Духовном завещании святителя митрофана Воронежского

Духовное завещание» святителя Митрофана Воронежского

«Кто умалит себя, тот вознесен будет», — говорит Христос. Нередко это исполняется и в земном плане. Очень скоро за благочестие и смирение отец Митрофан, вопреки своему желанию, был возведен в игумены Яхромской обители. Во время настоятельства в Унженском Костромском монастыре он построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм вновь в честь Благовещения. Очевидно, с этим праздником, по дару благодати, у него была постоянная сокровенная связь. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет – до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Святитель Митрофан как будто не оставил нам поучений, исполненных особых откровений. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Такова заповедь святых отцов: живи так, как если бы тебе предстояло прожить на земле тысячу лет, подобно первым детям Адама, и в то же время так, как если бы завтра ты должен был умереть.

Если мы будем изо всех сил держаться Христа, ничто не повредит нам – ни голод, ни нагота, ни угрозы властителей, ни смертельная болезнь, ни гибель мира. Ни, тем более, каждодневные малые скорби, из-за которых мы так часто теряем душевный мир. Слово Божие возвещает христианам — и первым, и последним: «Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны» (1 Петр. 3, 13-14).

Небо и земля неразрывно связаны друг с другом для всех, кто неложно следует за Христом. Ибо Христос пришел на землю, чтобы соединить ее с небом. Отечество земное и Отечество небесное — то и другое дорого для христианина, но существует непреложный порядок: без верности небесному не может быть процветания земного. Более того, может быть потеряно и то, и другое.

Особую страницу в жизни святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром Первым. Он решительно выступил за полезные для Отечества преобразования молодого Царя – в частности, постройку флота в Воронеже, на которую многие тогда смотрели неодобрительно, почти с суеверным страхом. Из церковной казны им даже были выделены средства в поддержку важного для России начинания. В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить Воронежский дворец Царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра. Он убрал статуи, помирился со святым старцем, и это было началом его нового, более благоговейного отношения к православной вере.

«Дворовый человек генерал-майора М. Петр, по фамилии Юрьев, от рождения глухонемой в такой степени, что ничего не мог слышать и ничего языком не произносить, был прислан в Воронеж к тому времени, когда надлежало совершиться открытие мощей святителя Митрофана. Когда он приложился к святым мощам, то стал слышать и «произносить» слова за другими, не зная названия вещей. В следующем сентябре он начал учиться азбуке, слыша на оба уха хорошо и произнося уверенно».
«У малолетней дочери майора А. Ю. Наталии в конце июля 1832 года… во рту, на языке и деснах открылись гнойные раны. Лекарств не употребляли, потому что она не могла ничего глотать. 6 августа приобщили её Святых Тайн, и ей стало несколько лучше. На другой день поднесли к раке святителя, и как только она сподобилась приложиться к мощам угодника Божия, болезнь прошла. Когда принесли её из церкви в квартиру, рот её был уже совершенно чист, и она могла в тот же день употреблять пищу…»
«Девица графиня М. Н. в августе 1832 года почувствовала в голове мучительную боль, а в горле стеснение от внутренних спазмов, так что не могла употреблять пишу. 12 сентября родной брат болящей принес ей из Воронежа ленту, которая была положена в раку мощей свт. Митрофана. Когда этой лентой перевязали ей голову, боль несколько уменьшилась…У болящей родилось желание ехать на поклонение угоднику Христову Митрофану, и когда 18 сентября приложилась она к его мощам, и на неё была возложена мантия святителя, в тот же день ей стало лучше. Она получила возможность употреблять пищу, а боль в горле и дерганье прекратились».

«О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.

Чудеса исцелений стали записывать, и в 1831 году последовало официальное донесение об этом Святейшему Синоду. В конце 1831 году при реставрации кафедрального собора в Воронеже, при разборке помоста в правой стороне здания был обнаружен склеп, в котором находился гроб, в котором покоились мощи святителя Воронежского. О случившемся было донесено императору Николаю Павловичу. Он повелел передать дело на рассмотрение Святейшего Синода. Была создана специальная комиссия для освидетельствования мощей. Освидетельствование производилось 18 и 19 апреля 1832 года, мощи были признаны нетленными. Вскоре состоялось торжественное обретение нетленных мощей и затем 7 августа 1832 года канонизация святителя.
Торжество, которое ожидало около пятидесяти тысяч людей, начались 6 (старый стиль) августа. Крестный ход начался в два часа дня. Святые мощи были торжественно перенесены из Благовещенского собора через площадь в Архангельский собор и поставлены перед алтарем. После всенощного бдения всю ночь народ продолжал прикладываться к мощам святителя Митрофана.
На другой день 7 августа Божественная литургия совершалась двумя архиереями. Отрывок из жития святителя, глава 2 «Обретение святых мощей»: «Когда приспело время вшествия архиереев во святой алтарь, тогда и честные мощи святителя Митрофана были внесены в него царскими вратами и поставлены на горнем месте, лицом к Святому Престолу. Таким образом, святитель Митрофан вновь начальствовал в соборе своей паствы. Два архиерея стояли по сторонам его как сослужащие. По окончании литургии, при пении тропаря святителю Митрофану, честные мощи его были изнесены из алтаря и поставлены на уготованном месте, на правой стороне собора, при самом иконостасе…»
В дни торжеств, по милости Божией, происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами.
Многие верующие и в наше время приходят в Благовещенский собор, чтобы помолиться у раки святителя, который предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему обращается за помощью.

