Новый Закон О Наркотиках

Подписан закон, направленный на обеспечение дополнительной защиты прав граждан от необоснованного преследования по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств

Установлено, что не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 УК РФ в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6696; 2023, N 30, ст. 4664; 2023, N 34, ст. 4878):

3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228 1 , 229 и 229 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 41, ст. 5624; N 49, ст. 6861; 2013, N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; 2014, N 14, ст. 1626; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2023, N 11, ст. 1593; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2023, N 15, ст. 2088; 2023, N 4, ст. 671; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182; 2023, N 27, ст. 4071; N 53, ст. 8650; 2023, N 34, ст. 4878; 2023, N 12, ст. 1772):

1. Раздел «Наркотические средства» списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295; N 22, ст. 2864; N 41, ст. 5625; N 49, ст. 6861; 2013, N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2023, N 11, ст. 1593; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2023, N 15, ст. 2088; 2023, N 4, ст. 671; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182; 2023, N 27, ст. 4071; N 53, ст. 8650; 2023, N 34, ст. 4878; 2023, N 12, ст. 1772), после позиции:

а) раздел «Наркотические средства» списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 1 , 229 и 229 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 694 «О размерах и порядке выплаты пособий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4395; 2014, N 18, ст. 2186; 2023, N 11, ст. 1607; 2023, N 27, ст. 4054; 2023, N 22, ст. 3491):

б) в пункте 4 Правил выплаты ежемесячного пособия на содержание детей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях, органах и службе, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, утвержденных указанным постановлением:

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. N 303 «Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 15, ст. 1789; 2023, N 22, ст. 3491):

в) в пункте 4 Правил выплаты ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях, органах и службе, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, утвержденных указанным постановлением, слова «Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,» исключить.

Наказание зависит от размера изъятых веществ: полный список запрещенного с указанием количества можно найти в приложении к Уголовному Кодексу. При этом статья отвечает только за хранение или перевозку без цели дальнейшей продажи: продажа оценивается другими законами.

Таким образом, можно сказать, что преступление, касающееся хранения некротических веществ без целей его последующего сбыта, требует особого внимания и пересмотра, так как вроде бы общественная опасность меньше, а категории преступления одинаковые с теми, которые являются более серьезными. Мы уже определились, что для общества от хранения вреда намного меньше, чем от того же сбыта.

Для них станет возможным замена тюремного заключения на исправительные работы. Изменения в статьи 80 и 53.1 Уголовного кодекса РФ должны вступить в силу с января 2023 года. Законопроект размещен на сайте Государственной думы РФ, где с ним может ознакомится любой желающий.

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Прекурсоры наркотических и психотропных веществ — это вещества, используемые при изготовлении, производстве и переработке наркотических и психотропных средств, включенные в Перечень наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих в РФ контролю в соответствии с законодательством и международными договорами, включая конвекцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ от 1988 года.

Федеральным законом статья 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частью 1 1 , предусматривающей административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Кроме того, статья 13.34 Кодекса дополняется частью 2, предусматривающей административную ответственность за повторное в течение года неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-­телекоммуникационной сети Интернет, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлён на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Отдельная статья предусмотрена для граждан, которым не исполнилось 16 лет. Так, если несовершеннолетний потребляет наркотические или психотропные, одурманивающие вещества, то, согласно ст. 20.22 КоАП, ответственность за него несут родители или его законные представители. Согласно ст. 20.22 за такое нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа от 1500 до 2000 рублей.

Еще почитать --->  Окоф 2023 Перегородки В Раздевалку

Непосредственно прием наркотических веществ не влечет за собой уголовной ответственности. К лицам, совершившим данное правонарушение, применяются административные меры наказания. Однако применение наркотиков подразумевает также их хранение, которое уже может подвергаться уголовному преследованию в зависимости от объема найденных препаратов.

В примечании после ст. 6.9 КоАП говорится о том, в каком случае лицо может избежать наказания за употребление наркотиков. Это может произойти только в одном случае – если человек добровольно обратится в больницу и попросит предоставить ему помочь в лечении наркомании. Также от административной ответственности за употребление наркосодержащих веществ освобождается лицо, которое с согласия уполномоченных органов направляется на медицинскую или социальную реабилитацию.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 640 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

пункт 12 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 754 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 27, ст. 4052).

10. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут хранить и использовать прекурсоры в количестве, не превышающем их производственных нужд, которые определяются в порядке, установленном пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1023 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 51, ст. 7534);

Реализация прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня, осуществляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при предъявлении ими лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня (при наличии), либо ее нотариально заверенной копии, либо выписки из единого реестра соответствующих лицензий.

Адвокат полагает, что не самые ответственные сотрудники правоохранительных органов «будут сидеть в интернете и выискивать в каждой статье и каждом комментарии пропаганду запрещенных веществ». Это, по его мнению, может повлечь за собой необоснованное привлечение к ответственности за репосты или лайки сомнительного контента, например, изображения листа марихуаны. «Все это мы уже проходили на примере борьбы с экстремизмом, поэтому не стоит наступать на те же грабли, надо более эффективно использовать имеющийся механизм в борьбе с пропагандой наркотиков», – заключил Дмитрий Герасимов.

При этом адвокат сообщил «АГ», что он категорически против введения уголовной ответственности за пропаганду соответствующих запрещенных веществ. «Существует ст. 6.13 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за такую пропаганду. Ее санкция достаточно серьезная. Перевод данного деяния в уголовную плоскость, на мой взгляд, не является оправданной мерой. К административной ответственности по данной статье привлекается ежегодно незначительное количество лиц. И если у властей имеется действительное намерение бороться с пропагандой в интернете запрещенных веществ, то достаточно просто дополнить ст. 6.13 КоАП частью третьей, в которой и предусмотреть соответствующую ответственность», – пояснил Дмитрий Герасимов.

Василий Пискарёв напомнил, что ранее депутатами был разработан проект закона, запрещающего распространение в СМИ и интернете информации о новых потенциально опасных психоактивных веществах и наркосодержащих растениях. Указанный акт, скорректировавший ст. 4 Закона о СМИ и ст. 7 Закона о рекламе, вступил в силу в мае этого года.

Поручение об оперативном выполнении требований о внесудебном ограничении доступа к размещаемой в интернете указанной выше информации о наркотиках, психотропах и новых потенциально опасных психоактивных веществах адвокат посчитал по большей части разумным. Однако у Дмитрия Герасимова возникли вопросы относительно возможной внесудебной блокировки информации об использовании перечисленных веществ.

Государственный антинаркотический комитет займется разработкой методических рекомендаций для региональных антинаркотических комиссий. Указанный документ должен разъяснить вопросы взаимодействия органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления, общественными объединениями, социально ориентированными организациями по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропов и их прекурсоров. Министерство и комитет должны выполнить указания президента до 10 января 2023 г.

Адвокат Кудряшов Константин

2. То же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Под материалами и предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних в настоящей статье и статье 242.2 настоящего Кодекса понимаются материалы и предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях:
полностью или частично обнаженных половых органов несовершеннолетнего;
несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера;
полового сношения или иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием;
совершеннолетнего лица, изображающего несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера.
2. Не являются материалами и предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних материалы и предметы, содержащие изображение или описание половых органов несовершеннолетнего, если такие материалы и предметы имеют историческую, художественную или культурную ценность либо предназначены для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности в установленном федеральным законом порядке.

Примечания. 1. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи незаконных сбыта и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок в сумме, превышающей сто тысяч рублей.
3. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи сбыта и (или) ввоза на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) если сбыт и (или) ввоз таких лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья соответственно, и (или) если указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.

2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;
в) группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изъятие их при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
2. Крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей настоящей статьи, а также статей 228.4 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Действие настоящей статьи, а также статей 228.4 и 229.1 настоящего Кодекса распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Данный пункт Закона (новая редакция), как показывают новости и актуальная информация, за последний период изменилась. Данная часть по факту осталась такой же, изменились только комментарии. Теперь ее санкции будут действовать и на те наркотики, на которые раньше распространялись санкции части 1.

О данной цели могут свидетельствовать как наличие соответствующей договоренности с приобретателями (потребителями), так и другие обстоятельства дела: приобретение, хранение указанных средств или веществ лицом, самим их не употребляющим, значительное количество, удобная для сбыта расфасовка и т.д.

