Завещание духовного отца сыну

Завещание духовного отца сыну

В этом завещании отец Савва проводит глубокую мысль о непрекращающемся своем молитвенном общении с духовными чадами. Эта непреложная истина является надежным якорем для всех духовных чад, особенно малодушных, в их духовной жизни под незримым водительством своего духовного отца.

Не любите суетной чести и славы, возлюбите смирение и кротость. Смирение и любовь истребляют из души и тела все греховные страсти и привлекают благодать Божию. В этом и заключается спасение. Больше всего бойтесь и помните час смертный и Второе Пришествие Христово!

Поминайте меня в своих молитвах. До 40 дней очень желательно поминать в храмах и кормить нищих, потому что сорокадневное поминовение в храмах и питание нищих много помогает в загробной жизни. Желательно к этому отслужить еще семь заказных Божественных заупокойных литургий.

Возлюбленные мои чада духовные! Приближается переход мой из жизни временной в жизнь вечную. При кончине моей не скорбите чрезмерно, не предавайтесь излишней печали и унынию, чтобы не ослабеть вам в молитве. Молитесь усердно, да упокоит Господь душу мою в селениях праведных, и утешайтесь надеждой. Не забывайте, что душа бессмертна и любовь не умирает. Для вас я всегда буду живой.

Спасайтесь, чада мои возлюбленные! Будьте добры и милосердны, не делайте никому того, чего сами себе не желаете. Помните: спасение свое мы устрояем только тогда, когда не расстраиваем счастье других. Самое дорогое в человеке — душа, и надо в человеке уважать душу (образ Божий). Прославлять Бога, значит не осуждать ближнего. Если просишь у Господа помощи, то сам помоги ближнему: если просишь прощения грехов — сам прости ближнему.

Учреждение, которому предъявляется завещание к утверждению по смерти завещателя, независимо от суммы завещанного имущества, – окружной суд местожительства завещателя или местонахождения завещанного имущества[1412]. Срок предъявления завещания к утверждению: для пребывающих в России – годовой, а для пребывающих за границей – двухгодовой со дня смерти завещателя: если в течение этого срока завещание не будет предъявлено, то оно уже не принимается к утверждению. Исключение допускается только тогда, когда наследник по завещанию докажет, что ему не было известно о существовании завещания или срок представления к утверждению пропущен по другой законной причине. Тогда ему предоставляется отыскивать свое право наследования до истечения общего срока давности по гражданским делам, считая этот срок также со дня смерти завещателя[1413].

Домашнее завещание пишется на простой бумаге любого формата, но на целом листе, перегнутом на две равные части произвольной величины, например, завещание может быть написано на четверти листа, перегнутом на две осьмушки[1401]. Требование это основывается на том, что если представляется завещание, написанное на одной половине листа, то можно подозревать, что другая половина оторвана. Затем от домашнего завещания требуется, чтобы оно было подписано завещателем, а также лицом, писавшим завещание, если оно написано не рукою завещателя, а со слов его другим лицом, и тремя или по крайней мере двумя свидетелями, если в числе их есть духовный отец завещателя или все завещание написано рукою самого завещателя[1402]. (Свидетелями при домашних духовных завещаниях не могут быть: лица, в пользу которых завещание составлено; родственники этих лиц до третьей степени, если завещание сделано не в пользу прямых наследников, вполне или частью; душеприказчики и опекуны, назначенные по завещанию, – те, кто по закону не имеют права завещать; переписчики завещания и рукоприкладчики как завещателя, так и свидетелей, и те, кто не могут быть свидетелями по гражданским делам[1403]. – А. Г.)

Когда в завещании содержатся различные определения, из которых одни, очевидно, незаконны, другие же представляются по видимости законными, то завещание относительно последних все-таки утверждается, так что, следовательно, утверждение может относиться только к части завещания[1418] – формула римского права «utile per inutile non vitiatur» применяется и к нашему духовному завещанию. Если, по рассмотрении завещания во всех этих отношениях. (оно окажется законным, и ни с чьей стороны споров против него предъявлено не будет, то суд его утверждает к исполнению, т. е. делает о том определение в порядке охранительном и соответствующую надпись на завещании, распоряжается о печатании объявления об утверждении завещания в «Cенатских ведомостях». В случае отказа в утверждении или возникновении спора, дело об утверждении завещания подлежит рассмотрению окружного же суда в спорном порядке. Но право требовать рассмотрения дела в этом порядке ограничено двухлетним сроком со дня объявления определения, если последовал отказ в утверждении, или со дня публикации об утверждении завещания при его оспаривании; для малолетних этот срок считается со дня вступления в совершеннолетие[1419]. – А. Г.).

Подпись свидетелей должна значиться на самом листе завещания, а не на его оболочке[1404]. Обыкновенно она делается на той половине листа, на которой оканчиваются распоряжения завещателя. Так что, если завещание написано на одной только половине листа, а другая – белая, то подпись свидетелей делается на исписанной половине или хотя бы начинается здесь и потом переносится на другую половину. Свидетельство лиц, подписывающих духовное завещание, относится к личности завещателя и состоянию его при предъявлении им завещания: они удостоверяют, что лично видели его и нашли в здравом уме и твердой памяти[1405]. Отсюда видно, что свидетелям нет надобности знать содержание завещания. Но в практике свидетели нередко требуют, чтобы оно было им сообщено, и иногда довольно долго отыскивают людей, которые согласились бы подписаться свидетелями на завещании, содержание которого почему-либо сохраняется в тайне.

Письменная форма духовного завещания двояка: нотариальная и домашняя: оттого и само завещание представляется нотариальным и домашним. Весьма важное практическое различие между ними заключается в том, что подлинность нотариального завещания признается несомненной и может лишь возникнуть спор о подлоге, тогда как по поводу подлинности домашнего завещания может быть и заявлено сомнение[1398]. По важности духовного завещания, конечно, желательно, чтобы оно всегда совершалось нотариальным порядком и представляло полную гарантию своей несомненности. Однако законодательство допускает совершение духовного завещания и домашним порядком. И вот по каким мотивам: а) Законодательство считает справедливым предоставить гражданину, более или менее неограниченно, самому распорядиться судьбой имущества после его смерти. Между тем, если бы законодательство всегда требовало от духовного завещания нотариальной формы, во множестве случаев гражданину не удалось бы воспользоваться этим правом. Нотариальная форма предполагает заблаговременную заботливость о судьбе имущества по смерти лица. Но в действительности очень многие люди страшатся даже мысли о смерти и откладывают составление духовного завещания до последних минут жизни, когда уже нет возможности соблюсти нотариальную форму, когда очень часто лицо не успевает составить завещания и домашним порядком, а ограничивается словесным изъявлением последней воли, предоставляя совести законных наследников исполнить ее. b) При нотариальной форме завещания нет возможности так сохранить его тайну, как это возможно при домашнем порядке совершения. Между тем распоряжения завещателя нередко бывают такого свойства, что должны оставаться в тайне, а иначе сделаются причиной неудовольствия или даже семейной вражды.