«Затем завещаю ныне, братия, и наше смирение и моление примите, о чем молю вас, и по смерти сотворите мне послушание ради Господа Бога. Священный чин всей моей епархии: священноигумены, священноиноки и мирские иереи и диаконы и весь священный чин, – сохраните себя от всяких скверных сатанинских нечистых дел; как говорит Златоуст. Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте – этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово, когда будет Бог судить всей вселенной, и внимайте, какое слово воздадите о людях, которые в пастве вашей. Потому каждый попекитесь о своем спасении и образ собой людям покажите во всяком благочестии, как евангелист Матфей повествует, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16); вам ведь придется и ответ воздать о своем стаде. Иоанн Златоуст говорит: если кто одного из своей паствы погубит по небрежности, не все ли свое потеряет спасение? Простой человек, согрешив, за свою одну душу ответ воздаст Богу, а игумен и иерей – за многих людей из своей паствы воздадут Богу ответ; которые сами молоко и шерсть от стада принимают, а об овцах не заботятся, о которых слово должны воздать в тот великий день, – как сможете избежать, если настолько не радеете о спасении?! И опять Господь сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф 23, 13).
О том же сказано у Иезекииля пророка: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез 3, 17–19).
Потому и мы, сыны и братия мои, услыхав от Владыки нашего Бога, даровавшего нам такие дары, больше же от святых отец почести и хвалы, не украсим ли сами себя кротостью и смирением и всяким благочинием и каждый да подвигнемся о своем спасении, а больше – о людях. Иоанн Златоуст говорит так: Владыка наш ради нас умер, ты же ни слово не произносишь, – и какую будешь иметь милость, какой ответ получишь, как предстанешь на Судищи Христовом со дерзновением, скажи мне? Стольких душ презрев погибель, ты ли чист от крови всех? Эти ¬слова предстанут в день Господа нашего Иисуса Христа мне и вам. И если покоритесь заповедям Господним, о чем я вам много возвещаю, они подадут вам дерзновение на Страшном Суде Христовом; если же преслушаете заповедь Господню и наше указание, – я без сомнения благовестил вам весь совет Божий, но и дал серебро торгующим: вам же следует умножить данное и заимствовать послушание пользой ко спасению наших братий.
Потому, сыновья и братия, послушайте того же Златоуста, говорящего: потому, если и согрешишь сам по себе, ничем таким не пострадаешь; но если ты иерей, то ты погиб. И многие о том подобные свидетельства – в Божественном Писании, к подвигу нашего исправления, а христианской нашей веры подтверждения, и народам – чтобы исправлять благочестие. Тем же убо, сыновья и братия, слышав об этом страшном наказе Божием к пророку, также и святых отцов наставления с угрозами, убойтесь, устыдитесь и смирите себя. Страшно ведь впасть в руки Бога Живаго: на то мы и призваны, чтобы нам собой показывать образ благочестия и так людей привести к благоразумию. Поэтому умножайте талант, вверенный вам от Бога, учите людей Божиих…»
«Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.
Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись…
Кроме того, люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем – дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.

«Воронежский цеховой В. П. одиннадцать лет страдал ощущением жестовой ломки в левой ноге, так что ходил на костыле… Услышав об исцелениях от святителя Митрофана, он пришел в собор, отслужил молебен Богородице и панихиду по святителю и с того времени почувствовал облегчение. А через неделю и костыль оставил».
Дворовая госпожи А. девица Кулешова двенадцать лет страдала … припадками… В июне 1831 года в Воронежском соборе, во время панихиды по святителю Митрофану, она закричала в припадке: «Ухо. Ухо!» (чувствуя, как после сказывала, что в ухе зашумело, оно раскрылось и что-то вылетело), потом: «Умру. Умру», и упав замертво, встала исцеленной.
Крестьянин землянского помещика ротмистра Лосева В. Г. Матвеев около 1829 года от неизвестной причины сделался слеп и оставался в таком положении два года. Но когда его мать принесла масло от лампады, горящей перед образом Богоматери над гробом святителя Митрофана, и дважды помазала ему глаза, зрение возвратилось».

Духовном завещании святителя митрофана Воронежского

На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет — до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра. Он убрал статуи, помирился сосвятым старцем, и это было началом его нового, более благоговейного отношения к православной вере.

Если Он дает нам вкусить, что значит Его Крест, это знамение того, что Он относится к нам как к возлюбленным детям Божиим. Физические страдания, унижения, поражения — все, что происходит лично с нами, с нашими близкими, с миллионами окружающих нас людей — это не просто повод для печали. Но это дается нам для того, чтобы мы могли обратиться ко Господу и узнать Его отеческую любовь и утешение. Его помощь не замедлит придти, чтобы обратить все наши беды во благо для нашей души и для всей Церкви. Эти беды не просто наш крест, но Крест Христов, и Господь несет его вместе с нами. Без Христа тяжесть этого креста раздавила бы нас.

Святитель Митрофан как будто не оставил нам поучений, исполненных особых откровений. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Такова заповедь святых отцов: живи так, как если бы тебе предстояло прожить на земле тысячу лет, подобно первым детям Адама, и в то же время так, как если бы завтра ты должен был умереть.

Если мы будем изо всех сил держаться Христа, ничто не повредит нам — ни голод, ни нагота, ни угрозы властителей, ни смертельная болезнь, ни гибель мира. Ни, тем более, каждодневные малые скорби, из-за которых мы так часто теряем душевный мир. Слово Божие возвещает христианам — и первым, и последним: «Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны» (1 Петр. 3, 13—14).

И за всех их прошу и молю брата моего, кто будет на престоле архиерейском, сотворить милость моей грешной душе: не творить притеснения и повреждения, чтобы малую отраду принять в день Страшного и праведного Суда Божия, чтобы не был никто после меня во всяких службах оскорблен. А от нашего смирения им всем мир и благословение и прощение. Потом я у них прошу молитвы и моления ко Господу Богу и прощения, если чем кого оскор­бил словом или делом, и вы меня, грешного, простите и помолитесь обо мне. Аминь.

Послушайте и еще, сыновья и братия нашего смирения о Господе, что говорит правило: если говорит правило «да извержется», то уже извержен; если говорит «да отлучится», то на некоторое время, соответственно греху, отлучится. И опять слушайте те из иерейского чина, которые живут в нечистоте и в страстях, а епитимии от Бога не принимают! Если не покаетесь и не очистите себя добрыми делами, то ожидает вас там мука вечная. Услышьте Священные Писания, говорящие: если впадет поп или диакон в блуд или другой грех сотворит, который препятствует к священнодейству, да отлучится и не служит! Также не подобает предстоять служителю Божию в святом алтаре, имущему гнев на кого-либо, но сначала пусть примирится, и тогда начнет служить со страхом и трепетом Божественную службу.

Еще почитать --->  Санатории Для Внуков Чернобыльцев

Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись; и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать.

Сотворите милость и последний мой этот долг заплатите и не делайте нам преслушания, но исполните во всем. Потому что надо апостольское учение слушать: никто своей пользы, но ближнего своего каждый пусть ищет (см.: 1Кор 10, 24 ); ищущий же, по слову евангельскому, обрящет благодать и славу, мир и милость примет от Бога, и усердно толкущему в двери милосердия Божия исполнением заповедей Господних отверзется Царство Небесное, и примут его во всерадостные кровы блаженства в нескончаемый век.

