Тарифы на общедомовые нужды в многоквартирном доме с 1 января 2023 года

Содержание

Общие домовые нужды — это сумма затрат на обслуживание общедомового имущества многоквартирного дома, которую граждане ежемесячно оплачивают управляющей компании. Очень важно понимать, как она образуется, какие коммунальные услуги туда входят и что принесет реформа ОДН.

  1. Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован.
  2. Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях.
  3. Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете.
  4. В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%.
  5. При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь.
  6. Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН.
  7. Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.

Что включает в себя содержание общего имущества дома?

Данная величина может меняться. Существует несколько факторов, которые оказывают существенное влияние на ее формирование, такие как время года, регион страны, а также не может превышать показатели, указанные в нормативных актах.

В прошлом, 2023 году жители каждого дома могли видеть строку «обслуживание общедомового имущества» в своих квитанциях. Она представляла собой разницу между общими коммунальными тратами дома и использованными ресурсами жильцов.

Реформирование порядка содержания и затрат на нужды многоквартирного дома

С начала 2023 года затраты на обслуживание общего имущества подверглись существенным изменениям. Во-первых, такой строчки в счет-квитанциях больше не стало. Данный показатель может был увеличен на 2-3% и включен в общий счет.

Составляющие общих домовых нужд

  • ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
  • ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.

Схема расчета затрат ОДН в 2023 году

На объём общих домовых нужд влияет наличие или отсутствие учётных приборов как в самой квартире, так и общей лестнице, служебных помещениях и т. д. В случае если данные приборы имеются, то объем будет равен разнице показателя учетного прибора на общей территории и индивидуальными значениями.

В противном случае используются нормативные документы. Для объема ОДН за основу берут норматив и умножают на площадь дома. Полученное значение будет разделено на всех жителей дома в зависимости от площади квартиры.

Нормативные правовые акты, которые касаются общедомовых нужд, устанавливаются властями региона, соответственно в разных регионах могут быть разные нормы. Но в любом случае жильцы должны оплачивать только существующие нормативы .

Превышение расхода воды, тепла или энергии оплатит УК или ТСЖ . Именно ответственность этих структур за излишки потребления должна заставить их произвести проверку каждого подведомственного дома, выявить утечку или хищение, случаи несанкционированного употребления ресурсов, провести работы по их сбережению и повышению энергоэффективности.

Нормы общедомовых нужд

Как снизить затраты на ОДН в 2023 году

Если говорить о многоквартирных домах старой постройки, то большие потери можно связать с износом самого дома, коммунальных сетей. Улучшить ситуацию смогут только дополнительные затраты, так как существующие платежи покрывают только ежемесячные потребности. Лишних денег нет, соответственно, приобрести, например, приборы контроля или модернизировать старые не представлялось возможным.

Наиболее неэффективной расходной статьей является электроэнергия. Общее количество, которое попадает в дом, контролируется общими учетными приборами, далее поступает в квартиры и места общего пользования. В каждой квартире присутствует счетчик, который фиксирует электроэнергию.

Оставшееся ее количество распределяется на служебные помещения, лестницы, лифты и для общего функционирования оборудования в доме. Поэтому свет практически в каждом доме используется круглосуточно, несмотря на то, что сами жильцы могут экономить на своей жилплощади.

Реформа ОДН предотвращает такие траты, помогает выявить слабые места и помочь контролировать расходы самим жильцам. Собственники квартир могут расценивать нововведения как первый шаг к оптимальному использованию ресурсов дома.

Появится возможность контролировать затраты и в каждой отдельной квартире с помощью приборов учета. Они дают более точные показатели, соответственно, легко понять, где потребление ресурсов в пределах нормы, а где выше.

В итоге жильцы смогут понять, сколько стоит обслуживание общих помещений и территорий дома. Вероятно, такой подход поможет многим жителям не только понять саму структуру формирования затрат на общее имущество, но и найти более экономичные варианты использования ресурсов дома, возможно, потребующие дополнительных вложений, но безусловно способные сделать жизнь в доме более комфортной.

Речь идет, к примеру, об освещении подъездов в энергосберегающем режиме, это тем более актуально для жителей, где в подъезде приходится слишком часто менять на редкость некачественные лампочки Ильича. Замена их возложена на УК, но как же часто приходится решать эту проблему, не дожидаясь ответственных исполнителей.

[/articles]

Места общего пользования (ОДН)

Собственнику (нанимателю) помещения (квартиры, офиса, магазина и т.п.) в многоквартирном доме наряду с помещением принадлежит также доля общего имущества дома, которая пропорциональна размеру общей площади помещения собственника. Поэтому собственник обязан оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии/горячей воды, но и потребление электроэнергии/горячей воды на общедомовые нужды.

Электроэнергия на общедомовые нужды – это электроэнергия, потребленная на освещение общей собственности всех жильцов: подъезды, лестницы и т.п.; на работу лифтов и прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме; а также потери во внутридомовых сетях.