В одном интервью батюшка жалуется на священников, «бегущих домой». Он приводит исторические примеры, такие, как жизнь и служение священноисповедника Георгия Косова. «Вот у кого можно было бы поучиться современным священникам, что значит быть “народным батюшкой”! — говорил отец Василий. — Он был простым сельским попом, а удостоился того, что о нем писали литераторы, к нему съезжались люди не только из ближних мест, но издалека. Почему? Потому что он любил народ. Он приехал в заброшенный храм, прихожан почти не было, а он стал молиться каждый день, а потом, когда пришел народ, он со всеми беседовал, почти непрерывно служил молебны, помазывал маслицем, — и так каждый день десятки лет. Почему только он один стал по-настоящему “народным батюшкой”? — Потому что его храм был открыт целый день, а иногда и полночи, и таким же открытым было его сердце».

Готовя эту статью, я прочёл большое число воспоминаний. Всюду — острота впечатлений и осознание редкостной пользы от руководства священника. Годы, проведённые рядом с отцом Василием, были временем открытий, воодушевления, прилива сил, перемены ума — абсолютным пиком всей жизни. «Отец Василий — один из тех, кто не дает отдыхать, не дает успокаиваться. Все время тормошит, будоражит ум и чувства», — так говорят о нём.

Православная вера неслучайно именуется верой отеческой, святые же — «отцами» и «матерями». Святителю отче Николае, преподобная мати Марие… Это не метафоры, но точная формула, ключ к пониманию связей внутри Ортодоксии. Верующий в Церкви занимает место ученика, и положение его в чём-то напоминает детское. Отец Василий: «Когда мне задают вопрос — что миряне должны делать для церкви, я говорю: вы обязаны ходить в храм каждую субботу и воскресенье и в праздники, не пропуская, чтобы научиться вере, надежде, терпению. Учиться, как в школе».

В этом разница взглядов отца Василия Ермакова с антисоветчиками — ценителями некоей «настоящей России» и «белого дела», приверженцами теорий о коренном перерождении и гибели народной души. От отца Василия эти деятели заимствовали неприятие лжи как основы большевизма, однако же уклонились от главного, что было у батюшки и что есть в Законе Божием: милости и жертвы за ближних — страну и соотечественников.

Я мало знал отца Василия, всего несколько встреч. Небольшой кладбищенский храм на Серафимовском был одним из духовных адресов Петербурга, по которому шли люди с различными нуждами. В кладбищенской деревянной церквушке — многолюдье и теснота. Обстановка домашняя, напоминающая церкви малых городов России: с ковриками и полотенцами на образах — милыми знаками заботы народа о доме Божием.