Здравствуйте, Федор. Ст. 228 УК РФ не содержит часть 4. Полагаю, речь идёт о п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Наказание от 10 до 20 лет лишения свободы. Обычно квалифицируется как неоконченное преступление — ч. 3 ст. 30 УК РФ, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (соответственно, максимальное наказание до 15 лет лишения свободы)

В ноябре 2023 года в областном суде началось рассмотрение апелляционных жалоб, в ходе которых, были выявлены грубейшие нарушения и ошибки, как в следственных действиях (за которое следователь получил очередное звание, награду и повышение по службе), так и в судебных процессах, на которых были отклонены почти все ходатайства со стороны обвиняемых. Как прокуратура могла это пропустить? В итоге Областным судом 26 декабря 2023 года приговор был отменен, и дело направили в 7 отдел полиции Кировского района, где оно пролежало неделю, а затем было передано в ГУВД г. Волгограда.

Еще почитать --->  Содержание Жилого Помещения Л Гота Ветерану Труда

Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Поправки не в кайф: почему завернули законопроект МВД о наркопреступлениях

Нужно ли либерализовать эту сферу деятельности? На мой взгляд, нет, потому что угроза для страны, для нации, для нашего народа очень велика. Если человек хранит незаконно, перевозит, транспортирует, распространяет даже небольшие объёмы и дозы, нужно нести за это ответственность. Никакой либерализации здесь быть не может, — сказал Путин.

Выступление замминистра, как и вообще инициатива подобного закона от МВД, были весьма необычными, если учитывать достаточно «жёсткую» позицию МВД по вопросу легализации. Например, глава министерства Владимир Колокольцев в 2023 году, выступая также перед Совфедом, в качестве одного из успехов называл противодействие «нарколиберальным сообществам».

Потребность в возбуждении уголовного дела может быть обусловлена не только установлением бесспорных и очевидных признаков определённого состава преступления, но и необходимостью проведения следственных действий для обнаружения таких фактических обстоятельств дела, которые невозможно выявить посредством проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела. По сути, закон формирует новый механизм установления исключения из общих оснований для возбуждения уголовного дела, — объяснил позицию комитета Клишас.

Уже нельзя, как раньше, поймать потребителя и через него выйти на дилера. Любопытно, что полиция сама просит задержанных дать такие показания, чтобы потом не пришлось возбуждать дела по факту сбыта. Мы проводили на эту тему исследование, в огромном количестве дел даются одинаковые пояснения: «Шёл, случайно нашел пакетик с наркотическим средством». Очевидно, это делается по договорённости с полицией, — считает Левинсон.

В теле человека, живого или мёртвого, имеются признаки наркотических сильнодействующих или одурманивающих веществ, но при этом, что это за вещество, в каком оно количестве находится в этом теле, как его можно классифицировать, невозможно определить, — говорил Зубов.

В Госдуму внесли еще один законопроект о сроках за пропаганду в интернете наркопотребления

Кроме того, в статье появится новая, четвертая часть, которая предусматривает утяжеляющие последствия — смерть двух или более потерпевших по неосторожности. В этом случае виновного ждет лишение свободы на срок от 12 до 15 лет «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

Члены комиссии Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России внесли проект закона, который предусматривает уголовную ответственность за пропаганду наркотиков и их употребления посредством интернета. Документ значится в базе законопроектной деятельности палаты.

Речь идет о поправках к статье 230 УК РФ, которая предусматривает наказания за склонение к наркопотреблению. В частности, вторую часть этой статьи предложено дополнить пунктом с еще одним квалифицирующим признаком — если склонение к употреблению наркотиков совершено с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет.

Это уже не первый законопроект, которым предложено ввести уголовную ответственность за пропаганду наркопотребления. В октябре 2023 года депутаты Госдумы от «Справедливой России» внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект с дополнением Уголовного кодекса РФ статьей 230.3 («Пропаганда наркотических средств, психотропных, веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ»). За такую пропаганду депутаты предложили наказывать штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Если же пропаганда осуществляется в интернете или СМИ, то в качестве наказания предлагается штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности сроком до 5 лет.

Разработчики указывают, что в общей сложности в России в настоящее время блокируется доступ к 15 127 интернет-ресурсам, которые признаны пропагандирующими наркопотребление. Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве отсутствует соответствующий квалифицирующий признак, предусматривающий склонение к потреблению наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, подчеркивается в сопроводительных документах.

