С 2023 Года Действуют Новые Правила Для Расчета Резерва По Сомнительным Долгам

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2023 год на сумму неиспользованного за 2023-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2023 года резервные суммы на 2023-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2023 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

  • скорректированы правила для расчета предельно допустимой величины резерва;
  • введен запрет на включение в резерв дебиторской задолженности, которая «перекрыта» встречной кредиторской задолженностью;
  • изменились правила корректировки резерва текущего периода на остаток резерва предыдущего периода.

Одно из важных нововведений касается ситуации с «встречной» задолженностью, когда не только дебитор задолжал налогоплательщику, но и сам налогоплательщик задолжал дебитору. Предыдущая версия п. 1 ст. 266 НК РФ не запрещала включать в резерв полную сумму «дебиторки», несмотря на наличие встречной задолженности.

  • к сомнительной задолженности относятся долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором;
  • сомнительная задолженность – это та, которая не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ);
  • сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней включается в резерв в размере 50%, а со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в полном объеме (п. 4 ст. 266 НК РФ).

С 2023 года в п. 1 внесли поправки, согласно которым если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство. При этом нововведение можно применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2023 года. Что касается резерва по итогам прошлого года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Сразу отметим, что НКУ не предусматривает никаких штрафов за нарушение правил формирования РСД. А вот КУоАП не так благосклонен к нарушителям. Так, этим Кодексом предусмотрен ряд санкций, которые могут быть применимы непосредственно к должностным лицам предприятия за несоздание РСД или создание его с нарушениями. С этими санкциями вы можете ознакомиться в табл. 3.9.

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Начисление РСД. Учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой существует риск невозврата, ведут на счете 38. По кредиту этого счета отражают создание РСД, а по дебету — списание дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

По таким долгам создание резерва обязательно для компании. Это обеспечит соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Важный нюанс: фирма вправе создать резерв по дебиторке только в той части, которая превышает кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом. От даты возникновения этой кредиторки тут ничего не зависит (см. письмо Минфина от 22.01.2023 № 03-03-06/2/3352). Допустим, бизнес-партнер должен вам 300 000 руб., а вы ему – 100 000 руб.

Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

В бухгалтерском и налоговом учете разные правила для создания резерва по сомнительным долгам. Когда придется создавать такой резерв в бухучете и как отражать его в балансе? Можно ли создавать резерв на долги по договору уступки, а также по долгам дочерней компании? Как списывать безнадежные долги, которые не участвовали в расчете налогового резерва?

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.
Еще почитать --->  Социальные Выплаты Многодетным В 2023 В Ставропольском Крае

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2023 год на сумму неиспользованного за 2023-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2023 года резервные суммы на 2023-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2023 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете — это специальный резервный фонд, который организация должна создать, если она имеет крупную дебиторскую задолженность, проблемную к взысканию. Ведь передавая товары в долг, любая компания рискует остаться без продукции и без оплаты. В статье расскажем, как правильно создать и отразить в учете резервы по сомнительным долгам. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

И еще. «Сомнительный» резерв используют исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов. За счет него можно списать любую задолженность, признанную безнадежной по п. 2 ст. 266 Кодекса. Если же такого резерва не хватило, ее включают во внереализационные расходы.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2023 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Бюджет резерв по долгам

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

где В – для резерва по итогам налогового периода — сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам налогового периода; для резерва, который формируют по итогам отчетного периода, – наибольшая величина из сумм: выручка за прошлый год или за текущий отчетный период;

Для целей налогового учета в состав внереализационных расходов в 2023г. могут включаться резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС (подп. 3.48. п. 3 ст. 175 НК), с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:

В первой публикации этой серии эксперт Ирина Черная рассказала об особенностях применения стандарта «Влияние изменений курсов иностранных валют». Во второй части рассмотрим еще один утвержденный стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»: к каким объектам бухучета применяется, что представляет из себя «резерв», каковы критерии его признания и оценки.

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 21/2008 величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2023 года) (п. 43 Инструкции N 102).

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

По данным бухучета за 2023-2023 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2023 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Резерв по сомнительным долгам

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
Еще почитать --->  Оквэд Для Общепита 2023

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента. Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие. Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами.

В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о его формировании. В этом случае также в расходах учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.

Таким образом, если вы собирались формировать резерв сомнительных долгов начиная с 2023 г., проверьте приказ о внесении в учетную политику для целей налогообложения прибыли изменений, предусматривающих создание этого резерва. Такой приказ должен быть подписан не позднее 31.12.2023.

Чтобы не получилось так, что руководство организации или ее собственники «забудут» про свои долги (к примеру, направив текущую прибыль на выплату дивидендов). Создание оценочного обязательства позволяет показать в бухучете достоверную оценку финансового положения компании.

Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Резерв по отпускам в бухгалтерском учете — это обязательство, позволяющее оценить и подтвердить действительное наличие ответственности учреждения по выполнению трудовых гарантий перед сотрудниками на отчетный день в периоде.