Завещание схиигумена Иеронима Верендякин, 1932-200

Ответ:
«Духовное завещание» схиигумена Иеронима Санаксарского несомненно «фальшивка».
Первое упоминание о «пророчествах» отца Иеронима прозвучало 30.12.2013 в статье «Пророчества Иеронима Санаксарского о России». Автор пожелал остаться неизвестным (подписался как «Очарованная душа»), тогда же был озвучен первый вариант «Завещания»:
«6 июня на 70-м году жизни (6 июня 2001 г.) после продолжительной болезни умер духовник Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин). Он был рукоположен в священники в 1974 г. Пензенским Владыкой Мельхиседеком. Служил на приходах в Пензенской епархии – в Спасске, в Пензе в Кафедральном соборе, в Клопинске. После принятия монашества стал в 1991 году духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии.
Проводил молебны о здравии болящих и этим снискал большую известность среди верующих. В январе 2009 года Православная газета «Благовест» опубликовала о нем духовный очерк, после чего в Санаксарский монастырь на могилу старца устремились со всей страны многочисленные паломники. Схиигумен Иероним также окормлял Михайловский женский монастырь Симбирской (Ульяновской) епархии. Старец Иероним похоронен на монастырском кладбище Санаксарского монастыря близ г. Темников в Мордовии.
Известность он приобрел после своих сбывшихся предсказаний о свержении в России коммунизма, канонизации Николая II, гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» – чему он стал свидетелем при жизни. Самое знаменитое, но пока не сбывшееся предсказание старца: после Владимира Путина страной будет править православный царь.
Пророчества. Иеросхимонах Иероним, Санаксарский монастырь (+ 6.06.2001):
«Слушай и не пугайся! В России уже нет Православных архиереев. По протоколу, у нас последний Патриарх, который уже не попадёт в Царство Небесное. Последний архиерей «гнусного времени» Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, получил знак от Бога – его ударили ножом в бок – это попущение Божие, знак нам всем, что больше нет архиереев праведных на Руси. Остались вместо верных архиереев одни «православные муляжи» с мешками в руках, в которых одно золото и серебро. Кто дал им это богатство? Как они им управляют? У нас уже был последний патриарх – Пимен. А этот, протокольный патриарх, не удержался перед вражеским племенем. Храмы строить уже не надо. Было вчера уже поздно. Кому строить? Православных людей не осталось почти. В церквах наличествуют попы в «красных подрясниках» – почти все жиды со звёздами.
Придёт антихрист и будет нас и вас казнить руками «красных попов». Как только нога ослика вступит во вновь отстроенный в храм Соломона – бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезёт христиан в ссылку. Будет голод страшный – уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мёртвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей – живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. Чёрные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны. А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнажёнными до наготы «красные попы». Будут возле попов верные слуги – прокуроры, милиция, налоговая служба, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я – сын антихриста», так как это будет кровосмешение. К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста. Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте, и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб и мёд. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасётесь. Земля-матушка нас, Православных христиан спасёт – по молитвам Богородицы. У последних Православных христиан будет другое богатство – молитесь и молитесь».
* * *
28.10.2023 года в статье Владимира Карпеца «Схиигумен Иероним Санаксарский: «ГЕОПОЛИТИКА ОБОЖЕНИЯ» был опубликован второй вариант «завещания»:
«. Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли – часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия. В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.
В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшая власть и священство будут исключительно у великорусов. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию. Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившаяся зверю (под руководством Царя), упасет народы жезлом железным […]».
В дальнейшем текст «Завещания» почитателями «пророческого дара» отца Иеронима видимо постоянно корректируется, Вы привели третий вариант списка.
* * *
Хотя в «Православной энциклопедии» о схиигумене Иерониме ничего не сказано, однако приведём его краткую биографию.
[Иероним (Иван Яковлевич Верендякин, 1932-2001), схиигумен, насельник Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря, родился 14 сентября 1932 года в селе Ичалках Ичалковского района Мордовской АССР в семье крестьянина.
Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года – сторожем Иоанно-Богословского собора в городе Саранске. По воспоминаниям самого батюшки, он еще в детстве хотел стать священником.
6 апреля 1975 года был рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея, епископом Пензенским и Саранским Мелхиседеком (Лебедевым). Назначен настоятелем Покровской церкви села Спасского Рузаевского района.
В 1979-ом переведен на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске.
В 1983-ем переведен настоятелем Никольской церкви в селе Колопино Краснослободского района Мордовской АССР.
В 1987 году возведен в сан протоиерея.
В те годы правящий архиерей Пензенской и Саранской епархии Серафим (Тихонов) отзывался о нем так:
«Скромный и исполнительный. Любим прихожанами. Образ жизни ведет безупречный».
В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна написали прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество.
27 апреля 1990 года был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. Постриг в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии совершил архимандрит Модест (Кожевников).
В том же году назначен также настоятелем Никольской Церкви в селе Старое Синдрово Краснослободского района, оставаясь и настоятелем Колопинской церкви.
В 1991-ом ко дню святой Пасхи возведён в сан игумена патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Недолго служил настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии.
24 мая 1991 года определён насельником Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником.
19 декабря 1992 года пострижен в великую схиму с наречением имени в честь блаженного Иеронима Стридонского. Постриг совершил наместник монастыря, архимандрит Варнава (Сафонов).
Кроме послушания братского духовника схиигумен Иероним был ещё и духовником Свято-Тихвинского Куриловского женского монастыря и других монастырей Мордовии, Михаило-Архангельского женского монастыря Симбирской епархии.
В последний год жизни тяжёло болел. Скончался 6 июня 2001 года. Отпевание 8 июня возглавил наместник архимандрит Варнава (Сафонов) в сослужении прибывшего из разных мест духовенства при огромном стечении верующих. Погребён на братском кладбище Санаксарского монастыря, у алтаря Воскресенского храма].
* * *
Начало «славы» схиигумена Иеронима, как старца, положила статья Антона Жоголева «Батюшка Иероним» от 17.01.2009 года в православной газете «Благовест»:
«В конце августа я вновь побывал в Санаксарском монастыре. Признаюсь, что после выхода в свет книги о старце схиигумене Иерониме (Верендякине, + 6 июня 2001 г.), с некоторой тревогой посетил я прославленную мордовскую обитель. Что-то скажут мне санаксарские монахи, как-то встретит меня сам батюшка Иероним…
А вот и она – могилка старца. Прежний простенький деревянный крест стоит прислоненным к стене храма, выкопанный из земли. На его месте на могиле установлен красивый кипарисовый крест с распятием. Еще на могиле старца появились записочки от многочисленных прихожан. Записочки эти люди бережно складывают в вазочку с цветами. Чтобы старец услышал, заступился и помог… А рядом с могилой – «песочница», над которой табличка: «Здесь можно взять землицу с могилы батюшки».
Отец Иероним и по смерти своей не оставил без помощи и окормления ни духовных чад своих, ни Санаксарскую обитель, духовником которой он был на протяжении многих лет. Все время, проведенное в монастыре, я незримо ощущал на себе его любящий, но и по-схимнически строгий взгляд. А уже перед самым отъездом из монастыря бывший келейник старца Иеронима иеродиакон Амвросий передал мне для публикации несколько писем от санаксарских паломников с рассказами о чудесном заступлении старца Иеронима. Публикацию этих и некоторых других свидетельств чудесной помощи старца хочу все же предварить кратким предисловием.
Готовя к изданию книгу о старце Иерониме, работая с письмами – свидетельствами людей, которым уже из Вечности протянул руку помощи схиигумен Иероним, меня иногда посещало тревожное чувство. Сколько раз ощущал я при его жизни молитвенную помощь Старца! Несколько раз сподобился видеть его во сне, слышать от него – на расстоянии сотен километров! – слова назидания и утешения… И вот ушел он в Вечность – и словно забыл обо мне… Но спустя неделю после возвращения из монастыря, в ночь на 3 сентября, я наконец-то встретился со старцем Иеронимом во сне… Но до чего необычной была наша короткая встреча!
Снилось мне, будто я приезжаю к отцу Иерониму, чтобы задать какие-то вопросы. Но вокруг места, где он живет, толпятся приехавшие отовсюду паломники. Осаждают старца вопросами, просьбами об исцелении, житейскими проблемами… Встаю в эту огромную очередь и я. И вот вижу окруженного толпой Старца. Но что это? Лик его, как и при жизни, светел и чист, но только уж очень бледное у него лицо, точно фарфоровое, и огромная усталость, измождение во взоре. Так и кажется, что не выдержит он всю эту тяжесть чужих скорбей и упадет под непосильной ношей… И все же я подхожу к нему и не обинуясь задаю свои вопросы… Спросил, а отвечать мне на их уже некому. Отец Иероним… исчез! Все бросились его искать, и я тоже, но нигде его не нашли. Изумленный его таинственным исчезновением, иду я по какой-то пустынной местности. Вдруг случайно оглядываюсь и вижу, что под мостом, в какой-то небольшой пещерке, сидит, спрятавшись от осаждающих его паломников, батюшка Иероним. Справиться с таким потоком просителей он не в силах, и надо ему какое-то время отсидеться в одиночестве, в утлой пещерке, догадываюсь я. И решаю, что никому не скажу про то, где притаился старец. Но возле гостиницы меня ждут два милиционера. Они тоже разыскивают пропавшего отца Иеронима. Им сообщили, что я был последним, кто говорил с ним. Они строго спрашивают меня, зачем я приехал к старцу и какие вопросы задавал… И тут вместо меня один сотрудник газеты вмешивается в разговор и говорит так: «Да ведь отец Иероним духовник нашей редакции. » После этих слов стражи порядка смягчаются ко мне. И я тихонько, чтобы никто из паломников не услышал, сообщаю им место, где только что видел спрятавшегося от посетителей Старца… На этом сон оборвался.
Что и говорить, не слишком радостной была эта наша встреча. Да и на свои вопросы ответа я так и не получил… Долго бы мне пришлось оставаться в недоумении от этого сна, если бы один духовный человек не разъяснил мне увиденное. Наверное, могут быть какие-то другие объяснения. А может быть и вовсе лучше ничего не истолковывать, вспомнив об аскетическом монашеском правиле «не принимать и не отвергать» все необычное. И все же мне думается, что это увиденное важно не только для меня и проливает свет на один очень важный феномен. Книга о старце Иеронима и многочисленные публикации о нем в Православной периодике вызвали мощную волну молитв верующих людей к еще не прославленному батюшке Иерониму. Паломники и ТАМ не оставили в покое батюшку, как не давали ему ни минуты роздыху во время его земной жизни. Только теперь они не караулят, как прежде, его у дверей кельи, а стучат и стучат к нему в Небесный Кров с просьбой помочь, исцелить, заступиться… И по своему человеколюбию отец Иероним как при жизни всего себя, без остатка, отдавал людям, так и сейчас предстательствует пред Богом о каждом обращающемся к нему с молитвенным прошением. Но есть духовные законы и правила, которые почти не знают исключений. Особое дерзновение молитвенно ходатайствовать пред Богом за людей имеют уже канонизированные, прославленные Церковью святые. Не прославленные Церковью даже и известные подвижники благочестия, в числе которых, я уверен, и находится батюшка Иероним, такой дерзновенной силы все же, как правило, не имеют. И хотя они тоже приходят на помощь к тем, кто к ним обращается, для этого им требуются гораздо большие духовные усилия… Мы слишком рано стали молиться старцу, позабыв о своем долге любви молиться о старце (об этом, кстати замечу, сказал мне в личном разговоре известный многим паломникам санаксарский иеромонах Венедикт). Не только мы нуждались и нуждаемся в молитве о нас старца, но и он для осуществления своего великого служения молитвенного предстательства за весь мир тоже нуждается в наших молитвах. Читая уже написанный (!) акафист отцу Иерониму, не забыть бы нам заказывать по нему обедни, сорокоусты и панихиды. Прося почившего старца о помощи, не забудем и его поминать в своих молитвах. Тогда и у него достанет сил молиться за нас и за весь мир…
Интересно, что матушка Ирина Шикина, вдова покойного дивеевского иеромонаха Владимира (Шикина, + 2000 г.), у которого на могиле в Дивеево также много записочек с молитвенными прошениями, рассказала самарской паломнице рабе Божией Ольге, что одна женщина после смерти отца Владимира увидела его во сне на… костылях. Видно, и ему тяжела эта непомерная ноша народной любви — молитвенно предстательствовать за сотни и сотни людей. Ведь одно дело стяжать своей праведной жизнью Небесную награду, и совсем другое – после смерти получить дерзновение предстательствовать за людей в молитвах.
Пишу я это вовсе не для того, чтобы посеять сомнение в духовной мощи этих двух праведников. Хочу лишь сказать, что старец схиигумен Иероним еще в своей земной жизни перешел рубеж, отделяющий обыденность от чуда. И видимо Санаксарскому монастырю нужно постепенно, хотя и без спешки и суеты, начинать подготовительную работу к возможной будущей канонизации старца Иеронима. Ни о каком немедленном прославлении речь, конечно же, не может идти – и это тоже один из неписаных духовных законов, который нельзя нарушать. Еще слишком недавно отошел от нас в Вечные обители батюшка Иероним. Но если эта работа будет иметь Божие благословение, то рано или поздно, а вернее всего – когда это будет угодно Богу, наступит радостный день, когда Православная Россия обретет еще одного великого предстателя за всех, кто обратится к нему в молитве за помощью. И сотни людских уст уже с твердой уверенностью в том, что будут непременно услышаны, наконец произнесут: «Отче Иерониме, моли Бога о нас!»».
* * *
Как видим из статьи Антона Жоголева «Батюшка Иероним» от 17.01.2009 года:
во-первых, он в январе 2009 года ничего ещё не знает о существовании «Духовного завещания» схиигумена Иеронима Санаксарского.
во-вторых, он честно пишет: «келейником старца Иеронима последние восемь лет был иеродиакон Амвросий», откуда взялся игумен Тихон, келейник о. Иеронима по «Духовному завещанию» абсолютно не понятно,
в-третьих, книгой о старце Иерониме брошюру Антона Жоголева за 2008 год очень трудно назвать, по настоящему, книгой стало переиздание «Старец Иероним, по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского» за 2012 год:
«Автор-составитель книги – редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев – лично знал отца Иеронима. После первых публикаций в «Благовесте» о санаксарском старце имя батюшки Иеронима стало известным по всей России. Тысячи людей обрели молитвенного предстателя пред Богом, а для многих из них схиигумен Иероним стал духовным наставником. В этой книге собраны журналистские очерки о духоносном старце, а также воспоминания тех людей, в чьей жизни встреча с батюшкой Иеронимом оставила неизгладимый след. »
(Правда, здесь автор книги и редактор Православной газеты «Благовест» соврал, никакого благословения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского получено не было, да, и братия Темниковского Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря о «литературной деятельности» Антона Жоголева ничего не знала и благословения на издание его «Воспоминаний» не давало, о чём наместник монастыря (с 24 декабря 2010) Иннокентий (Руденко) неоднократно делал заявления).
Да, и сам, Антон Жоголев, пишет:
«В конце августа я вновь побывал в Санаксарском монастыре. Признаюсь, что после выхода в свет книги о старце схиигумене Иерониме (Верендякине, + 6 июня 2001 г.), с некоторой тревогой посетил я прославленную мордовскую обитель. Что-то скажут мне санаксарские монахи…».
В-четвёртых, никаких «пророчеств» от старца Иеронима в первом сочинении Антона Жоголева за 2008 год приведено не было, всё ограничилось «бытовыми воспоминаниями» самого старца и его духовных чад:
«Старец… В Православии это не столько возрастное, сколько духовное понятие. Старцами называют лишь тех немногих, кто стяжал благодать сердечной молитвы, кто имеет особое дерзновение пред Богом молиться за весь мир и подавать духовные советы ближним.
По молитвам старца происходили чудеса исцелений, решались казавшиеся неразрешимыми житейские ситуации, страждущие получали духовные советы и утешение…
Тысячи людей обрели молитвенного предстателя пред Богом, а для многих из них схиигумен Иероним стал духовным наставником…
Был он мудр не той внешней книжной мудростью, …а мудростью духовной, внутренней, идущей от Бога. Он был, согласно Писанию, «безумен в веке сем» (1 Кор.3, 18), но это как раз именно то безумие, которое и есть мудрость в очах Божиих.
Еще при жизни он перешагнул за незримый рубеж, отделяющий обыденность от чуда. Многим… он являлся во сне, – давал советы, оказывал поддержку, находясь при этом за сотни километров. Его молитва оказывала немедленное и очень сильное действие. Сам его образ помимо сознания влиял на душу человека…
Тысячи паломников, посещавшие Рождество-Богородицкий Санаксарский мужской монастырь, знали схиигумена Иеронима как любвеобильного старца-утешителя. Множеству страдавших от физических и душевных болезней он помог своими молитвами. Вся жизнь батюшки была ярчайшим примером истинного смирения и послушания Богу и Его Заповедям. ».

