримо повышало политический статус этого города и всей Северской земли. Естественно, такое положение вещей сильно напрягло Ярослава, и он решил действовать. Собрав в очередной раз объединенное новгородско-норманнское войско, он вышел знакомым маршрутом к Киеву, но дойдя до Любеча, он неожиданно повернул на Чернигов, рассчитывая разбить Мстислава в его же «логове». Узнав о намерениях Ярослава, черниговский князь решил упредить соперника и вышел навстречу новгородцам. Летом 1024 г. в грозовую и дождливую ночь две рати сошлись у города Листвена, где «бысть сеча сильна и страшна», в которой незаурядный полководец Мстислав наголову разбил Ярослава, и тот вновь бежал в Новгород. Находясь здесь, новгородский князь вскоре получил от черниговского князя необычное послание, в котором победитель предлагал побежденному миром поделить Русь на равные части по Днепру: «седи ты на столе своемъ Киеве, понеже ты еси стареи брате, а мне буди сторона». После долгих раздумий, видимо, так и не сумев собрать новой новгородской рати для похода на Мстислава, весной 1026 г. Ярослав пошел в Киев и у Городца подписал с черниговским князем мирный договор, по которому сводные братья разделили Русь по Днепру и стали «житии мирно и в братолюбьи, и бысть тишина велика в земли». Оба князя остались сидеть на своих столах в Новгороде и Чернигове, а стольным Киевом от имени великого князя стали управлять его наместники.

Многие историки (Е. Голубинский, М. Брайлевский, А. Карпов) также не без оснований считали, что «Слово о законе и благодати» должно было положить начало канонизации первых русских святых, в частности, княгини Ольги и князей Владимира, Бориса и Глеба. Константинопольский патриархат в категорической форме отверг канонизацию двух великих правителей Древней Руси, а канонизация Бориса и Глеба произойдет только спустя тридцать лет, что вызывает массу законных вопросов у многих ученых и богословов.

Как повествует летопись, незадолго до своей кончины Ярослав Мудрый собрал трех старших сыновей и сказал им: «се азъ отхожю света сего, а вы сынове мои имеите межи собою любовь, понеже вы есте братья одиного отца и единой матери. аще ненавистно живуще, въ распряхъ, то и сами погибнете и землю отець своихъ и дедъ погубите». При этом старшему сыну Изяславу Ярослав завещал стольный град Киев и наказал остальным его братьям «сего послушаите, якоже послушасте мене». Вскоре после этого, «разболеся велми», великий князь в сопровождении любимого сына Всеволода уехал в Вышгород, где в конце февраля 1054 г. «приспе конець житья» Ярослава Мудрого.

1021 — княжеская усобица Ярослава Мудрого с полоцким князем Брячиславом Изяславичем. Историки по-разному объясняли причины этой междоусобной войны, в том числе желанием полоцкого князя сесть на престижный новгородский стол. Но все же большинство авторов (А. Насонов, А. Кузьмин, А. Карпов) полагали, что воспользовавшись очередным конфликтом между Ярославом и новгородским посадником Константином, полоцкий князь решил расширить границы своих владений и закрепиться на одном из главных участков важнейшего торгового пути «из варяг в греки», который проходил через Усвят и Витебск. Этот поход окончился победой Ярослава, но умудренный киевский князь, не желая дальше враждовать со своим племянником, заключил с ним мирный договор и передал под его управление эти пограничные с полоцкими землями города.

Возникшая в результате лоскутная структура не могла быть стабильной и немедленно привела к тяжелым междоусобным конфликтам. Однако для нас важно отметить сам принцип раздела, который покоился на основополагающем для династического сознания франков понятии родового совладения — так называемом corpus fratrum: все сыновья умершего отца имели право на долю в его наследстве, первоначально — равную [91] ; впрочем, с большей или меньшей отчетливостью родовое совладение прослеживается во многих раннесредневековых династиях — особенно же на Руси, что, собственно, и делает франкский материал столь показательным для русиста [92] .