Госдума пересмотрит порядок возбуждения дел по наркотикам

Госдума в ближайшее время примет закон, который, по мнению депутатов, должен сократить количество необоснованно возбужденных уголовных дел за сбыт наркотиков. Но на смягчение той статьи Уголовного кодекса, которая карает за потребление и хранение наркотиков без цели сбыта, рассчитывать не стоит.

В 2023 году такого рода дел, где говорится о неустановленных сбытчиках наркотиков при отсутствии данных об их виде, массе и наименовании, времени, месте и обстоятельствах сбыта, возбудили почти 26 тысяч. До суда дошло только 23, причем по трем из них обвиняемые были оправданы. При этом поступали многочисленные жалобы — и по поводу самого факта возбуждения дела, и со стороны тех, кто оказался вовлечен в уголовно-процессуальные действия, и со стороны общественных организаций, говорил г-н Зубов.

Впрочем, Брыкин, который в прошлом сам служил в МВД, по-прежнему считает, что проблема есть, и надо ее решать: «сбытчиков надо сажать на максимальные сроки и снисхождения к ним быть не может, но потребители наркотиков — больные люди, ими нужно заниматься, и санкции за потребление и хранение должны быть изменены». С другой стороны, сказал он «МК», «это материя тонкая, и просто взять и всех наркоманов выпустить из тюрьмы нельзя, все решения должны приниматься сугубо индивидуально».

Такое бывает в случае привлечения наркомана к административной ответственности за незаконное употребление зелья в общественных местах, например, в случае смерти от передозировки, или после ДТП, совершенного гражданином в состоянии наркотического опьянения.

Цель законопроекта — «защитить граждан от необоснованного уголовного преследования»,- считает Николай Брыкин («ЕР»), который вот уже несколько лет возглавляет созданную при думском Комитете по госстроительству и законодательству рабочую группу по совершенствованию правового регулирования борьбы с наркоманией.

Адвокат Кудряшов Константин

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в значительном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в особо крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Новые правила реализации наркотических и психотропных веществ в 2023 году

Новые правила № 1871 в целом затрагивают процесс реализации наркотических и психотропных веществ. При этом требования распространяются только на НС и ПВ, а также их прекурсоры, которые подлежат контролю в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.

  • установили запрет на реализацию ПВ, НС и прекурсоров третьим лицам — их могут получить только юридические лица на основании договора;
  • участники доклинических и клинических исследований наркотиков и психотропов приобретают их в соответствии с законом об обращении лекарственных препаратов;
  • реализация веществ, необходимых для производства НС или ПВ, проводится юридическими лицами, исключение — аптечные организации, которые могут вести закупку только через Минпромторг.
Еще почитать --->  Хв Для Гвс Что Это

Помимо всего прочего Правительство значительно сократило сроки передачи сведений в Минпромторг. Раньше крайняя дата предоставления отчета выпадала на 15 октября, теперь — на 15 августа. Пока неясно, что будет тем, кто не ознакомится с новыми правилами и подаст отчет на два месяца позже, чем нужно. Читайте также: С 1 сентября 2023 года новые правила лицензирования медицинской деятельности

Правила распределения наркотических и психотропных веществ среди юридических лиц и медицинских организаций не претерпели никаких изменений. Минпромторг продолжит ежегодно утверждать план распределения средств и выдавать необходимые вещества наркотического и психотропного действия на основании заявок. Пока что сама форма заявок не изменена — она есть в приказе Минпромторга России от 16.11.2010 № 1029. Не исключено, что ее обновят после 1 марта 2023 года.

С 1 марта 2023 года начнут действовать новые правила распределения, реализации и отпуска наркотических и психотропных веществ, а также их прекурсоров. Условия уже утверждены постановлением Правительства РФ от 30.10.2023 № 1871 — они будут актуальными до 1 марта 2023 года. Разберемся, что изменится и на чем это отразится в первую очередь.

Мы нацию потерять можем»

Другой барнаулец, студент Колледжа культуры Даниил Маркин, тоже побывал фигурантом дела по части 1-й статьи 282-й УК РФ. И тоже за мем во «ВКонтакте» — на тему воскрешения Джона Сноу. После таких случаев в Twitter даже появилась страница «Текстовые мемы, за которые ты сядешь», описывающая изображения, за размещение в интернете которых на россиян заводили уголовные дела.