Еще почитать --->  Перебои С Электричеством Москва

Из воспоминаний Ксении М. (Волгоград):
«Мне было 11 лет, я с детства ходила в храм, и, наверное, поэтому у меня уже с детства были скорби, такие скорби, что я доходила до отчаяния. Однажды в храме я услышала про батюшку Иеронима. Женщина что-то рассказывала о святой жизни старца и о его неизмеримой любви к людям. Последнее для меня было, конечно, намного важнее первого. Я долго думала – писать или не писать, потом помолилась и с трясущимися от страха руками в письме поплакалась батюшке на мою жизнь. Ответ пришел очень быстро – через две недели.
И всегда, когда враг одолевает, когда на душе тяжело, я открываю письмо старца и читаю: «Мир тебе, дорогая Ксения, и Божие благословение!» И еще: «Будем за тебя молиться…». Значит, Батюшка жив! Значит, он стоит пред Престолом Небесным и невидимо за нас молится Богу!».

Из воспоминаний старца Иеронима (Верендякин, 1932-2001):
«Ещё с детских лет ненормальным меня называли. Потому что еще в детстве, когда меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечал: «Попом буду!» Они смеялись надо мной, а я действительно попом стал. И в шесть лет, и в семь я говорил, что стану попом. Все братья мои, все дяди были грамотные. Были среди них и учителя. И они удивлялись, почему я не хочу учиться? А я стоял на своем: «Буду попом!».
В священники меня рукоположил в 1974 году Пензенский владыка Мелхиседек. Это случилось в день Благовещения. На Пасху я уже служил на своем приходе.
Мой первый приход был в Спасске, я служил там в Покровском храме. Потом пять лет служил в Пензе в соборе. Потом служил в Колопино. Оттуда попал в Санаксарский монастырь, и пять лет назад меня поставили его духовником. Люди часто приходят ко мне, утешения просят. Учу их правильно молиться, искать исцеления не тела, а души. Мы – как работники последнего часа, которые были наняты самыми последними и трудились меньше всех. Не по трудам, а по милости Божией мы ожидаем себе награды. ».