Безмерным благоволением и неизреченной благостью Всетворца нашего Бога человек, сотворенный и созданный на существование вечное по образу и по подобию Его, уже не придет в ничто никак и никогда. И его долг по всякому образу своим благородством душевным знать и славить Бога, обращаться к Нему, уповать на Него и обо всем, по учению святого апостола Павла, благодарить, с какой Своей премудростию (см. 1Сол 5, 18 ) Он все сотворил и всегда творит и претворяет, как хочет, все дела и вещи Промысла на пользу человеку – чтобы всячески в высокой блаженной жизни возобладать заповеданным имением, о котором Сам Пресладчайший Спаситель наш Иисус, возводя нас в первое достояние небесного наследия, сказал: «встаньте, пойдем отсюда» ( Ин 14, 31 ). И здесь, сколько бы лет кто ни жил, все же принимает конец жизни по пределу Божию и разрешается от жизни всякий мудро созданный человек: тело естественное, природное сродной четверке стихий предается, душа же на правосудие Божие забирается и наследует или благое, или злое воздая­ние по деяниям, которые сделала вместе со своим телом.

Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского

Потому и мы, сыны и братия мои, услыхав от Владыки нашего Бога, даровавшего нам такие дары, больше же от святых отец почести и хвалы, не украсим ли сами себя кротостью и смирением и всяким благочинием и каждый да подвигнемся о своем спасении, а больше — о людях. Иоанн Златоуст говорит так: Владыка наш ради нас умер, ты же ни слово не произносишь, — и какую будешь иметь милость, какой ответ получишь, как предстанешь на Судищи Христовом со дерзновением, скажи мне? Стольких душ презрев погибель, ты ли чист от крови всех? Эти слова предстанут в день Господа нашего Иисуса Христа мне и вам. И если покоритесь заповедям Господним, о чем я вам много возвещаю, они подадут вам дерзновение на Страшном Суде Христовом; если же преслушаете заповедь Господню и наше указание, — я без сомнения благовестил вам весь совет Божий, но и дал серебро торгующим: вам же следует умножить данное и заимствовать послушание пользой ко спасению наших братий, — но неужели обременительно и тяжко благовестить.

К тому же, братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: чтение Писаний есть отверзение небесам. Многие, не читая книг, совратились с правого пути. Вы же, сыновья и братия нашего смирения о Господе, избирайте разумения от Божественных Писаний, как добрая пчела, пребывая на цветах и нектар собирая, бытие же оставляя; ложных книг не читайте и от еретиков уклоняйтесь и общения с ними не имейте. А буесловцам и сквернословцам, богохульникам во всем, не от Божественных Писаний, а суетное и ложное говорящим на пагубу правоверным душам, заграждайте уста и возбраняйте, от Писаний слово собирая. Если же кто будет сопротивляться Преданию Соборной Церкви и нашему поучению и указанию по святым отцам, то вы, сыновья и братия, о них помолитесь, по апостолу: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16), и на истинный путь после первого и второго наказания обращайте заблудших, научите, запретите, настойте, понудите людей Божиих к благочестию, всячески исцеляйте недужных, ведь время бурное и дни лукавы, и люди на зло уклонились.

Потому детей своих духовных и приходских людей каждый на своем приходе, мужского и женского пола и их детей, неослабевая учите страху Божию и от всех богомерзких дел отвращайте, иногда молением, иногда указанием от Божественных Писаний. К тому же рассуждайте, игумены и священники, кого отлучить от Тела Христова и от Церкви на какое-нибудь время; если же кто сам сомневается, то пусть спросит сведущего, как и Господь сказал: всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 10).

Кроме того, по всем церквам из народа простым людям, кроме пономаря, в святой алтарь входить не разрешайте. Никоим образом и никогда не пребывайте во многоглаголании после вечернего пения и до литургии, когда приносите Пречистую Жертву, но, утишив мысли, молитву пошлите к своему Богу и не озирайтеся вспять в своих мыслях и ум весь имейте горe: с Ангелы вам предстоит служить; и тогда Бескровную Жертву приносите и не мыслите в тот час ни о чем земном, потому что Небесного Царя принимаете в своем сердце. Если же кому напакостит враг прелюбодейством, или гнев будет на кого-либо, или по иной какой причине, — пусть лишается службы, а недостоинство иерейское больше всего сводит гнев Божий на людей; многие невежды иереи впадшему в какой-либо грех повелевают служить, дав епитимию, тем призывая на себя бесконечную муку и их посылая на дно адово: различные падения у иерея бывают. Потому следует о таких возвещать епископам, а те пусть рассудят по правилам апостольским и святоотеческим, потому как невозможно разрешить того, кого святые отцы связали, ни связать, кого они не повелели, но только последуя Соборам святых отцов связывать и разрешать.

Кроме того, игумены и священники нашей стороны, священники и диаконы всех церквей и весь причет церковный, всякое церковное пение со страхом и по чину и по уставу целиком исполняйте, как передали нам святые отцы, особенно же Божественную литургию, на которой страшная Божественная вечеря священнодействуется, на которой Сын Божий за всех нас на спасение закалается, храните со страхом и трепетом и никогда не входите в святую церковь, имея вражду на товарища своего. Особенно со страхом и трепетом входите в святой алтарь и поклонение творите ко престолу славы Божией, а пьяный в святую церковь и в святой алтарь или имеющий гнев на кого-нибудь да не входит. Так же делать и народ учите и о спасении душ своих и о них великое попечение имейте.

Это особый угодник Божий. Особый молитвенник, который помогает даже тогда, когда люди его не просят. Является и помогает в их бедах и нуждах. Как Николай Чудотворец, скорый на помощь, великий по силе благодати и великий молитвенник за нас пред Богом. Поэтому в сегодняшний день, братья и сестры, молитесь сугубо святителю Митрофану, чтобы он даровал нам мир. Мир духовный, мир с совестью, прежде всего, и мир внешний, которого так мы хотим. Но мир этот будет только тогда, когда у нас будет мир с Богом. И недаром в кондаке святителя есть слова, в которых мы просим мира для душ наших, и доброго ответа пред Богом и прощения грехов. Дай Боже, чтобы по молитвам святителя Митрофана всё плохое, скорбное переменилось на лучшее и радостное. Но лучшее и радостное тогда будет, когда переменится наш внутренний человек. И тогда верьте, братья и сестры, что благодать Божия, действуя в нас и через нас на всё окружающее, многое изменит. То, что мы хотим изменить зачастую человеческими силами, Бог может изменить в мгновенье ока.

…Моя епископская хиротония была 5-го декабря, а первую литургию как епископ я служил 6-го декабря — в день памяти преставления святителя Митрофана Воронежского. Как раз Господь управил, что первая моя литургия как епископа была тоже в день его памяти. Всегда, с самого детства я был воспитан на особом отношении к сему угоднику Божию. Даже Николай Чудотворец, в одно время, явившись воронежскому купцу, сказал: «Вы, если что, просите обо всём святителя Митрофана, он рядом с вами. А он всё мне передаст, мы с ним там, в Царстве Небесном, вместе». Так святитель Николай Чудотворец похвалил сего угодника Божия, сказавши о единодушии, о совместном их пребывании. А значит, и о равной славе перед Богом, и о равной чести перед Богом в Царстве Небесном сего угодника Божия.

