Капитанская дочка как завещание пушкина

Духовное завещание (Капитанская дочка)

Что есть духовное завещание? Духовное завещание – это своеобразное пожелание потомкам, касающееся каких-либо нравственных категорий. Это отражение в произведении того, что волнует автора больше всего, это те проблемы, на которые он хочет обратить наше внимание, возможно даже, отобразить решение этих проблем. В произведениях – духовных завещаниях автор ставит себе цель не рассказать об эпохе или каких-то конкретных событиях, а показать, какой нравственный облик должен иметь человек, а какой – нет, показать жизненные ценности, важные для всего человечества, преобладание духовного над материальным.

Честь. «Береги честь смолоду», — так начинается роман, и в эту фразу вложен немалый смысл (то есть ты должен поступать так, чтобы впоследствии никто не имел возможности упрекнуть тебя во лжи, предательстве). Отец наказывал Петруше: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». То есть изначально нам показывается, что честь является неотъемлемой составляющей личности. Так Пётр Гринёв даже под страхом собственной смерти отказался присягать Пугачёву, так как до этого уже присягал на верность императрице, следовательно, поставил честь превыше даже собственной жизни. Этот поступок, продиктованный соображениями чести, является одним из важнейших в процессе становления Петра Гринёва как личности.

Милосердие. Темой милосердия начинается и заканчивается роман «Капитанская дочка», что только подчёркивает важность сего качества для Пушкина. Для Петра Гринёва проявленное им милосердие по отношению к Пугачёву оборачивается потом возможностью сохранить собственную жизнь. Так, поступок пожертвовавшего свой заячий тулуп бродяге, послужил для Пугачёва основанием помиловать Гринёва, даже если он отказался ему присягать. «Я помиловал тебя за твою добродетель, — говорит Пугачёв приведённому к нему Гринёву, — за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов». То есть даже таким человеком, как Пугачёв, самозванцем, способным убивать ради своего воцарения, милосердие ценится настолько, что можно в единичном случае отступиться от своих принципов (убийства за неприсягу). А это значит, что милосердие автор также считает важным качеством в процессе становления личности.

Одним из наиболее ярких примеров духовного завещания является «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. В своём романе Пушкин приводит качества человека, которые он считает важными для становления его как личности на примере Петра Гринёва. Давайте поразмышляем об этом.

На протяжении всего романа Пушкин показывает становление Петруши Гринёва, беззаботного юноши, не задумывающегося о каких-либо проблемах, мечтающего весело и праздно провести жизнь на службе в Петербурге, Петром Гринёвым, человеком, личностью, обладающей такими качествами, как честь, милосердие, способного взвешивать свои поступки, жертвовать собой ради любви (как раз тот случай, когда перед лицом смерти не рассказывает всё ради собственного оправдания, а умалчивает некоторые моменты, дабы не впутывать в судебное разбирательство возлюбленную), умеющим признавать свою вину (когда извинился перед Савельичем за нанесённую ему обиду). Так благодаря проявлению каких важных человеческих качеств праздный юноша стал личностью.

«Александр Пушкин “Капитанскую дочку” пишет как патериковый рассказ — сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями — “мало ли что. ”».

«Главная тема здесь — милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча — это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие — это любовь. Значит эта повесть — о любви».

9 марта филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Повесть “Капитанская дочка” как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества». Действие драмы разворачивается в России в период правления императрицы Екатерины II и связано с восстанием Емельяна Пугачёва.

Александр Ужанков отметил, что Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», — по объему чуть больше ста страниц — он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».

В заключение Александр Ужанков отметил, что на протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне — всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни — в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».

Еще почитать --->  С 2023 Года Я Ветерантрула, Документы На Льготы Были Предоставлены, Но Не Выплачивались. Что Делать. Кула Обратиться.

Почему глава начинается народной песней?
Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержа­ние главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые ока­завшегося в чужой стороне.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. Песня народная Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешъ! То же 28

Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

Открытый урок по литературе Капитанская дочка — духовное завещание А

Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).

7. Работа с иллюстрациями к повести.

Пушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.

Вывод: У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.

Лекция 7

Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о «Капитанской дочке». Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает «Капитанская дочка». «Это роман или повесть?» — отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.