Горячая вода на общедомовые нужды — это горячая вода, потребляемая при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также включают нормативные технологические потери горячей воды и тепловой энергии.

Собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязаны оплачивать коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, в соответствии с ст. 249 Гражданского Кодекса РФ, ст. 39 Жилищного Кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023г. №354.

Распределение расхода на ОДН осуществляется пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

При наличии общедомового прибора учета объем ОДН определяется по следующему алгоритму: из объема потребления электроэнергии/горячей воды по всему дому, зафиксированного общедомовым прибором учета, вычитается суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений и умножается на площадь помещения для которого рассчитывается ОДН и на установленный тариф. Причем данный объем не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При отсутствии общедомового прибора учета объем ОДН определяется по следующему алгоритму: объем ОДН в размере установленного норматива умножается на площадь общего имущества, далее делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений и умножается на площадь помещения для которого рассчитывается ОДН и установленный тариф. Нормативы на ОДН устанавливаются актами субъектов Российской Федерации.

Каждый гражданин оплачивает свое индивидуальное потребление, и свою долю в общедомовом потреблении, определенную в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Долги неплательщиков ни на кого не распределяются. Даже если у жителя или владельца нежилого помещения имеется долг за электрическую энергию/горячую воды, то ему все равно будет выставляться счет за потребленную электрическую энергию/горячую воду в полном объеме с соответствующим распределением на него его доли ОДН.

  • собственникам жилых помещений следует заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет;
  • своевременно и правильно передавать показания индивидуальных приборов учета;
  • выявить совместно с обслуживающей внутридомовые сети компанией недобросовестных потребителей электроэнергии/горячей воды, подключенных к сети в обход приборов учета;
  • сделать ревизию проводки (энергоаудит);
  • с целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

В соответствии с ПП РФ № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 12 (п.13) (при наличии ОДПУ) и 15 (п.17) (по нормативу).

* При наличии общедомового прибора учета определяется суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений, оборудованных и необорудованных приборами учета. Далее из объема общедомового потребления, зафиксированного коллективным прибором учета, вычитается суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений и умножается на площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения и установленный тариф.

* При отсутствии общедомового прибора учета норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Полученное произведение делится на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений и умножается на площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения и установленный тариф.

  • Изменение показаний общедомового прибора учета;
  • Изменение площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, или норматива потребления, определяемого исходя из степени благоустройства дома;
  • Отсутствие начислений за прошлый период.

Граждане, проживающие в многоквартирном доме, обязаны оплачивать расходы на общее имущество дома (ст.30 ЖК, 210 ГК РФ). В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023 г № 354(ПП № 354), распределение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, осуществляется между всеми собственниками (пользователями) пропорционально размеру занимаемой ими общей площади жилого и нежилого помещения. В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п.88 ПП №354 не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием клиента в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Еще почитать --->  Что надёжнее завещание или договор дарения

[/articles]

О площади общего имущества дома при расчёте платы за КР на СОИ

Верховный суд РФ поставил точку в затянувшемся споре управляющей домом организации и органа ГЖН о том, какие площади включаются в общее имущество собственников при расчёте платы за коммунальные ресурсы, потреблённые в целях содержания такого имущества. Читайте о доводах и решении ВС РФ по этому вопросу.

При расчёте платы за КР на СОИ используются данные о площади общего имущества дома

Поводом к судебному разбирательству по делу № А57-26118/2023 стало предписание органа ГЖН в отношении одной из управляющих организаций Саратова. По жалобе собственника помещения в многоквартирном доме надзорный орган провёл внеплановую документарную проверку УО по вопросу о том, корректно ли вёлся в июне 2023 года расчёт платы за КР на СОИ в данном доме. Речь шла об оплате горячей, холодной воды и услуг по водоотведению.

Расчёт платы за ресурсы, потреблённые в целях содержания общего имущества собственников, УО вела исходя из норматива, установленного в регионе. При этом управляющая организация использовала площадь всего общего имущества, которая составляла более 5,8 тыс. кв.м.

Орган ГЖН, завершив проверку, зафиксировал нарушение управляющей организацией п. 29 ПП РФ № 491, п. 27 приложения 1 к ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Инспекторы зафиксировали, что УО при расчёте платы за холодную, горячую воду и отведение сточных вод, израсходованных на содержание общего имущества, включила в состав ОИ помещения, не предусмотренные для расчёта такой платы.

УО использовала для расчётов платы за КР на СОИ данные о площади всех общих помещений в доме

Управляющая организация с такой точкой зрения не согласилась и подала иск в суд с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным и неисполнимым. В обоснование своей позиции УО указала, что в состав общего имущества собственников в соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 491 включаются помещения, которые не являются частями квартир и обслуживают более одного помещения.

Сюда относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, гаражи, технические подвалы, котельные, бойлерные. Услуги по их содержанию входят в минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, указанный в ПП РФ № 290, и их оплачивают собственники.