Святитель Митрофан всячески поддерживал новых переселенцев, давал им земли под монастыри, под города, под поселения. Были основаны или возобновлены такие древние пещерные монастыри, как Дивногорский, Шатрищегорский, Белогорский. Населились новые города, новые селения, а некоторые селения он брал под своё покровительство. Так, например, наше село, в котором я родился, было в епархиальных владениях святителя Митрофана. В своё время Пётр Первый, видя такую рачительность как хозяина и такое расположение его души и любви святителя к людям, настолько распространил территорию Воронежской епархии, что в её пределы входила и наша Святогорская пустынь, мы тоже были под управлением святителя Митрофана. Недаром впоследствии через 160 лет после обретения его святых мощей 20 августа 1992 года в Святогорской Лавре была отслужена первая после открытия обители Божественная литургия. Именно на праздник святителя Митрофана совершилась первая литургия в нашей обители, и совершается непрерывно по сегодняшний день.

В память о своём городе Остроге они основали город Острогожск в 1652 году. После этого было ещё две волны переселений, которые во время усиления католического западнического гнёта на Украине, когда люди подвергались этому, бежали тогда в пределы диких полей, под набеги татарские, бежали, только чтобы сохранить святое православие.

…Святитель Митрофан был прекрасным проповедником, так что из других городов приходили только чтобы послушать его проповедь. Но от всех его проповеднических трудов осталось только его завещание. Краткое, но говорящее о его высоком благочестии и о святоотеческом образе жизни:

ИЗ ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ВОРОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.
Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись; и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать.
Еще завещаю всякому чину своей епархии: православным христианам с еретиками и иноверцами, с католиками и лютеранами, кальвинистами и злобожными татары (которых гнушается Господь и Церковь Божия с богомерзкими идолами их проклинает) в общение и содружество не входить, но как от врагов Божиих и ругателей церковных от тех удалятися, совсем с иноверцами содружества не иметь и во укоризну о вере не разговаривать ни с кем и обычаев их иностранных по традициям еретическим на соблазн христианам от них не слушать и это им запрещать накрепко. Татары – зловерные еретики, отступники Святой Церкви, и все они прокляты, ведь и святой апостол Павел заповедал и от братий по общей христианской вере, пьянствующих и бесчинствующих, отлучаться и не примешиваться к ним, – насколько больше подобает всячески отлучаться от тех еретиков, развратников и хулителей святой нашей веры! Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Татары – проклятые злобожники, в них никакого добра не находится, их подобает всячески приводить в благочестивую веру, и апостольское завещанное слово так говорит: Но я писал вам, братие, не сообщаться с тем, кто, называясь братом (иноверец же больше того), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1Кор.5:11), а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха. Уклоняющиеся от этой заповеди и презирающие завещания Святой Церкви и творящие сами себе закон по гордыне как избежат клятвы, псалмопевцем всегда возвещаемой? Прокляти все уклоняющиися от заповедий Твоих (Пс.118:21), чего всех христиан избави Боже! И в другом месте говорит: извергните развращенного из среды вас (1Кор.5:13). Так явственно Сам Бог завещал, как с иноверными, еретиками и злобными водиться и общаться кому и какую дружбу подобает иметь с ними и пребывать в угождении Богу, когда все люди стоят в истине, о добрых делах прилежат и содержат благие и постоянные нравы.

Еще же говорил Господь: когда идешь на брань, освободись от всякого скверного слова, а в христианских полках и богомерзкие живые идолы – еретики, злословящие святую нашу веру и благочестие, многие иноверцы: лютеране, кальвинисты и католики неправомудрствующие, да еще и начальниками волки над христианами-агнцами, которым всякие оскорбления, бедным, творят. Не есть добро человеку-еретику, неправославному, владеть и начальствовать православными христианами и судить их. В таких чинах подобает быть православным христианам и устраивать благопотребное, ибо благодатью Божией очень много в полковых строях Российского царства царской державы людей благочестивых, в ратоборстве искусных и знающих, апостол же святой Павел очень стыдил коринфян, когда перед иноверцами судился, говорил: К стыду вашему говорю: уничиженных в Церкви (у нас же весьма отчужденных) почто сажаете судить верных, неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас (1Кор.6:5–7) судиться от неправедных, а не от святых, то есть от еретиков и злобожников неправедных татар, у которых христиане в подданстве, а не от единородных и единоверных святых христиан российских и в царстве одном живущих.

От иноверцев и прежде того в древние времена пользы было мало, потому что они были явными врагами Богу и Пресвятой Богородице, Святой Церкви и нам, христианам.
И люди нашей паствы всякого чина пусть не привыкают к иностранным непотребным обычаям и пусть, не утвержденные в вере и не знающие Писания, с иноверными о вере не беседуют и лестного их учения совсем пусть не слушают, но пусть возымеют в крепости отеческой благорассудные и воздержные поступки в делах и вещах; написано: «не буди всяким ветром носим», изменяющися скоростью непотребств, «старейших не презирай» и, всякое дело начиная, смотри на конец, какой будет всем, потому что вся тварь и время от времени быстро изменяется, и кончина смертная всем приближается, которой и я с годами и болезнью ближе подвержен

Святитель Митрофан Воронежский

«Воронежский цеховой В. П. одиннадцать лет страдал ощущением жестовой ломки в левой ноге, так что ходил на костыле… Услышав об исцелениях от святителя Митрофана, он пришел в собор, отслужил молебен Богородице и панихиду по святителю и с того времени почувствовал облегчение. А через неделю и костыль оставил».
Дворовая госпожи А. девица Кулешова двенадцать лет страдала … припадками… В июне 1831 года в Воронежском соборе, во время панихиды по святителю Митрофану, она закричала в припадке: «Ухо. Ухо!» (чувствуя, как после сказывала, что в ухе зашумело, оно раскрылось и что-то вылетело), потом: «Умру. Умру», и упав замертво, встала исцеленной.
Крестьянин землянского помещика ротмистра Лосева В. Г. Матвеев около 1829 года от неизвестной причины сделался слеп и оставался в таком положении два года. Но когда его мать принесла масло от лампады, горящей перед образом Богоматери над гробом святителя Митрофана, и дважды помазала ему глаза, зрение возвратилось».

«О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.