В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть «Дубровский». Однако история Пугачева — совершенно иное дело.

«Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Еще почитать --->  На сколько повысят пенсии инвалидам 2 группы в 2023 году

Кульминацией произведения является казнь дворян и офицеров царской армии на площади, момент, когда гибнут капитан Миронов с женой, а на шее Гринева оказалась петля. Далее следует развязка. Лирическим отступлением произведения можно назвать сон Гринева, когда он попал в метель и заблудился.

Главная тема здесь — милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча — это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой.

Александр Пушкин «Капитанскую дочку» пишет как патериковый рассказ — сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями — «мало ли что. ».

Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», — по объему чуть больше ста страниц — он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути.

На протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне — всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни — в повести появляется промысл Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».

Интересно отметить большое количество слов в романе с упоминанием имени Бога. Реальная речевая практика с использованием подобных устойчивых оборотов и выражений становится определенным приемом для автора. Этим подчеркивается, что люди разных сословий, в том числе пугачевцы и сам Пугачев, взросли на одной культурной и этической, религиозной почве, и, неосознанно, хотя бы автоматически, хотя бы формально, произнося имя Бога, желают сблизиться с высшей правдой, оправдать себя и свои поступки самым святым именем-символом. Стремление к правде, понимание правоты или неправоты своих поступков присуще человеческой природе, и утверждается общественными нравами и личным авторитетом, государственными или религиозными установлениями, самой совестью человека. Пугачевцы поют песню, в конце которой разбойнику придётся «ответ держать». Свой ответ перед людьми и властью земной держит и Пугачев, когда его принародно казнят. И держится он достойно, не трусит. Его кивок в сторону Гринева – его товарищеское приветствие, которым он в эту лютую минуту дорожит, прощание с ним, и его надежда на прощение. Это понимание правоты есть у Швабрина, но гордость и самомнение толкают его превзойти и победить соперника, превращая его в недруга, мстя ему за его правоту и свою неправоту, унизив его ниже себя. Тогда как нравственный смысл в человеке требует помочь другому человеку морально возвыситься и осуществиться как личности. Рост и развитие человека, его физических, духовных, умственных сил требует от нас наша природа, но не эгоистическое их присвоение, унижение и подчинение других для собственного «я». «Бог милостив» — говорит поручик Иван Игнатьевич – «солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачеву. Господь не выдаст, свинья не съест!». Имя Бога, как и пословица с его именем должны успокоить и дать надежду на хороший исход сражения, помогают если не избежать смерти, то уверенно принять её, принять как дело божеское и справедливое.

Конфликт между нравственным началом в человеке и той ролью и чином, властью и богатством, самолюбием и честолюбием, которые человек приобрел в обществе, составляет главную суть образа императрицы в романе. Екатерина предстает в явном раздвоении своей личности: как женщина и «дама в саду», и как «императрица» во дворце. И «императрица» одержала верх над «женщиной», не позволяя ей творить милосердие и справедливость, чтобы не потерять свою власть и свой трон. Самолюбие и честолюбие не уживаются с человеческой добротой и сердечностью. А тогда жизнь и жизненный комфорт, и слава становятся дороже неких «устаревших и отвлеченных» чувств и мыслей, важнее совести и чести.

Иначе складывается судьба Швабрина, противника Гринева и его антипода в романе, его отрицательного двойника: бывшего гвардейского офицера, умеющего по-французски говорить и насвистывать арию, и, по словам комендантши «в Бога не верующего». Швабрин совершает ряд безнравственных поступков: убийство на дуэли (вероятнее всего, дуэль состоялась по его инициативе, из-за его самолюбия, как в случае с Гриневым), месть девушке за её отказ, её принуждение, а также месть Гриневу и подлый удар шпагой на дуэли. Эти события подводят Швабрина к главному нравственному преступлению: измене присяге и переход на сторону бунтовщиков. Под арестом он не кается и никак не исправляется, ложно оговаривает Гринева. Петр Андреевич и здесь сохраняет человеческое достоинство: «спокойно взглянул…, не сказал ему ни слова». Тогда как вид Швабрина: всклокоченная «длинная борода» и «злобная усмешка» напоминает зверка, загнанного в угол. Таков закономерный исход человека, изменившего своей человеческой сути. Поэтому автор называет этого персонажа преимущественно по фамилии, никак не благозвучной, лишив его права носить имя и отчество – Алексей Иванович.