С другой стороны, характер уделов трех старших Ярославичей сближает Ярославов «ряд» не с «модернистским» проектом Людовика Благочестивого, а напротив — с архаическими чересполосными разделами у франков эпохи Меровингов. Если исходить из этого параллелизма, то складывается впечатление, что в середине XI в. в Среднем Поднепровье имелась какая-то выделенная область, в которой непременно должны были получить причастие Изяслав, Святослав и Всеволод. Эту область естественно отождествить с так называемой «Русской землей» в узком смысле слова, так что в «ряде Ярославле» позволительно было бы усматривать некоторый дополнительный довод в пользу существования такой «Русской земли» в X–XI, а не только в XII в. [103] Вместе с тем, в отличие от франкских разделов VI в. и более поздних, уделы Ярославичей в «Русской земле» вовсе не выглядят равноценными. Восточные пределы последней очертить трудно, но даже если они обнимали Курское Посемье, входившее в Переяславский удел Всеволода, все равно сравнивать, например, переяславскую и киевскую части «Русской земли» явно не приходится. Младшие же Ярославичи, Вячеслав и Игорь, вовсе остались без причастия в «Русской земле». Едва ли потому, что это было практически неосуществимо. Так, например, Белгород середины XI в., быв к тому времени епархиальным центром и представляя собой, судя по археологическим данным, весьма внушительный городской центр [104] , несомненно, мог бы стать и княжеским столом. Следовательно, такое неравноправие братьев входило в замысел Ярослава, являясь шагом от corpus fratrum в его чистом первоначальном виде к сеньорату.

Хронологически первым в ряду франкских разделов стоит раздел 511 г. по завещанию короля Хлодвига, создателя Франкской державы. Каждый из четырех сыновей Хлодвига получил, по сообщению Григория Турского (умер в 593/4 г.), «равную долю» («aequa lance») отцовских владений [88] , но при том так, что территориально единым оказался только удел Хлодомера, старшего сына Хлодвига от второго брака с Хродехильдой, тогда как уделы Теодерика, старшего сына Хлодвига от первого брака, а также Хильдеберта и Хлотаря, единоутробных младших братьев Хлодомера, оказались разбиты каждый на две части (см. карту на рис. 3) [89] .

Существенной, иногда определяющей составной частью политического строя древнейшей Руси были междукняжеские отношения. Коль скоро в отечественной науке утвердился взгляд на древнерусское общество как на (ранне)феодальное, исследователи не раз приходили к выводу, что ярко выступающая в источниках династически-родовая терминология служила лишь формой для феодальных по сути междукняжеских отношений [70] . Не вдаваясь здесь в дискуссию на данную тему, заметим только, что если даже смотреть на династические порядки внутри древнерусского княжеского рода лишь как на формальную оболочку, это все равно не снимает вопроса, отражала или нет ее эволюция сущностные общественно-политические процессы. Не говорим уже о том, что именно династически-родовая конъюнктура отражена в письменных источниках много полнее, чем какие-либо другие стороны общественной жизни Древней Руси. В династической же истории княжеского дома раздел Руси между сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого (1019–1054), предпринятый по завещанию последнего (так называемый «ряд Ярославль»), стал одним из важнейших этапов.

Никаких распоряжений относительно императорского титула или какого бы то ни было иного, пусть только формального, сеньората старшего из братьев, а именно Карла, документ не содержит. Удел Карла отличался, однако, тем, что включал в себя целиком всю прежнюю Франкию в узком смысле в обеих ее половинах — западной (Нейстрия) и восточной (Австразия). Это обстоятельство может показаться принципиальным, так как предыдущий раздел между самим Карлом Великим и его братом Карломаном после смерти их отца короля Пипина III в 768 г. оставлял (если не говорить о деталях) Австразию за Карломаном, а Нейстрию — за Карлом, то есть воспроизводил раздел в предыдущем поколении Каролингов: между старшими сыновьями умершего в 741 г. Карла Мартелла — Карломаном и Пипином (будущим Пипином III) [95] . Однако Карл Великий вовсе не имел идеи неделимости Франкии в узком смысле, как можно было бы подумать; это видно из его распоряжения, что в случае ранней смерти его сына Карла королевство последнего делится между братьями Пипином и Людовиком по границе раздела 768 г. между Карломаном и Карлом [96] . То, что в основе «Размежевания королевств» лежала традиционная идеология corpus fratrum видно еще и по следующему факту: заботу о судьбе папства император возлагал на всех троих сыновей совокупно [97] (хотя Рим и вся Папская область находились в уделе Пипина), причем особо оговаривал, что границы уделов проведены им именно так, а не иначе, еще и с тем, чтобы Карл и Людовик, владея соответствующими перевалами через Альпы, имели удобную возможность при случае прийти на помощь Пипину [98] .