Одной из таких «узниц лайков» стала молодая жительница Барнаула Мария Мотузная. В 2023 году девушка перепостила во «ВКонтакте» несколько мемов о чернокожих, спустя год страницу удалила. А еще через год ее обвинили в унижении негроидной расы. Уголовное дело против нее прекратили только после изменения законодательства.

Депутат Виталий Милонов заявил, что положительно относится к инициативе президента. Нужно жестко и предельно ясно определить правила, чтобы на уровне государства было разъяснение, что такое положительно описание наркотиков и что такое пропаганда запрещенных препаратов.

В 2023 году в России приняли закон о декриминализации лайков и репостов в интернете. Ранее за забавные мемы и прочие шуточки на темы чернокожих или евреев, национализма, верующих и другие некоторые граждане подверглись уголовному преследованию. В том числе практически случайно.

Необходимо, чтобы законопроект оказывал нравственное воздействие на россиян. Милонов хочет, чтобы люди не относились к нему как к какому-то «дурацкому запрету», а понимали, какое зло несет упоминание наркотиков в положительном ключе. Особенно для легковерных детей и подростков. Но обязательно нужно давать пользователям объяснить свою точку зрения. Ведь, возможно, кто-то, например, напишет об опиуме просто в контексте произведений Агаты Кристи. Поэтому все итоговые решения должны принимать компетентные эксперты.

МВД запретит возбуждать дела о сбыте наркотиков без факта их передачи

Поправки вносят изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Ст. 146 УПК планируют дополнить новой, шестой частью. В ней ведомство предлагает уточнить основания для уголовного преследования по ст. 228.1 УК («Незаконные производство и сбыт наркотиков») и ст. 228.4 УК («Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств»). Дела по этим статьям «не могут быть возбуждены при отсутствии сведений о передаче их другим лицам, а также заключений эксперта или специалиста, определяющих вид, размер и название таких средств или веществ», — говорится в тексте законопроекта.

Как объясняют авторы документа, сейчас значительное количество дел против сбытчиков возбуждают по материалам административных производств об употреблении наркотиков или в случае смерти человека от передозировки, то есть тогда, когда сами наркотики не изымались. Из-за недостаточной доказательной базы такие дела прекращают.

Только в 2023 году следователям передали свыше 14 000 материалов по подобным фактам. В результате практически по всем эпизодам предварительное расследование остановили. А всего за прошлый год было прекращено 72,4 тысяч уголовных дел о сбыте наркотиков в связи с невозможностью установить лицо, «подлежащее привлечению в качестве обвиняемого». При этом по данным суддепа при ВС, за первое полугодие по ст. 228.1 и 228.4 осудили 9 230 человек.

Такие разные прекурсоры

Или, например, существует огромный пласт не совсем химических лабораторий, в которых используются прекурсоры из Списка IV — но редко и зачастую вообще по несколько миллилитров в месяц. Тем не менее, согласно закону, они обязаны вести строгую отчетность по использованию.

Представим такую ситуацию. Вы преступник, решивший сделать много-много запрещенных веществ с целью продажи. Допустим, вы смогли каким-то образом достать большое количество «конструкторов» — полупродуктов для производства запрещенных веществ, с которыми нужно провести всего одну или две реакции.

Здесь МВД РФ ссылается на вполне научный факт, что неожиданно: при производстве натуральных экстрактов из конопли очень трудно разделить вещества так, чтобы в конечном продукте отсутствовали каннабиноиды, которые могут влиять на ЦНС. В случае с каннабиноидами отличия в физико-химических свойствах (и, соответственно, практические способы разделить вещества в препаративных количествах) крайне малы.

В текущей редакции ФЗ, которая вспомнила о существовании аналогов и двух их основных критериях оценки… не приводятся эти самые критерии. До какого момента мы можем считать вещество аналогом? Сколько химических групп нужно для этого заменить? Сколько атомов? Кроме того — что считать «свойствами»? Можно описать фармакологические свойства вещества на основе сходства связывания с рецепторами, можно — на основе оценки психиатрами состояния человека после его приема. Но ФЗ не конкретизирует этого и даже не намекает на методы и средства оценки свойств.