«Затем завещаю ныне, братия, и наше смирение и моление примите, о чем молю вас, и по смерти сотворите мне послушание ради Господа Бога. Священный чин всей моей епархии: священноигумены, священноиноки и мирские иереи и диаконы и весь священный чин, – сохраните себя от всяких скверных сатанинских нечистых дел; как говорит Златоуст. Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте – этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово, когда будет Бог судить всей вселенной, и внимайте, какое слово воздадите о людях, которые в пастве вашей. Потому каждый попекитесь о своем спасении и образ собой людям покажите во всяком благочестии, как евангелист Матфей повествует, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16); вам ведь придется и ответ воздать о своем стаде. Иоанн Златоуст говорит: если кто одного из своей паствы погубит по небрежности, не все ли свое потеряет спасение? Простой человек, согрешив, за свою одну душу ответ воздаст Богу, а игумен и иерей – за многих людей из своей паствы воздадут Богу ответ; которые сами молоко и шерсть от стада принимают, а об овцах не заботятся, о которых слово должны воздать в тот великий день, – как сможете избежать, если настолько не радеете о спасении?! И опять Господь сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф 23, 13).
О том же сказано у Иезекииля пророка: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез 3, 17–19).
Потому и мы, сыны и братия мои, услыхав от Владыки нашего Бога, даровавшего нам такие дары, больше же от святых отец почести и хвалы, не украсим ли сами себя кротостью и смирением и всяким благочинием и каждый да подвигнемся о своем спасении, а больше – о людях. Иоанн Златоуст говорит так: Владыка наш ради нас умер, ты же ни слово не произносишь, – и какую будешь иметь милость, какой ответ получишь, как предстанешь на Судищи Христовом со дерзновением, скажи мне? Стольких душ презрев погибель, ты ли чист от крови всех? Эти ¬слова предстанут в день Господа нашего Иисуса Христа мне и вам. И если покоритесь заповедям Господним, о чем я вам много возвещаю, они подадут вам дерзновение на Страшном Суде Христовом; если же преслушаете заповедь Господню и наше указание, – я без сомнения благовестил вам весь совет Божий, но и дал серебро торгующим: вам же следует умножить данное и заимствовать послушание пользой ко спасению наших братий.
Потому, сыновья и братия, послушайте того же Златоуста, говорящего: потому, если и согрешишь сам по себе, ничем таким не пострадаешь; но если ты иерей, то ты погиб. И многие о том подобные свидетельства – в Божественном Писании, к подвигу нашего исправления, а христианской нашей веры подтверждения, и народам – чтобы исправлять благочестие. Тем же убо, сыновья и братия, слышав об этом страшном наказе Божием к пророку, также и святых отцов наставления с угрозами, убойтесь, устыдитесь и смирите себя. Страшно ведь впасть в руки Бога Живаго: на то мы и призваны, чтобы нам собой показывать образ благочестия и так людей привести к благоразумию. Поэтому умножайте талант, вверенный вам от Бога, учите людей Божиих…»
«Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.
Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись…
Кроме того, люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем – дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.

Еще почитать --->  Список Документов Для Получения Льготы На Квартплату Семьям Ликвидаторов Чаэс 3

Чудеса исцелений стали записывать, и в 1831 году последовало официальное донесение об этом Святейшему Синоду. В конце 1831 году при реставрации кафедрального собора в Воронеже, при разборке помоста в правой стороне здания был обнаружен склеп, в котором находился гроб, в котором покоились мощи святителя Воронежского. О случившемся было донесено императору Николаю Павловичу. Он повелел передать дело на рассмотрение Святейшего Синода. Была создана специальная комиссия для освидетельствования мощей. Освидетельствование производилось 18 и 19 апреля 1832 года, мощи были признаны нетленными. Вскоре состоялось торжественное обретение нетленных мощей и затем 7 августа 1832 года канонизация святителя.
Торжество, которое ожидало около пятидесяти тысяч людей, начались 6 (старый стиль) августа. Крестный ход начался в два часа дня. Святые мощи были торжественно перенесены из Благовещенского собора через площадь в Архангельский собор и поставлены перед алтарем. После всенощного бдения всю ночь народ продолжал прикладываться к мощам святителя Митрофана.
На другой день 7 августа Божественная литургия совершалась двумя архиереями. Отрывок из жития святителя, глава 2 «Обретение святых мощей»: «Когда приспело время вшествия архиереев во святой алтарь, тогда и честные мощи святителя Митрофана были внесены в него царскими вратами и поставлены на горнем месте, лицом к Святому Престолу. Таким образом, святитель Митрофан вновь начальствовал в соборе своей паствы. Два архиерея стояли по сторонам его как сослужащие. По окончании литургии, при пении тропаря святителю Митрофану, честные мощи его были изнесены из алтаря и поставлены на уготованном месте, на правой стороне собора, при самом иконостасе…»
В дни торжеств, по милости Божией, происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами.
Многие верующие и в наше время приходят в Благовещенский собор, чтобы помолиться у раки святителя, который предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему обращается за помощью.