К услугам по надлежащему содержанию общих помещений в доме относятся уборка и санитарно-гигиеническая очистка таких помещений, на которую расходуются коммунальные ресурсы (п. 11 ПП РФ № 491). В соответствии с ПП РФ № 1498, плата за потреблённые в этих целях ресурсы с января 2023 года включена в перечень жилищных услуг по содержанию жилого помещения и исчисляется из расчёта стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.

Состав общего имущества для расчётов платы за КР на СОИ указан в ПП РФ № 306

Орган Госжилнадзора в суде настаивал на правильности своих выводов, сделанных после проверки деятельности управляющей организации. Представитель надзорного органа настаивал на том, что площадь общего имущества собственников в МКД, которую следует применять для расчёта платы КР на СОИ, составляет 5053,3 кв.м.

В эту площадь входят, согласно технической документации дома, лестницы, коридоры и колясочные. По мнению ГЖИ, управляющая организация неправомерно включила в расчёт площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, техподполья и пожарных выходов.

Подобные действия УО противоречат п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306, который устанавливает нормативы потребления воды и услуг по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в доме. В указанном пункте говорится о том, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме для расчёта платы за указанные КР на СОИ, определяется как суммарная площадь:

  • межквартирных лестничных площадок и лестниц;
  • коридоров, тамбуров, холлов;
  • вестибюлей, колясочных;
  • помещений охраны (консьержа).

Состав общего имущества для расчёта платы за КР на СОИ индивидуален для разных жилищных услуг

Решение по спору ВС РФ принимал, опираясь на следующие требования нормативно-правовых актов, которые приводили и все предыдущие судебные инстанции, разбирая спор:

  1. Площадь общих помещений, которая используется при расчёте платы за холодную, горячую воду и водоотведение, потреблённые на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, определяется в соответствии с требованиями ПП РФ № 306 и техническим паспортом МКД.
  2. В площадь общего имущества для расчётов за КР на СОИ по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению включаются только площади помещений, указанных в п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны согласно данным, указанным в техдокументации.
  3. Следовательно, для расчёта платы за горячую и холодную воду, водоотведение, предоставленные в целях содержания общего имущества, приняты площади не всех общих помещений, указанных в ст. 36 ЖК РФ. Перечень их индивидуализирован для расчёта конкретной жилищной услуги.
  4. При расчёте площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников в МКД, УО должна учитывать один и тот же состав как при определении нормативов КР на СОИ, так и при расчётах платы за такие услуги.

Учитывая приведённые выше требования нормативно-правовых актов, ВС РФ подтвердил правоту органа Госжилнадзора и оставил в силе принятые ранее по делу решения. Вывод Верховного суда РФ был однозначным: включение в состав общего имущества не указанных в ПП РФ № 306 площадей помещений для расчётов платы КР на СОИ по услугам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения и определения является неправомерным.

Запомнить

Управляющая домом организация, а также ТСЖ и РСО, которые начисляют жителям многоквартирных домов плату за коммунальные ресурсы, потреблённые в целях содержания общего имущества, должны чётко разделять две ситуации:

  1. Состав общего имущества, куда входят все объекты, перечисленные в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 ПП РФ № 491, используется для расчёта размера платы за содержание жилого помещения и других жилищных услуг.
  2. Состав общего имущества, который применяется при определении норматива потребления ХВС, ГВС и отведения на СОИ и при расчётах платы за эти жилищные услуги, определяется согласно п. 27 приложения 1 к ПП РФ № 306.

Расчёт платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Это подчёркивает Минстрой РФ в письме от 11.04.2023 № 12368-АЧ/04.

[/articles]

Департамент цен и тарифов разъяснил ситуацию с ростом платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Проведенный анализ причин сложившегося роста показал, что они связаны с формированием организациями, управляющими многоквартирными домами, первоначальной платы за электроэнергию на ОДН по максимально возможным нормативам, установленным постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2023 № 900 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды»:

Департамент цен и тарифов разъясняет, что расчет указанных величин производился согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды, установленный органом государственной власти по состоянию на 01.11.2023 г.

В связи с этим, по мнению департамента, управляющим компаниям следовало рассчитать первоначальную плату за коммунальные ресурсы на ОДН, ограничив начисления фактическими расходами за коммунальные ресурсы, сложившимися по многоквартирному дому на эти цели.

При последующих включениях размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах, определяется по решению собрания собственников помещений исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов на эти цели.

[/articles]

По ОДН готовы откатить назад

Департамент предлагает внести в постановление администрации Владимирской области от 18.10.2023 № 900 два важных пункта. Первый гласит, что расчёт тарифов на общедомовые нужды (ОДН) по нормативам применяется «в случае превышения фактических объемов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды над нормативными». Соответственно, если фактические объёмы потребления общедомового тепла, воды и электричества не превышены, то постановление предлагает ориентироваться на разницу показаний между ОДПУ и ИДПУ — общедомовыми и индивидуальными счетчиками.