Еще одной серой зоной законодательного регулирования оборота ПАВ и прекурсоров являются правила обращения с веществами-аналогами. В последней редакции ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.12.2023 аналогам, а точнее объяснению, что это, посвящен ровно 1 (прописью: один) абзац:

Уже нельзя, как раньше, поймать потребителя и через него выйти на дилера. Любопытно, что полиция сама просит задержанных дать такие показания, чтобы потом не пришлось возбуждать дела по факту сбыта. Мы проводили на эту тему исследование, в огромном количестве дел даются одинаковые пояснения: «Шёл, случайно нашел пакетик с наркотическим средством». Очевидно, это делается по договорённости с полицией, — считает Левинсон.

Однако несмотря на солидную поддержку со стороны президента, парламента и МВД, в Совфеде закон не был одобрен. Сначала против документа выступил профильный комитет по конституционному законодательству. Его глава Андрей Клишас заявил, что изменения рискуют усугубить ситуацию, вместо того чтобы помочь незаконно задержанным.

По словам сенатора, обязывая следователя проводить полноценное расследование до возбуждения уголовного дела, проблема необоснованного вовлечения граждан в доследственные проверки не решается. Зато вместо этого правоохранительным органам предоставляется дополнительное основание, которое позволит им не возбуждать уголовное дело при наличии всех признаков состава преступления. В комитете предложили установить в статье 140 УПК РФ условия, когда уголовное дело о сбыте наркотиков не может быть возбуждено.

Нужно ли либерализовать эту сферу деятельности? На мой взгляд, нет, потому что угроза для страны, для нации, для нашего народа очень велика. Если человек хранит незаконно, перевозит, транспортирует, распространяет даже небольшие объёмы и дозы, нужно нести за это ответственность. Никакой либерализации здесь быть не может, — сказал Путин.

В итоге Дума во втором чтении, 15 декабря, приняла поправки к статье 146 УПК об обращении со статьями 228.1 и 228.4 УК РФ. Как об этом говорилось в пояснительной записке, законопроект направлен на «обеспечение защиты прав граждан путём усиления их правовой защищённости от необоснованного вовлечения в „доследственные“ проверки и расследования уголовных дел, а целью разработчиков является концентрация усилий правоохранительных органов на противодействие организованной наркопреступности».

Авторы поправок отмечают, что существующее положение, «когда хранение наркотиков в крупном размере является тяжким преступлением, обеспечивает высокие показатели деятельности правоохранительных органов по раскрытию тяжких преступлений, но не защищает общество, подменяя борьбу с распространением наркотиков борьбой с потребителями».

В связи с делом журналиста «Медузы» Ивана Голунова, которому предъявляли обвинение в покушении на сбыт наркотических средств по статьям 30 и 228.1 Уголовного кодекса, многие высказывались за изменения в законодательстве. В частности, глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что необходима «серьезная реформа» 228 статьи. «Приветствую закрытие дела Голунова — хорошо, когда ошибки признают и исправляют. Но ежегодно по наркотическим статьям, осуждают около 130 000 человек. Нужна серьёзная реформа 228 статьи УК», — написал он у себя в Twitter.

Авторы поправок предлагают перевести часть 2 статьи 228 УК, предусматривающую ответственность за приобретение и хранение наркотиков в крупном размере, из категории тяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести, установив наказание от двух до пяти лет лишения свободы вместо действующей санкции от трех до десяти лет, сообщает «Дождь», ознакомившийся с текстом законопроекта. Кроме того, предлагается снизить нижний порог санкции по части 3 статьи 228 УК, устанавливающей наказание за те же деяния в особо крупном размере — с десяти до пяти (верхний порог в 15 лет остается).

Решение о внесении законопроекта в нижнюю палату парламента может быть принято 20 июня — на заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств при комитете Госдумы по законодательству, рассказал Брыкин. Проект рабочей группе направила российский омбудсмен Татьяна Москалькова. Его разработал экспертный совет при омбудсмене, сообщала «Русская служба Би-би-си».

В Госдуме разработали поправки в статью 228 Уголовного кодекса, предусматривающие смягчение наказания за хранение наркотиков без цели сбыта, рассказал телеканалу «Дождь» депутат «Единой России» и руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств Николай Брыкин.

Adblock
detector