«Отец Иероним стал духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии в 1991 году, после принятия монашества. В Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре он подвизался 10 лет.
Старец не только принимал страждущих, но находил и время отвечать на письма тех, кто просил о помощи.
Приведём лишь несколько строк из письма старца к рабе Божией Ксении М.:
«Исповедайся и причащайся два-три раза в месяц, не отчаивайся, моя хорошая. Будем за тебя молиться, а ты за меня! Знать, так Боженьке угодно, чтобы мы терпели друг друга, молились друг за друга и всем прощали. Старайся больше молиться, учись петь духовные песни, они тебе будут помогать в трудные минуты. Никогда не ругайся, не прекословь, не спорь, а твори молитву и крестись. ».

«Старец был не только великим утешителем, он исцелял души людей, наставлял на Путь Истинный. Старец говорил: «Сколько сейчас приходит ко мне больных людей, и я сразу у них начинаю спрашивать: «Вы пришли с какой целью?» И никто не скажет, что вот, я пришел, чтобы спастись. А большинство говорит: «Я хочу исцелиться». А ведь самое главное – не телесное исцеление, а исцеление духовное».

Завещание духовного отца сыну

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] .

Было время, когда в России самым дорогим приданым для новобрачных считались не драгоценная утварь, платья и украшения, а духовные книги. Люди знали: будет вера – будет и благословение Господне над семьей, а остальное приложится. Евангелие, «Добротолюбие» — поучения святых отцов Церкви передавали из поколения в поколение. И среди самых известных источников мудрости и добра особое место принадлежало Четьим Минеям.

С книгой еп. Игнатия Брянчанинова (Соч., том 5-й) о. Никон не расставался во время своего тюремного заключения в Калуге (1927-1929 гг.); перед этапом на север ему было разрешено свидание с духовными детьми, он вынес книгу и незаметно вложил ее в широкий рукав монашеского ветошника матери Амвросии, которая и вынесла ее из стен тюрьмы. Эти драгоценные записи – духовное завещание иеромонаха о. Никона своим осиротевшим духовным чадам, живое свидетельство его старческого подвига.

Еще почитать --->  Подлежит Ли Административной Ответственности Депутат Мунипального

Завещание можно положить в папку к другим важным документам - например, туда, где хранятся медицинская страховка, описание ваших пожеланий относительно похорон, а также список паролей. В наше время существует множество различных способов, которые позволяют хранить документы онлайн, однако многие по-прежнему предпочитают иметь печатную копию. Мы советуем купить небольшую коробку или папку для хранения таких важных документов. Духовное завещание - это документ личного характера, поэтому многие люди считают необходимым перед смертью самостоятельно вручить письма адресатам.

Старица Домна Фоминична (мать Дорофея) свидетельствует, что «батюшка раз говорит: «Теперь скажи, что тебе нужно?» — и все намекает в последний раз, а я и не понимаю, что он говорит о своей смерти. Тут была и Ксения Васильевна, он ей тоже говорит: «Скажи, что нужно?» Она ответила: «У нас большого подсвечника нет, да чугунок нужен в алтарь для жару!» И она не поняла, что он намекает, что не у кого будет без него нам просить. Батюшка говорил сестрам: «Радости мои! После меня много будут называться вам отцами, но меня вам никто не заменит, я вас породил духом, а другие вам будут чужды!»»

В записках протоиерея о. Василия Садовского помещены последние посещения его батюшки о. Серафима. Так, он пишет: «Предсказывая мне будущие на обитель скорби и бури, убеждал меня батюшка ничего не бояться, говоря: «Убогий Серафим умолит за обитель, батюшка, а Царица Небесная Сама ей Игумения; тут же только наместницы по Царице-то Небесной, все и управят, батюшка!»»

Далее о. Василий перечисляет главные правила, которые заповедовал батюшка о. Серафим Дивееву. Объяснения о. Василия и великий смысл этих основных правил, на которых выросла дивная обитель Дивеевская, да проникнут в сердца всех входящих в святую обитель и живущих в ней, ибо заветы даны Самой Царицей Небесной и Она же избирает Своих сестер.

Таков был и Патриарх Авраам, ибо написано: верою приде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, в кровы вселися, со Исааком и Иаковом, снаследникама обетования того же: ждаше бо основания имущего града, ему же художник и содетель Бог (Евр. 11:9,10). Таков и великий Моисей, который верою остави Египет, не убоявся ярости царевы: невидимого бо яко видя, терпяше (Евр. 11:27). Таковы и все святые, не смотревшие на видимое, но на невидимое, и стремившиеся не к временному, но к вечному и тем образовавшие себя по божественному подражанию, сколько оно доступно. – Таковое стремление воспримем и мы, и никогда не позволим себе вожделевать красная века сего, или дивиться живущим плотски, но паче постенем об них, что, прияв благовестие о наследии обетованных благ, они суетятся о стяжании злата и серебра, и о тленных удовольствиях. Мы же, братие, говоря Апостольски, откровенным лицом славу Господню взирающе (2 Кор. 3:18), вышняя взыщем, вышняя мудрствовать станем, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3:1,2), чтоб и о нас можно было сказать: вы не от мiра сего (Ин. 15:19), и ваше житие на небесех есть (Филип. 3:20), где и да будет нам предстать неосужденными в день воздаяния праведного суда Божия, пред страшным престолом Христовым, и услышать вожделенный глас призвания к наследию Царствия Небесного.

Но когда придете совершать по мне память, никто из вас да не творит беззакония и греха, но чисто, целомудренно и свято пребывайте, братия мои, во бдении. Не потому сие нужно, что грех непотребства тяжелее всех грехов, ибо есть грехи более тяжкие, нежели и блуд. Но чтобы мне не подпасть за вас ответственности, ибо Господь наш скажет мне: «Ты, Ефрем, собрал сих прелюбодеев и блудников». Написано же, что судит их Бог на последнем Суде (Евр.13:4).

Завещание духовным детям (Записи, сделанные на полях книги св

Делание душевное спасительное заключается в усвоении уму и сердцу святого евангельского учения. К великому прискорбию часто люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами), любящие читать Св. Евангелие, ходить в Церковь и вообще принадлежащие к Св. Православной Церкви или считающие себя таковыми – не хотят или не стараются во всех вопросах и обстоятельствах жизни применять к себе заповеди евангельские, зная их; как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме них. Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам скорбь и таким образом отрекаемся от Христова учения, если не словами, то своим сердцем.