Святитель Митрофан (в миру Михаил), первый епископ Воронежский, родился в 1623 года во Владимирской области. О его родителях известно мало . Святитель Митрофан в своём духовном завещании писал: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан во благочестии нерушимом Восточной Церкви в православной вере».
Известно, до пострига в монашество, отец Михаил служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, был женат, растил сына Иоанна. Рано овдовев, ушел в монастырь. В 1663 году в Золотниковской пустыни был пострижен в иночество с именем Митрофан. Он быстро возрастал духовно, отличался от братии великим смирением и точным исполнением иноческих правил. Через три года в 1663 году преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подольский произвел его во игумена и назначил настоятелем соседнего Яхромского монастыря.
Игумен Митрофан не только заботился о духовной жизни братии и о процветании обители, но стал мудрым заботливым духовным отцом для многих мирян. Многочисленные благотворители выделяли средства для украшения монастыря и строительство нового храма в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его образа.
Игумен Митрофан очень почитал прп. Макария , часто молился, стоя на коленях у раки преподобного, и по его предстательству перед Господом получал просимое.
Вскоре Патриарх Иоаким (1674 — 1690) возводит его в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре, а 2 апреля 1682 года совершает рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. (В конце семнадцатого века во время старообрядческого раскола, для просвещения народа, было решено открыть новые епархии, в том числе и Воронежскую. С этой целью святителя и вызвали в Москву и посвятили во епископа Воронежского.)
После своего посвящения владыка Митрофан оставался некоторое время в Москве и участвовал в священном венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей .
В течение двадцати лет святитель увеличил количество церквей в епархии от 182 до 239, построил два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюговский. Одним из первых был построен заботами владыки Митрофана храм Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней и трапезной.
Следует отметить, что первое время, когда еще не был благоустроен Архиерейский дом, владыке пришлось жить на постоялом дворе. Со временем, по милости Божией, по молитвам подвижника, Воронежский край стал преобразовываться. Чудеса исцелений, которые Господь являл по молитвам Своего угодника, приводили многих людей к покаянию и истинной вере.
Епископ Митрофан много проповедовал, боролся с влиянием старообрядчества, занимался благотворительностью, открывал в сёлах школы. Милосердный святитель не только был покровителем вдов и сирот, помогал многим бедным людям материально, но даже устроил приют и лечебницу для страждущих в Архиерейском доме, ночами молился об исцелении болящих.
Владыка не уставал молиться за всех, записывая всё новые имена в синодик за здравие и за упокой. Постоянно поминал воинов, павших за отечество. Молился усердно и обо всех при нем в его епархии скоропостижно преставившихся и утопших без покаяния и без причастия и без духовных отцов скончавшихся.
В своих проповедях угодник Божий призывал паству к благочестию, покаянию, к милосердию. Просил обеспеченных людей помогать царю в строительстве флота, сам отдавал личные средства на государственные нужды.
В благодарность за поддержку, после победы в 1696 году над турками под Азовом, царь Петр I повелел святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и «Азовским».
Однажды царь прибыл в Воронеж и пожелал лично увидеть владыку. Однако владыка Митрофан благоговейно относящийся к императору, и всегда призывающий паству почитать помазанника Божьего и поддерживать его новаторские начинания, сам, заботясь о чистоте Православия, отказался входить в здание, украшенное статуями языческих богов, построенное для нужд кораблестроения, куда пригласил его находящийся в то время там царь.
Узнав причину непослушания, император Петр I разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Когда вечером царь услышал благовест к Всенощной, то очень удивился, так как накануне не было церковного праздника. Вскоре смягчился, узнав, что угодник Божий так перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения. Наконец, когда по царскому приказу из здания были вынесены все статуи, святитель пришел к царю и поблагодарил его, за то, что он сохранил ему жизнь. После это случая царь Пётр Первый проникся глубоким уважением к владыке, почитал его как великого угодника Божия.
В 1702 году владыка Митрофан тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унжинского, которого он очень почитал всю жизнь.
Двадцать третьего ноября 1703 года святитель мирно предал свою душу Господу. При его погребении присутствовал царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память!».
Похоронили святителя Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа. Еще при жизни чудотворец завещал, чтобы о нем совершались заупокойные службы и с этой целью построил предел Архистратига Михаила — его святого покровителя.
Верующие люди постоянно приходили к месту погребения подвижника, заказывали по нему панихиды. Многие стали замечать, что вскоре после этого получали помощь в житейских делах, болящие – исцелялись.

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8
Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира — его высота 97 метров.

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет. После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Молодой царь Петр I часто навещал иерарха и выражал ему свое восхищение. Но когда Митрофан понял, насколько опасно влияние на Петра западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к царю. Придя в ярость, тот под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), – велел передать ему святой. Затем, готовясь к смерти, он велел звонить в колокола к торжественной вечерне. Царь одумался и убрал статуи языческих богов, бывшие причиной этой ссоры, но не отказался от своих реформ, имевших столь серьезные последствия для истории Церкви и русского народа.

В бурный период смены власти старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона [1] и подвергавшиеся суровым преследованиям, устроили публичный спор с патриархом и несколькими епископами, одним из которых был Митрофан. Диспут проходил в присутствии правительницы царевны Софии и двух юных царей. Спор вылился в обмен оскорблениями, что привело к возмущениям, охватившим многие земли, в частности Воронежскую епархию, среди населения которой были лихие казаки, старообрядцы-раскольники и некоторое число беглых.

В епархии не хватало священнослужителей, особенно просвещенных, способных противостоять раскольническим настроениям и языческим суевериям, по-прежнему живущим в народе. Однако новый пастырь смело принялся за дело, желая прежде всего призвать священнослужителей к их духовному предназначению. «Вы – ангелы, – говорил он, – которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Епископ посетил все монастыри своей епархии и восстановил в них традиции святых отцов, напомнив монахам об их долге подвижничества и непрестанной молитвы за Церковь.

Через десять лет, узнав о достоинствах игумена Митрофана, патриарх Иоаким поставил его во главе большого монастыря под Москвой. И на новом месте святой был столь успешен в начинаниях, что ему поручили управление несколькими монастырями, а затем рукоположили в епископа новой Воронежской епархии – через несколько недель после смерти царя Феодора.

Святитель Митрофан боролся с народными суевериями, безнравственностью, влиянием старообрядцев, наставляя паству в верности учению Единой Святой Апостольской Церкви. Его труды были вознаграждены быстрым усилением авторитета Церкви, символом чего стало строительство величественной Благовещенской церкви в Воронеже.

Однажды царь Пётр, пребывая в Воронеже, по каким-то соображениям пригласил епископа Митрофана к себе. Тот пошёл к царю пешком, а когда приблизился к адмиралтейству, увидел идолов, развернулся и удалился к себе. Царь же, узнав о случившемся, вознегодовал и вновь послал за епископом. Вернувшись, посыльный передал государю, что святитель готов придти к нему, царю, с визитом лишь при условии, что идолы будут убраны прочь. Темпераментный Пётр, услышав такие слова, воспылал ещё большим негодованием и опять отправил посыльного, повелев передать, что если святитель тут же не явится к нему, то подвергнется казни, как ослушник, преступник. Святитель вновь проигнорировал приглашение, ответив через царского посыльного, что хотя царь и может умертвить его тело, но не душу, которая в руках Божьих.

Понимая, в чём состояла причина «дерзости» святителя, самодержец сумел потушить в себе пламень гнева. Между тем сам святитель, не зная, чем именно закончится эта ситуация и сознавая, что грозное царское слово может исполниться, предался молитве. Вскоре царь услышал, как в большой колокол бьют благовест. Когда он, не понимая, что бы это значило, послал разузнать, вернувшийся доложил, что святитель готовится к смерти и желает молиться соборно о вечном спасении. Царь, по-хорошему изумившись пастырской твёрдости и благочестию, повелел снести идолов (в действительности это были статуи, вероятно, стоявшие как предметы искусства), донести до святителя слова царской милости и попросить не беспокоить народ странным звоном.

Благовещенский кафедральный собор, где был захоронен св. Митрофан Воронежский, дважды подвергался перестройке. Во время ремонтов гробница переносилась на новое место, но при этом свидетели отмечали нетленность мощей старца. Церковь фиксирует две даты для почитания Митрофана, они обозначают первое и второе обретение мощей.1832 год стал годом канонизации Митрофана Воронежского. Мощи до сих пор находятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа. К месту нахождения святых мощей Митрофана едут паломники со всех уголков страны.

Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нём ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Эту просьбу поддерживали и монастырские крестьяне. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу.