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамота эта, то пусть не посмеются, а так скажут: «на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил»…

Княжение Ярослава Мудрого, длившееся с 1016 по 1018 и с 1019 по 1054 гг., было относительно спокойным. Борьба за территориальную целостность Руси продолжается, но на центральные рубежи государства больше никто не покушается. Даже половцы совершили свой последний поход на Киев в 1036 г.

Еще почитать --->  Необходимые документы для завещания на квартиру у нотариуса

Власть в Киеве насильно захватывает его жестокий брат Святополк, прозванный в народе Окаянным. Незадолго до смерти Владимира, Святополк и его жена были уличены в заговоре против князя, и взяты под стражу до суда. После кончины отца, соратники Святополка освободили его из темницы и возвели на престол.

2. Святополк. Второго по старшинству сына Владимира. Святополк – сын Владимира и греческой наложницы. Княжил Святополк в Турове, отец его не любил и наверняка боялся, потому попытался отослать подальше. Именно Святополк, сыграл решающую роль в грядущей междоусобной войне между сыновьями и племянниками Владимира.

Сын Ярослава Мудрого. Начал княжить в Киеве после смерти отца по его воле. При этом его братья получили княжение в других городах: Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле, Игорь — во Владимире, Вячеслав — в Смоленске. В 1067 году вместе с братьями Святославом и Всеволодом разбил полоцкого князя Всеслава Брячиславича в битве на Немиге, пленил его, привёз в Киев и посадил в земляную тюрьму. В следующем году, после поражения на реке Альте от половцев и возвращения в Киев, отказался по требованию горожан выдать им оружие и был свергнут народным восстанием, которое освободило из заключения полоцкого князя Всеслава и посадило его на княжеский престол в Киеве.

Одна из самых больших заслуг Ярослава Мудрого считается победа над печенегами в 1036 году. Со страниц летописей можно узнать, что Киев осадили кочевники, а в это же время князь отлучился в соседний город, но молниеносно вернулся в столицу и разбил вражеское войско. На несколько лет кровавые набеги на земли Руси прекратились.

Но Ярослав и Мстислав ни в чем не уступали друг другу. Борьба между ними начинается в 1023 г. Виновником смуты оказался Мстислав. Собрав войско из хазар, касогов и других подвластных ему народов, Мстислав отправляется на север. Киев взять у Мстислава не получается, но ему подчиняется Чернигов и прилегающие к нему земли. Русские земли вновь разделяются. Чтобы не допустить окончательного раскола, Ярослав призывает на помощь варягов. Противоборствующие войска встретились у местечка Листвин. Сама битва Ярослава с Мстиславом произошла глубокой ночью в грозу и дождь. Менее удачливый Ярослав был вынужден отдать победу Мстиславу и бежать в Новгород. Русь окончательно раскололась. Киев остался под управлением Ярослава, но сам князь там не показывался, опасаясь проходить через принадлежавшие брату земли.

К Владимиру «пришли болгары магометанской веры» и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.

1. Вышеслав (именно его земля досталась Ярославу Мудрому). Старший сын Владимира Святославовича. Ему велели княжить в Новгороде. Матерью Вышеслава была женщина варяжского происхождения по имени Олава. Родился он между 977 и 980 гг. и прожил недолго. Со смертью князя связана красивая легенда, повествующая о неудачном сватовстве его к правительнице Швеции – Сингрид Гордой. После смерти предыдущего мужа, бывшего конунгом всей шведской земли, Сингрид обязана была вновь выйти замуж. Среди претендентов на ее руку оказался и новгородский князь. Чем именно молодой Вышеслав, которому в то время было около 17 лет не угодил невесте, неизвестно. Но его и всю сопровождающую дружину сразу после торжественного приема сожгли в бане. Легенда повествует, что вместе с Вышеславом погиб и верный соратник Владимира – Добрыня.