Еп. Игнатий заключил свои советы (т. 5, с. 366) учением о покаянии. Неслучайно это. Это указывает на то, что, проходя жизнь богоугодную в согласии со всеми требованиями святого Евангелия (по всем его советам), мы должны и начинать и кончать все покаянием, сознанием своей греховности. Без этого мы собьемся с правильного пути. Преп. Марк Подвижник очень определенно и ясно говорит, что покаяние приличествует всем и всегда, и грешникам и праведникам, желающим спасения и начинающим духовную жизнь, и средним, и совершенным (Слово о покаянии). Итак, будем каяться, стяжем покаяние, смиренное устроение, будем плакать и болезновать о грехах наших и нашей греховности. Отвержем уныние и отчаяние, возложим надежду на помощь Божию, начнем борьбу со грехом, покаемся, – кающимся обетовано Царство Небесное. Аминь.

Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние:

Сказали святые отцы: «отсеки помысел – отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью – необходимы. О сем прекрасно сказано у еп. Игнатия.

В такое состояние самоугодия и нежелания бороться с собой можно прийти незаметно для себя, постепенно. Да не обольщает нас враг! Будем бдительно следить за собой. Желающий стяжать послушание истинное должен стараться слушаться всегда, в самых простых, даже житейских делах, только нельзя быть послушным на злое дело. Желающий стяжать целомудрие и чистоту сердца должен отказаться от всяких мечтаний и услаждений греховных, как бы они малы ни казались. Желающий иметь веру твердую православную не должен позволять себе ни слушать, ни думать, ни говорить ни о чем, противном вере. Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые. Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых и т.д. Навык имеет огромное значение и благой и злой. Навык влечет к себе человека. Откинув самосожаление и лукавство, с самоотвержением начнем исполнение заповедей Христовых и в больших и малых делах, с одной стороны, и борьбу с грехом также в больших и малых делах, с другой стороны.

Утверждение духовного завещания к исполнению окружным судом имеет своим предметом удостоверение подлинности домашнего завещания, способности завещателя к составлению завещаний вообще, законности его относительно формы и отчасти содержания. Для удостоверения в подлинности домашнего завещания и способности завещателя к составлению этого акта окружной суд допрашивает лиц, подписавшихся на завещании свидетелями, а равно переписчика завещания и лицо, подписавшееся за завещателя: действительно ли такое-то лицо составило предъявляемое духовное завещание, и находилось ли оно тогда в здравом уме и твердой памяти. Наличные свидетели и другие лица допрашиваются непосредственно самим окружным судом, отсутствующие же – при посредстве мировых судей или полиции, по месту их пребывания. Но если в духовном завещании, как это нередко бывает, значится свидетелями большее число лиц, чем требуется по закону, то нет надобности допрашивать всех, подписавших завещание, а можно ограничиться лишь необходимым числом, т. е. двумя или тремя. Смерть одного или даже всех свидетелей не составляет препятствия к утверждению завещания: тогда или допрашиваются только свидетели, остающиеся в живых, или вовсе обходятся без их допроса, а завещание все-таки утверждается[1414].

(При утверждении нотариальных завещаний нет надобности в вызове и допросе свидетелей[1415]. – А. Г.) Относительно законности формы завещания окружной суд рассматривает, соблюдены ли определения законодательства о форме завещания, например, о формате бумаги (т. е. написано ли завещание на целом листе. – А. Г.), о скреплении завещания, о подписи его завещателем, свидетелями и т. д.[1416] Наконец, суд отчасти входит также в рассмотрение законности самих распоряжений завещателя, но только отчасти[1417]; между ними различаются очевидно незаконные, и потому недействительные, ipso jure, и по видимости законные, и потому признаваемые действительными, пока действительность их не будет опровергнута судебным порядком. Так, (суд рассматривает только, имеет ли завещатель право завещать и способно ли лицо, в пользу коего завещание сделано, к принятию завещанного. – А. Г.), но не пускается в исследования о законности тех распоряжений, которые представляются законными. Если, например, в завещании говорится, что завещатель такое-то свое родовое имущество предоставляет чужеродцу, то завещание не утверждается; но если имущество названо в завещании благоприобретенным или по крайней мере не названо родовым, то завещание утверждается беспрепятственно, хотя впоследствии действительность его может быть и опровергнута.

Подпись свидетелей должна значиться на самом листе завещания, а не на его оболочке[1404]. Обыкновенно она делается на той половине листа, на которой оканчиваются распоряжения завещателя. Так что, если завещание написано на одной только половине листа, а другая – белая, то подпись свидетелей делается на исписанной половине или хотя бы начинается здесь и потом переносится на другую половину. Свидетельство лиц, подписывающих духовное завещание, относится к личности завещателя и состоянию его при предъявлении им завещания: они удостоверяют, что лично видели его и нашли в здравом уме и твердой памяти[1405]. Отсюда видно, что свидетелям нет надобности знать содержание завещания. Но в практике свидетели нередко требуют, чтобы оно было им сообщено, и иногда довольно долго отыскивают людей, которые согласились бы подписаться свидетелями на завещании, содержание которого почему-либо сохраняется в тайне.

Возникают и другие вопросы относительно свидетелей, подписывающихся на завещании, прямо не разрешенные законодательством. Например: нужно ли в самом завещании упомянуть о лицах, которые подписывают его как свидетели? Закон не требует этого. А между тем бывают иногда весьма существенные злоупотребления, когда лицо составляет завещание перед самой кончиной и нет у него под рукой лиц, которые могли бы подписаться на завещании свидетелями. Завещатель умирает, оставляя свое завещание не подписанным свидетелями; тогда наследник по завещанию приглашает кого-либо из своих знакомых подписаться свидетелями на завещании, они подписываются, и завещание оказывается удовлетворяющим всем требованиям закона, тогда как само по себе оно недействительно. Наконец, духовное завещание, написанное на нескольких листах не рукой самого завещателя, должно быть скреплено по листам (так, чтобы на каждом листе было не менее одного целого слова. – А. Г.) или самим завещателем, или лицом, подписавшимся за него на завещании, или всеми свидетелями, в самом завещании к тому уполномоченными[1406]. (Таковы общие положения, касающиеся порядка составления духовных завещаний. Но кроме них закон указывает на особые правила, применяемые к завещаниям, которые составляются при исключительных обстоятельствах, когда соблюдение всех формальных требований невозможно. Это завещания походные, госпитальные и т. п.[1407] – А. Г.)

Домашнее завещание пишется на простой бумаге любого формата, но на целом листе, перегнутом на две равные части произвольной величины, например, завещание может быть написано на четверти листа, перегнутом на две осьмушки[1401]. Требование это основывается на том, что если представляется завещание, написанное на одной половине листа, то можно подозревать, что другая половина оторвана. Затем от домашнего завещания требуется, чтобы оно было подписано завещателем, а также лицом, писавшим завещание, если оно написано не рукою завещателя, а со слов его другим лицом, и тремя или по крайней мере двумя свидетелями, если в числе их есть духовный отец завещателя или все завещание написано рукою самого завещателя[1402]. (Свидетелями при домашних духовных завещаниях не могут быть: лица, в пользу которых завещание составлено; родственники этих лиц до третьей степени, если завещание сделано не в пользу прямых наследников, вполне или частью; душеприказчики и опекуны, назначенные по завещанию, – те, кто по закону не имеют права завещать; переписчики завещания и рукоприкладчики как завещателя, так и свидетелей, и те, кто не могут быть свидетелями по гражданским делам[1403]. – А. Г.)