Еще почитать --->  Размер Пособий Малоимущим Семьям В 2023 Году В Владимирской Области

В числе первых дел на своей кафедре епископ Митрофан организовал строительство нового, каменного храма в Воронеже. Строительство длилось около пятнадцати лет. Всё это время епископ служил в деревянной церкви. Когда работы близились к завершению, ко всеобщему сожалению выяснилось, что во время постройки были допущены ошибки, связанные с недостаточным опытом каменщиков, и здание храма признали ненадёжным.

Духовном завещании святителя митрофана Воронежского

В таком плачевном состоянии свт. Митрофан принял кафедру. Приехав в Воронеж, он остановился на постоялом дворе и вначале испытывал крайнюю нужду в средствах. Лишения касались не только его келейного обихода. Богослужения также проходили в бедной обстановке – деревянная соборная церковь совсем не соответствовала названию кафедрального собора. Свт. Митрофан не только позаботился о её украшении, но и о постройке нового, каменного собора.

До сорока лет будущий святитель жил в миру с именем Михаил и служил в церкви села Сидоровское. У отца Михаила была семья: жена и дети. Сохранились свидетельства о том, как трепетно он относился к воспитанию сына Ивана, прививая ему послушание и смирение. И даже приняв постриг, продолжал думать о сыне и общаться с ним посредством писем, продолжая наставление его в христианской вере.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.

Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.

  • О помощи в делах: «Святителю божественному Митрофану чудесными делами просветляющему припадаем ничком и просим: проси о нас (имена) Христа нашего. Да ниспошлет он, чтущим заповеди его верно, богатые милости своя. Даст жизненного утверждения и своего благословения на дела верные, чтоб сбылись они правильно и надежно, не было промаха и безуспешности в них. А мы, отче наш святитель Митрофан, прославлять молитвами будем и дальше тебя и Господа нашего Иисуса. Аминь».
  • О детях, их правильном воспитании и благополучии: «Отче святой вечный Митрофан наш покровитель, тебя просим, к тебе обращаемся о детях наших, жизнь которым Богом дана Иисусом. Сохрани их, как сможешь счастливыми. Содействуй нам родителям в правильном воспитании. Дай нам терпения необходимого: силы и воли просветить их и на дела благие, трудолюбие и терпеливость. Хранитель да прибудь с нами всегда в деле этом нелегком. Митрофан святитель и покровитель, тебе молимся: дай радости от детей и подвигни жизнь с ними рядом долгую прожить. Аминь».

Кроме того, люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем – дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.

Послушайте и еще, сыновья и братия нашего смирения о Господе, что говорит правило: если говорит правило «да извержется», то уже извержен; если говорит «да отлучится», то на некоторое время, соответственно греху, отлучится. И опять слушайте те из иерейского чина, которые живут в нечистоте и в страстях, а епитимии от Бога не принимают! Если не покаетесь и не очистите себя добрыми делами, то ожидает вас там мука вечная. Услышьте Священные Писания, говорящие: если впадет поп или диакон в блуд или другой грех сотворит, который препятствует к священнодейству, да отлучится и не служит! Также не подобает предстоять служителю Божию в святом алтаре, имущему гнев на кого-либо, но сначала пусть примирится, и тогда начнет служить со страхом и трепетом Божественную службу.

Во-первых, исповедую этим писанием мою веру, что верую в Бога, во Святой Троице Единого, по учению Самого Спасителя нашего Бога, по проповедисвятых благопроповедников апостолов и богоносных отцов Святой Восточной Церкви, и во все, что святые отцы, собранные на семи Вселенских Соборах Духом Святым, передали и научили, – в том до моего последнего издыхания пребываю, как истинный сын Святой Восточной Соборной и Апостольской Церкви, несомненно. Когда же душа моя грешная разрешится от союза плоти ее, вручаю эту душу свою непобедимому благоутробию премудрого Бога, создавшего ее, да примет ее милостиво, как свое создание; тело же мое окаянное и кости грешные предаю матери всех, от которой взяты были, чая восстать совершенным из нее в воскресение мертвых при последней трубе.

И за всех их прошу и молю брата моего, кто будет на престоле архиерейском, сотворить милость моей грешной душе: не творить притеснения и повреждения, чтобы малую отраду принять в день Страшного и праведного Суда Божия, чтобы не был никто после меня во всяких службах оскорблен. А от нашего смирения им всем мир и благословение и прощение. Потом я у них прошу молитвы и моления ко Господу Богу и прощения, если чем кого оскор­бил словом или делом, и вы меня, грешного, простите и помолитесь обо мне. Аминь.

И из того монастыря по воле и по благословению святейшего Иоакима, архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, переведен в пределы города Галича в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца нашего Макария, Желтоводского и Унжен­ского чудотворца, где положено тело его святое; и пробыл в том монастыре пять лет и шесть месяцев.

*Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде
Он подвизался в пещере близ озера Желтые воды, в 1435 году устроил там монастырь во Имя Пресвятой Троицы. В 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен, но из уважения к подвижнику вскоре отпустили его, и освободили около 400 христиан по его молитвам. Так как подвижнику было запрещено возвращаться на прежнее место, он основал новую обитель около города Унжа, на берегу одноименного озера.
Преподобный Макарий был наделен благодатным даром исцеления. Чудеса исцелений продолжались и после его блаженной кончины от его мощей. Иноки воздвигли над его ракой храм. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже.

«Воронежский цеховой В. П. одиннадцать лет страдал ощущением жестовой ломки в левой ноге, так что ходил на костыле… Услышав об исцелениях от святителя Митрофана, он пришел в собор, отслужил молебен Богородице и панихиду по святителю и с того времени почувствовал облегчение. А через неделю и костыль оставил».
Дворовая госпожи А. девица Кулешова двенадцать лет страдала … припадками… В июне 1831 года в Воронежском соборе, во время панихиды по святителю Митрофану, она закричала в припадке: «Ухо. Ухо!» (чувствуя, как после сказывала, что в ухе зашумело, оно раскрылось и что-то вылетело), потом: «Умру. Умру», и упав замертво, встала исцеленной.
Крестьянин землянского помещика ротмистра Лосева В. Г. Матвеев около 1829 года от неизвестной причины сделался слеп и оставался в таком положении два года. Но когда его мать принесла масло от лампады, горящей перед образом Богоматери над гробом святителя Митрофана, и дважды помазала ему глаза, зрение возвратилось».