«Установленные пунктом 1 настоящего постановления нормативы с 01.01.2023 в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, применяются в случае превышения фактических объемов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды над нормативными.

В случае не превышения фактических объемов потребления над нормативными, объем коммунального ресурса на общедомовые нужды определяется как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг»

Другое немаловажное дополнение 900-го постановления губернатора — расчёт максимального норматива по электроснабжению с учетом распределения многоквартирных домов не только по принципу этажности, как было в изначальном варианте, но и с учетом «конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, в том числе типа установленного оборудования и устройств, потребляющих электрическую энергию и входящих в состав общего имущества».

Директор регионального департамента цен и тарифов Мария Новосёлова пояснила Зебра ТВ, что подобная редакция постановления о предельных нормативах за ОДН должна побудить управляющие компании заниматься энергосбережением:

Напомним, с 2023 года плата за общедомовые нужды перешла из разряда коммунальной услуги, счёт за которую выставляли ресурсоснабжающие организации по показаниям счетчиков, в жилищную услугу, деньги за которую собирают управляющие компании по нормативам, установленным департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области. Из-за этого стоимость услуги на общедомовые нужды стали рассчитывать с квадратного метра.

Власти понадеялись на сознательность и социальную ответственность управляющих организаций, но ряд УК пошел на «итальянскую забастовку» и применил новые правила по максимуму. В итоге жители Владимира получили январские квитанции, в которых суммы на общедомовые нужды значительно превысили счета, выставленные за личное потребление. Судя по данным муниципальных СМИ, проблемы с выросшими счетами за ОДН возникли и в других городах Владимирской области.

В феврале 2023 года эксперт центра «Народная экспертиза» Алексей Смирнов в интервью Зебра ТВ предположил, что завышенную плату за ОДН в январе управляющие компании могли спокойно начислить и руководствуясь 900-м постановлением губернатора Орловой.

Хотя позже департамент цен и тарифов администрации Владимирской области разъяснил, что управляющие компании должны были рассчитать плату за общедомовые нужды, ограничив начисления фактическими расходами дома. Директор департамента цен и тарифов Мария Новосёлова признала правоту граждан, возмущённых завышенными счетами за электроэнергию на общедомовые нужды, и принесла извинения жителям 33 региона.

И вот теперь областной департамент цен и тарифов демонстрирует готовность исправить сложившуюся ситуацию, подкорректировав изначальное постановление таким образом, что всё возвратится «на круги своя»: стоимость потребленной услуги ниже норматива будет рассчитываться по счетчикам, и только в случае превышения объема потребления — по нормативу.

[/articles]

Какой норматив по ОДН должен быть в вашем доме?

Согласно документу, суммы в квитанциях жителей Владимирской области будут высчитываться, исходя из показателей счетчиков, как и прежде. Нормативы же следует применять, только если жильцы дома потребили ресурсов больше положенного (точнее, если среднемесячный объем потребления по ОДН за прошлый год превышает норматив). Однако и в этом случае злоупотреблять управляющим компаниям не дадут.

Еще почитать --->  При Покупке Медикаментов Можно Ли Предъявлять Удостоверение Ветеран Труда

Белый дом дифференцировал нормативные показатели по электроснабжению на общедомовые нужды. Ранее они различались лишь в зависимости от наличия в здании лифта: без него освещение одного квадратного метра общей площади оценивалось в 2,59 кВт·ч, с ним – в 3,06 кВт·ч. Напомним, что именно из-за того, что в формуле расчета платы за ОДН потребленные ресурсы заменили на площадь чердаков, подвалов и коридоров, помноженную на норматив, суммы в квитанциях владимирцев и выросли в разы. Теперь же, если жильцы не экономят на освещении и не берегут электроэнергию, им придется платить больше.

На основе постановления обладминистрации каждый владимирец может посчитать, каков норматив потребления для его дома. Высчитывается он простым сложением показателей в зависимости от наличия тех или иных электроприборов.

— с энергосберегающими лампочками – 0,8 кВт·ч на кв.м общей площади, без них – 1,13 кВт·ч;
— с дверными запирающими устройствами – 0,01 кВт·ч;
— с усилителями телеантенн коллективного пользования – 0,01 кВт·ч;
— с насосным оборудованием холодного и (или) горячего водоснабжения – 1,15 кВт·ч;
— с насосным оборудованием системы отопления – 0,29 кВт·ч.

— с энергосберегающими лампочками – 0,8 кВт·ч на кв.м общей площади, без них – 1,13 кВт·ч;
— с силовым оборудованием лифтов – 1,13 кВт·ч;
— с дверными запирающими устройствами – 0,005 кВт·ч;
— с усилителями телеантенн коллективного пользования – 0,005 кВт·ч;
— с насосным оборудованием холодного и (или) горячего водоснабжения – 0,63 кВт·ч;
— с насосным оборудованием системы отопления – 0,16 кВт·ч.