Это стоит помнить всем нам: Завещание Владимира Мономаха

И что есть человек, что Ты помнишь его, Господи? Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, — никакой разум человеческий не может поведать чудес Твоих! Велик Ты, Господи, и благословенно, и достославно имя Твое во веки по всей земле! И кто не подивится, кто не прославит славы Твоей, Твоих великих чудес и красот, на сем свете созданных!

Научись, верующий человек, в сей суетной жизни быть тружеником благочестия; приучай, по слову Писания, язык к воздержанию, ум к смирению, очи к послушанию, все тело — к полному повиновению душе; истребляй в себе гнев, имей помыслы чистые, понуждай себя на добрые дела ради Господа.

Вы, юноши, будьте душою чисты, непорочны, в беседе кротки, за столом скромны, при старых людях молчите, умных людей слушайте, старшим повинуйтесь, с равными себе и с младшими обходитесь с любовью; беседу ведите без лукавства, — больше вникайте в дело, не горячитесь на словах, не бранитесь, не предавайтесь безрассудному смеху; старших уважайте, с потерявшими стыд женщинами в беседу не вступайте.

Старых почитайте как отцов, а молодых считайте за братьев. У себя дома не ленитесь, ни на кого не полагайтесь, а сами за всем смотрите, и тогда чужие люди не посмеются над вами. Пойдете на войну — не ленитесь, не теряйте много времени на еду и спанье. Берегись лжи, пьянства и блуда: во всем этом погибнет и душа, и тело.

Куда пойдете, и где остановитесь, напоите, накормите бедняка. А гостя почтите, откуда бы он ни пришел: будь он простой человек, будь он знатный, или посол. Если не можете одарить его чем, то по крайней мере почтите угощением. Такие люди, переходя с места на место, по всем землям разносят о человеке хорошую или худую молву.

Духовное завещание потомкам 2023 год

Такая деградация от «сладкой» жизни в принципе неизлечима, ибо она даже не осуждается обществом. Это – сладкая, но позорная смерть сначала души человека, а затем и самого человека, превращающего себя в бессовестное животное без принципов, без чести и совести; в одноклеточное примитивное растение. Вот какая опасность, самая коварная и страшная, ожидает вас впереди, если свернете со своего генетически определенного в глубинах тысячелетий пути – НОХЧАЛЛА!

Сказанное – не предмет для пропаганды своей породистости, для восторгов и бравады перед другими народами, но это налагает ответственность. Особенно, если ложное самосознание веками толкает наш народ на опрометчивые поступки, делает уязвимым на любые провокации и авантюры, особенно религиозно окрашенные.
Трагическая судьба нашего народа в течение двух последних веков – яркое тому подтверждение.

Любить Творца и чувствовать к себе ответную любовь Творца! Любить весь мир, всю Вселенную, как часть Творца и чувствовать, что все кругом смотрит на тебя с любовью и надеждой! Быть от этого совершенно свободным и счастливым! Такова истинная жизнь подлинного мусульманина, подлинного наха, и в этом – его исполинская сила, а не в желании «красиво» жить в угоду своей предательской плоти и пошлой похоти.

Я бы завещал всем по мере возможностей воспитывать своих детей на родине – в Нахистане. Ибо детей все-таки воспитывает среда, общество, улица, а не наши наставления. Если нет возможности постоянно их воспитывать дома на Кавказе, то хотя бы часто привозить их домой на каникулы, держать как можно теснее контакты с родиной. Иначе они вырастут циничными космополитами, без роду и племени, без стержня в душе и без прочных корней.
Вырастут слабыми духом, уязвимыми перед сладким растлевающим гедонизмом, о чем мы говорили.
На это как раз и рассчитывают «земные боги», выводящие на земле бездушных умеренных потребителей, довольствующихся тем уровнем массовой культуры, который им предлагается для умеренного счастья. Выводящие серых, заурядных рыночных существ, не задающих неудобные вопросы о справедливости, достоинстве, равенстве перед Богом.

Еще почитать --->  Реквизиты для оплаты штрафа в пфр за сзв м в 2023 годуреквизиты за оплату штрафа при переходе в неправильном месте

Если скажу, что обращаюсь ко всем потомкам своего народа, упрекнут, «ишь, нашелся отец народа. Ты к своим внукам и правнукам обращайся, мы уж своих как-нибудь поставим на правильный путь». Если скажу, что обращаюсь только к своим потомкам, упрекнут, «а разве дети других вайнахов тебе чужие? Чего о своих только печешься»?

Другие хотят сделать каждую исповедь беседою духовною. Может быть, это и хорошо, и даже иногда необходимо, но не всегда есть к тому возможность по времени и другим причинам. По существу же это две веши различные. Однажды два юноши были на исповеди одного духовника, с которым до исповеди у них были неоднократные беседы. В беседах, конечно, высказывались ими различные мнения, может быть, и не согласные друг с другом, и вообще, как во всякой беседе, могли быть лишние слова и отклонения несколько в сторону от духовного предмета. После исповеди эти юноши в разговоре между собою коснулись того, как исповедовал их тот духовник. Один сказал: «Когда я во время исповеди позволил себе что-то сказать, как бы прося разъяснения или не соглашаясь с замечаниями духовника, то он меня строго и властно оборвал, сказав: «Раз ты пришел на исповедь, то и кайся во смирении; не время тут рассуждать». Это произвело на меня впечатление. Это было сказано со властию».

Старцы советуют читать и перечитывать творения свв. отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Предмет их – духовная жизнь, а она обширна: «широка заповедь Твоя зело». Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро.

Теперь, когда нет монастырей, келейное правило необходимости своей не потеряло. Оно необходимо для поддержания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества. А монашество для монахов – их обет. От обета отказываться нельзя. Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и потому ставший близким, как бы родным по духу к монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молитвенного правила.

Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние:

Покаяние как начало духовной жизни; покаяние необходимо для приятия Евангелия; свойство покаяния открывает зрение грехов своих; покаяние возводит к духовным видениям. Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимо-благодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение.

Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого им образа жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добродетель тогда, когда буду иметь к тому удобство (например, когда сподоблюсь монашества или уединенного жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т.д.), а сейчас мне это невозможно.

Не будучи в состоянии убедить разгорячившуюся собеседницу, он сказал: «А что, если бы ваш покойный родитель или кто другой из близких ваших, явившись вам, засвидетельствовал бы истину того, что утверждает Святая Церковь,— поверили бы Вы тогда или нет?» — «Нет»,— ответила она. «Ну вот! Это только подтверждает Святое Евангелие, говорящее: «Аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры»,— это и требовалось доказать».

Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия сразу после молитвы и от мечтания, которое есть то же празднословие, но лишь с самим собой. Молчание после молитвы весьма полезно; оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах вслух себе.

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безразлично — монаху или мирянину. К великому прискорбию по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен:

Чтение — одно из самых необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится; знает, что нужно прощать обиды, и не прощает; знает, что нужно поститься — и не соблюдает постов; нужно терпеть — и не терпит и т.д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем — нужна постепенность. Вначале понуждение себя и смиренное сознание своей немощи, тогда знание, получаемое от чтения, будет приносить желаемую пользу.