Для целей применения Инструкции № 113 [3] данные резервы также нужно рассматривать как самостоятельные, и в этом случае будут возникать постоянные разницы, а не временные, которые бы приводили к образованию отложенных активов (отложенных налоговых обязательств). Временные разницы могли бы возникать, если бы резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли определялся на основании данных бухгалтерского учета, а не формировался самостоятельно на основании норм НК.

– постоянные разницы – суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) текущего отчетного периода и исключаемые из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в текущем и будущих отчетных периодах либо включаемые в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль текущего отчетного периода и не формирующие учетную прибыль (убыток) текущего и будущих отчетных периодов (абз. 5 п. 2 Инструкции № 113);

Резервы по сомнительным долгам |*| создаются на конец отчетного периода. Для целей Инструкции № 102 [2], в которой изложен порядок создания резервов по сомнительным долгам, под отчетным периодом понимается календарный месяц. Заметим, что в 2023 г. этот порядок не изменился.

– временные разницы – суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) в текущем отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в будущих отчетных периодах либо формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде, а учетную прибыль (убыток) – в будущих отчетных периодах (абз. 8 п. 2 Инструкции № 113).

Справочно: сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен – в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции № 102).

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2023 году

Каковы дальнейшие действия? Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, то бухгалтер должен периодически проверять, не перешла ли какая-либо сомнительная задолженность в разряд безнадежных долгов. Если такая задолженность будет обнаружена, то она должна быть списана за счет резерва.

Если к примеру, есть задолженность в сумме 500 000рублей и есть информация о начале процедуры банкротства должника, в сумму резерва можно включить всю задолженность. Однако, если есть уверенность, что должник внесет в ближайшее время 300 000рублей, то в сумму резерва стоит включить лишь 200 000рублей.

Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв. Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

Если бы в примере мы решили восстановить погашенную задолженность, как того требуют некоторые специалисты, то организация сначала бы включила в доход сумму в размере 740 000 руб. (восстановила резерв), и в этом же периоде отразила расход в сумме 320 000 руб.

Резерв по сомнительным долгам в 2023 году, налоговый учет и методики определения сумм

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (письмо Минфина России от 12.12.2023 N 07-01-09/74292).

Согласно п. 70 Положения N 34н если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

  • истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • невозможность взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Резервы по условным обязательствам

Условный вид обязательств (далее — УО) напрямую на отчетность не влияет, в ней он не признается. Тем не менее и он заслуживает адекватного внимания. УО эвентуально может стать реальным и тогда в ближайшем будущем погашает его придется. В статье расскажем про резервы по условным обязательствам, рассмотрим учет и расчет.

Учет резервирования, УО и активов во многом носят противоречивый характер. Для разрешения большинства вопросов чаще всего полагаются на собственное усмотрение. Особенности учета резервирования по УО определяет уже известный стандарт МСФО. Малые предприятия, не применяющие ПБУ 8/2010, вправе отказаться от подобного резервирования. Читайте также статью: → «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (ПБУ 8/2010)».

Порядок формирования резервирования разрабатывается самостоятельно и отображается в учетной политике предприятия (НК РФ, ст. 313, абз. 5). В налоговом учете формируется резервирование оценочное (по рискованным долгам, предполагаемым потерям по займам, обесцениванию ценных бумаг) и по грядущим тратам (как-то: по отпускам, для выплат за услугу лет, на ремонт и обслуживание по гарантии и т. п.).

  1. Совершенно вероятно наступление условного прецедента деятельности, величина УО может достоверно оцениваться. Тогда обязательство признается резервированием и посему открывается в примечаниях к финансовой отчетности.
  2. Возможно наступление условного прецедента деятельности, величину УО можно оценить приблизительно. Обязательство раскрывается в пояснительной записке к документации.
  3. Наступление условного прецедента деятельности сомнительно. Величина УО не признается в резервировании, не открывается в бухотчетности.
Еще почитать --->  Регистрация Дома С Нарушением Границ

Резервирование может формироваться в бухучете (БУ), в налоговом учете (НУ) либо и там и там. Принципы БУ и НУ по части резервирования не зависимы. Формирование бухгалтерского резервирования зачастую подчиняется трудоемким правилам. По этой причине бухгалтера нередко отказываются от их образования, несмотря на вероятность наложения штрафа. Формирование резервирования сводится к необязательности его исполнения.

Особенности формирования резерва по сомнительным долгам

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности на конец предыдущего отчетного или налогового периода. Поэтому инвентаризация задолженности должна проводится по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года.
При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Результаты инвентаризации отражаются в форме ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (в редакции от 03.05.2000).
Однако в резерв может включаться не вся просроченная задолженность, выявленная при инвентаризации. Согласно пункту 4 статьи 266 НК РФ, формирование резервов производится отдельно по каждому долгу в зависимости от сроков его возникновения:

  • более 90 дней — в полном объеме;
  • от 45 до 90 дней (включительно) — 50 процентов от суммы задолженности;
  • менее 45 дней — не включается.

[3]

В связи с чем, сумма создаваемых резервов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При составлении бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой были созданы резервы, показывается за вычетом сумм созданного резерва, то есть остаток по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» в пассиве баланса не показывается, а дебиторская задолженность, отражаемая в активе баланса, уменьшается на величину созданного резерва.