Максимальные нормативы, таким образом, остались прежними – 2,59 и 3,06 кВт·ч, но теперь у граждан появился стимул экономить электроэнергию, чтобы не «попадать» на нормативы или хотя бы платить по ним меньше. При этом не вполне понятно, почему дома без лифтов должны платить за электрозамки дверей, телеантенны и насосы больше, чем жители домов с лифтами.

Постановление обладминистрации уже вступило в силу и распространяется «на правоотношения, возникшие с 01.11.2023». Т.е. жителям Владимирской области, которые переплатили за свет по ОДН, теперь просто обязаны сделать перерасчет или хотя бы доказать, что все расчеты верны.

[/articles]

Одн (Сои) Тариф Владимир

3. Установленные пунктом 1 настоящего постановления нормативы с 01.01.2023 в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, применяются в случае превышения фактического среднемесячного объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды за предыдущий год над нормативным.

В случае непревышения фактического среднемесячного объема потребления коммунальных услуг за предыдущий год над нормативным объем коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг за предыдущий год, приведенных к среднемесячному показателю.

4. Установленные подпунктом 1.3 настоящего постановления нормативы применяются в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, в том числе от типа установленного оборудования и устройств, потребляющих электрическую энергию и входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Приложение N 1. НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХОЛОДНОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

[/articles]

Во Владимирской области жители многоквартирных домов будут платить за свет на общедомовые нужды не больше фактического потребления

17 марта подписано постановление администрации Владимирской области №231 о внесении изменений в постановление №900, которое внесло изменения в состав нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН) исходя из оснащенности многоквартирных домов электрооборудованием.

Согласно документу, нормативы при расчёте платы за коммунальные услуги на ОДН будут применяться только в случае превышения фактического среднемесячного объёма потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды за предыдущий год над нормативным.

Если по факту жильцы потребили меньше энергоресурсов, чем установлено нормативом, то объём коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется как разница между показаниями коллективного прибора учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков и (или) нормативов потребления коммунальных услуг за предыдущий год, приведенных к среднемесячному показателю.

Как и прежде, при расчёте по счётчикам полученный фактический объём потребления будет распределяться между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Более широкий набор нормативов по электроснабжению на ОДН отражает потребление электрической энергии каждым типом оборудования, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме. В частности, это насосное оборудование, осветительные установки, дверные запирающие устройства и усилители телеантенн.

Напомним, что с начала этого года платежи за электрическую энергию, холодную и горячую воду на общедомовые нужды «перешли» из коммунальных услуг в разряд жилищных, что вызвало ряд недопониманий. Указанное постановление принято с целью исключения неоднозначного толкования норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства при начислении платежей за общедомовые нужды в составе жилищной услуги.

[/articles]

Департамент цен и тарифов разъяснил ситуацию с ростом платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Проведенный анализ причин сложившегося роста показал, что они связаны с формированием организациями, управляющими многоквартирными домами, первоначальной платы за электроэнергию на ОДН по максимально возможным нормативам, установленным постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2023 № 900 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды»:

Департамент цен и тарифов разъясняет, что расчет указанных величин производился согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды, установленный органом государственной власти по состоянию на 01.11.2023 г.

В связи с этим, по мнению департамента, управляющим компаниям следовало рассчитать первоначальную плату за коммунальные ресурсы на ОДН, ограничив начисления фактическими расходами за коммунальные ресурсы, сложившимися по многоквартирному дому на эти цели.

При последующих включениях размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах, определяется по решению собрания собственников помещений исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов на эти цели.

[/articles]

Вместо общедомовых нужд (ОДН) теперь будет плата за содержание общедомового имущества (СОИ). Как теперь оплачивается общее потребление воды и света в многоквартирных домах?

Вскоре жители российских городов получат очередные квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те, кто проживает в многоквартирных домах, в платежках за январь должны увидеть изменения. К чему готовиться? Региональное издание «Пензенская правда» обратилась за разъяснениями в местную жилищную инспекцию.

Изменения в оплате общедомового потребления

Мы привыкли, что платим за воду и свет, использованные не только в квартирах, но и на общедомовые нужды (ОДН ). Эта плата включалась в состав коммунальных услуг и складывалась из разницы между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков вместе с нормативными объемами тех, у кого приборов нет.

Теперь плата за ОДН будет взиматься в рамках платы не за коммунальные, а за жилищные услуги, т. е. перекочует из одной строки платежки в другую. В плату за содержание жилья войдут расходы холодной и горячей воды, электроэнергии, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В чем суть изменений в оплате общедомовых нужд?

То есть в графе «Жилищные услуги» мы должны будем увидеть четыре новые строки — виды ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества: две строки — это «ГВС » (компонент «ХВС » и компонент «Тепловая энергия»), «ХВС » и «Электроэнергия ».

Кого касаются изменения в оплате общих нужд?