  • Укрепление княжеской власти
  • Окончательное утверждение христианства : строились церкви, монастыри — в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит — Илларион.
  • Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира — система штрафов.
  • Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
  • Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
  • Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое «Завещание» детям.

Русь после Ярослава Мудрого

После смерти Ярослава Мудрого у власти на Руси встал «Триумвират Ярославичей». Это система управления Киевской Русью, существовавшая с 1054 по 1073 годы и характеризовавшаяся мирным правлением трех старших сыновей Ярослава. Во главе него оказался первенец Изяслав. Второй сын Святослав княжил в Чернигове, а третий Всеволод в Переяславле. Одна из причин существования триумвирата кроется в завещании отца, повелевшему не разжигать борьбу друг с другом и слушаться старшего Изяслава.

В 1068 году состоялось первое вторжение половцев, которое запомнилось крупной битвой «Триумвирата Ярославичей» против войск хана Шарукана Старого на реке Альте. По ее итогам Триумвират был разгромлен. Изяслав и Всеволод убежали в столицу, где пытались укрыться от врага, при этом народ требовал организовать еще один поход против кипчаков (самоназвание половцев). Однако они не поддались на уговоры людей, что привело к киевскому восстанию 1068 года. Изяслав был изгнан из Киева, а правителем стал освобожденный из плена Всеслав Полоцкий.

В 1065-1066 полоцкий князь Всеслав Брячиславич совершил поход на Псков, в результате которого не смог взять осажденный город и отступил. В 1067 году он вернулся вновь, разгромил новгородскую дружину у реки Черехи и с третьей попытки взял Новгород. Однако в этом же году братья Ярославичи наказали Всеслава, нанеся ему поражение у реки Немиги. Вскоре строптивый князь был схвачен и посажен в поруб (плен в Киеве).

О выдающихся современниках Изяслава, европейских королях, и самых важных синхронных исторических событиях Всеобщей истории данного периода читайте здесь. Знать исторических личностей и события Всеобщей истории крайне важно для успешной сдачи современного ЕГЭ.

Также был утвержден механизм наказания для тех, кто не будет соблюдать принятые решения. Он заключался в совместном выступлении против нарушителя. Таковым оказался Давид Игоревич, выступивший против князя Василько Теребовльского. Закрепив за каждым князем свой удел без права претендовать на чужой, съезд создал глубокую предпосылку для начала юридического оформления феодальной раздробленности.

Правители Древней Руси

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города — Усвят и Витебск.

В год 6534 (1026). Ярослав собрал воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у Городца. И разделили по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту. И начали жить мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране.

В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. Построение собора велось в контексте значительного расширения территории Верхнего города Киева. При Ярославе к югу от киевского детинца был заложен обширный укреплённый окольный город, именуемый в честь князя городом Ярослава. К его видным сохранившимся сооружениям относятся помимо Софийского собора и киевские Золотые ворота.

Киевский период.
В 1019 году[комм 4] Ярослав женился[комм 5] на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестили созвучным именем — Ирина[57]. В качестве «свадебного дара» от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды)[57][58][59].

1054 г. завещание ярослава мудрого

«Завещание» Ярослава Мудрого – было написано незадолго до смерти. Призывал своих детей любить друг друга, не допускать междоусобиц, называл их бедствием не только для сыновей, но и всей Руси. Только мир и согласие сделают страну могущественной.

«Русская правда» — свод законов, регулирующих отношения между людьми в обществе, что приводило в порядок общественную и государственную жизнь. Закон ещё допускал кровную месть, но мстить могли только близкие родственники. Закон защищал администрацию, имущество, рабочее население. За преступления- штраф( вира).По вире можно было понять о сущестовании социального неравенства. Например, за убийство огнищанина (управителя) — штраф 80 гривен, а смерда или холопа- 5 гривен. Были установлены штрафы за кражу, запашку чужой земли и пр.

Adblock
detector