Пример 2
Воспользуемся данными примера 1. В бухгалтерском учете ЗАО «Корвет» не может включить в резервы по сомнительным долгам задолженность ЗАО «Флагман» на сумму 800 000 рублей, а также задолженность ООО «Мир» на сумму 100 000 рублей, так как задолженность возникла за поставленные основные средства и за неуплаченные проценты.
ЗАО «Корвет» приняло решение о включении в бухгалтерском учете всех сумм просроченной задолженности ООО «Ромашка» и ОАО «Титан» в резервы по сомнительным долгам.
В бухгалтерском учете операция отражена следующей записью:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63
— 1 200 000 рублей (1 000 000 + 200 000) — создан резерв по сомнительным долгам.
В целях налогообложения резерв по сомнительным долгам составил 1 000 000 рублей. Таким образом, сумма резерва в бухгалтерском учете больше, чем включенная во внереализационные расходы в целях налогообложения на:
1 200 000 рублей — 1 000 000 рублей = 200 000 рублей.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Для учета данных резервов в Плане счетов предусмотрен пассивный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Бухгалтерские записи по образованию резерва могут быть совершены только на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и при наличии решения руководителя сельскохозяйственной организации или уполномоченного им лица, оформленного в виде приказа (распоряжения).

1) если срок возникновения сомнительной задолженности превышает 90 календарных дней (при этом отчет срока нужно начинать со дня, следующего за днем возникновения долга, ст. 6.1 НК), то в сумму резерва включается вся сумма долга (выявленная в ходе инвентаризации);

2. В случае признания в установленном порядке недействительным акта государственного органа, на основании которого обязательство прекратилось, ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа обязательства и исполнение не утратило интерес для кредитора» (выделено мной. — А.Г.);

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

б) если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма указанного выше остатка, то образовавшаяся разница включается в состав внереализационных расходов равномерно (т.е. по месяцам в равных суммах) в течение отчетного периода (или соответственно налогового периода), в котором такая разница образовалась.

2) в той мере, в какой налицо остаток суммы резерва по сомнительным долгам (из-за ее неполного использования в предыдущем отчетном или налоговом периоде), налогоплательщик налога на прибыль организаций обязан скорректировать сумму вновь создаваемого резерва по сомнительным долгам (если такая была выявлена по результатам инвентаризации, проведенной в соответствии с правилами п. 3 ст. 266).

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2023 N 03-03-06/1/30504. от 14.01.2023 N 07-01-06/188. от 27.01.2012 N 07-02-18/01. Об этом свидетельствуют, в частности:

На первый взгляд данное допущение неприемлемо для целей налогового учета. Ведь ст. 266 НК РФ не предусматривает исключение из состава резервируемой задолженности несущественных сумм. Однако здесь необходимо обратить внимание на следующее. Согласно п. 1 данной статьи сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Вместе с тем на основании п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Что касается самого порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации, то он в соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 должен быть утвержден учетной политикой организации. В отношении же учетной политики, как было отмечено ранее, п. 7 ПБУ 1/98 установлено требование рациональности. Предприятия со значительным количеством совершаемых операций и значительной трудоемкостью учетного процесса, на взгляд автора, могут предусмотреть в учетной политике, что несущественные суммы дебиторской задолженности не инвентаризируются. При отсутствии же результатов инвентаризации будет также правомерным не создавать резерв по сомнительным долгам по такой задолженности.

  • либо организовать учет сумм резерва, формируемого в бухгалтерском, но не формируемого в налоговом учете, на субсчете счета 63 (по данному субсчету также необходимо вести аналитический учет в разрезе отдельных контрагентов),
  • либо вести отдельный регистр налогового учета резерва по сомнительным долгам.

Не исключено, что при проверках налоговые органы будут распространять действие нового Письма Минфина России на налоговые периоды начиная с 2006 г. В то же время непосредственно в п. 4 ст. 266 НК РФ отсутствует четкое указание на то, что 10-процентное ограничение распространяется на сумму остатка резерва, перенесенного с предыдущего налогового периода. Кроме того, указанное Письмо — ответ на вопрос банка относительно переноса остатка резерва с 2006 на 2007 г. Соответственно, по данному вопросу арбитражная практика, скорее всего, сложится в пользу налогоплательщиков, не являющихся банками, во всяком случае, в отношении ограничения резерва по 2006 г.

В последнем случае в целях как налогового, так и бухгалтерского учета резерв может быть создан вновь по результатам новой инвентаризации. Однако необходимо обратить внимание предприятий на недавнее изменение позиции Минфина России в отношении применения к суммам перенесенного резерва 10-процентного ограничения.

Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов).

Проводки: На конец года ДЗ в балансе нужно уменьшить на объем сомнительных долгов: 120 — 50 = 70 т руб. 2. Допустим, в июне 2014 года ООО «У» было ликвидировано. Поскольку ранее сумма их долга включалась в фонд, то и списываться она будет с этого же счета 63 «Резерв по сомнительным долгам».

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Если выбран способ расчета в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

Adblock
detector