Духовное завещание отца Василия Ермакова

Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так считает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно – иди и служи. У тебя болят ноги или спина, – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.

Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо, до самого конца. Вот здесь, в Печорах, была схимница, она всю жизнь провела в скрюченном состоянии, и кто-то слышал от нее жалобы? – нет! Наоборот, люди приезжали к ней за утешением.

Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое «несчастье». Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью. Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там…

И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь…

Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

Мои разрозненные эпизодические повествования записывались с 1981 года, и это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций. Теперь же, когда это лоскутное одеяло сложилось, и я переписал, перелистал, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге новой жизни стою с замиранием сердца в ожидании встречи с Господом моим, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне оставляю эти записи о жизни в Боге, и, проверенное самой моей жизнью завещание.

«Дорогие мои, родные и близкие, к закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. Первый раз десять лет назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности. И, как благодарность Богу и Святой Матери Церкви, а главное же свидетельство о том, что Промысел Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину.

На отпевании Старца Иоанна Крестьянкина прозвучало его Духовное завещание. В Сретенском храме Псково-Печерского монастыря иеромонах Иосаф (Швецов), духовное чадо Старца, прочитал Духовное завещание отца Иоанна Крестьянкина, предварив его такими словами: «Еще задолго до кончины, 25 июня 2005 года, батюшка продиктовал свое Духовное завещание. Вот оно:

Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Его! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его» — Архимандрит Иоанн. 25 июня 2005 года.

Составление домашних духовных завещаний *

1. Завещание должно быть составлено в здравом уме и твердой памяти лицом совершеннолетним и не лишенным по суду всех прав состояния. Недействительными считаются завещания безумных, сумасшедших, умалишенных и самоубийц. Завещания лиц, состоящих под опекою по долгам, признаются действительными лишь тогда, когда за удовлетворением всех кредиторов останется свободное имущество. Завещателю должно быть не менее двадцати одного года от роду (особые ограничения в отношении монашествующих изложены в 1025, 1065 и 1223 ст. Зак. гр.).

The article presents an extract from work of pre-revolutionary Russian legal scientist N.N. Michurin «Manual for Devisors and Successors. Preparation of Last Will and Testaments. Confirmation of Rights of Inheritance» (Petrograd, 1914) devoted to the procedure of preparation of home testaments. The recommendations of the author have not lost topicality at present in particular taking into consideration the fact that new Russian legislation on inheritance contains the rules on testament produced by devisor himself in extraordinary circumstances.

6. Завещание должно быть подписано: а) написанное и подписанное собственноручно завещателем — двумя свидетелями; б) написанное не собственноручно завещателем, а с его слов переписчиком — 1) переписчиком, 2) собственноручно завещателем или за него по его просьбе рукоприкладчиком, 3) тремя свидетелями или двумя, если в числе их находится духовный отец завещателя. Завещание пишется во всем его пространстве или собственноручно завещателем или же может быть написано по его просьбе и с его слов любым лицом, которое в таком случае называется переписчиком. Завещатель, рукоприкладчик, переписчик и свидетели должны в подписи означить свое звание, имя, отчество и фамилию. Завещателю, кроме того, надлежит указать время составления завещания. Если завещатель неграмотный или за болезнью не может подписать сам завещание, то вместо него и по его просьбе расписывается другое лицо — рукоприкладчик. Последний перед своей подписью должен указать, по неграмотности ли или за болезнью завещателя учинена им подпись. Свидетели подписываются вслед за завещателем или рукоприкладчиком. Переписчик должен подписаться в самом конце текста завещания перед подписью завещателя. Если переписчик не сделает своей подписи на завещании, то в течение года после смерти завещателя ему надлежит в письменной форме заявить в судебное место, в которое представлено завещание, о том, что завещание написано им. Таким образом, при представлении домашнего духовного завещания в суд наследникам надлежит обратить особое внимание, имеется ли на завещании, написанном не собственноручно завещателем, подпись переписчика. И если подписи переписчика на завещании не имеется, то принять меры, чтобы в указанный выше годичный срок переписчиком было подано заявление в суд о том, что завещание написано им. Подписи свидетелей удостоверяют, что лицо, предъявившее им завещание, есть то самое, коим оно составлено и подписано (если собственноручно завещателем подписано), и что при предъявлении им завещания все они лично видели завещателя и нашли его в здравом уме и твердой памяти. Только эти обстоятельства свидетели и должны будут удостоверить перед судом, принявшим завещание к утверждению.

3. Форма изложения завещания представляется законом усмотрению завещателя; необходимо лишь, чтобы воля завещателя была ясно им выражена и чтобы завещаемые имущества и лица, которым они завещаются, были точно означены. Закон требует от составителя завещания ясности изложения — чтобы из содержания завещания было видно, кому и какое имущество отказано. Закон, однако, не требует от завещателя обязательного перечисления всего завещаемого имущества, каждого предмета в отдельности. Поэтому достаточно упомянуть, напр., что все движимое имущество (т.е. капитал, квартирная обстановка, вещи и проч.), какое в день смерти окажется, а также долги за разными лицами завещаются такому-то лицу. Точно так же в отношении недвижимых имуществ (имений, домов, дач, усадеб и проч.); если завещатель отказывает их все одному наследнику, то достаточно сказать, что наследодатель все принадлежащее ему недвижимое имущество завещает такому-то наследнику. Лицо, которому завещается наследство, должно быть точно означено в завещании, а именно надлежит означить звание его, имя, отчество и фамилию. Если наследник приходится родственником завещателю, то следует также указать степень этого родства, например: «завещаю сыну моего умершего брата». Если, однако, наследник или наследники определенно указаны в завещании, напр.: «завещаю сыну моему Петру» или «завещаю всем моим детям», то неуказание в первом случае звания, отчества и фамилии, а во втором — даже имен наследников не служит препятствием к утверждению этих завещаний. Описки, подчистки и поправки должны быть оговорены в подписи завещателя.

2. Завещание должно быть изложено в письменной форме и написано на одном или (в зависимости от объема его) на нескольких листах бумаги, причем каждый лист должен состоять из двух полных половинок. Словесные распоряжения на случай смерти недействительны. Завещание может быть написано на бумаге всякого формата, не исключая и почтовой, лишь бы она состояла из двух полных половинок и представляла собою целый лист. Завещания, написанные на клочках бумаги, недействительны. Завещание, написанное на нескольких листах не рукою завещателя, должно быть скреплено самим завещателем или за него по его просьбе другим лицом, т.е. рукоприкладчиком. Скрепа листов производится таким образом — начиная с первого листа внизу его и внизу следующих по порядку листов завещатель или за него рукоприкладчик пишет свое звание, имя, отчество и фамилию так, чтобы на каждом листе было не менее одного целого слова, причем на каждом листе последнее слово должно быть разделено на слоги, из коих часть переносится на следующий по порядку лист, с тем расчетом, чтобы на последнем листе была полностью помещена фамилия завещателя или рукоприкладчика.

Adblock
detector