«Дворовый человек генерал-майора М. Петр, по фамилии Юрьев, от рождения глухонемой в такой степени, что ничего не мог слышать и ничего языком не произносить, был прислан в Воронеж к тому времени, когда надлежало совершиться открытие мощей святителя Митрофана. Когда он приложился к святым мощам, то стал слышать и «произносить» слова за другими, не зная названия вещей. В следующем сентябре он начал учиться азбуке, слыша на оба уха хорошо и произнося уверенно».
«У малолетней дочери майора А. Ю. Наталии в конце июля 1832 года… во рту, на языке и деснах открылись гнойные раны. Лекарств не употребляли, потому что она не могла ничего глотать. 6 августа приобщили её Святых Тайн, и ей стало несколько лучше. На другой день поднесли к раке святителя, и как только она сподобилась приложиться к мощам угодника Божия, болезнь прошла. Когда принесли её из церкви в квартиру, рот её был уже совершенно чист, и она могла в тот же день употреблять пищу…»
«Девица графиня М. Н. в августе 1832 года почувствовала в голове мучительную боль, а в горле стеснение от внутренних спазмов, так что не могла употреблять пишу. 12 сентября родной брат болящей принес ей из Воронежа ленту, которая была положена в раку мощей свт. Митрофана. Когда этой лентой перевязали ей голову, боль несколько уменьшилась…У болящей родилось желание ехать на поклонение угоднику Христову Митрофану, и когда 18 сентября приложилась она к его мощам, и на неё была возложена мантия святителя, в тот же день ей стало лучше. Она получила возможность употреблять пищу, а боль в горле и дерганье прекратились».

** Иван Алексеевич с детства был слаб здоровьем, плохо видел и имел сильный дефект речи. В день, когда умер государь Федор Алексеевич, патриарх Иоаким после совета с боярами провозгласил царем 10-летнего Петра. Ему присягнули придворные, приказные служащие, гарнизон столицы и ее горожане. Однако Милославские потребовали его тоже сделать царем.
Коронование царей Иоанна V и Петра I состоялось 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля. 26 мая Дума провозгласила Ивана первым (старшим) царем, Петра — вторым (младшим), а Софью — правительницей. После ее отрешения от государственного управления царь Иоанн Алексеевич продолжал считаться равноправным с Петром самодержцем, все документы они подписывали вместе.

Святитель Митрофан (в миру Михаил), первый епископ Воронежский, родился в 1623 года во Владимирской области. О его родителях известно мало. (Из оставшихся синодиков Козмина и Макарьевского монастырей следует, что его род начинался именами лиц духовного сана, а потом продолжался именами мирских людей) Святитель Митрофан в своём духовном завещании писал: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан во благочестии нерушимом Восточной Церкви в православной вере».
Известно, до пострига в монашество, отец Михаил служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, был женат, растил сына Иоанна. Рано овдовев, ушел в монастырь. В 1663 году в Золотниковской пустыни был пострижен в иночество с именем Митрофан. Он быстро возрастал духовно, отличался от братии великим смирением и точным исполнением иноческих правил. Через три года в 1663 году преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подольский произвел его во игумена и назначил настоятелем соседнего Яхромского монастыря.
Игумен Митрофан не только заботился о духовной жизни братии и о процветании обители, но стал мудрым заботливым духовным отцом для многих мирян. Многочисленные благотворители выделяли средства для украшения монастыря и строительство нового храма в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его образа.
Игумен Митрофан очень почитал прп. Митрофана*, часто молился, стоя на коленях у раки преподобного, и по его предстательству перед Господом получал просимое.
Вскоре Патриарх Иоаким (1674-1690) возводит его в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре, а 2 апреля 1682 года совершает рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. (В конце семнадцатого века во время старообрядческого раскола, для просвещения народа, было решено открыть новые епархии, в том числе и Воронежскую. С этой целью святителя и вызвали в Москву и посвятили во епископа Воронежского.)
После своего посвящения владыка Митрофан оставался некоторое время в Москве и участвовал в священном венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей**.
В течение двадцати лет святитель увеличил количество церквей в епархии от 182 до 239, построил два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюговский. Одним из первых был построен заботами владыки Митрофана храм Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней и трапезной.
Следует отметить, что первое время, когда еще не был благоустроен Архиерейский дом, владыке пришлось жить на постоялом дворе. Со временем, по милости Божией, по молитвам подвижника, Воронежский край стал преобразовываться. Чудеса исцелений, которые Господь являл по молитвам Своего угодника, приводили многих людей к покаянию и истинной вере.
Епископ Митрофан много проповедовал, боролся с влиянием старообрядчества, занимался благотворительностью, открывал в сёлах школы. Милосердный святитель не только был покровителем вдов и сирот, помогал многим бедным людям материально, но даже устроил приют и лечебницу для страждущих в Архиерейском доме, ночами молился об исцелении болящих.
Владыка не уставал молиться за всех, записывая всё новые имена в синодик за здравие и за упокой. Постоянно поминал воинов, павших за отечество. Молился усердно и обо всех при нем в его епархии скоропостижно преставившихся и утопших без покаяния и без причастия и без духовных отцов скончавшихся.
В своих проповедях угодник Божий призывал паству к благочестию, покаянию, к милосердию. Просил обеспеченных людей помогать царю в строительстве флота, сам отдавал личные средства на государственные нужды.
В благодарность за поддержку, после победы в 1696 году над турками под Азовом, царь Петр I повелел святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и «Азовским».
Однажды царь прибыл в Воронеж и пожелал лично увидеть владыку. Однако владыка Митрофан благоговейно относящийся к императору, и всегда призывающий паству почитать помазанника Божьего и поддерживать его новаторские начинания, сам, заботясь о чистоте Православия, отказался входить в здание, украшенное статуями языческих богов, построенное для нужд кораблестроения, куда пригласил его находящийся в то время там царь.
Узнав причину непослушания, император Петр I разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Когда вечером царь услышал благовест к Всенощной, то очень удивился, так как накануне не было церковного праздника. Вскоре смягчился, узнав, что угодник Божий так перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения. Наконец, когда по царскому приказу из здания были вынесены все статуи, святитель пришел к царю и поблагодарил его, за то, что он сохранил ему жизнь. После это случая царь Пётр Первый проникся глубоким уважением к владыке, почитал его как великого угодника Божия.
В 1702 году владыка Митрофан тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унжинского, которого он очень почитал всю жизнь.
Двадцать третьего ноября 1703 года святитель мирно предал свою душу Господу. При его погребении присутствовал царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память!».
Похоронили святителя Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа. Еще при жизни чудотворец завещал, чтобы о нем совершались заупокойные службы и с этой целью построил предел Архистратига Михаила — его святого покровителя.
Верующие люди постоянно приходили к месту погребения подвижника, заказывали по нему панихиды. Многие стали замечать, что вскоре после этого получали помощь в житейских делах, болящие – исцелялись.

Святитель; Митрофан Воронежский; (; 1703)

В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет. не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание», в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения). Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Adblock
detector