Нужно ли расшифровывать плату за СОИ?

И он абсолютно резонный, ведь плата за жилищные услуги в квитанциях не расписывается: значится одна цифра (например , 18,11 руб.), и в нее входит все. Но если приплюсовать СОИ к тарифу за жилищные услуги, плата вырастет, а это незаконно без решения собрания собственников. Как быть?

Куда обращаться с вопросами и жалобами

Если дом потребил ресурс сверх норматива?

Это проблема управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК: «небаланс » они оплатят ресурсникам за свой счет. Причем, по задумке законодателей, переписавших Жилищный кодекс, такое положение дел стимулирует УК, ТСЖ и ЖСК заниматься энергосбережением, тщательнее следить за утечками в сетях, всерьез бороться с воровством ресурсов, выявлять тех, кто «рисует » нули в показаниях квартирных счетчиков…

Если дом потребил ресурс меньше норматива?

А вот что касается УК, у них-то какой стимул беречь народные деньги? Ведь в один месяц дом «недолил » воды и «недожог » света до норматива, а в другой будет перебор и за него придется раскошелиться управляйке…

[/articles]

СОИ вместо ОДН — почему так дорого?!

Многие псковичи уже получили квитанции за январь от своих управляющих компаний и буквально шокированы новыми суммами. Жильцы многоквартирных домов с удивлением обнаружили в платежках новые строки — КР на СОИ. Что это за странные аббревиатуры, откуда они взялись и почему так дорого нам обходятся?

Давайте расшифруем и другие «ребусы» в квитанциях. ХВ на СОИ — то это потребленная на содержание общего имущества холодная вода, Подогр на СОИ — тепловая энергия, ХВП на СОИ (или ГВ сод. СО) — горячая вода, Эл. эн. на СОИ — электрическая энергия. Не успели мы смириться с одной аббревиатурой – ОДН (общедомовые нужды), как нам предложили новую. Зачем?

«Смысл этого изменения — уйти от аргументов «надоело платить за соседа» и «управляйка не следит за состоянием дома». Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг, ВКЛЮЧАЮТ нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Также сюда входит объем коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ.

Но НЕ ВКЛЮЧАЮТ расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно при применении нормативов УО будет нести убытки, в случае их превышения», — пояснил Алексей Кириллов.

Первое, что приходит в голову получателю квитанции-головоломки — обратиться за ответами в управляющую компанию. Но в жилищной организации, как правило, разложить все по полочкам не могут и предлагают позвонить в Расчетный центр г. Пскова. Однако дозвониться в РЦГП не так-то просто, во всяком случае, корреспонденту ЦДИ оперативно сделать это не удалось. После двух минут ожидания под бетховенскую «К Элизе» робот сообщает, что ответить никто не может, перезвоните позже.

«Давайте по порядку. Сами нормативы в Псковской области были утверждены приказом регионального госкомитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (№123-ОД от 31.10.2023) и определялись с применением аналогового и расчетного метода. Однако 26 декабря 2023 года вышли изменения в постановление правительства РФ, в котором говорится о применении только расчетного метода определения нормативов. Что и было сделано.

Еще почитать --->  Инструкция министерства юстиции завещание

По холодному и горячему водоснабжению в домах до 5 этажей норматив снизился с 0,223 и 0,124 до 0,034 и 0,034 куб.м/кв.м в месяц, а домах выше 5 и до 9 этажей с 0,106 и 0,126, до 0,024 и 0,024, что очень значительно. Что касается остальных нормативов, то они (пока) остались неизменны. И если по воде у собственников вопросов почти нет, то водоотведение и электроэнергия заставляют вспоминать «матанализ», — отметил эксперт.

По его словам, сама логика определения норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме как сумма нормативов на холодную и горячую воду кажется верной. Если не учитывать тот фактор, что содержание общего имущества — это не выливать воду на пол лестничной клетки или просто в канализацию. Но это вопросы к федеральному законодательству.

Еще интереснее вышло с нормативом на электроэнергию! Именно эта статья расходов увеличилась больше всего. Принятый норматив для Псковской области 2,6 кВтч для домов без лифта, 5 кВтч с лифтом и 6,1 для МКД коридорного и секционного типа (общежития), оборудованных лифтами. Складывается он из потребления электрической энергии на освещение, работу запирающих устройств и усилителей телеантенн. В домах с лифтом добавляются собственно лифты, а также системы противопожарной автоматики и дымоудаления.

Алексей Кириллов обратил внимание, что суммарное годовое потребление электрической энергии каждой группой оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, определено в соответствии с нормами расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных советов народных депутатов, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР в 1989 году (!). Получается, что при расчете норматива не учтены ни датчики движения, ни энергосберегающие светильники, ни современное лифтовое оборудование.