Еще почитать --->  Правила Проезда Пенсионеров В Москве И Московской Области

Двум молодым героям присуще еще одно необходимое человеку свойство: желание трудиться, и трудиться творчески, увлекаясь искусством и красотой. Если Петр Гринев занялся чтением и стихами, сделался литератором, то Маша Миронова приобщилась к традиционному рукоделию: впервые появившись перед Гриневым, она «села в угол и стала шить». Её мать, Василиса Егоровна, также «разматывала нитки», находясь в «чистенькой комнатке, убранной по-старинному». И горница казака тоже оказалась «довольно опрятной». Этические и эстетические чувства всегда смыкаются и существуют вместе в природе и личности человека.

Не мог не отблагодарить Петр Гринев вожатого за избавление от метели, и не предложить ему чая, как не мог не подарить озябшему человеку заячью шубу. Не воспитание говорит в нём, не какое-либо выученное правило (автор не случайно назвал героя недорослем), а природная сердечность молодого человека: жалко ему бедствующего человека. Но себе молодой человек оставил лисью шубу, так как вместе с чувством милосердия живет в нем с рождения чувство безопасности, необходимость сохранять свою жизнь. К тому же, автор намекает на социальное положение Гринева, которому он уже обучился и которое он принял: вожатому дарится «заячья» шуба, а себе оставляется «лисья». Петр способен проявлять такие человеческие чувства, как: испытывать стыд, просить прощения, «горько плакать», быть с «беспокойной совестью» и в «безмолвном раскаянии». Горячность нрава молодого человека уже проявляется в его безрассудном желании ехать вперед, не замечая метели. Герой не терпит обидных слов о своей возлюбленной и встречается с обидчиком на дуэльном поединке. Невзирая на офицерские обязанности он едет к пугачевцам спасать Машу, а в дороге не оставляет в плену Савельича, сам попадая в плен. Все эти поступки предписывает человеку его нравственный закон. У Пушкина есть слова, сказанные о чести: она состоит «в готовности жертвовать всем для поддержания какого-нибудь условного правила». Но мы добавим: готовность жертвовать всем для сохранения своего нравственного достоинства.

Маша Миронова – образ героини, служащий тоже примером истинного героизма и верно любящей спутницы. Она, сидя в темнице, на хлебе и воде, не вышла замуж за Швабрина. Нельзя недооценивать и того, что девушка спасла Гринева от наказания, когда добралась до императрицы и сумела все ей рассказать.

Образцом порядочности в романе выступает Гринев. Он хорошо усвоил наказ отца, который говорил сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу «Береги платье снову, а честь – смолоду». Гринев понимает, что за проигранный долг надо платить и возвращает деньги Зурину. Он ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, он и не подумал оправдываться Машиным именем.

Пушкин изображает Пугачева сложной натурой. С одной стороны, он вор, злодей, государственный преступник. Он объявляет себя царем, собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице..». Но, с другой стороны, он и справедливый, благородный, помнящий добро. Именно Пугачев помог Гриневу выбраться из крепости, занятой мятежниками. Еще раз придется Петру увидеть благородство предводителя, когда он спасет Машу Миронову, капитанскую дочку, от ненавистного Швабрина. Эти поступки свидетельствуют о незаурядной натуре Емельяна Пугачева, который умел щадить не только друзей, но и врагов. Его гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение.

С чего же начинаются события в повести? Молодой офицер Петр Гринев отправлен служить в Белогорскую крепость. Следуя туда, он с дядькой Савельичем во время бурана заблудился, но случайно встретил мужика, который вывел их к постоялому двору. Юноша, чтобы отблагодарить провожатого, отдал ему свой зимний тулуп. Потом окажется, что этим мужиком был сам Пугачев.

Повесть «Капитанская дочка» — одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин – мудрый спутник нашей жизни, а его повесть о благородстве и любви потрясла мое воображение и стала любимым произведением. Теперь, когда я слышу о чести, благородстве и преданной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой, Емельяна Пугачева – предводителя крестьянской войны.

Adblock
detector