«Поэтому и свет в наших подъездах (подвалах, чердаках) горит по 4300 часов (179 дней) в году и удельная мощность систем освещения мест общего пользования в многоквартирных домах в расчете на 1 кв.м равна 7,8 Вт. Та же история и с лифтами, которые, по мнению разработчиков, потребляют электричество в режиме 24/7. По-русски говоря, для наших дней это многовато. Вот и вышло, что сравнив платежи за декабрь 2023 и январь 2023 мы получили рост оплаты в разы», — подчеркнул он.

Некоторые псковичи обратили внимание, что в квитанциях за содержание общего имущества ряд платежей дублируется. Например, есть графа «Освещение» и «Эл. эн. на СОИ». В управляющих компаниях это объясняют тем, что «Освещение» — это, что нужно оплатить по счетчику за декабрь, а «Эл. эн. на СОИ» — это уже за январь, по нормативу.

Еще одной составляющей платы за КР на СОИ являются сами тарифы на коммунальные ресурсы, которые утверждает профильный госкомитет Псковской области. Они многократно проверяются и контролируются, поэтому оснований сомневаться в них, надеемся, нет.

Но есть еще и третья составляющая — площадь жилья, о которой до сих пор идут споры — что учитывать, а что — нет. «Сейчас учитывается вся площадь, по которой проходит та или иная коммуникация. Например, для электричества это и чердаки, и подвалы, даже если в подвале только маленькое помещение, в котором находится узел учета ресурса. Да и к исходным данным есть вопросы. Не всегда информация на сайте Реформа ЖКХ и данные, применяемые УО, совпадают. Техническая документация на МКД часто бывает утеряна. Так что проверить достоверность учитываемой площади мест общего пользования бывает проблематично», — отметил специалист.

Что будет дальше? А дальше нам предстоит выяснить, могут ли собственники принять решение оплачивать КР на СОИ по прибору учета, ограничиваясь нормативом? Интересуется эксперты и тем, кто будет контролировать начисление платы за КР на СОИ? Будет ли налажена практика штрафования УО за завышенные суммы в квитанциях? «Вопросов еще много», — подчеркнул Алексей Кириллов.

Тем временем в одной из управляющих компаний в приватной беседе рассказали, что в Пскове есть дома, на которых появились объявления с призывами бойкотировать оплату квитанций за СОИ. Некоторые пенсионеры чуть ли за ружья хватаются. Что же будет дальше? «Да ничего не будет, — ответили нам в УК. — Побунтуют-побунтуют, да успокоятся. Не в первый раз».

[/articles]

Во Владимирской области плата за ОДН увеличилась в несколько раз

Получив «коммунальные» квитанции за январь, владимирцы были ошарашены, увидев в графе «содержание жилого помещения» (по-другому — «ОДН», то есть общедомовые нужды) сумму, превышающую прошлогоднюю в разы. «Чемпионом» по повышению платы за содержание общего имущества стало ЖРЭП-8, увеличившее ее в 10 раз.

Чтобы несколько погасить волнения народные, с представителями СМИ на минувшей неделе встретились общественники, которые попытались разъяснить населению, как же быть в такой непростой ситуации. А также сообщили, кто в ней виноват.

Руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» Антон Кириллов и председатель правления ВРОО «ЖКХ-Контроль» Альберт Русанен напомнили, что в этом году расходы на ОДН перешли из графы «коммунальная услуга» в графу «жилищная услуга». Постановлением обладминистрации были установлены предельные нормативы расхода электричества и воды на ОДН (раньше расходы определялись по счетчику). У управляющих компаний появилось право без решения собрания жильцов раз в год увеличивать размер платы за содержание общего имущества дома (по-другому — за техобслуживание). То есть «управляшкам» разрешили приплюсовать к «техобслуживанию» плату за ОДН, не спрашивая согласия жильцов. Причем размер этой платы они могут определить сами (в пределах норматива). И практически все УК этим воспользовались.

— Здесь начинается самое интересное, — говорит Альберт Русанен. — По той информации, которой мы располагаем на сегодняшний день, цифры в УК разнятся. Где-то плата за техобслуживание вообще не возросла. Отдельные компании повысили ее в соответствии с фактическим размером расходов на ОДН. Например, одной из жительниц Владимира, по ее словам, техобслуживание повысили на. 97 копеек: взяли показатели по ОДН за 2023 год, разделили на 12, вывели среднее число и учли повышение тарифов, которое произойдет в июле 2023 года. Это идеальная формула, по которой должны были, по идее, действовать все управляющие компании. Однако большинство УК так поступать не стали — по нашей информации, увеличение тарифа составило от полутора рублей (там где более или менее вменяемые управляющие компании) до 10-11 рублей на квадратный метр.

— Норматив — это предельная величина тарифа, — подчеркивает Альберт Русанен. — Выше нее управляющие компании подняться не имеют права. Все данные о том, сколько ресурсов истрачено фактически, у управляющих компаний есть, формула расчета достаточно простая. Но УК, очевидно, побоялись, что окажутся в минусе и поэтому просто взяли максимальную ставку.

По словам Русанена, управляющие компании предупреждены: если по обращениям граждан будет обнаружено необоснованно завышенное увеличение платы за ОДН, к нарушителям будут применены меры административного воздействия.

Как добавил общественник Антон Кириллов, необходимо создать площадку для добросовестных управляющих компаний, которые могли бы высказывать свои вопросы и предложения во избежание возникновения ситуаций, подобных нынешней. В принципе, добавил он, УК можно понять — они переживают, что ВКС выставит им запредельный счет за ОДН и они будут в убытке.

— На сегодняшний день все обращения, которые поступили к нам, в общественную организацию «ЖКХ-Контроль», — заявил Альберт Русанен, — мы передали в администрацию области, а та, в свою очередь, дала поручение Государственной жилищной инспекции провести проверки. Самый простой вариант, который существует у владимирцев, — написать обращения в ГЖИ по фактам необоснованного, по их мнению, повышения платы за ОДН. Тогда и в ваш дом придут с проверкой.

Городская администрация видит решение проблемы в несколько ином ключе. Если верить пресс-релизу, пришедшему в нашу редакцию, то на администрацию за последнюю неделю «обрушился шквал негодования и вопросов», пришлось даже созвать заседание, в котором участвовали глава города Ольга Деева, заместитель главы администрации Сергей Литвинкин, директор департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Мария Новоселова, заместитель генерального директора Единого расчетно-информационного центра Марина Шляпина, депутаты — члены рабочей группы (ее возглавил Николай Толбухин), а также представители управляющих организаций, городского совета ветеранов и общественники.

Эмоции на заседании, по сообщению пресс-службы горадминистрации, зашкаливали. Еще бы: новшество, по словам чиновников, должно было стать благом для потребителей, а обернулось благом для. в общем, совсем не для рядовых владимирцев.

Как особо отметила Новоселова, норматив — это «ограничитель», который должен заставить управляющие организации качественнее обслуживать жилфонд, более пристально следить за общедомовым имуществом, чтобы избегать потерь. Ведь если реальное потребление воды и электричества превысит норму, расплачиваться за это придется управляющим компаниям.

— Несмотря на проведенную предварительную работу, все-таки многие моменты оказались упущенными, — признала Мария Новоселова. — В частности, не проведен анализ по домам, отсюда — ошибки. Кстати, норматив по электричеству на ОДН на сегодняшний день имеет две градации: «дом с лифтом» и «дом без лифта». Норматив претерпит изменения, он будет дополнен. Любую хорошую идею можно испортить, у закона есть и плюсы и минусы. Но надо двигаться вперед.

Сергей Литвинкин назвал источником создавшейся социальной напряженности никудышную разъяснительную работу с населением. И привел в пример ЖРЭП-8. Плата за ОДН по электричеству в некоторых домах, обслуживаемых этой организацией, подскочила с 30 рублей аж до 650-ти. (Только нам, в свою очередь, хочется спросить у господин Литвинкина: разве в этой ситуации жителям помогла бы разъяснительная работа?).

Глава города Ольга Деева отметила, что не только в нашем регионе люди высказывают свое негодование новыми начислениями. Также она поддержала заместителя главы администрации: разъяснительной работы проведено мало или ее не было вообще.

Николай Толбухин взял в качестве примера два дома, которые обозначил литерами «А» и «Б». В одном установлены все счетчики, а также применены энергосберегающие технологии, в другом — нет. Между тем, норматив всех уравнивает. Все платят одинаково. Разве это справедливо?

Заместитель председателя городского Совета Лариса Пышонина поделилась своими впечатлениями: люди не понимают, что происходит. По ее мнению, новшество перечеркнуло всю предыдущую работу по энергосбережению, по налаживанию и без того непростых отношений между коммунальщиками и жителями.

После того, как чиновники поговорили, в общем-то, ни о чем, слово дали представителям управляющих организаций, которые достаточно аргументированно пытались доказать, что не должны быть крайними: у них, мол, тоже свои риски (УК боятся, что ВКС выставит им такие счета по ОДН, что не хватит денег расплатиться). Потом представители УК предложили ввести изменения в нормативы, а до момента их внесения не начислять жителям ОДН по нормативам, делать это, как и раньше, по фактическому потреблению.

В результате собравшиеся рекомендовали жителям все-таки заплатить фигурирующую в январских квитанциях сумму по ОДН. А «управляшкам» проявить здравый смысл и, учитывая обращения жителей, подготовить предложения в Государственную жилищную инспекцию и областной департамент цен и тарифов по стабилизации ситуации.

Общественники напоминают и о повышении тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение для тех жителей, которые пока не установили индивидуальные приборы учета. Для таких граждан будет применяться повышающий коэффициент — 1,5.

Если вы хотите платить меньше, есть два варианта: либо надо установить индивидуальный прибор учета (проще говоря — счетчик), либо, если первое технически невозможно, получить справку об этом из ресурсоснабжающей компании.

[/articles][/combine]

Adblock
detector